План самообразования на 2020-2021г "«Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста , через использование элементов методики Р.Штайнера,«Вальдорфская педагогика».
методическая разработка

Вяткина Людмила Владимировна

Изучением вальдорфской педагогики я начала заниматься недавно, но интересовалась давно. Трудности, безусловно, есть и будут, так как чтобы хорошо знать, представлять и применять тонкости вальдорфской педагогики в нашей работе, необходимо учиться специально, иметь полноценное образование вальдорфского педагога.

И всё – таки я пытаюсь вобрать в себя всё лучшее, что составляет сущность педагога, настоящего воспитателя, стараясь привнести в свою педагогическую работу крупинки нового, нестандартного, черпая вдохновение в подготовке воспитательного процесса, исходя из требований искреннего участия в жизни воспитанников.Моя тема по самообразованию «Формирование ЗОЖ  у детей дошкольного возраста , через использование элементов методики Р.Штайнера «Вальдорфская педагогика». «Педагогика свободы» - так ещё называют вальдорфскую теорию обучения и воспитания, ведь педагогика, которая стремиться устранить как можно больше препятствий и душевных, и физических, встречающихся на пути ребёнка и во взрослом состоянии – это действительно «педагогика свободы». На экскурсиях, совместных прогулках, там, где нет машин, я даю детям свободно побегать, попрыгать, поскакать, т.е. не требую ходьбы строем, дети любят свободное движение, а движение, по Р.Штейнеру, это гимнастика тела.

Игры и многие познавательные занятия, в тёплое сухое время года я обязательно провожу на улице. Польза от этих уроков большая, ведь кроме непосредственно учебного материала, присутствует природа. Обращаю внимание детей на красоту, окружающую нас, так как неразрывная связь с природой, обогащение чувств, восприятие природы помогают создать нужное настроение, закрепляют связь человека с природой, как говорят вальдорфские педагоги – «мало вещей, но много фантазии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал Автономного учреждения дошкольного образования

Муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка –детский сад «Светлячок», филиал «Березка»

                                  План по самообразованию

«Формирование ЗОЖ  у детей дошкольного возраста , через использование элементов методики Р.Штайнера,«Вальдорфская педагогика».

                                                      Воспитатель: Л.В.Вяткина

Стаж работы: 6лет

Старшая группа

2020-2021 учебный год

            «Само существо педагогической работы, центр её – ребёнок»

                                                                                                                                                                 Рудольф Штайнер.

Продолжительный период детства – специфически человеческое качество. У человека физическое и социальное становление составляет приблизительно одну треть от всей продолжительности жизни. Только, чтобы научиться ходить, человеку необходимо время около года. Для того, чтобы стать Человеком в данной жизни, т.е. овладеть речью, мышлением, самосознанием, культурой, ценностями и т.п., а главное – развить и реализовать свои индивидуальные задатки и способности, необходим долгий подготовительный период.

В России впервые услышали о вальдорфских школах в 80 – е годы, постепенно школы с вальдорфской методикой находили отклик среди педагогов нашей страны, привлекая внимание новыми формами обучения и воспитания детей. Вальдорфская педагогика ставит своей задачей сохранить и здоровым, естественным образом развить в человеке период «детства», без которого человек не может стать самим собой.

Созданная на духовно – научной основе, эта педагогика обращена к каждому конкретному ребёнку, мир которого должен быть тщательно изучен, без грубого, навязчивого вмешательства со стороны.

Ф. Калгрен, вальдорфский учитель, говорит: «Я педагог только тогда, когда смотрю на ребёнка и вижу, какие в нём живут способности и задатки, как я могу помочь их здоровому и свободному развитию. Конечно, я должен учитывать наличные реалии общественной жизни, техники и т.п., но я беру их как материал, а не источник целей: они определяют условия, а не существо педагогической работы. В центре же её – ребёнок».

Когда говорят о вальдорфской педагогике как искусстве воспитания, основу которого заложил Р.Штейнер, то речь идёт не о сумме педагогических методов, а об образе жизни.

