Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.
статья по психологии

Марина Валерьевна Костенкова

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

А.С. Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_rechi_i_myshleniya.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.

М.В. Костенкова

педагог-психолог

МК ДОУ д/с № 507

Исчезновение и искажение речевых форм психической деятельности опасны прежде всего тем, что они затрагивают, разрушают и реконструируют фундамент осознанного человеческого поведения, осознанного – от слова сознание, какового без речи нет. Речь – это средство овладения любой психической операцией, средство присвоения культурно-исторического опыта. (А.В. Семенович)

Первостепенная задача нейропсихологической коррекции – автоматизировать у ребёнка потребность задавать вопросы и получать на них ответы. Не ждите ответа на не заданный вопрос, соответственно, готовьтесь к тому, что он возникнет перед вами снова и снова.

Формулировка вопросов, а тем более ответов требует присутствия в повседневном обиходе большого количества глаголов, отражающих наше активное действие. Функция глаголов – формирование и стабилизация внутренней речи человека. Отсутствие или несформированность этого психологического фактора обрекает человека на существование в рамках репродуктивной, некритично воспроизводимой с заданных образцов программ поведения, по сути эхолаличной, организованной по типу полевого поведения. Последствиями такого поведения становятся вопросы к себе – что я делаю, как мне быть и пр. Известно, что на определённом отрезке времени нашему мозгу безразлично, протекает ли поведение в реальности или в вымышленном, иллюзорном плане. В том и в другом случае он реагирует идентично. Необходимо использовать этот алгоритм для настойчивого привнесения в речь ребёнка глаголов, которые необходимо не только повторять, но и рисовать, лепить, иллюстрировать телесно, танцевать, пропевать.

Мозг человека располагает конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на актуализацию высших психических процессов – движения, восприятия, речи, счёта, мышления, а тем более произвольной саморегуляции – тем больше вероятность обкрадывания базальных структур психики. Современные дети едва ли не с самого рождения постоянно нагружаются когнитивно в ущерб подвижным и ролевым играм, и депривированы по отношению к окружающему миру в угоду телефону, планшету, компьютеру. Таким образом, на неблагоприятное у многих детей течение внутриутробного развития и родовые травмы накладывается отсутствие естественной аутокоррекции в виде коммуникации ребёнка с собой и окружающим миром. Познавательная депривация не может не способствовать депривации эмоционально-личностной, поскольку она является надстройкой над совокупностью сенсорных возможностей человека. (А.В. Семенович)

Ввиду когнитивной нагруженности детей нейропсихологии предлагают первоначально оптимизировать энергетический потенциал ребёнка, сформировать базовое сенсомоторное взаимодействие, координацию правой и левой сторон тела, рук и ног. Примеры доступных упражнений в положении стоя:

- цыганочка – ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до левого поднятого колена, ИП, левой рукой до правой пятки сзади, ИП, затем меняем руки-ноги. Цикл повторить 3 раза.

- рисование на доске, стене, сначала каждой рукой отдельно, потом двумя руками одновременно. Чрезвычайно важно, чтобы обе руки двигались синхронно – в одну сторону, навстречу, в противоположные стороны. Сначала ребёнок рисует прямые линии, потом круги, овалы, восьмёрки и орнаменты, сначала ближе к центру, потом к краям листа. Сначала каждой рукой отдельно, и только потом обе вместе. Только потом стоит перенести на стол.

- ладушки – руками и ногами, с хлопком, со сменой рук.

- кулак-ладонь – хлопок, кулак-ладонь, хлопок, ладонь-кулак. Можно и в паре, прямо или накрест.

- кулак-ребро-ладонь, каждой рукой отдельно, синхронно двумя руками с ускорением, под скороговорку.

- прыжки на месте ноги вместе-ноги врозь, ноги врозь-ноги перекрест правый-левый.

- беговые упражнения с прямыми и перекрёстными шагами, по меловой разметке, между обручами.

