ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2018-2019 учебный год
материал по рисованию

Арютина Ирина Евгеньевна

Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и разного неизвестного для детей материала.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_risovanie.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №83 комбинированного вида»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ПО ТЕМЕ

«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

на 2018-2019 учебный год

воспитателя средняя группы № 9 высшей квалификационной категории

Арютиной Ирины Евгеньевны

                                             г.о. Саранск - 2019

Тема: «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Цель

Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и разного неизвестного для детей материала.  

Задачи

  • Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;  
  • Участие в семинарах и вебинарах, ОД, конкурсах и фестивалях по использованию нетрадиционной техники рисования в ДОУ;
  • Расширить свои знания о разнообразных методах нетрадиционного рисования и применять их на практике
  • Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
  • Повысить заинтересованность воспитанников к нетрадиционным методам рисования;
  • Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
  • Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
  • Подготовить методический материал, картотеку «Нетрадиционные техники и методы рисования»; разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования,
  • Обеспечение психологического, эмоциональное благополучие участников и повышение общекультурного уровня участников образовательного процесса;  
  •  Обобщение опыта работы по теме самообразования;
  • Продолжать вести сайт воспитателя детского сада и сайт группы в Интернет- ресурсах на сайте Международного образовательного портала МААМ. RU - http://www.maam.ru/
  • Организовать в группе  ДОУ предметно- развивающего пространства и условий для  активизации и   обеспечения всестороннего развития детей   дошкольного возраста и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и неизвестного материала

Гипотеза.

Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательного процесса по данной теме   создает условия для всестороннего развития детей, развития творческих способностей ребенка

Актуальность

     Самообразование педагога – это его многогранная и многоплановая, целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

    Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач воспитания, который оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его художественно- эстетическое развитие. Одним из видов творчества является рисование.  Нетрадиционные методы рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.  

    Актуальность использования нетрадиционных методов рисования состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы, а знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но в индивидуальной работе и в подгрупповой работе с детьми, а также в    свободной деятельности детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата  

      Таким образом, актуальность темы заключается в том, что рисование с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Планируемые результаты

У детей:

  • Развитие потребности у детей к созданию нового и необычного продукта творческой деятельности;
  • Формирование у детей умения использовать полученные знания в творческой деятельности;
  • Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными средствами рисования;
  • Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать

У педагога:

- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию художественно – творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник и методов рисования;  

У родителей:

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Для ДОУ/группы:

- будет составлена картотека «Нетрадиционные техники рисования»:

- пополнена предметно-развивающей среды (зона художественно-эстетического развития).

Принципы саморазвития

Доступность, непрерывность, взаимосвязь, соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в ДОУ

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме

 

  • Выставки творческих работ детей, рассматривание иллюстраций.  
  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей: «Как развивать творчество»; «Виды нетрадиционного рисования» и прочее.
  • Выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ детей с родителями.  
  • Презентация на родительском собрании «Мы любим рисовать!», «Нетрадиционные методы рисования»
  • Презентация педагога по теме самообразования.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;
  •  выступление на фестивалях и конференциях, педсоветах и родительских собраниях, показ открытых Од и размещения своих методических разработок в Интернет- сообщества

Перспективы  при продолжении работы на следующий год

Продолжить работу по теме «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Продолжить подборку картотеки по данной теме;

Изучить новинки методической литературы;

В работе с родителями  включать анкеты, беседы, организацию совместных выставок творческих работ

Срок реализации программы

1сентября 2019г  по 1 сентября  2020г.(один год)

Форма самообразования

Индивидуальная

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Изучение литературы по теме; уточнение основных моментов при разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС; разработка и апробирование   на практике авторской программы по художественно- эстетическому развитию с использованием нетрадиционных материалов «Волшебные ручки»;  посещение  ОД воспитателей и специалистов своего ДОУ; выступления на педсоветах, методических объединениях, семинарах, конференциях;  самоанализ и самооценка  ОД в своей группе;    внесение необходимых корректив.

Учет возможных рисков

Возможные риски: 

- Недостаточное количество материалов для различных техник рисования.

 - Непонимание важности проблемы родителями

Механизм их преодоления:

- Подготовить совместно с родителями различных материалов для рисования

- Проведение индивидуальных консультаций с родителями.

 

Этап самообразования

Цель  

Форма работы

Сроки

Практические выводы

1

Подготовительный этап

Аналитико-диагностический.

Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала. Определить формы предоставления результатов работы. Анализ ситуации по выбранной проблеме.

 

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.  

 сентябрь 2019г  

Список нормативных документов,  психолого-педагогических, научно- методической литературы

Анализ ситуации по выбранной проблеме. Изучение теоретических основ развития речи дошкольников, на основе методических разработок авторов

Результат мониторинг

Изучение вопросов организации и проведения НОД, составление консультаций, рекомендация, брошюр, памяток на тему «Значение нетрадиционных техник рисования

для развития творческих способностей ребёнка»

консультации, рекомендации, брошюры, памятки  

-конспекты НОД  

Составление плана самообразования  и перспективного плана работы с детьми и родителями

План самообразования и перспективный план работы и родителями

2

Основной этап (внедрение в работу подготовленного материала).

