Конспект доклада по презентации "Разноцветная игра"
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Козакова Елена Михайловна

Доклад сопровождающий презентацию "Разноцветная игра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_raznotsvetnaya_igra.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый вечер, уважаемые родители.

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить на важную тему. Нашу встречу я назвала «Разноцветная игра». Речь пойдет об основном виде деятельности детей дошкольного возраста – игре.

Начну с основного принципа дошкольного образования. Он заключается в полноценном проживании ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного. На слайде вы видите картинки с помощью которых представлены три периода. Первый от 0 до 1 года. Второй от года до 3 лет. И третий – дошкольный от 3 до 7 лет. Хочу обратить ваше внимание на то, что период от 0 до 1 года проходит в семье. И является важнейшим в развитии психического и эмоционального мира ребёнка. От того как родители общались в данный период с ребёнком,  зависит будет ли у него сформирована высокая потребность к познанию окружающего мира. Очень часто родители уделяют внимание в основном физиологическим потребностям ребёнка, забывая о том, что до 3 лет формируется «фундамент», основа психического развития. Если в семье не уделялось должного внимания развитию познавательной сферы ребёнка, то качество  «фундамента» низкое.

Познавательный интерес во всех вышеперечисленных этапах развивается посредством игры – основной и важнейшей деятельностью.

 Это не только забава, удовольствие, баловство.
Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.
Почему в дошкольном возрасте все познается легко, запоминается быстро, и тот объем информации, который ребенок так спокойно усваивает за первые 5-6 лет, просто огромен? Ответ очевиден. В детстве все познается в игре, непроизвольно запоминаются яркие впечатления и интересные факты, которые потом помнятся очень долго.

Развитие малыша, посещающего детский сад не может быть полноценным без взаимодействия педагогов и семьи.
Обучение ребенка дома — это не обязательно уроки в официальной форме, как в школе. Домашнее воспитание и обучение ребенка не должно быть чем-то скучным, а наоборот, это занятие должно быть очень интересным и увлекательным как для ребенка, так и для родителей. Необходимо просто подумать о том, что вы делаете, и как ваш ребенок это воспринимает. Например, часто родители спешат домой с работы, хотя по дороге домой можно понаблюдать за окружающим миром, погулять, снять напряжение ребёнка, накопленное в саду. Дома усаживают детей  перед телевизором, чтоб они не мешали, готовят ужин и одновременно думают о том, что сегодня был тяжелый день, и все, о чем они мечтают — это просто сесть и расслабиться, но сначала ведь нужно покормить детей. Но было бы гораздо лучше, если бы родители поступали иначе: попросили детей помочь им с приготовлением ужина, вместо того чтобы сидеть, уткнувшись в телевизор. Это было бы полезней как для родителя, так и для ребенка, потому что ребенок приобретет необходимые навыки приготовления пищи, а вы устраните частую ошибку родителей — нехватку общения с детьми, поговорите с ребенком о его успехах и проблемах, а заодно и расслабитесь, так как произойдет смена обстановки. Следует поставить приоритет наслаждения обществом своих детей перед работой и проблемами. Это самый лучший способ отдохнуть после рабочего дня, сменив обстановку.
     Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий — это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям.
      Для педагогов в развитии воспитанников существует ряд целевых ориентиров, с которыми я вас сейчас познакомлю.

Итак, к целевым ориентирам раннего возраста относится следующее:

  1. Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действие с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и др.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
  3. Владеет активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек.
  4. Стремится к общению с взрослыми и сверстниками. Активно подражает взрослым в движениях и действиях. Появляются игры в которых ребёнок воспроизводит действия взрослых.
  5. Проявляет интерес к стихам, песням, сказкам, рассматривает картинки, стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается на различные произведения культуры и  искусства.
  6. У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды  движения (бег, лазание, перешагивание).

Предлагаю Вам немного  рассмотреть ребёнка со стороны психических процессов, которые необходимо развивать в раннем возрасте. Это – внимание, восприятие, память, мышление, воображение, ощущения.