В своей работе "Мышление и язык" А. Спиркин (1958) отмечает, что язык - это универсальное средство выражения мысли. С помощью языка мысль не только формулируется, но и формируется. Мышление, язык и речь находятся в неразрывной органической связи. Их нельзя отделить друг от друга, не нарушив органической связи.

Рассматривая речь, Л.С. Выгодский выделил две основные функции речи - коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь выступает как средство общения и форма существования мысли, при этом они формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Л.С. Выготский (1960) - один из первых детских психологов - высказал мысль о том, что речь и мышление играют решающую роль в формировании психических процессов и что основным путем анализа развития высших психических функций является исследование той перестройки психических процессов, которая совершается под влиянием речи и мышления. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность: обобщённо, опосредованно, устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями.

Обобщённости способствует то, что мышление носит знаковый характер, оно выражается словом. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Мышление также даёт возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятие преимущественно отражают отдельные стороны явлений. Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того, чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления. Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания и через него осуществляет связь с внешним миром.

Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом оказывается речь и использование в процессе речи множества систем знаков, с помощью которых человек получает возможность существенно расширять свои моделирующие способности. Именно благодаря этому, мышление человека даёт возможность познавать обобщёно и опосредованно. Материальной основой мышления является речь, каждая мысль опирается на свёрнутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свёрнутых внутренних речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую можно зарегистрировать. Следовательно, каждая мысль связана с внутренним речевым процессом, каждая из множества мыслительных операций, будь то анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение или другие, опирается на речь.

Взаимосвязь речи и мышления значительно облегчает процессы обобщения и абстракции, так как слова по своей природе отражают действительность в обобщённой форме. Речь отражает общие свойства и связи предметов и явлений, недоступные непосредственному восприятию. Язык в психологии – система словесных знаков, опосредствующих психическую, прежде всего интеллектуальную, деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. Речь – это процесс практического освоения человеком языка в целях общения с другими людьми, это могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. В процессе общения речь и язык человека приобретают важнейшее значение для развития сознания, мышления, всей психической деятельности. Особые функции выполняет речь в сфере мышления, его процесс активно поддерживают сигнализация и обобщение. Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и тому подобное. Со словом же связано и представление о предмете или явлении. Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже несёт в себе свойство обобщения, и это позволяет реализоваться процессу мышления как таковому.

Существует несколько взаимосвязанных видов речи: устная речь, внутренняя речь и письменная речь, все они неразрывно связаны с мышлением. Устная речь – это речь, произносимая вслух, она всегда обращена непосредственно к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей, то есть является коммуникативной. В её содержании, темпе, ритме, плавности находят выражение многие стороны личности. Одни люди говорят весьма эмоционально, другие о тех же событиях говорят без особых эмоций, у одних речь лаконична, у других чрезмерно пространна, у разных людей - разный словарный запас.

На содержание и непосредственное исполнение устной речи оказывает определяющее влияние мышление, и внимательный собеседник без труда определит, насколько активно в данный момент, насколько гибко в корне своем мышление говорящего, в какой степени развит его активный словарь и насколько оперативно собеседник управляется со своими мыслительными операциями. Разумеется, по одному или нескольким беседам нельзя судить о развитости мышления и уровне интеллекта собеседника, всегда нужно учитывать общее состояние человека, степень заинтересованности его в предложенной теме. Особенно, когда речь заходит об уроне развитости речи и мышления у детей, ведь произвольное внимание, когда они способны волевым усилием поддерживать беседу, формируется только в школьном возрасте.

Говоря о письменной речи, следует иметь в виду, что это речь отвлечённая, деловая, научная, к ней предъявляются иные требования, чем к устной речи, построение её должно быть более развернутым. Сравнительно с устной речью, письменная не имеет таких подкреплений, как жесты, мимика, а следовательно, письменной речи необходимо быть более точной. Однако письмо допускает в большей мере коррекцию и перестройку изложения. Развитие письменной речи, таким образом, связанно с развитием самого речевого процесса, который развивается только при параллельном развитии мышления.