Апробация различных педагогический технологий и методик организации работы с дошкольниками

Внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по проведению с детьми   интегрированные Од художественно- эстетический направленности  с применением  рисования нетрадиционными техниками

Октябрь – апрель

2019  - 2020

Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.

 - Разработка и апробирование в ДОУ авторской программы по художественно- эстетический направленности с применением нетрадиционной техники «Волшебные ручки» с детьми 4-5 лет -    

- составление календарно – тематического плана и подбор методов, приемов для развития  

Авторская программа по художественно- эстетический направленности  с применением нетрадиционной техники «Волшебные ручки» с детьми 4-5 лет

Составление картотеки «Нетрадиционные техники рисования»

Картотека «Нетрадиционные техники рисования»

формирование и оформление методической копилки

Подборка практической работы по данной теме : картотеки, Дидактические игры

Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования

схемы, модели, алгоритмы

Создать презентации по теме самообразования

Презентация «Мы рисуем»

Обогащение ПРС зоны художественно- эстетической направленности в группе ДОУ

Пополнение предметно-развивающей среды группы (фотоотчет)

Участие личное педагога, воспитанников, родителей совместно с детьми в различных творческих конкурсах ДПТ

Фотовыставки, выставки творческих работ, альбом «Наши достижения»

3

Заключительный этап.

Диагностика. Мониторинг.

Обобщить опыт работы по теме   самообразования    «Художественно- эстетического развития детей через применение нетрадиционных материалов»  

Май 2020

Мониторинг

Презентация  «Отчет о работе по самообразование педагога»

Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.

Доклад, статья

Мастер – класс. «Художественно- эстетическое развитие детей через применение нетрадиц. материалов»  

Конспект мастер-класса

Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме)

Доклад

Выставки работ и детей по теме самообразования.

Фотоотчет

План работы с детьми и в рамках самообразования по теме

п/п

Период

Содержание работы

Цель

Результат

Работа с детьми

Сентябрь

Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало года

Мониторинг

Заполнение таблицы наблюдения за детьми  

Презентация: «Нетрадиционные техники рисования».

Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования

Оформление презентации

Упражнять в технике рисования ладошкой,  

закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность, развитие цветовосприятия, творчество;

Изготовление Карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования ладошкой»

 Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь букет».  

Цель. Развивать творческое воображение, мелкую моторику;

Дидактическая игра «Составь букет».  

Октябрь

Презентация «Необычное и увлекательное рисование»

Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования

Оформление презентации

Познакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография  моторику.

Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение

Карточка- образец «Техника нетрадиционного рисования пластилинография»

 

Ноябрь

Картотека нетрадиционных техник рисования

Закреплять знания детей с нетрадиционными техниками рисования

Оформление картотеки нетрадиционных техник рисования

Продолжать упражнять в технике печатания пробкой

Развивать чувство композиции, цвета; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук

Изготовление   карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования пробкой»

Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор».  

  Развивать творческое воображение, мелкую моторику;

  Дидактическая игра «Составь узор».  

Декабрь

Совместный праздник с родителями «Новый год» изготовление рисунков нетрадиционными техниками рисования для оформления группы  

Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний  нетрадиционных техник рисования.

Совместный праздник «Новый год». Оформление предметно- развивающейся среды группами к празднику

Познакомить с техникой рисования манкой(солью, сахаром, крупой),

Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний  нетрадиционных техник рисования.

Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования крупой, солью, сахаром, солью, манкой

Игровая деятельность: Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку».  

Формировать умение  располагать шарики по всей поверхности ёлки, закреплять основные цвета спектра

Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку».

Январь

Рассматривание презентации на тему «Снежные узоры на окне»  

Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний  нетрадиционных техник рисования.

Оформление презентации

Познакомить с техникой печатания кляксографией  

 Познакомить с техникой печатания кляксографией  развивать чувство цвета

 Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования кляксографией»

Игровая деятельность: Дидактическая игра «Дорисуй предмет»

Закрепить знания детей спектра цветов, развивать память, творческое воображение

Дидактическая игра «Дорисуй предмет»

Февраль

Картотека творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности

Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний  нетрадиционных техник рисования.

Составление картотеки творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности

Игровая деятельность: Дидактическая игра «Какого цвета предмет?»

Закрепить знания детей спектра цветов, развивать память, творческое воображение

Дидактическая игра «Какого цвета предмет?»

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками,  активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику;

Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования ватными палочками»

Март

Коллективная работа Совместная творческая деятельность педагога и детей Оформление стенгазеты «Цветы для мамы»

  Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев и штампов, закреплять знания цветов; закреплять умение работать в коллективе

Презентация стенгазеты «Цветы для мамы»

Совместная игровая деятельность: Дидактическая игра «Какого цвета предмет?».

Закреплять основные цвета, развивать чувство цвета;

Дидактическая игра «Какого цвета предмет?».

