Специфика работы воспитателя ДОУ в группе для детей с ТНР.
статья по коррекционной педагогике на тему

Сафронова Зоя Корниловна

В статье описана роль воспитателя, который работает с детьми  С ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика работы воспитателя ДОУ в группе для детей с ТНР. Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят как составная часть в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии таких детей, в коррекции и компенсации их дефекта, в подготовке к школе. Успех ранней коррекции речевого дефекта ребенка дошкольного возраста во многом зависит от уровня профессиональной подготовки логопеда и воспитателя, работающих в группе. Коррекционное обучение охватывает широкий диапазон уровней речевого развития: оно начинается с первых детских слов и заканчивается развернутой фразовой речью, когда ребенок может свободно выражать свои мысли. Специфика работы воспитателя дошкольного учреждения в группе для детей с ТНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Индивидуальные занятия воспитатель проводит во второй половине дня, после дневного сна. Дошкольное воспитание детей с различными видами речевых нарушений является составной частью системы образования и решает задачи комплексного воспитания в соответствии с возрастными, индивидуально- психологическими и речевыми особенностями. В процессе образования и воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях специального детского сада осуществляются те задачи, которые определены в области физического, умственного, эстетического и нравственного развития детей дошкольного возраста. Основными задачами коррекционного обучения являются: - практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; - формирование правильного произношения (артикуляция, звукопроизношение, слоговая структура, фонематическое восприятие); - подготовка к обучению грамоте; - развитие навыков связной речи. Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные советскими дефектологами и логопедами (Л.С. Выготский, Р.Е.Левина, В.И. Лубовский и др.) 1. Принцип развития – позволяет выявить ведущий дефект и обусловленные им недостатки психического развития. 2. Принцип системного подхода – реализуется в процессе взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико- грамматических компонентов языка. 3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития – лежит в основе воздействия на те психические особенности детей с ТНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в ДОО, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. Режим дня и НОД логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач. В работе с детьми с нарушениями речи воспитатель ДОО выполняет помимо общеобразовательных задач и ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. В ДОО для детей с ТНР воспитателю предоставлены все возможности для всестороннего формирования поведения и личности ребенка с речевым дефектом. В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевыми особенностями ребенка, формирование интереса к занятиям. Основные задачи воспитателя в развитие речи детей с ТНР состоят в следующем: - расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем мире; - развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; - автоматизация в свободной самостоятельной речи детей навыков правильного произношения звуков, слоговой структуры, грамматического оформления речи в соответствии с коррекционно-образовательной деятельности для обучающихся с ТНР. Коррекционно-речевая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных учителем – логопедом. Воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении достигнутых результатов на занятиях с логопедом. В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состояние речевой деятельности детей на каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель следит за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т.п., в случае необходимости в тактичной форме исправляет речь ребенка. Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи. В обязанности воспитателя входит знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий обучения. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речи, имеющих отягощающий анамнез, отличающихся психофизической незрелостью. Воспитатель должен уделять большое внимание разнообразию форм работы, вызыванию инициативы у детей, снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом. В связи с этим, должен хорошо знать способности своих воспитанников. На основе учета потенциальных возможностей детей происходит развитие интереса к речи и к логопедическим занятиям. Процесс усвоения родного языка, совершенствования, формируемых на логопедических занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие (физическое, нравственное, эстетическое). Благоприятным условием воспитания в ДОО является также общество сверстников, возможность общения друг с другом, совместные игры и занятия. У детей при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения. Основой для организации НОД по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой: «Детский сад», «Профессии людей», «Посуда», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т.д. Речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных действиях с предметами, видах действительности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания или беседы по картинке. Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используются сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т.д., выполнение заданий по классификации предметов, действия, признаков (с помощью картинок). Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно: - дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением; - с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений; - воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям. Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие виды, как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картинок и беседы по вопросам, повторение рассказов – описаний, составление воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению четко и точно отвечать на поставленные вопросы (полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой учителя-логопеда. При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в понимании и практическом употреблении. Словарь пассивный, должен быть значительно шире активного. Необходимо обговорить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей. Роль воспитателя в воспитании и развитии речи детей с ТНР, очень велика и обязательно должна быть тесно связана с учителем-логопедом. Задача учителя-логопеда – умение правильно диагностировать нарушение, определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный поход к ребенку с учетом личностных особенностей. Воспитатель в течение дня наблюдает за поведением детей, создает благоприятную атмосферу в детском коллективе, сглаживает отрицательные переживания, уделяет большое внимание развитию мелкой моторики, проводит все необходимые занятия для общего развития ребенка. Все занятия взаимосвязаны с занятиями учителя-логопеда. Полученные знания на занятиях с логопедом воспитатель закрепляет в процессе НОД и свободной деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Специфика работы воспитателя в группах компенсирующей направленности»

В материале говориться о специфике работы воспитателя в группах компенсирующей направленности....

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а...

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Специфика работы воспитателя в группах комбинированной или компенсирующей направленности с детьми, имеющими речевые нарушения»

В группах для детей комбинированной и компенсирующей направленности существует два направления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное. Коррекционно-развивающее направление...

Специфика работы воспитателя в разновозрастных группах

Специфика работы воспитателя в разновозрастных группах...

Специфика работы воспитателя логопедической группы

4. Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста...