ОТРАБОТКА СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ НА МАТЕРИАЛЕ ЧИСТОГОВОРОК, ЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СТИХОВ И ДРУГИХ ТЕКСТОВ
консультация по коррекционной педагогике по теме

Татьяна Алексеевна Замыслова

            Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запо­минают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэ­тому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на пред­метные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Родничок"

Консультация для воспитателей

ОТРАБОТКА СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ НА МАТЕРИАЛЕ ЧИСТОГОВОРОК, ЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СТИХОВ И ДРУГИХ ТЕКСТОВ

   

 Учитель-логопед:

Замыслова Татьяна Алексеевна

г. Советский

            Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью. Для наилучшего «вхождения» ребенка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответствующий атрибут (например, дудочку). На данном этапе целесообразно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание: это подготавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда. Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется сопряженное проговаривание рифмованных строк логопедом и ребенком (в пределах речевых возможностей ребенка), чтение стихотворений логопедом и ребенком по ролям. Например:

Логопед: Гуси! Гуси!

Ребенок: Га-га-га!

Логопед: Есть хотите ?

Ребенок: Да-да-да!

             Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объем запоминания до 4—6 строк. Логопед подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно ведется работа по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток.

Материал, рекомендуемый для заучивания на начальном этапе коррекционной работы

Потешки, прибаутки, стихи

1. Та-ра-ра! Та-ра-ра! Ушли кони со двора!

2. Дон-дон! Дон-дон! Загорелся кошкин дом!

3. Би-би-би, — гудит машина. — Не поеду без бензина!

4. Ква-ква-ква, — кричит лягушка.

    Ку-ку-ку, — кричит кукушка.

5. Ахи-ахи-ахи-ох! Маша сеяла горох!

6. Наши уточки с утра: кря-кря-кря-кря!

    Наши гуси у пруда: га-га-га-га!

    А индюк среди двора: бал-бал, балда-балда!

    Наши гуленьки вверху: гру-гру!

    Наши курочки в окно: ко-ко-ко!

    А как Петя-петушок Раным-рано поутру

    Нам споет: ку-ка-ре-ку!

7. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!

Ку-дах-тах-тах! Снеслась в …

Пи-пи-пи! Воды попить!

Мур-мур-мур! Пугаю кур!

Кра-кра-кра! Завтра дождь ….

Му-у! Молока кому?

8. Две собачки очень строго

    Нам сказали у порога:

    — Ав-ав-ав! Гав-гав-гав!

 

9. Ой, гу-гу-гу-гу-гу-гу!

    Не кружитесь на лугу!

10. Белые гуси вышли на луга,

      Закричали гуси: «Га-га-га!».

11. Гуси начали опять по-гусиному кричать: Га-га-га!

       Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур!

       Птицы зачирикали:Чик-чирик!

       Лошади заржали:И-и-и!

       Мухи зажужжали: Ж-ж-ж!

       Лягушата квакают: Ква-ква-ква!  

       В кустах! с утра!

       А утята крякают: Кря-кря-кря!

       Поросята хрюкают: Хрю-хрю-хрю!..

12. Свистнул чижик: «Фью-фью-фью!

     Я с утра росинки пью».

13. Тили-тили-тили-тили!

     Три козы траву косили!

14. «Га-га-га! — гогочет гусь.

      — Я семьей своей горжусь».

15. Петушок с утра не спит,

      Громко-громко он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

16. Я стройный и красивый,

      Я потряхиваю гривой.

      И копытами: топ-топ,

      А по камню: цок-цок.     (Конь)

17. Цып-цып-цып, цыплятки.

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

18. Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

       — Солнцу, речке, ветерку.

      И летит на всю округу:

      «Добрый день, ку-ка-ре-ку!»

19. Во дворе стоит забор.

      На забор полез Егор. —

      «Куд-ку-да! — кричит петух.

      Разорвешь все перья в пух!»

20. Сели куры на забор

       И пустились в разговор: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

       Мы взлетели высоко!»

21. Ай, гу-гу-гу-гу-гу-гу!

      Не кружись на лугу! На лугу-то лужица,

      Головушка закружится!

22. У леса на опушке,

      Высоко на суку

      С утра поет кукушка: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»

23. Скок-скок-поскок!

Молодой дроздок!

По водичку пошел,

Молодичку нашел!

24. Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду!

Сидит ворон на дубу!

Сидит ворон на дубу

И играет во трубу!

25. Динь-дон! Динь-дон!

В переулке ходит слон.

 Старый, серый, сонный слон

Динь-дон! Динь-дон!

26. Куд-куда! Куд-куда!

Ну-ка, ну-ка, все сюда!