Для начала проведём упражнение «Запрет». Многие родители боятся за своего ребёнка, и пытаются оградить его от всяких трудностей. Некоторые родители считают, что проявление детской инициативы в возрасте от 1года до трех лет ещё рано. (В роли ребёнка выступает один из родителей. Он выходит в центр комнаты. Ведущий говорит, что родители часто запрещают детям много двигаться, сетуя на то, что вспотеешь, заболеешь, упадёшь, вымажешься и т.д. Завязываем родителю ноги. Далее родители часто говорят ничего не трогай, разобьешь, это дорого стоит, а это опасно. Завязывает руки родителю. Не смотри – это плохо, помолчи, сядь,  посмотри лучше мультфильм. Завязываем глаза и рот. Не слушай, что говорят взрослые. Это тебе навредит.  Иди играй. Завязываем уши).

Вывод.  Запреты сковывают ребёнка, не дают возможности развиваться. В таком состоянии невозможно идти вперед. (Обсуждение упражнения, вопросы родителей).

Предлагаю побыть немного детьми и поиграть в развивающие игры.

1 игра «Золушка» (крупы или игрушки) - ощущения

2 игра «Дорога из прищепок» (кто быстрее построит) – моторика, цвет.

3 игра «Найди игрушку» - внимание

4 игра «Чего не стало?» - внимание, память

5 игра «Кто быстрее?» - цвет, форма

6 игра «Кулак, ладонь, ребро», «Пальчики знакомятся» или «Колечко»

7 игра «Найди отличия»

8 игра «Угадай на ощупь» - овощи и фрукты

Далее родители по очереди вытягивают из коробочки цитаты об игре. Проводим обсуждение цитаты. Родители высказывают свое мнение.

«Игра – психический витамин»   - Е.А. Аркин

«Игра  детей -  зеркало  общества» - Юлиус Фучик

«Подвижная игра  - незаменимое средство развития ребёнка»   -   Е.А. Аркин

«Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»  -

А.С. Макаренко

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»

 После обсуждения цитат предлагаю упражнение «Стаканы».

В 3 стакана наливается вода. В 1 стакан ничего не добавляем. Во второй бросаем кусок земли – грязи. В третий насыпаем немного золотой краски.

Пояснения: Первый стакан  - это ребёнок, растущий  и развивающийся в семье сам по себе. С ним ничего понятного не происходит. И неясно кто чего туда добавит на жизненном пути ребёнка. Второй стакан – это ребёнок, растущий в семье с запретами, криками, неуважением его потребности в познании окружающего мира. Он грязный. И третий стакан с золотой водой – это ребёнок, растущий в семье, где родители проявляют неподдельный интерес к развитию своего чада, которые окружают его заботой и вниманием, позволяют быть самостоятельным  и активным.

Выбор за вами, уважаемые родители, мы только ваши помощники.

           

Цели: развитие внимания, мышления, памяти, воображения у детей 2-3 лет.

  1. «Какая игрушка спрятались»

Материалы:  игрушки 3-8 штук, платочек.

Ход игры:

Расставить на столе игрушки, начиная с  трех и постепенно увеличивая их до восьми. Назвать, повторить  с детьми, накрыть платочком, убрать одну игрушку. Спросить, чего не стало? Постепенно можно убирать не по одной, а по несколько игрушек сразу.

Также можно играть не с игрушками, а с картинками.

  1. «Какая игрушка появилась»

Материалы:  игрушки 3-8 штук, платочек.

Ход игры: игра похожа на предыдущую игру, только мы не прячем игрушки, а наоборот, добавляем.

  1.  «Строим дорожки»

Учим детей последовательности.

Материалы:

  • Крупная мозаика 4 цветов.
  • Кубики,  кирпичики большие и маленькие.

Ход игры:

С мозаикой: сначала использовать два цвета. Показать детям, как можно сделать дорожку, используя два цвета. Например,  красный – желтый,  красный – желтый, затем поставить красный и спросить: какая мозаика будет следующая? Выбрать надо из этих двух цветов. Дети по очереди продолжают выстраивать дорожку. После того,  как дети научились выкладывать мозаику из двух цветов, можно усложнить задание. Или выкладывать сразу две дорожки: красный – зеленый, желтый – синий, раздав детям сразу все цвета. Или  выкладывать дорожку  не из двух цветов, а из трех: красный – желтый – зеленый, красный – желтый – зеленый.