Существует и внутренняя речь, которая по сравнению с устной и письменной речью, теснее связана с глубинными процессами мышления. Внутренней называют речь про себя и для себя. Внутренняя речь - разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком этой речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается в возрасте около трех лет, когда ребёнок начинает говорить вслух сам с собой, планировать в речи свои действия.

Несмотря на всё многообразие внутренних процессов речи, каждое слово тесно связанно с мышлением. Мышление развивает речь, а речь в свою очередь служит локомотивом развития мышления. И осознавая эту теснейшую взаимосвязь, становится очевидным, что своевременное и планомерное развитие как речи, так и мышления - залог будущего успеха каждого человека.

В дошкольном возрасте в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а так же предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они понимают неправильно произносимые детские слова. Позже ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие и взрослые. Таковы средние данные по В.Штерну: в 1,5 года ребенок активно используется примерно 100 слов, в 3 года – 1000 – 1100, в 6 лет – 2500 – 3000 слов.

Развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3 – 5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и при применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. Пример такого словотворчества: «От мятных лепешек во рту - сквознячок», «У лысого голова - босиком».

То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи (когда ее содержание раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации). Ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Его ситуативная речь еще сохраняется, но в основном в разговорах на бытовые темы и рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску. Достаточно послушать, как дети пересказывают друг другу мультфильмы и боевики, пропуская слова, не доканчивая фразы, перескакивая через целые действия, и становятся понятны особенности ситуативной речи.

Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалоговая речь, включающая указания, оценку и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для себя монологах он создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям, обусловленным новыми задачами общения, встающим перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на веете.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.

Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

От выяснения более простых, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно приходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Так, трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули – он упал), в четыре года дошкольник начитает понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал потому, что у него одна ножка), а уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»). Путем рассуждений старший дошкольник может уточнять представления о причинах явлений и приходить к более правильному их пониманию.

Ребенок усваивает все новые и новые знания, что расширяет круг задач, доступных его мышлению. Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Решение мыслительных задач происходит в результате мышления. Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если он не сумеет выполнить мыслительных действий, направленных на выделение связей и отношений, указанных взрослым. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных действиях ребенка для решения последующих задач.

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. Мыслительные действия ребенка принимают либо форму действий с образами, либо форму действия со знаками – со словами, числами и др. в зависимости от рода внешних действий и их интериоризации.

Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую пред ним задачу. Это наглядно-образное мышление. Выполнение действий со знаками требует отвлечения от реальных предметов. При этом используются слова и числа как заместители предметов. Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным мышлением, которое подчиняется правилам, изучаемым наукой логикой, и поэтому называется логическим мышлением.

Различие между наглядно-образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства предметов в разных ситуациях и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить (превращение снега в лед). Но часто свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представит, но можно обозначит словами или другими знаками. В этом случае задача может быть решена при помощи логического мышления.

 Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления в этом возрасте, тем не менее, является наглядно-образное. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, - перемещение предмета, его использование.

Младшие дошкольники способны решать более сложные задачи, где необходимо учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, при конструировании: от величины основания постройки зависит ее устойчивость. Младшие дошкольники решают такие задачи при помощи ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно – действенного мышления.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а затем и сложных задач дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершенным в уме. Например, показав ребенку решение какой-либо задачи несколькими способами, ребенок может найти новый вариант ее решения в уме, не прибегая к внешним действиям с предметами.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятий начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Пока мышление ребенка остается наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются.

Взрослые часто ошибаются, общаясь с детьми и предполагая, что слова для них и для дошкольников имеют один и тот же смысл. Между словами-представлениями ребенка и словами-понятиями взрослого имеются очень существенные различия. Представления отображают действительность более ярко, живо, чем понятия, но не обладают четкостью, определенностью, систематизированностью, свойственными понятиям.