Быстро к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?!

27. Загудел паровоз

И вагончики повез.

— Чох-чох-чох, чу-чу-чу!

Далеко я укачу!

28. — Жук, жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи.

— Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

 Я на дереве сижу.

29. Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

— Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Я на волю улечу!

30. Люди, люди, люди!

Прилетели гули.

Сели на кровать, стали ворковать.

31. Баю-бай, баю-бай. Ты, собаченька, не лай!

 Белолапа, не скули, Мою Таню не буди.

Упражнения, направленные на развитие подражательности и формирование координации речи с движениями

  1. Тук-тук-тук-ток!

    Бей покрепче, молоток!

(Дети имитируют удары молотком.)

2. Мы ручками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп.

 Мы ножками потопаем: топ-топ-топ.

Качаем головой: так-так-так.

Мы руки поднимаем.

 Мы руки опускаем.

Мы руки подаем и бегаем кругом.

(Дети выполняют соответствующие движения.)

 3.Кукла, куколка, бай-бай!

Спи спокойно, засыпай!

(Дети имитируют укачивание куклы.)

4. Мяу-мяу, — кот пищит.

    У него живот болит.

(Дети похаживают животики.)

5. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

    Мчится поезд во весь дух!

(Дети встают друг за другом и имитируют движения поезда.)

6. Маленькие ножки шли по дорожке: топ-топ-топ.

(Дети топают ногами.)

7. Прыг-скок! Прыг-скок! Вот мой флажок!

(Дети подпрыгивают, а потом «достают» из-за спины «флажок».)

8. Бей в барабан, бей в барабан!

     Громче бей в барабан! Тра-та-та!

(Дети имитируют игру на барабане.)

9. Вот солдаты идут, вот идут, вот идут!

    Ружья на плечах несут, вот несут! Тра-та-та!

(Дети маршируют с «ружьями» на плечах.)

10. Вот охотник в лес идет, он идет, он идет.

      Волка серого убьет, он убьет, он убьет.

      Пиф-пиф-паф, пиф-пиф-паф! Пиф! Паф!

(Дети маршируют и имитируют стрельбу из «ружья».)

Подвижные и хороводные игры

1. Игра «Поезд».

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики все тук, да тук, да тук.

(Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда.)

2. Игра «Гуси».

— Гуси-гуси!

— Га-га-га!

— Пить хотите?

— Да-да-да!

— Гуси-гуси, вот вода!

— Га-га-га! Га-га-га!

— Так бегите все сюда! (Дети бегут к водящему.)

3. Игра «Цыплята» (хоровод).

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

 А за ней ребятки — желтые цыплятки.

 «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко!

Лапками гребите, зернышки ищите!»

4. Подвижная игра «Лиса и гуси».

— Гуси, гуси, я вас съем!

— Подожди, лиса, не кушай! Нашу песенку послушай:

     Га-га-га! Га-га-га!

— Надоело слушать вас!

    Всех я съем сейчас! («Гуси» разбегаются, «лиса» ловит.)

5. Игра «Куры и петух».

Петух:— Выходите, курочки, собирайте крошки

Много здесь есть мушек на моей дорожке.

(Куры крыльями махали: ко-ко-ко

Куры клювами стучали: ко-ко-ко!)

Кошка:- Выйду, выйду на дорожку,мяу, мяу!

 Там, где куры ищут крошки, мяу-мяу!

6. Игра «Пастушок».

Раным-рано поутру пастушок:«Ту-ру-ру-ру!»

 А коровки ему в лад затянули:«Му-му-му».

 — Ты, Буренушка, ступай, В чисто поле погуляй,

 А вернешься вечерком, Нас напоишь молоком.

 (Пастух «пасет стадо», «играет в рожок», созывает коров: «Ту-ру-ру!».      

  Коровы ему отвечают: «Му-му-му!»)

В зависимости от этапа коррекционной работы детям можно предложить следующие упражнения.

1. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом (нарушение произношения этих звуков наиболее распространено).

ш

Ша-ша-ша-ша  — наша Маша хороша.

 Шо-шо-шо-шо — говорим мы хорошо.

Шу-шу-шу-шу  — помогите малышу.

Ши-ши-ши-ши — на поляне малыши.

Аш-аш-аш — дайте карандаш.

Ош-ош-ош — у меня нож.

Уш-уш-уш — теплый душ.

Иш-иш-иш — у меня малыш.

Ашка-ашка — летит букашка.

Ошка-ошка — на окошке кошка.

Ушка-ушка — лягушка-квакушка.

Ишка-ишка — маленькая мышка.

Ж

Жа-жа-жа — мы видели ежа.

Жи-жи-жи — бегут ежи.