С кубиками: принцип игры такой же. Выкладываем  кубики так: большой – маленький, большой – маленький.  Усложняем:  два больших – два маленьких, или два маленьких – один большой.

С кирпичиками:  поставить на ребро – положить, поставить на ребро – положить, и т.д. усложнение такое же, как с кубиками. Также  можно дорожку сделать из кубиков и кирпичиков.

  1. «Сортировщик»

Учим детей сортировать предметы.

Материалы:

  • 4- 7 одинаковых корзинок (тар), цветная детская посуда по 4 предмета каждого вида.
  • 4-7 одинаковых корзинок (тар), геометрические фигуры по 4-8 штук из игры «Конструктор геометрический»

Ход игры:

С посудой: повторить название посуды: тарелки, блюдца, чашки, ложки большие, ложки чайные, вилки, ножи.  Расставить 4 корзины. Сначала сортируем по цветам. В каждую для образца положить по два предмета одного цвета. Дальше упражнение выполняют дети.  Раскладывают все предметы по цветам. Затем сортируем по видам. Выставляем 7 корзинок. В каждую кладем по два предмета: две чашки, две ложки и т.д. Дети должны  разложить посуду не ошибаясь по корзинам.

С фигурами: повторить название фигур. Задание выполняется также как и с посудой. Сначала раскладываем по цветам, затем по фигурам.

  1. «Игрушки  для зверят»

Учим детей находить одинаковые предметы.

Материалы:  мишка и зайка, разные игрушки одинаковые по две  штуки: два кубика, два шарика, две погремушки, две машинки, два флажка, две тарелочки и др.

Ход игры:

Познакомить  детей с мишкой и зайкой. Остальные игрушки выложить на столе(не все). Объяснить, что зверята любят играть только одинаковыми игрушками. Показать, вот мишка играет кубиком, положить возле него кубик, и зайка играет точно таким же кубиком. Положить перед зайкой шарик. Сказать, вот зайка играет шариком, спросить, а чем же будет играть мишка? Дети должны найти шарик и положить его возле мишки. Когда дети научаться находить по одному предмету предлагается находить по два, три предмета. «Вот мишка играет погремушкой, машинкой и шариком, а зайка только машинкой. Каких игрушек у него не хватает?» дети находят недостающие игрушки и кладут рядом зайкой.

  1. «Кубики для кукол»

Материалы:  две куклы, цветные кубики ( мозаика, цветные геометрические фигуры).

Ход игры:

Задание похоже на предыдущее. Только здесь раздаются кубики сначала по одному, например, синему. «Вот у Кати синий кубик и у Маши синий кубик». Затем по два: «У Кати  зеленый  и красный кубик, а у Маши только зеленый, какой надо добавить кубик, чтобы у них стало одинаково?».  Затем  по три и по четыре.  Варианты: у Маши красный, синий и желтый, а у Кати только желтый.  У Маши зеленый,  красный, синий и желтый, а у Кати красный и  синий. У Кати два синих, красный и желтый, у Маши только красный и желтый. У Маши три красных и зеленый, а у Кати один красный и  зеленый кубик. У Кати есть кубики, а у Маши нет.  И др.

Также можно играть с крупной мозаикой и геометрическими фигурами.

  1. «Какого цвета?»

Материалы:  4 предмета  4 цветов.  Например,  флажок – красный, фломастер – синий, шарик – зеленый, кубик - желтый, мешочек.

Ход игры:

Показать детям предметы, повторить цвета. Сложить их в мешочек. Спросить какие предметы были в мешке. Дети называют, что было и какого цвета.

  1. «Веселый мешочек»

Материалы:

  • Разные игрушки:  флажок, машина,  неваляшка, пирамидка, кукла, и др., мешочек.
  • Разные предметы: расческа, щетка, палка, кисточка, колокольчик, и др., мешочек.