Изучением вальдорфской педагогики я начала заниматься недавно, но интересовалась давно. Трудности, безусловно, есть и будут, так как чтобы хорошо знать, представлять и применять тонкости вальдорфской педагогики в нашей работе, необходимо учиться специально, иметь полноценное образование вальдорфского педагога.

И всё – таки я пытаюсь вобрать в себя всё лучшее, что составляет сущность педагога, настоящего воспитателя, стараясь привнести в свою педагогическую работу крупинки нового, нестандартного, черпая вдохновение в подготовке воспитательного процесса, исходя из требований искреннего участия в жизни воспитанников.Моя тема по самообразованию «Формирование ЗОЖ  у детей дошкольного возраста , через использование элементов методики Р.Штайнера «Вальдорфская педагогика». «Педагогика свободы» - так ещё называют вальдорфскую теорию обучения и воспитания, ведь педагогика, которая стремиться устранить как можно больше препятствий и душевных, и физических, встречающихся на пути ребёнка и во взрослом состоянии – это действительно «педагогика свободы». На экскурсиях, совместных прогулках, там, где нет машин, я даю детям свободно побегать, попрыгать, поскакать, т.е. не требую ходьбы строем, дети любят свободное движение, а движение, по Р.Штейнеру, это гимнастика тела.

Игры и многие познавательные занятия, в тёплое сухое время года я обязательно провожу на улице. Польза от этих уроков большая, ведь кроме непосредственно учебного материала, присутствует природа. Обращаю внимание детей на красоту, окружающую нас, так как неразрывная связь с природой, обогащение чувств, восприятие природы помогают создать нужное настроение, закрепляют связь человека с природой, как говорят вальдорфские педагоги – «мало вещей, но много фантазии».

При выборе игры на занятие, сначала руководствуюсь желанием детей, так как они могут иногда долго играть в одну и ту же понравившуюся игру, это как песня, которая запала в душу и её хочеться напевать постоянно.

О нестандартном начале любого занятия спорить не приходиться. На своих , я тоже использую эти «минутки удивления», радости познания к теме, либо просто для прочного начала, организации стойкого внимания, да и подбодрить не мешает. А прочитанное стихотворение, маленькая сказка, история, загадка, картинка, использование «гостей» на это самое начало с интересным вступлением и многое другое – ещё до начала образовательного процесса, дают импульс к дальнейшей работе, помогают привитию интереса к занятиям.

По вальдорфской педагогике, в любой деятельности  должны работать ум, воля, чувства. Руководствуясь этим, стараюсь обогащать речь детей, развивать память – работаем и думаем, мыслим, размышляем – например, в игровых моментах на тематических мероприятиях, беседах и т.д. Непосредственно стараюсь развивать волю, стремление к выполнению того или иного действия, в тех же в играх, на прогулках, на  любом этапе занятия.

Развивающиеся наклонности на самом раннем периоде жизни дошкольников, помогут в дальнейшем становлению их душевного и физического развития. Стараюсь определиться с вопросами совести, долга, проявлениями дружелюбия, взаимопомощи, взаимоподдержки.

При объяснении нового материала стараюсь связать, когда можно больше, тему деятельности с повседневной жизнью, теорию с практикой, объясняю для чего, зачем и почему необходимо освоить ту или иную тему.

Опираюсь на уже приобретённый опыт , придумываю игры – задания в форме сказок, путешествия и т.д. Считаю, что воздействие впечатлений раннего детства, безусловно положительные, благоприятно влияют на душевное состояние ребёнка. А по Р.Штейнеру воспитание любовью, обучение с любовью – вот движущие силы любого педагога.

Атмосферу радости, приятного узнавания, создают элементы театрализации. На своих занятиях часто применяю театрализацию – доказательством тому служит игра. Костюмы для игр, маски, элементы одежды, обуви, исполнения песен и танцев при игровых ситуациях , делает процесс обучения интересным, занятным, близким детям. Кроме этого, развивается художественный вкус, эстетическое восприятие, обогащается воображение и другие чувства.

