Семинар-практикум "Художественно-речевое развитие детей с ОНР"
консультация по логопедии по теме

Фролова Людмила Ивановна

В статье освещается актуальность и необходимость художественно-речевого развития детей, как имеющих речевые нарушения, так и не имеющих таковых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.dlya_vospitateley.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • Осветить актуальность и необходимость художественно-речевого развития детей, как имеющих речевые нарушения, так и не имеющих таковых.
  • Определить направления и приемы работы, применяя дискуссию, обмен мнениями, практическую деятельность, выполнение специальных упражнений, активное участие педагогов.
  • Решая настоящие задачи, опираться на опыт и активно использовать специфику логопедической работы.

План проведения консультации:

I. Понятия: художественно-речевое развитие и воспитание детей.

1.Демонстрация дидактических пособий, художественной литературы и произведений изобразительного искусства, используемых в работе.

2.Практические упражнения, направленные на применение в речи образных средств с использованием специальных стихов и произведений изобразительного искусства.

        II. Актуальность работы в данном направлении для детей с нарушениями зрения.

       III. Задачи художественно-речевого развития.

1.Перечень задач и направления их решения.

2.Дискуссия на заданную тему.

3.Практические упражнения:

  • используемые в работе над интонацией и тембром голоса в диалогической речи в сочетании с пальчиковой гимнастикой;
  • с использованием игр для развития дыхания и голоса;
  • применяемые в работе над темпом и четкостью речи в сочетании с логоритмикой;
  • для введения в предложение однородных членов, синонимов, эпитетов;
  • для развития чувства рифмы;
  • направленные на обучение творческому рассказыванию по картинам.

         IY. Заключение.

               Нравственный, воспитательный и эстетический аспекты художественного развития.

       Художественно-речевое развитие – развитие речи ребенка под воздействием художественной литературы и произведений изобразительного искусства.

Решение задач художественно-речевого развития способствует формированию художественно-речевого воспитания детей.

Художественная литература  занимает важное место в процессе формирования личности. Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, прививает любовь к искусству, развивает вкус. Книга способствует появлению собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь. Возникает детская художественно-речевая деятельность, т.е. деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их пополнением, с разнообразными проявлениями в этом плане: придумывание загадок, сказок и рассказов.

Изобразительно-выразительные средства языка

Метафора – от греческого «перенос», «переносное значение»; образное выражение.

Например: «Струи фонтанов хрустальными копьями вонзаются в небо»

Олицетворение – перенос признака с живого предмета на неживой.

Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явлении какие-либо его свойства, качества или признаки (болтушка-сорока).

Сравнение: «В железных латах самовар шумит домашним генералом» (часто используются союзы «как», «словно», и т.д.)

Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения.

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление.

Например: «Снег валил с неба пудами»

Литота – художественное преуменьшение (мужичок с ноготок)

Задание участникам: определить изобразительно-выразительные средства  языка.

«Золотая осень»  Левитан, Поленов.

Осенний лес искрился желто-красными языками пламени. (Метафора)

Роща в золото одета. (Метафора)

«Большая вода» Левитан.

Тонкие березки, словно юные красавицы, заглядываются на себя в воду, как в зеркало. (Сравнение+олицетворение)

«красавицы-березки» (эпитет)

«Октябрь» Волков

«Октябрьский лес словно одинокий путник ежится на ветру». (Сравнение+ олицетворение)

«Красив осенний парк в своем уборе  (метафора)

Вот ивушка склонилась  над водой   (олицетворение)

Вот желтый лист плывет, как лодка в море  (сравнение)

Он краскою покрашен золотой.»    (Метафора)

          Ознакомление детей с литературой и фольклором, обучение их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, баек; работа по развитию образности и выразительности речи и начальных форм словесного творчества – все это должно способствовать художественно-речевому развитию.

         Важно ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Дети 6-7 лет осознанно воспринимают произведения искусства, понимают события, изображения на картине, в рисунке, замечают характерные детали, признаки, средства художественной выразительности (линия, пятно, тон, цвет, форма, контур) Произведения изобразительного искусства (портреты, жанровые картины, пейзажи, натюрморты) используются на занятиях по развитию речи. Особенно большое место в работе с детьми занимают иллюстрации в детской книге. Большой популярностью пользуются работы таких художников-иллюстраторов, как Ю.Васнецов, Е.Чарушин, А.Пахомов, В.Лебедев и др.

          Известный французский психолог Жан Пиаже считал, что интеллект ребенка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства – регулятор внутренней энергии, влияющий на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение.

        Если сюжет картин, используемый педагогом, занимателен, ярок, нестардантен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию ребенка к учебной деятельности, но и побуждает его анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

Практические упражнения, направленные на применение в речи выразительных средств с использованием специальных стихов и произведений изобразительного искусства.

На примере картин «Золотая осень» Левитана, «Октябрь» Волкова составляем метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты.

Актуальность работы в данном направлении для детей с нарушениями зрения.

          Художественно-речевое развитие актуально для всех дошкольников, но хотелось бы подчеркнуть особую важность работы в этом направлении с детьми с нарушениями зрения.

           У большинства из этих детей зрительные нарушения врожденные. В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий ЦНС.

           Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.

          Нарушение зрения детей сказывается прежде всего на их восприятии. Отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений на картине. Неточность представления об окружающем предметном мире провоцирует накопление в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника.

Недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний, затрудняет осмысление материала, ведет к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

           В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, сказывающася на развитии речевой системы в целом: в особенности накопления словаря, понимании смысловой стороны речи, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

                                 Задачи художественно-речевого развития

1.Развивать умение слушать художественные произведения; эмоционально отзываться на них.