Ход игры:

Назвать предметы и игрушки, дать потрогать и подержать,  убрать в мешочек. Дети по очереди достают, не глядя из мешка ту игрушку или предмет, который просит воспитатель.

  1. «Чем рисуем?»

Материалы:  предметы, которыми можно рисовать и другие игрушки.  Например,  кисть большая, кисточка маленькая, фломастеры, карандаши, мел, ручка. Палочка, дудочка, машина, кукла и др.

Ход игры:

Требуется  выбирать  из предметов, которые лежат на столе, те которыми можно рисовать. А  про те предметы,  которые не выбрали, надо объяснить,  для чего они предназначены.

  1. «Съедобное – не съедобное»

Материалы: муляжи овощей и фруктов, картинки с нарисованными продуктами, разные игрушки и предметы, две корзины.

Ход игры:

Требуется разложить по корзинам то, что мы едим в одну корзину,  и то, что мы не едим в другую корзину.

  1. «Где, чей домик?»

Материалы: 4 больших  цветных кубика, 4 маленьких игрушки.

Ход игры:

Ставим 2 больших кубика,  на кубики – игрушки. Запоминаем, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом - собачка.  Убираем игрушки, детям надо правильно рассадить игрушки. На синий кубик посадить матрешку, а  на желтый – собачку. После того, как дети научаться правильно выполнять это задание, усложняем с тремя и четырьмя кубиками.

  1. «Подбери правильно»

Материалы: Блоки Дьенеша

Ход игры:

Перед  детьми выкладываем три больших квадрата трех цветов, сверху одного, например,  синего квадрата кладем большой синий треугольник, получился синий домик.  Требуется два других треугольника положить «на место». Усложняем,  выкладываем большие квадраты, один с крышей – треугольником, рядом кладем большие круги, сверху одного, например,  над красным, кладем маленький красный круг, получилась красная  неваляшка.  Теперь детям даем  треугольники и маленькие круги. Дети должны сами правильно разложить треугольники над квадратами, круги над кругами.  

Другие варианты: большой треугольник с маленьким треугольником – елочка,  большой прямоугольник с маленьким прямоугольником – башенка, большой прямоугольник с маленьким квадратом – машинка и пр.

Как можно изменять игру: домики и елочки, башенки и машинки, елочка и неваляшка, башенка и домик.

  1. «Найди нужную фигуру»

Материалы: Блоки Дьенеша

Ход игры:

Перед каждым ребенком выкладываются фигуры: большие и маленькие  круги, квадраты, треугольники и прямоугольники  трех цветов. Воспитатель просит найти большой синий круг. Дети находят и показывают, кладут на место. Воспитатель просит найти маленький красный круг, дети находят и показывают, и т.д. пока все фигуры не будут найдены. Количество фигур лежащих на столе зависит от того, сколько фигур дети знают, и в какой мере развито их внимание и терпение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.Доклад на тему:" Игры с песком и водой как средство психологической разгрузки у детей раннего возраста, воспитывающихся в Домах ребенка."

В данном докладе раскрывается новизна работы,значение игр с песком и водой,принципы проведения занятий....

Доклад на тему: Игра, как основной метод ведения малышей в мир социальных отношений

Доклад на тему: Игра, как основной метод ведения малышей в мир социальных отношений    Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. В народной педагогик...

Стендовый доклад логико - математические игры, как эфективное средство подготовки к школе.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое  окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....

Доклад на тему "Игра и игрушка"

Тема была отработана детьми с разных сторон творчества. Дети приносили игрушки из дома. Проводились сюжетно - ролевые игры с народными игрушками. Была изучена теоретическая часть с использованием новы...

Доклад на тему: "Играем в кукольный театр"

Доклад на тему: "Играем в кукольный театр"...

Конспект доклада на педагогическом совете на тему: «Развивающие игры на занятиях экологического содержания»

Дошкольное детстве – период игры. Об этом говорят и пишут многие педагоги и психологи. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка.В экологическом воспитании дошкольника ...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...