Педагогический опыт по теме «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»
проект по коррекционной педагогике на тему

Скачко Елена Владимировна

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt.skachko_e.v.det_.sadno18_.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

                        педагогического опыта

 воспитателя структурного подразделения

«Детский сад №18 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Скачко Елены Владимировны

по теме «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у

 детей с задержкой психического развития»

         1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его  значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности.

У детей с ЗПР страдают все предпосылки успешной деятельности, имеют место эмоционально-волевые нарушения, что в свою очередь приводят к снижению общей активности и низкой мотивации детей. Следует констатировать, что большинство детей имеют нарушения мелкой моторики, в то время как движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития детей.

Учитывая особенности дошкольного возраста при коррекционно-развивающей работе, для ее эффективности необходимо опираться на ведущую деятельность дошкольника-игру. Среди множества игр, которые описываются учеными и практиками, особое место занимают пальчиковые игры.

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка.

Выбранная мною тема очень  актуальна, практически значима и обязана получить свое дальнейшее развитие, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у  детей с ЗПР формируется  речь, память, мышление, воображение и внимание. Все вышесказанное обусловило актуальность выбора моей темы.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного развития мелкой моторики детей   с  ЗПР.

Наблюдая за детьми, пришедшими в мою группу, заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут держать ложку, карандаш; другие – собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом; третьи – застегивать и расстегивать застежки (замки – молнии, липучки) на одежде.

Озадачивало и то, что многие дети плохо или вовсе не разговаривают.Развитие мелкой моторики напрямую связано с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием моторики детских пальчиков.

При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка.Развитие мелкой моторики возникает не сразу. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры положительно влияют на эмоциональное развитие – радуют, учат общаться, они увлекательны. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулируют развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроту реакций. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В нашей группе для этого созданы следующие условия:

1. Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.

2. Создана предметно-развивающая среда.

3. Разработаны картотеки дидактических игр и пальчиковых игр.

4. Используются разные виды продуктивной деятельности.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики рук, проводимые в воспитательно-образовательном процессе, позволят детям почувствовать свою успешность.

Ведущая идея опыта заключается в том, что определив пути повышения уровня развития мелкой моторики рук у детей с ЗПР посредством пальчиковых игр и создав необходимые условия для реализации дети учатся играть, развивается речь, вырабатываются основные элементарные трудовые навыки, умения по самообслуживанию.

         3.Теоретическая база опыта.

Мелкая  моторика  рук– это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной  работой мелких мышц  руки и глаза. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как  внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь . Развитие  навыков  важно  потому, что  вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования  точных, координированных движений  кистей и пальцев, которые  необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать,  а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных  действий, а отставание в таком  развитии у детей препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции  различными  мелкими предметами, сдерживает  развитие некоторых  видов  игровой  деятельности,  препятствует  речевому  развитию.

Теоретическая база немаловажна в работе каждого педагога. Именно обогащая свой опыт исследованиями специалистов, педагог может построить полноценный процесс работы с детьми.

Недостатки развития моторной сферы у детей с  ЗПР отмечаются как отечественными,так и зарубежными учеными.

Эта тема затронута в трудах основоположников отечественной психологии Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина.Так же исследованиями связи руки и мозга занимались такие ученые,как:физиологи И.П.Павлов,В.М.Бехтерев,И.М.Сеченов;исследователь детской речи – М.М.Кольцова, японские и китайские ученые-Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми;  педагоги-В.А.Сухомлинский,М.Монтессори.

Моя работа по данному направлению строится на основе учебно- методических пособий:

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

2.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011;

 3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;

4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить» (Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей ).//М. «ГНОМ и Д», 2007;

 5.Крупенчук  О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера».

Санкт-Петербург, 2005;

6.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.:ЗАО Центрполиграф, 2005.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,  содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

 Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы.

Основной целью инновационного проекта является: развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с ЗПР.

 В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:

-  использование  пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР;

- обогащение  предметно-развивающей среды нетрадиционными пособиями для развития у детей мелкой моторики рук;

-  повышение  компетентности родителей в значимости пальчиковых игр для детей.

При решении поставленных задач я основывалась на следующих принципах:

-Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых детей.

-Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.

-Принцип поэтапности.  Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, который  вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.

-Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

-Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.

-Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.

-Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

Для работы по данному направлению в группе была создана предметно-развивающая среда, в соответствии с ФГОС ДО .  В группе был создан уголок «Ловкие пальчики». Ребята играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок. Собрано много материала на использование пальчиков игр:

- большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое;

- сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом;

-игры с песком, водой;

- пальчиковый театр;

- раскраски, трафареты;

- виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы)

Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:

Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая:

1. стимулирует развитие мелкой моторики;

2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.) ;

4. развивает воображение, память, мышление и внимание;

5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.

Игры – шнуровки:

1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

4.способствуют развитию речи; развивают творческие способности; усидчивость;

5. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:

  • Индивидуальные беседы;

• Консультации: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; «Игры на развитие мелкой моторики рук»; «Для чего необходима пальчиковая гимнастика»;

• Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей  с ЗПР»

• Рекомендации родителям определяю в виде памяток «С пальчиками играем, речь развиваем», «Игры из сундучка»; «Говорящие прищепки».

Работу «Развитие  мелкой моторики  посредством пальчиковых игр у детей    с ЗПР » я выстроила поэтапно:

1 этап - анализ  методической литературы по данной теме.