Жу-жу-жу — помоги ежу.

Жо-жо-жо — я еду на «Пежо».

Ч

Ча-ча-ча — дай мне калача.

Чо-чо-чо — ох, как горячо!

Чу-чу-чу — я гулять хочу.

Чи-чи-чи — красные кирпичи.

Ач-ач-ач — пришел врач.

Оч-оч-оч — скоро ночь.

Уч-уч-уч — у меня ключ.

Ич-ич-ич — красный кирпич.

Ачка-ачка — у меня тачка.

Учка-учка — у меня ручка.

Ичка-ичка — у меня птичка.

Очка-очка — у меня бочка.

щ

Ща-ща-ща — ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу — я тебя ищу.

Щи-щи-щи — мы ели щи.

Ще-ще-ще — я в плаще.

Ащ-ащ-ащ — у меня плащ.

Ощ-ощ-ощ — вырос хвощ.

Ущ-ущ-уш — вырос плющ.

Ещ-ещ-ещ — в кастрюле лещ.

с

Са-са-са — вот летит оса.

Су-су-су — не боюсь осу.

Сы-сы-сы — нет осы.

Со-со-со — у Сони колесо.

Ас-ас-ас — я пью квас.

Ос-ос-ос — у собаки нос.

Ис-ис-ис — я ем рис.

Ус-ус-ус — я ем мусс.

Аска-аска — у Сони маска.

Иска-иска — у Сони миска.

Оска-оска — у Сони соска.

Уска-уска — у Сони блузка.

3

За-за-за — вот идет коза.

Зы-зы-зы — нет козы.

Зу-зу-зу — не боюсь козу.

ц

Ца-ца-ца — вот идет овца.

Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.

Цу-цу-цу — не боюсь овцу.

Цы-цы-цы — нет овцы.

Ец-ец-ец — мы ели огурец.

Л

Ла-ла-ла — лопата и пила.

Ло-ло-ло — в лодке весло.

Лу-лу-лу — купили пилу.

Лы-лы-лы — новые столы.

Ал-ал-ал — темный подвал.

Ол-ол-ол — вымыли пол.

Ул-ул-ул — ломаный стул.

Ил-ил-ил — я полы помыл.

Алка-алка — у меня палка.

Олка-олка — у меня иголка.

Илка-илка — у меня вилка.

р

Pa-pa-pa — высокая гора.

Ро-ро-ро — новое перо.

Ры-ры-ры — летят комары.

Ру-ру-ру — начинаем мы игру.

Ар-ар-ар — летит комар.

Ор-ор-ор — у меня топор.

Ур-ур-ур — не гоняй кур.

Ир-ир-ир — мы за мир.

Арка-арка — у меня марка.

Орка-орка — крутая горка.

Ирка-ирка — у меня дырка.

Урка-урка — кошка Мурка.

Детям предлагается хлопать на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи).

2. Придумывание чистоговорки на заданный слог: Са-са-са — ...

3. Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи.

4. Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым.

5. И фа «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении): ! !! !!; аналогично — с использованием ударения: ! !! !!.

6. Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: Ко-ко-ко, ко-ко-ко — не ходите далеко.

7. Договорить незаконченные слова в предложениях:

  На солнышке греется коте.., на него смотрит ще... У мышки детеныш  

 мышо.., а у лисы — лисе...

  (Какой одинаковый слог прибавляется?)

8. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

9. Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры:

Это кто?   — Милиционер.

Нет кого? — Милиционера.

Помогу кому?    — Милиционеру.

Вижу кого?       — Милиционера.

Говорю с кем? — С милиционером.

Говорю о ком? — О милиционере.

10. Выбрать из трех слов то, которое подходит для рифмы:

     Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные...

    (перина, подушка, рубашка).

11. Самостоятельно придумать рифму:

Где весною было пусто,

Летом выросла...         (капуста).

Собираем мы в лукошко

 Очень крупную...    (картошку).

12. Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и      

     языкового чутья).

Односложные слова

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты ...   (спишь)!

Эй, давай играть в футбол! Забивай в ворота ...  (гол)\

Доски на гору везем, Будем строить новый ...   (дом).

Мишка плачет и ревет: Просит пчел, чтоб дали ...   (мед).

Прилетел из леса жук И залез на толстый ...    (сук).

Жил в лесу один чудак, Разводил в лесу он ...   (мак).

Динь-дон, динь-дон! В переулке ходит ...   (слон).

Десять ночей Айболит Не ест, не пьет и не ...    (спит).

Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный ...    (пес).

Для птенцов и для зверят Тоже нужен детский ...   (сад).

