Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР
статья по коррекционной педагогике на тему

Охотникова Алсу Зуфаровна

Публикация в сборнике материалов семинара – практикума «Структурные компоненты коррекционно–педагогического процесса», для педагогов и специалистов коррекционных ДОУ, МБДОУ №63, г. Нижнекамск, 2015 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР.

Охотникова Алсу Зуфаровна,                                                            

воспитатель логопедической группы,                                                                                                         МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

с группами для детей с нарушениями речи» № 68,                                        

 Республика Татарстан, г. Нижнекамск

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.

В практике специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи достаточно широко используется загадка. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

 Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

-  воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

 По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на 3 группы:

- К загадкам первого уровня сложности относят: загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение); загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка. Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

- Загадки второго уровня сложности включают: загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, в которых по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета; загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений. Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

- Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

 При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы:

- тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки;

- доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития;

- сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.)

 Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются:

- предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говориться в загадке;

- продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;

- уровень развития речи детей;

- учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Для того чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо сформировать у ребенка определенные  умения.

Нужно научить ребенка выделять  указанные в загадке признаки неизвестного объекта  и сопоставлять эти признаки между собой. Такое  сопоставление и приводит постепенно к отгадке.

Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск  правильного ответа.

Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного признака наиболее яркого и  понятного. Другие признаки просто игнорируются.  Или учитываются все признаки, кроме одного, но  очень важного. В результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что ребенок сознательно  отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он мешает предполагаемой отгадке, или  заменяет его своим, соответствующим кажущейся  отгадке.

Для правильного, хорошо обоснованного ответа,  ребенок должен научиться выделять все признаки,  названные в загадке. Пока загадка не разгадана,  нельзя сказать, какой из приведенных признаков  является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при  отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.

Если ребенок затрудняется в поиске решения, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда ребенок  просит об этом. Главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам  и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

В таких случаях к ответу следует подводить постепенно. Прочтите загадку еще раз и попросите ребенка назвать, что именно нужно искать, какие признаки «засекреченного» объекта уже указаны в загадке. Пусть он сам или с вашей помощью назовет все эти признаки. Потом порассуждайте о том, какой объект может обладать такими признаками. При этом обратите внимание на то, что у искомого объекта все эти признаки являются важными.

Когда ответ найден, научите ребенка доказывать правильность своего решения. Пусть он назовет отгадку и приведет несколько суждений, ее подтверждающих. Попросите его также назвать еще несколько признаков, которые свойственны данному предмету, но в загадке отсутствуют. Сравните эти признаки с указанными и определите, какие из них являются боле важными, а какие менее важными.

Использование загадок в работе с детьми с ОНР способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь логически мыслить, но и выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Таким образом, занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать детей рассуждению и доказательству, самостоятельному анализу текста загадки, поиску путей решения логической задачи. Освоение образного языка загадки, осознание переносного значения слов и словосочетаний возможно при определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.

Список литературы:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.

Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.

Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7

Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР» (консультация для воспитателей)

Проводилась во время работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с ОНР"...

Дидактические игры как средство развития мышления и речи старших дошкольников

Взаимосвязь развития речи и мышления старших дошкольников, примеры дидактических игр....

Доклад - сообщение для педагогов на тему: "Загадка как средство развития мышления и речи".

Загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей....

«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР»

В практике специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи достаточно широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадк...

"Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ЗПР"

Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ЗПР...

Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...