2 этап - проведение мониторинга, с целью выявления уровня  развития мелкой моторики  детей.

3  этап -  объединение имеющихся ресурсов группы в центре             сенсомоторного развития.

4  этап -  привлечение  родителей к работе по данной проблеме.

5 этап -  активное  применение в работе   проекта в условиях современной программы дошкольного учреждения.

6 этап  -  педагогический анализ для сравнения достижения результатов

В рамках реализации проекта,  использую разнообразные формы работы с детьми:

Традиционные:

           - самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

           - игры с пальчиками с речевым сопровождением;

          - пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);

            - игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;

            - кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.

           Нетрадиционные:

           - самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;

          - игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей с ЗПР  при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.

5.Анализ  результативности.

Результативность работы подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей, отраженной в результатах контрольного обследования. Сравнительный анализ по данному направлению свидетельствует о качественных изменениях уровня развития детей с  ЗПР.

Развитие пальцевой моторики у детей с  ЗПР положительно сказывается на становлении речи, необходимой  при   любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка с нарушением интеллекта более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает в манипуляции с мелкими предметами. Пальчиковые игры развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Организация данной работы не трудоемка при наличии  дидактических  материалов, образцов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.

Трудности при применении данного опыта могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

7. Адресность опыта по использованию опыта.

            Представленный материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений работающих  с детьми с  ЗПР, заинтересованным и внимательным родителям.

 Предложенный  педагогический опыт работы можно реализовать с детьми от 3 до 7 лет, как в  непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности дошкольников.

8. Приложения.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики для детей с ЗПР «Солнышко»

Цель : развивать речь детей посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Задачи: развивать координацию движений обеих рук; формировать контроль за мышечным тонусом пальцев ,координацию движений рук и зрения; учить ритмично, четко и внятно рассказывать стихотворения, согласовывать движения рук   и пальчиков со словами, свои действия с действиями других детей; формировать познавательный интерес, усидчивость, любознательность, самостоятельность, интерес к занятиям , к развивающим играм.

Методы и приемы: игровой прием, использование пособий,  вопросы, упражнения для развития мелкой моторики рук.

                                               Ход занятия

                        Дети входят в группу . Встают в круг.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

 - А теперь  возьмитесь за руки, посмотрите друг  на друга и улыбнитесь!

 - Молодцы ! Проходите сюда, присаживайтесь на подушечки .

Сюрпризный момент :

 Из-за ширмы появляется девочка .

Ариша: Здравствуйте ребята! Меня зовут Ариша  я очень люблю играть!

 А вы любите? Приготовьте свои ручки  будем играть!

Пальчиковая игра «Как живешь?»

 - Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

- Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

 Ариша: Я хочу загадать вам загадку :

Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,

 Ведь в моё оконце
 Ярко светит…(Солнце)

Ариша: Ой ,что –то солнышко загрустило , совсем его тучка закрыла .

Воспитатель: Не грусти, Ариша, мы с ребятами развеселим  солнышко !

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко (Шевелят пальцами обеих рук).
Погуляй у речки
Солнышко, солнышко, (Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Разбросай колечки.

Мы колечки соберем,(Делают хватательные движения щепотью).
Золоченые возьмем.
Покатаем, поваляем(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернем.(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Воспитатель: Посмотрите, ребята у меня тоже в окошке светит солнышко. (Обращает внимание на мольберт, на котором прикреплено солнышко). Какое солнышко, большое или маленькое? (Большое). А оно грустное или веселое? (Грустное).

Ариша: Мне кажется, что у нашего солнышка чего-то не хватает. Как вы думаете, чего? (Ответы детей). Правильно, Солнышко забыло протянуть нам свои лучики. Придется помочь  солнышку. У меня в красивой коробочке есть, то, что нам поможет. (Открывает коробку). Что это? (Прищепки).

Воспитатель:  Ребята, а какого цвета солнышко? (Желтого.) А какого цвета мы сделаем лучики? (Желтого). Правильно такого же желтого как солнышко. Выберете прищепки желтого цвета и прицепите прищепки к солнышку, и у него получатся замечательные лучики. (Дети выполняют задание). Ребята, посмотрите, каким стало наше солнышко? (Веселым). Солнышко развеселилось и приглашает вас поиграть.

Утром солнышко встаёт выше, выше,    (Руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.    (Руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,      (Делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся   (Хлопаем в ладоши)
Ариша:   Солнышку очень понравилось играть с вами и оно приготовило вам сюрприз ! А сюрприз спрятан вот в этих  мисках с фасолью.

 Подойдите к столам , опустите ручки  и пошевелите  пальчиками .

Воспитатель: Посмотрите, как светло и радостно стало в нашей группе. И за окном выглянуло солнце! Давайте улыбнемся друг другу и солнцу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР» учителя-логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ермошиной Галины Николаевны

Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии.  А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовн...

Роль развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр, как фактора развития речи детей раннего возраста.

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Роль развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр, как фактора развития речи у детей раннего возр...

Учебно-методическое пособие по теме:«Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»

У детей с ЗПР страдают все предпосылки успешной деятельности, имеют место эмоционально-волевые нарушения, что в свою очередь приводят к снижению общей активности и низкой мотивации детей. Следует конс...

Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с ЗПР

развитие мелкой моторики при помощи пальчиковых игр...