Двусложные слова

Заглянула в дверь коза

 — Очень грустные ...  (глаза).

По ночам сове не спится,

 Ведь сова — ночная ...  (птица).

Говорит мартышка мишке:

«Я в гостях была у ...  (мышки)*.

Солнце светит очень ярко.

Бегемоту стало ...   (жарко).

Как на тоненький ледок

Выпал беленький ...    (снежок).

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ...   (ежа).

Не придется старику

В тишине попить ...   (чайку).

Как у нашей дочки Розовые ...  (щечки).

Не послушал зайка папу

 — Отдавили зайке ...   (лапу).

Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ...  (лампу).

Трехсложные слова

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая ...  (лисица).

На даче в лесу жили разные птицы

Сороки, стрижи, воробьи и ...   (синицы).

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на ...  (машине).

И шалить без передышки

 Целый день могли ...   (мартышки).

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула ...    (мартышку).

Стала петь мышонку утка:

— Га-га-га, усни, ...   (малютка).

Среди жирных голубей

 Скачет тощий ...  (воробей).

Только жив ли петушок,

Золотой наш ...    (гребешок)

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик ...   (отгрызет)

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво?

Это же ...         (крапива).

Четырехсложные слова

А рядом бегемотики

Схватились за ...     (животики).

Елка, елка, елочка — Колкая ...   (иголочка).

И рыщут по дороге Слоны и ...  (носороги).

На лугу среди букашек

Поднялся переполох

 — Оттеснил семью ромашек

Великан- ...      (чертополох).

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик Бывший ...     (одуванчик).

13. Чтение предложений и связных текстов с предварительно разделенными на слоги логопедом словами.

14. Чтение предложений и связных текстов с самостоятельным предварительным делением ребенком слов на слоги.

15. Чтение стихов и рассказов с отстукиванием ритма и с записью ритмического рисунка:

— Гуси, гуси! !! !!

— Га-га-га! ! ! !

— Есть хотите? ! !!!

— Да-да-да! ! ! !

16. Запись слов и предложений под диктовку по слогам (сначала логопед голосом подсказывает границы слогов, затем задание выполняется ребенком самостоятельно).

17. Проговаривание, чтение, заучивание, списывание, слуховые диктанты скороговорок.

Скороговорки, рекомендуемые для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Б, БЬ, П, ПЬ

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

 У быка бела губа была тупа.

Все бобры добры для своих бобрят.

Рыбы в проруби — пруд пруди.

Т, ТЬ, Д, ДЬ

На дворе трава, на траве дрова.

От топота копыт пыль по полю летит.

Рододендроны из дендрария.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

К, KЬ, Г, Гь

Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

«Сено граблями, краб, грабь».

У елки иголки колки.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Сшит колпак, да не по-колпаковски.

В, ВЬ, Ф, ФЬ

Фараонов фаворит

На сапфир сменял нефрит.

Водовоз вез воду из водопровода.

Верзила Вавила весело ворочал вилами.

Л, ЛЬ, м, мь, н, нь

Маланья-болтунья молоко болтала,

 выбалтывала, да не выболтала.

Мимозы Мила маме купила.

Раз солгал — навек лгуном стал.

Л, ЛЬ, Р, РЬ

Карл у Клары украл кораллы,

 а Клара у Карла украла кларнет.

Два дровосека, два дроворуба,

два дровокола говорили про Ларьку,

про Варьку, про Ларькину жену.

Лара у Вали играет на рояле.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

С, СЬ, 3, зь

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

По семеро в сани уселись сами.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок,

 Соньку в лоб, все в сугроб.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов.

С, СЬ, ш, ж

Шли сорок мышей, нашли сорок грошей.

Две мыши поплоше нашли по два гроша.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Что посеешь, то и пожнешь.

ч, щ, ц

Два щенка щека к щеке

 Щиплют щетку в уголке.

Расчувствовавшаяся Варвара перерасчувствовала расчувствовавшегося Вавилу.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Молодец против овец, против молодца — сам овца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Лото "Зашумлённые картинки" - отработка двусложных слов из открытых слогов (1 тип слоговой структуры слов)

В материале представлен пример лото на отработку двусложных слов из открытых слогов ( 1 тип слоговой структуры слов) для дошкольников с ОНР....

Задания для отработки слоговой структуры слова

В данном материале представлены практические упражнения для отработки слов четвёртой слоговой структуры с набором картинок, готовых для распечатки. Упражнение "Назови девять предметов", лаби...

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....

Отработка слоговой структуры слова.

Методическая разработка может быть использована для многократного повторения слов сложной слоговой структуры в игровой форме на основе адаптированного теста Когана. Будет полезна всем заинтересованным...