Главные вкладки

    План самообразования педагога по теме: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность
    рабочая программа (старшая группа)

    Сабирова Алсу Ильдусовна

    План самообразования педагога по теме: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_2020-2021.docx21.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Красносельский детский сад “Тургай” комбинированного вида

     Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

    Утверждаю:

    Приказом №____от   “_____”_________2020 г.

    Заведующий МБДОУ “Красносельский детский сад “Тургай” комбинированного вида

    ____________Л.Ш. Губайдуллина

    План самообразования на 2020-2021 учебный год.

    Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Материал подготовила воспитатель

    первой квалификационной категории

    Сабирова Алсу Ильдусовна

    Высокая Гора, 2020 год

              Актуальность 

    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. 

    В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня. 

    Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе. 

    Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи. 

    Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций. 

    Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало.

    В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании. 

    В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности. 

     

    Задача и цели профессионального развития

                 Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной земле, на которой они живут и станут маленькими хозяевами своей страны. Исходя из указанной цели, предполагается решить следующие задачи:

     1.        Развить эмоциональную сферу детей и разбудить их чувства, воображение, наблюдение, трудолюбие, творчество.

     2.        Показать красоту и научить охранять и любить красоту окружающего мира через экскурсии и прогулки.

    Обучение элементарной экологической безопасности (беречь птиц, лес, ягоды и все что живое, охранять и защищать).

    Перспективное планирование.

    Сентябрь.

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Развивающая среда

    Литература

    Наблюдения  и опыты в природе.

    Сбор материалов в копилку «Подарки осени»

    Подвижные игры:

    а) «Солнышко и дождик»

    б) «Воробышки и автомобиль»

    Знакомство с комнатными растениями группы.

    -Загадки-движения

    -Беседы о лете.

    Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты.  Д/задача: Развивать умение различать овощи и фрукты

     -«Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету.

    Д/и «Узнай на вкус» Д/задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память,  сосредоточенность.

    Праздник овощей-корнеплодов.

    Чтение стихов, р.н.песенок, потешек, познавательных сказок.

    «Осенняя прогулка с малышом» Папка- раскладушка

    Традиционная осенняя выставка «Осенняя кладовая».

    Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди.

    Оформить уголок природы: подбор комнатных растений.

    Создание копилки «Подарки осени»

    Изготовление эколого – дидактических игр:

    -«Овощи и фрукты».

    -«Животные и птицы».

    Сбор цветочных семян, природного материала.

    Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

    Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду.  – М.: Просвещение, 2005.

    (ежемесячно)

    Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981

    Октябрь.

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Развивающая среда

    Литература

    1.Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.

    2.Наблюдения за комнатными растениями.

    3.Чтение художественной литературы о животных и птицах.

    4.Наблюдения за природой.

    5.Прогулки по окрестностям.

    6.Пополнение материалов  «Подарки осени»

    7.Праздник осени

    8.Дидактические игры:

    «Чудесный мешочек»

    Д/задача: Закрепить умение детей узнавать предметы по   характерным признакам.

    «Такой листок – лети ко мне» Д/задача: Упражнять детей в нахождении       листьев    по  сходству,воспитывать слуховое   внимание,          активизировать словарь детей.

    «Ваш ребенок познает мир»

    Рекомендации

    Организовать сбор книг о природе в книжный уголок.  Выставка, беседы с родителями

    Оформить альбом «Насекомые»

    Создать картотеку дидактических игр

    Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

    Ноябрь.

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Развивающая среда

    Литература

    1.Изготовление поделок из природного материала (шишка)

    2..Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

    3.Экологические и подвижные игры.

    4.Опыты.

    5.Наблюдения за природой.

    6.Прогулки по окресностям.

    7.Пополнение материалов копилки «Подарки осени»

    8.Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах.

    9.Эк.лото «Животные и птицы»

    10.П/и «Зайка беленький сидит», «Ловкие зайчата». «Воробышки и кошка».

    11Д/и «Сбор урожая» Цель: Упражнять детей в различении фруктов и овощей, назывании их.

    Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка.

    «Об отношении взрослых к вопросам детей» Индивидуальные консультации

    «Сенсорное воспитание как основа умственного развития» Консультация

    Создание коллекции шишек

    Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

    Декабрь.

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Развивающая среда

    Литература

    ОД:  Птицы зимой.

    1.Подкормка птиц.

    2.Наблюдения и опыты в природе.

    3.Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»

    4.Заучивание стихов о зиме, загадки.

    5.Рассматривание картин о животных.

    6.Загадки-движения.

    7.Наблюдения за природой.

    8.Прогулки по окресностям.

    9.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

    10.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

    11.Проза о жизни животных зимой в лесу.

    12.Рассматривание картин.

    13.Зимние подвижные игры.

    14.Д/и «Назовем, что видим»

    15.Беседа «Как мы играем зимой»

    «Роль игры в развитии ребенка» Консультация

    «Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-раскладушка

    Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

    Изготовление эк\игры «Экологическое лото».

    Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые».

    Изготовление эк\игры «Сложи целое животное»

    Создание копилки «Подарки зимы»

    Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005

    Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

    Январь.

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Развивающая среда

    Литература

    1.Загадки – движения.

    2.Групповой праздник «Лёгкие снежинки»

    3.Наблюдения и опыты со снегом, льдом.

    4.Театр на фланелеграфе «Три  медведя»

    5.Наблюдения в природе, опыты со снегом.

    6.Прогулки по окресностям.

    7.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

    8.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

    9.Исследования: снег – вода – лед.

    10.Д/и «Загадки и отгадки»

     Д/задача: Развивать  умение дете соотносить речевую форму описания предметов с   графической.