Движение – это жизнь, поэтому на прогулках, в динамических паузах, стараюсь гармонично развивать все , мелкую мускулатуру, координацию движения, чувство равновесия, гибкость, ловкость. Работаю над развитием правильного дыхания, обучаю правилам аутотренинга, самомассажа, занимаюсь индивидуальной работой с более слабыми детьми, не отделяя их от коллектива. Стараюсь использовать нестандартное оборудование, а удивить детей – это, значит, привести в движение его мыслительные процессы.

По теориям вальдорфской школы – «первоосновой мышления должно быть удивление». Цветовая гамма одежды,  игрушек и оборудования, освещение – всё влияет на развитие ребёнка, и всё это должно учитываться . Занятиями гимнастикой в вальдорфской школе отводится особое место, предмет преподаётся по специально разработанной методике, но полностью следовать ей мы не можем, у нас совсем другая программа и другие цели, однако взять полезное зерно из такого опыта всегда возможно.

Введение ритмических игр, хороводов приемлемо и для наших воспитанников, а выполнение физических упражнений не ради выполнения, а с целью углубления восприятия пространства, укрепления силы воли, принесёт и нашим детям немало радости и удивления. Конечно, здесь важна подача материала воспитателем – опять заинтересовать, удивить! Организация на деятельности «спасательных экспедиций», или «поисков клада», или другие разнообразные приключения – ко всему надо приложить учителю своё усердие и желание разнообразить свои уроки.

Интересны мысли педагогов и о том, что нужно научиться работать и воспитывать детей так, чтобы устранять физические и душевные препятствия на пути их становления, потому что во взрослой жизни будут новые задачи, определённые трудности. И необходимо, чтобы наши воспитанники были готовы к ним, могли выстоять, найти своё место в жизни.

Нам педагогам  предстоит важная задача: выявление тех возможностей, которые есть у ребёнка, коррекция имеющихся недостатков и в умственном, и в физическом развитии, составление представлений о его будущих возможностях, скрытых в самом существе каждого ребёнка. Именно уважение к индивидуальности человека является подспорьем в педагогической работе

Вопросов при изучении новых методик множество. Не всё зависит только от одного воспитателя, ведь надо всем прийти к решению создавать свободные от предвзятых идей школы , больше укреплять здоровье детей, развивать их духовный мир, связь с природой, гармонично сочетать обучение и воспитание, подготавливать к самостоятельной жизни, развивать гуманное демократическое начало.

Ни один воспитатель не может остановиться в своём самообразовании, аксиомой является то, что «учитель до тех пор учитель, пока он учится». Опыт работы здесь роли не играет. Учиться, обогащать своё педагогическое мастерство, развивать творческие способности, перенимать передовой педагогический опыт, интересоваться новыми идеями, пытаться использовать их в своей работе – вот на чём основывается деятельность каждого педагога. И очень метко заметил поэт: «…Педагог! Воспитай ученика, чтоб было, у кого потом учиться!»

Хочу добавить, что в небольшой работе очень трудно раскрыть всю сущность вальдорфской педагогики. Это годы и годы исканий, многолетний труд учёных, философов, антропософов, учителей. Изучать методику Рудольфа Штейнера необходимо постепенно, желая понять, уяснить ту новизну педагогических подходов к ребёнку, к его внутренней сущности, к миру детства вообще.

Из вальдорфской педагогики, как из «колодца мудрости», можно и нужно черпать новые педагогические идеи.

Цель:

     *Повысить свое профессиональное мастерство и компетентность в организации  познавательной и успешной деятельности детей в группе ДОУ, направленную на развитие творческих способностей .

 

Задачи:

*Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразованием.

*Создание условий для развития здоровой активности детей в образовательной  деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной повседневной среды).

*Распространение материала на уровне ДОУ,  в интернете.

*Разработать и реализовать план-программу по развитию способностей детей через самостоятельную, изобретательную деятельность.

*Работать с родителями по данной теме (родительские собрания, консультации, памятки).

*Обобщить опыт работы по данной теме.

Этапы реализации:

 1.Подготовительный

 2.Основной

3.Итоговый.