Имеющиеся у детей представления не могут стихийно превратиться в понятия. Их можно только использовать при формировании понятий. Сами же понятия и основанные на их применении логические формы мышления дети усваивают в ходе приобретения основ научных знаний. Игра с мячом «Я знаю пять…» помогает развитию номинативных процессов, наименований и понятий.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

А.С. Макаренко

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ делает ребёнка более активным, повышает уровень его познавательного интереса, способствует развитию внимания, памяти и мышления, способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков. Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС ДО, обучение в такой форме:

  • развивает логическое и критическое мышление;
  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
  • поощряет проявление инициативы;
  • способствует физическому развитию.

Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно сформулировать примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре прожить детство, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Однако задачи можно конкретизировать, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся. Общие задачи игровых технологий можно свести к следующим:

  • Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
  • Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
  • Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
  • Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

Для воспитанников младших групп (2–4 года) основная задача применения игровых технологий состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с замещающим взрослым, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний детьми: именно игра активизирует любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.

В средней группе (4–5 лет) игровая деятельность усложняется, появляются игры с правилами, сюжетом и распределением ролей. Воспитатель всё больше направляет поисковый запрос детей к внешним источникам информации: вместо того, чтобы дать готовый ответ на вопрос, предлагает ребятам сыграть в увлекательную игру и найти ответ самим. Например, по ходу прогулки ребёнок задаёт вопрос о том, откуда берётся уличная грязь. Воспитатель советует вылить в песочницу немного воды и что-нибудь слепить. На этом примере дошкольнику объясняется, что грязь образуется от смешения песка/земли с водой. В этом состоит основная важность игр с воспитанниками средней группы: организовать их обучение, играя.

В старшей и подготовительной группах (5–7 лет) сюжетно-ролевая игра заметно усложняется. Посредством всем известных игр, как «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», можно реализовывать задачи по освоению детьми элементов культуры труда и быта взрослых, воспитывать чувство взаимопонимания и уважения к чужому труду, обучать разделению обязанностей.

Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3 основных группы: словесные, наглядные, практические. Ян Амос Коменский, известный чешский педагог, справедливо считал что «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». На занятиях в детском саду у детей задействован преимущественно один вид памяти – вербальный. Наглядность – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя наглядные материалы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Несмотря на разнообразие наглядных материалов не стоит забывать о тщательном отборе того или иного вида наглядности и месте его применения.

По виду деятельности принято делить игры на физические (двигательные), умственные (интеллектуальные) и психологические.

Заключение

Систематическое овладения знаниями начинается в процессе школьного обучения. Но исследования показывают, что некоторые понятия могут быть усвоены и детьми старшего дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения, в том числе с помощью применения игровых технологий. Непосредственная зависимость развития мышления ребенка от обучения позволяет управлять этим развитием, строить обучение таким образом, чтобы оно способствовало формированию определенного типа мыслительных действий. Дошкольный возраст особо чувствителен, сензитивен к обучению, направленному на развитие образного мышления. Логическое мышление сформируется несколько позже, на основе образного, и даст ребёнку возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий. Образное мышление – основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.

Развитие образного мышления через применение игровых технологий, наиболее органичных для дошкольного детства, в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР» (консультация для воспитателей)

Проводилась во время работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с ОНР"...

Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР

Публикация в сборнике материалов семинара – практикума «Структурные компоненты коррекционно–педагогического процесса», для педагогов и специалистов коррекционных ДОУ, МБДОУ №63...

«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР»

В практике специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи достаточно широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадк...

"Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ЗПР"

Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ЗПР...

Игровые технологии как средство развития познавательного интереса у дошкольников

Игра- это жизненная лабаратория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее быда бы бесполезна для человечества. В итоге раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие ...

Социо - игровая технология как средство развития речи дошкольника (Картотека игр).

Социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные спос...

Мастер-класс для педагогов «Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»

Мастер-класс для педагогов«Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»...