«Сенсорное развитие детей младшего возраста, с использованием элементов методики М. Монтессори»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Основную информацию (80-90%) об окружающем мире мы получаем через орган зрения. Следовательно, детей с нарушением зрения нужно научить получать знания, используя все анализаторы.
Методика Монтессори предполагает вести обучение детей на полисенсорной основе. Рассмотрим некоторые аспекты использования этой методики применительно к детям с нарушением зрения.
Главный принцип системы Монтессори в работе с ребёнком - это научить основным приёмам исследовательско-поисковой деятельности познания окружающего мира.
Как заметила Н.К. Крупская: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников есть способ познания окружающего», поэтому всё обучение идёт через игру.
Программа Монтессори предусматривает освоение детьми формы, цвета, величины предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов, используя разнообразные дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сенсорное развитие | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное развитие детей младшего возраста, с использованием элементов методики
М. Монтессори»
Знакомство с цветом По возрастным нормам ребёнок к трём годам должен знать и называть 4 основных цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный). С освоением отбора цвета по образцу у ребёнка формируются эталоны основных цветов, с которыми он начинает сравнивать воспринимаемые предметы. Знакомство с формой Ребёнок знакомится с формами в определённой последовательности. Целесообразнее давать формы в таком порядке: сначала – круг, потом – квадрат. Далее следуют: треугольник, овал, прямоугольник. Проведение работы по соотнесение плоскостных и объемных форм, выделению конкретных форм из окружающего пространства помогает ребёнку точнее и быстрее воспринимать их, т.е. сформировать сенсорные эталоны. При ознакомлении необходимо, чтобы кроме зрения, в процессе ощущения и восприятия ребёнком данной формы, участвовал и тактильный анализатор. Для этого ребёнка предлагается обвести сами предметы. Обводка может быть разной, в зависимости от размера обследуемого объекта: указательным пальцем, всей ладонью. Формирование восприятие величины Ребёнку в игре предлагаются задания с более контрастными величинами (большой – маленький), затем постепенно добавляем менее контрастные промежуточные размеры, которые позволяют развивать точность глазомера. Соотношение величин оречевляется: «большой- средний –маленький». В процессе ознакомления с величиной предмета в качестве мерки малышу предлагается использовать свою ручку, пальчики (расстояние от большого до указательного и т.д.)., ладошку, кулачок, Когда знакомим с понятием «высокий – низкий», то педагог слово соотносит с движением руки и просит детей повторить за ним этот жест. Игра «Найди в группе высокий (низкий) предмет». Игры по восприятию поверхности Формируем представление о таких качествах поверхности, как гладкая, колючая, шершавая, мягкая, твёрдая, скользкая, мокрая, сухая, пушистая. Показываем движения, с помощью которых определяют качество поверхности: пальчиком чуть касаются и отдёргивают руку, гладят пальчиком в разные стороны, гладят ладошкой в разные стороны и в одну сторону, нажимают кончиками пальцев, сжимают предмет пальцами и ладонью или двумя руками. Движения сопровождаются эмоциональными реакциями удовольствия или неудовольствия от полученных ощущений. Развитие слуха Развиваем представление о громком и тихом звуках, шёпоте, шуршании, скрипе, шуме дождя, грозы, бульканье, плескании, стуке, пении птиц, криках животных. Научить подражанию криков животных, показать, как можно издавать различные звуки. В работе рекомендуется использовать разные музыкальные инструменты, кассеты с записью различных шумов (звуки воды, звуки леса и т.д.). Во время прогулки обращать внимание на звуки, издаваемые птицами (ворона, воробей, сорока); звуки транспорта (машина легковая и грузовая, трактор мотоцикл). Развитие чувства вкуса Даем представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, соленое. Показать, как осторожно надо пробовать продукты; показать свои ощущения мимикой и жестами, описывать, сравнивать с другими продуктами. Рекомендуется пробовать на вкус «Овощи», «Фрукты» с целью формирования более полного представления о конкретном овоще или фрукте. Игры на восприятие запаха Для определения запахов детям дают понюхать различные запахи и делается вывод, что запахи бывают разные: приятные и неприятные. Далее в процессе поисково-исследовательской деятельности выясняется, что многие предметы в окружающем нас пространстве обладают своеобразным запаха: цветок, ель (запах хвои), аромат кофе, лимона, запах той или иной пищи. Проходя по коридору мимо пищеблока, дети могут назвать, что готовится на обед: рыба, гречневая каша, курица, тушится кислая капуста. Список литературы
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный план...
Использование мини-музея "Пуговка" в сенсорном развитии детей младшего возраста.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира....
Использование мини-музея "Пуговка" в сенсорном развитии детей младшего возраста.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений....
План самообразования на 2020-2021г "«Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста , через использование элементов методики Р.Штайнера,«Вальдорфская педагогика».
Изучением вальдорфской педагогики я начала заниматься недавно, но интересовалась давно. Трудности, безусловно, есть и будут, так как чтобы хорошо знать, представлять и применять тонкости вальдорфской ...
Выступление на ГМО на тему «Дидактические игры для детей раннего возраста с использованием элементов методики Марии Монтессори»
протокол ГМО...
Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»
Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...