Важные замечания:

  • отбор художественных произведений в соответствии с возрастом;
  • оформление художественного произведения;
  • эмоциональная заинтересованность взрослого;
  • объяснение неизвестных ребенку слов и выражений перед чтением текста;
  • возможность высказаться, выразить свое мнение, впечатление о прочитанном;
  • речь педагога (четкая, ритмичная, спокойная, выразительная, эмоциональная)

2.Научить воспринимать содержание произведений в единстве с формой, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств.

  • Уточнение понятия «изобразительно-выразительные средства»: синонимы, антонимы, метафора, сравнение, олицетворение; пословицы и поговорки; фразеологизмы, эпитет, гипербола, литота.

      3. Учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения; выразительно исполнять произведения, пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонациями, регулируя силу голоса и темп чтения.

Важные замечания:

  •  в работе над интонацией и тембром голоса очень полезны инсценировки, сказочные театрализации, распределения выступлений по ролям, театрализованные игры, а также чтение и пересказ определенных сказок, где есть возможность подражая героям, менять тембр голоса и интонацию.
  • очень полезна работа над диалогической речью, которая является первичной формой речи ребенка.

Практикум. Диалоги в сочетании с пальчиковой гимнастикой.

                     Важно отметить работу над физиологическим дыханием. 

Дыхание – база для формирования фразы. Недочеты детского дыхания преодолеваются:

  • развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
  • выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Правильное речевое дыхание – перед фразой довольно быстрый вдох через рот и медленный спокойный выдох во время произношения или пения.

       Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибание пальцев; называть ребят своей группы по именам)

        В младшей группе дети приучаются говорить на одном выдохе короткими фразами от 2 до 5 слов, а в средней и старшей фразы несколько удлиняются.  

       Развитию дыхания очень помогает пение.

Практикум. Дыхательные игры.

      Проблемы дыхания, нарушение темпа речи, смазанность и нечеткость звукопроизношения решаются так же с использованием логоритмических упражнений.

Практикум. Логоритмика.

Практикум.  Развитие высоты и силы голоса.

Отдельно бы хотелось отметить технику введения в предложение однородных членов, синонимов, эпитетов.

Практикум на подбор синонимов, однородных членов, эпитетов.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость на образную речь, чувство рифмы, ритма и чувство стиля.

 Дискуссия.

Чтение стихов.

Практикум.  Развитие чувства рифмы.

5. Научить детей применять полученные на занятиях знания и умения в самостоятельной деятельности.

          Важно на занятиях по развитию связной речи обучать детей творческому рассказыванию по картине.

          Необходимо стимулировать детей рассказывать о себе, о проведенных выходных, каникулах и т.д.; сочинять стихи, рассказы, сказки.

                                        Народные промыслы  (слова и выражения)

Художественные изделия из бересты:

Береста, резьба, березовые лучины, березовая кора, березовый сок, корзины и короба, березовые туеса, шкатулки, ларцы, лапти, скоморохи, балалайки, кружевные узоры.

Хохломская роспись:

Ярмарка в старинном селе хохлома, сказочная жар-птица, золотая хохлома, затейливый орнамент, алые гроздья рябины, завитки трав и листьев, мерцающий золотой фон, золотистая расписная ложка.

Гжельская керамика:

Керамика, светильники, декоративные вазы, белоснежная керамика, синяя роспись, синяя краска – кобальт, рукоделие, гжельские умельцы, чудесные узоры; керамика, покрытая глазурью.

 Заключение:

       Художественно-речевое развитие направлено прежде всего на возникновение любви и интереса к литературе. Возникший у ребенка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки, стихотворения способствуют лучшему их запоминанию, усиливают воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном, эстетическом плане.

       Приобретая навыки выразительной речи, ребенок духовно обогащается, у него развивается способность чувствовать художественный образ, улавливать ритмичность поэтического слога. Индивидуальное исполнение побуждает к поискам образных речевых средств, помогает выразить свое отношение к сюжету, персонажам.

      Планируя работу по художественно-речевому развитию, необходимо учитывать возрастные особенности детей и подбирать такие произведения, которые доступны им по содержанию, своим выразительным средствам, исполнению.

                                                   Список литературы:

  1. Н.А.Ветлугина                           Сборник статей «Эстетическое воспитание                      

                                                               в детском саду»  М. 1998г.

  1. М.М.Алексеева                          Методика развития и обучения родному

                                                               языку дошкольников.  М. 2000г.

  1. М.Е.Хватцев                               Логопедия. М., 1996г.
  2. В.И.Селиверстов                        Речевые игры с детьми. М. 1994г.
  3. Е.А.Лапп.                                    Развитие связной речи детей 5-7 лет с        

                                                                нарушениями зрения.  М. 2006г.

  1. Л.Г.Парамонова                          Стихи для развития речи.  М. 2007г.
  2. Т.А.Ткаченко                              Большая книга заданий и упражнений на

                                                                развитие связной речи малыша.  М.2008г.

  1. Т.А.Ткаченко                              Логопедические упражнения.  М.2008г.
  2. Т.А.Ткаченко                              Обучение детей творческому рассказыванию

                                                                по картинкам.  М.2005г.

   10.  О.Жукова                                     Игры со сказками.  М. 2003г.

   11.  Н.А. Курочкина                           Знакомим с пейзажной живописью.

                                                                С-Петербург. 2000г.

   12.  Л.М.Козырева                             Развитие речи.  Ярославль  2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

«Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры» Развитие способностей детей посредством внедрения инновационных технологий, создание среды для развития интеллектуально развитой личности.

Развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий, создание среды для развития интеллектуально развитой личности.Осново...