    ОД: Наш новый зелёный друг.

    Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок.

    Организовать сбор фантиков от конфет

    Изготовлене экологической игры по теме: «Растения»

    Изготовить игру: «Загадки и отгадки»

    Посадить «Огород на окне»

    Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

                                                                         

    Февраль.

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Развивающая среда

    Литература

    1.Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы»

    2.Драматизация.

    3.Беседа «Холодно ли птицам зимой»

    4.Подкормка птиц на прогулке.

    5.Наблюдения на прогулках.

    6.Прогулки по окрестностям.

    7.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

    8.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

    9.Загадки-движения.

    10.Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки»

    11.Целевая прогулка: «Поделки из снега»

    ОД:  Подарки зимы.

    Изготовить папку- раскладку «Играем вместе»

    «Как знакомить малышей с природой?» Мини-библиотека

    Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», «Лесовичок» в уголок природы.

    Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»

    Изготовить игру «Найди такую же снежинку»

    Изготовить фантики – бабочки

    Фольклор о зиме, о птицах.

    Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И. и др. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвеще-ние, 1991

    Дыбина О.В.Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М.: Педагогическое общество России, 2007

    Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

    Март.

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Развивающая среда

    Литература

    1.Поделки из природного материала: «Плетень», «Лесовичок».

    2.Мини огород на окне.

    3.Экологическая игра «Через ручеёк»

    4.Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко», «О птицах»

    5.Групповой праздник «Мыльные пузыри»

    6.Загадки-движения.

    7.Наблюдения в природе.

    8.Прогулки по окресностям.

    0.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы, весны»

    10.Подкормка птиц.

    11.Поэзия о весне (заучить).

    12.П/и «Воробушки и автомобиль».

    13.Развлечение «Птицы – наши друзья!»

    «Первые ступени обобщений» Консультация

    «Учим стихи – развиваем память». Папка-передвижка

    Изготовление эк\игры «Где ты живёшь?»

    Изготовление кукол для театра.

    Оформление игры «Весёлые поросята»

    Создание копилки «Подарки весны»

    Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

    Апрель.

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Развивающая среда

    Литература

    1.кологические игры: «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию»

    2 еседы: «Мамы и их малыши», «Какие растения живут у тебя дома»

    3 рогулки по окресностям.

    4. полнение материалов копилки «Подарки весны»

    5. блюдения за уходом за комнатными растениями.

    6.рупповой праздник «Бумажные кораблики»

    7. Д/И когда это бывает?» Д/задача: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, -  пользуясь цветовыми моделями.

    ОД: Помоги зелёным друзьям.

    ОД: Зелёный детский сад (экскурсия).

    ОД: Подарки весны.

    «Организация домашнего театра» Папка-раскладушка

    Изготовить и принести бумажные кораблики

    Создать условия для наблюдения за берёзовой веткой.

    Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»

    Изготовить игру «Когда это бывает?»

    Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

    Май.

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Развивающая среда

    Литература

    1.Обследование детей

    2.Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга»

    3.Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию»

    4.Беседы: «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации)

    5.Наблюдения на прогулках.

    6.Прогулки по окресностям.

    7.Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

    8.Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна»; «Площадь цветов»

    9.Рассматривание картин и картинок.

    10. Чтение художественной литературы.

    11.Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода.

    «Прогулка с детьми в лес»

    Папка-раскладушка

    Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем поселке!»

    Организация мини-библиотеки

    Пополнить картотеку дидактических игр

    Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

    Участие в системе методической работы детского сада.

    1. Ознакомление педагогов с публикациями в печатных изданиях об экологии родного села.

    2. Взаимопросмотр открытых ОД, организованных ДОУ.

    3.Посещение семинаров, конференций.

    4.Изучение опыта других педагогов.

    Список использованной литературы

    1. Бондаренко А.Н. «Дидактические игры в детском саду»;

    2. Веракса Н.Е. , Комарова Т.С. , Васильева М.А. «От рождения до школы»;

    3. Воронкевич О.А.  «Добро пожаловать в экологию»;

    4. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

    5. Дыбина О.В.Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М.: Педагогическое общество России, 2007

    6. Масленникова О.М. , Филипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду».

    7. Молотова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»;

    8. Николаева С.Н.  «Создание условий для экологического воспитания детей»;

    9.  Николаева С.Н. «Юный эколог»;

    10. Рыжова  Н.А. «Наш дом природа»;

    11. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду»;

    12. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;


    План работы по самообразованию Сабировой А.И.

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Развивающая среда

    ОД:  Птицы зимой.

    1.Подкормка птиц.

    2.Наблюдения и опыты в природе.

    3.Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»

    4.Заучивание стихов о зиме, загадки.

    5.Рассматривание картин о животных.

    6.Загадки-движения.

    7.Наблюдения за природой.

    8.Прогулки по окресностям.

    9.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

    10.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

    11.Проза о жизни животных зимой в лесу.

    12.Рассматривание картин.

    13.Зимние подвижные игры.

    14.Д/и «Назовем, что видим»

    15.Беседа «Как мы играем зимой»

    «Роль игры в развитии ребенка» Консультация

    «Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-раскладушка

    Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

    Изготовление эк\игры «Экологическое лото».

    Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые».

    Изготовление эк\игры «Сложи целое животное»

    Создание копилки «Подарки зимы»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

    Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

    Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

    Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

    Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

    Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .

    Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»           Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное во...

    Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

    Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"               ...

    Перспективный план по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2019-2020 уч.г.

    Цель:-Воспитаниегуманного отношения к природе(нравственное воспитание)           -Формирование системы экологических знаний и представлений(интеллекту...