Загадки как средство развития мышления и речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Матвеева Элла Ивановна

Данный материал представляет собой исследование одной из составных частей устного народного творчества, охватывающей важность загадок в развитии детей дошкольного возраста. Загадки выделяются своими яркими и образными характеристиками, которые служат средством воспитания речи у детей, формируя их словарный запас и развивая способности к анализу и обобщению. Исследование подчеркивает, что процесс разгадывания загадок требует от ребенка активной мыслительной деятельности, что способствует совершенствованию навыков логического мышления и культурного восприятия языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Загадки как средство развития мышления и речи детей дошкольного возраста

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей, способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке сообразительность. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Загадки разнообразны и по тематике и по содержанию.

Виды загадок:

  • загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;
  • загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;
  • комбинированные загадки – это соединение загадок – описания с загадками – сравнения;
  • сюжетные загадки – это загадки сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

При работе с загадками – сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают. Например:

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному, например:

Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед).

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).

В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания. Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т.е. важным средством обучения связной речи детей.

Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов. Смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы. У детей следует вызывать интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. При отгадывании загадки перед детьми ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Примерами таких загадок могут быть:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

Дети, опираясь на образные сравнения, объясняют свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом отгадку.

В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой: названы только один – два признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения. К такой форме загадки относится загадка-описание. Она заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь. Примерами таких загадок могут служить:

Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)

Высокий, тонкий, пятнистый. (Жираф)

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)

Дети старшего дошкольного возраста после внимательного знакомства с предметом переходят к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к придумыванию загадок о нем. Занятия по обучению детей придумыванию загадок тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Ребенку предлагается описать предмет, не называя его, остальным узнать этот предмет по описанию. Наиболее удачными формами таких занятий являются игры, например:

Игра «Чудесный мешочек». Воспитатель заинтересовывает детей, показывая чудесный мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри. Воспитатель дополняет ответы детей: «Еще можно загадать загадку о том, что в мешочке, то есть спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его».

Игра «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен подробно описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Если описание игрушки не отвечает предъявляемым требованиям, продавец – воспитатель предлагает подумать, как сделать рассказ более полным и интересным.

Умение выделять и называть разнообразные действия объекта является необходимым условием создания рассказов-загадок. Разгадывание загадок можно использовать и в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

Таким образом, роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.

Литература:

#1040;лексеева М. М. , Яшина В. И. «Речевое развитие дошкольников». -М. : Академия, 1999.

#1048;лларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки». -М. : Просвещение, 1976.

#1050;удрявцева Е. «Использование загадок в дидактической игре» // Дошк. воспитание. -1986. -№9. -С. 23-26.

#1056;оманенко Л. «Устное народное творчество в развитии речи детей» // Дошк. воспитание. -1990. -№7

#1059;шакова О. «Развитие речи детей 4-7 лет» //Дошк. воспитание. -1995. -№1. -С. 59-66.

#1061;мелюк М. «Использование загадок в работе с детьми» // Дошк. воспитание. -1983. -№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир ,  познает окружающую действительность, накапливает знания и умения....

Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр"

Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр"...

Мастер-класс: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Повышение уровеня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников с нарущением интеллект...

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...

План работы по самообразованию "Шахматы - как средство логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

1. Разработать рабочую программу Обучения детей шахматам2.Создать компоненты РППС, для самостоятельной поисковой деятельности детей.3.Подготовить консультации и рекомендации для педагогов и родителей....