Апрель

Коллективная работа Совместная творческая деятельность педагога и детей Оформление стенгазеты «День космонавтики»

  Закрепить умение работать в коллективе .формировать социально-коммуникативные навыки

Презентация стенгазеты «День космонавтики»

Просмотр презентации «Народное декоративно- прикладное творчество

Прививать любовь к Родине, формировать умение видеть прекрасное а ДПТ

Оформление презентации

Май

Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец года

Мониторинг  Заполнение таблицы наблюдения за детьми  

Оформление фотоальбома «Мы рисуем»

Создание эмоционального фона детей , психологического комфорта

Презентация фотоальбома «Мы рисуем»

В течение года.

Реализация Программы по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности,  

Знакомить детей с новыми нетрадиционными методами рисования, развивать творческое воображение  

Программа по доп. образованию художественно – эстетической направленности,  

В течение года.

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми

Закреплять с  детьми знания о  нетрадиционных методах рисования, развивать творческое воображение  

Методики по ХЭ деятельности

В течение года.

Выставки детских работ выполненных по нетрадиционным техникам

Закреплять с  детьми знания о  нетрадиционных методах рисования, развивать эмоциональный фон  

Выставки детских работ выполненных с применением нетрадиционных техник рисования

Отчет по самообразованию на тему:

«Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

  Для развития творческой активности я разработала и апробировала   Программу по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности для детей 4-5 лет «Волшебные ручки».  Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у детей художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования.  

Цель программы. Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

Развивающие

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих  работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные

-  Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

 - Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.

Воспитательные

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

 самореализацию.

    Работая ДОУ, я обратила внимание что, в детских работах одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, рисунки однообразны и бедны в цветовом решении. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу, в частности меня заинтересовали техники нетрадиционного рисования. Для себя четко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и творчеством. Поэтому в основу моей  Программы положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе детей в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник рисования. Я поняла, что такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет его мысли, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.        

     Занятия проводятся в форме кружковой работы. Проводила занятия во второй половине дня с детьми среднего дошкольного возраста, один раз в неделю, продолжительность одного занятия 20-25 минут.

   Работу с детьми я строила так, чтобы дать им элементарные представления о системе взаимодействия изобразительной деятельности, творчества, искусства с жизнью. В моей работе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг.

   Познакомившись с методической литературой Г. Н. Давыдовой, А. В. Никитина А.В., Р.Г. Казакова по нетрадиционным техникам рисования, я нашла много интересных идей, соединила со своими, ставя перед собой следующие задачи:

  • сформировать у детей технические навыки рисования;
  • познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования;
  • привлекать детей к работе с различными материалами упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков, подготавливающих руку к письму.

В МДОУ я создала следующие условия внедрения нетрадиционных техник:

  • провела мониторинг на начало и конец года;
  • разработала программу «Кисточка и карандашик»;
  • организовала предметно-развивающую среду (зону художественно- эстетического развития)

 Результатами работы в данном направлении должны стать:

  •  активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
  •  умение находить новые способы для художественного изображения;
  • -умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

   На интегрированных занятии, я использовала игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.  Дети могли рисовать, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть и работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольберта.

   Работая с детьми, необходимо сотрудничать с их родителями. Я использовала любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.

      Нетрадиционные методы рисования можно использовать использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на в совместной деятельности с детьми в индивидуальной и в групповой работе, а также в свободной деятельности детей. Работая по Программе, я отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами могут выбирать тот или иной способ нетрадиционного рисования.  

      Проводя цикл занятий с использованием разнообразных нетрадиционных техник выяснилось, что у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, а за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Опыт моей работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. В результате моей работы рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

   С целью определения уровня освоения детьми программы я провела мониторинг (в количестве 10 детей). Мониторинг проводила на основе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности (сентябрь-май). Результаты диагностики показали, что высокий уровень освоения программы повысился. Получая положительные результаты, у меня появилось желание разнообразить практические занятия детей по рисованию. Большим стимулом для детей   является организация групповых выставок детских работ, совместных работ детей и родителей, а также выставки работ родителей воспитанников.

Результат обследования

Уровни

Сентябрь

Май

Высокий

-

60%

Средний

50%

40%

Низкий

50%

-

Вывод: В рамках самообразования я намерена дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники изобразительной деятельности открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников и раскрывают творческий потенциал ребенка, повышают интерес к художественно- эстетической деятельности, развивать психические процессы, улучшают эмоциональный фон. это  современный педагог-это  ИКТ – педагог, где    И – интеллект,   К – коммуникабельность,  Т – творчество. Поэтому педагог должен всегда заниматься своим самообразованием, углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени.  

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.

 6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.

7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

9. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

10. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

11. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

 12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

 14. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007

15. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010 . 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...

Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...

ПЛАН по самообразованию «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Актуальность темы:Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко...

Проект по самообразованию «Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

laquo;Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Для развития творческой активности я изучила и апробировала Программу ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2021-2022 учебный год

Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...