План работы

этапы

месяц

Содержание работы
по темам

Практические результаты

Подготовительный

  9

Изучение литературы и имеющегося опыта по проблеме, подбор диагностического материала.

  • Мониторинг, заполнение индивидуальных карт(для подбора тактильных упражнений, ритмических, динамических пауз);
  • Анализ результатов
  • Совместная работа с родителями по оснащению картотеки аудиозаписей  сказок. Рассказов о природе, временах года. Подбор аудиозаписей с голосами птиц и животных
  • Обучение детей технике смешивания красок « как из трех цветов получить радугу»

10

Продолжать изучение литературы по заданной тематике. Анкетирование и консультирование родителей.

  • Анкетирование «Природа и дети»
  • Консультация для родителей.

«Элементы Вальдорфской педагогике в детском саду».

.

Основной

11

Продолжать изучение литературы по заданной тематике. Организация практической работы с родителями.

  • Изготовление совместно с родителями различных наборов для организации игровой деятельности. Сбор прикладных наборов для изготовлений кукол, оснащение природно-познавательной лаборатории(семена, крупы, бросовый материал)

1

Продолжать изучение литературы по заданной тематике. Подготовка консультации для педагогов.

  • Консультация для педагогов

2

Формирование картотеки. Оснащение и пополнение предметно-развивающей среды,  дидактических игр.

  • Составление картотеки «Ритмические  упражнения»
  • Распространение материала на уровне ДОУ,  в интернете.
  • Организация выставки «Природный материал для развития тактильных навыков и мелкой моторики»

3

Продолжать изучение литературы по заданной тематике. Организация практической работы с семьей.

  • Совместная выставка с родителями «Игрушки своими руками».
  • Организация огорода (посадка гороха и мяты)

4

 Подготовка и оснащение  сюжетно-ролевых игр элементами по методике Вальфдорской школы.

  • Подготовка атрибутов,   организация коробок для создания мягких игрушек, природных лабораторий, уголка творчества.

5

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Подготовка к празднованию тематического праздника «День земли».

Итоговый

6

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

  • Аналитическая справка о работе за год.
  • Составление фотоальбома «педагогика свободы»
  • Завершающая работа по индивидуальным картам детей»

Литература:

1. Э.М. Грюнелиус "Вальдорфский детский сад". - М., 1992.

2. М. Гебель, М. Глёклер "Ребенок". - М.,1996.

3. В.К. Загвоздкин "В созвучии с природой ребенка: Вальдорфский детский сад". - М., 2001. .

4. Л.Я. Дыкман "Гармоничный ребенок. Как этого достичь? Труд, игры, творчество, праздники года. - Спб., 1999.

5. К. Нойшюц "Куклы - своими руками". - М., 2001

6. К. Нойшюц "Оживи куклу". - М., 2002.

7. "Березка: Методическое руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и групп Межрегиональной общественной организации "Содружество педагогов вальдорфских детских садов"". - М., 2001.

8. "Наш вальдорфский детский сад: Сборник статей воспитателей". - М., 2002.

9. Ф. Яффке "Творческое формирование образов для детей: Рабочий материал из вальдорфского детского сада". - М., 2002.

10. В.К. Симонис Ребенок до семи лет. - С-Пб., 2002.

Рассказы:

 1.Я. Штрайт "И стал свет...". - М., 1992.

 2.И. Иогансон "Истории к праздникам года". - Калуга, 1993.

 3.Г. Зейхлин "Маленький ослик Марии". - Калуга, 1993.

4.Ф. Ленц "Образный язык сказок". - М., 1995.

5.Красотой восхищаться. Книга для чтения в Вальдорфской школе. Сост. С.А. Ловягин. - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методик оздоровления

Дошкольное детство  является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является о...

План самообразования на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой"

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2018-2019 учебный год

Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...

План самообразования педагога по теме: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность

План самообразования педагога по теме: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2021-2022 учебный год

Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...

Проект на тему: «Развитие воображения детей дошкольного возраста через использование элементов изобразительного творчества»

Продолжительность проекта: с сентября по май (долгосрочный).Тип проекта: исследовательско-творческий.Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители, педагоги.Возра...