Использование элементарного экспериментирования в работе с детьми ЗПР как средства ознакомления со свойствами воды.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Михайлова Ольга Геннадьевна

ГМО учителей-дефектологов и воспитателей коррекционных групп. Демонстрация педагогических умений по организации совместной деятельности с детьми: «Использование элементарного экспериментирования в работе с детьми ЗПР как средства ознакомления со свойствами воды».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_s_rybkoy.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементарного экспериментирования в работе с детьми ЗПР как средства ознакомления со свойствами воды.

                                                                                                      Подготовила Михайлова О.Г.

                                                                                                      воспитатель 1 подг. группы

Цель:                                                                                                                                                                                                                             Знакомство  детей с некоторыми свойствами воды.

Задачи:

образовательная: формировать умение проводить несложные  эксперименты и опыты с водой;

развивающая: развивать речь детей через озвучивание своих действий и их результатов;

коррекционная: коррекция  словесно-логического мышления  через создание проблемных ситуаций;

воспитательная: воспитывать самостоятельность и желание работать в команде.

Словарная работа: вода, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель.

Оборудование:

Ход совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

1. - Ребята, представляете,  сегодня нас с вами ждёт что-то очень интересное. Проходите в группу.  Поздоровайтесь с гостями.                                                            – Посмотрите, кто ещё у нас в гостях? (Ответы детей)                                                                                     – Какая рыбка? (Ответы детей)                                                                                                                                                                                                           - Что она делает? (Ответы детей)                                                                                          -  Так и хочется взять её из воды и любоваться ей, играть с ней.                                                                         - Можно так сделать? (Ответы детей)                                                                                                                                                                                                                                                                           - Вода – дом рыбки.  Это среда её обитания. Рыбка не сможет жить без воды и погибнет.                                                                                                                                 -  Дети, мы с вами не рыбки. В воде мы  жить не сможем, но и без воды нам тоже не прожить. Как вы думаете, для чего нам нужна вода?  (Ответы детей).                                                                                                                                          - Готовить еду, мыть фрукты и овощи, мыть посуду, стирать одежду, мыться. Мы привыкли, что вода –                                                                                                         Наша спутница всегда!                                                                                                  Без неё нам не умыться,                                                                                                       Не наесться, не напиться.                                                                                       Смею вам я доложить:                                                                                                          Без воды нам не прожить!                                                                                        - Вода нужна растениям, животным, насекомым, рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов.  

2. – А что вы, вообще, знаете о воде?  Какая она?                                                                                   Дети садятся на стульчики, перед ними стаканчики с чистой водой, банка с рыбкой, схемы-карточки.                                                                                                  – Вы очень хорошо видите рыбку. Почему? (Ответы детей).                                - Вода прозрачная. Вода не имеет цвета. (Ставлю соответсвующую карточку).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   –А теперь понюхайте воду. (Дети нюхают воду).                                                          – Чем пахнет вода? (Ответы детей).                                                                              – Чистая вода не имеет запаха. (Ставлю соответсвующую карточку).                                                                                        – Имеет ли вода вкус? (Ответы детей).    Попробуйте воду.                                                                         –  Она безвкусная.  Вода не имеет вкуса. (Ставлю соответсвующую карточку).                                                                                                                                                            – Это шишка. Какой она формы?                                                                                                  - Это камень. Какой он формы?                                                                                                - Это вода. (Черпаю из ёмкости воду, лью на стол). Какой формы вода?                             - Ой, она растеклась по столу и всё. Почему вода растеклась по столу?  Кто-нибудь заметил, какой формы вода? - Вода  жидкая и не имеет формы. (Ставлю соответсвующую карточку).                                                                                                                                                                    – И так, что вы знаете о воде? Вода не имеет цвета,  запаха, вкуса,  формы. А хотите узнать ещё больше? Тогда предлагаю вам стать исследователями. Вы сами будете проводить опыты, делать открытия и рассказывать об этом.                                                                                                               3.  Дождик, дождик, веселей!                                                                                          Капай, капай, не жалей!                                                                                       Только нас не замочи!                                                                                                Зря в окошко не стучи.                                                                                        Брызни в поле пуще:                                                                                                          Будет травка гуще.

4.  Стоят 2 стола.  На 1столе справа  - гуашь 2 цветов и 2стакана с чистой водой, слева (напротив) – чашки с солью и сахаром и 2 стакана с чистой водой, на 2 столе справа – чашки с кофе и  лимонным соком  и 2 стакана с чистой водой, слева (напротив) – бутылка с чистой водой и 2 баночки разной формы. На каждом столе карточки  с номерами: №1, №2, №3, №4. На детях фартуки с номерами.

- У каждого из вас  на столе карточка-подсказка. Рассмотрите её. Она подскажет, как провести опыт, а за тем и рассказать, что получилось.

Варя, когда проведёшь опыт, понюхай воду чтоб узнать, что получилось.

Кира, проведёшь опыт и посмотри, что же получилось.

Матвей, когда проведёшь опыт, попробуй воду.  (Дети проводят опыты)

Завершили опыты? Поделитесь со всеми результатами. Кто начнёт первый?

Опыт: «У воды появился цвет».

С помощью кисточки ребёнок окрашивает воду в стаканчиках в синий и жёлтый цвет.                                                                                                                                                                                                                                  – Кира, какая вода была в твоих стаканчиках? (Объяснение ребёнка)                                                                                                       - Что ты сделала для того, чтобы вода в этом стаканчике стала синей?                                                                    – Почему в этом стаканчике вода стала красной? Зелёной?                                                                    - Вывод: вода окрасилась в тот цвет, какую краску в ней растворили.                   - Кира, найди нужную карточку.

Опыт: «У воды появился запах».

Ребёнок растворяет в одном стаканчике кофе, а во втором – сок лимона.   - Варя, тебе помогла карточка-подсказка?                                                                            – Варя, расскажи, что делала ты? (Растворяла в воде кофе и лимонный сок).                                                                                                                                                                      - Чем пахнет вода этом стаканчике? Почему?                                                                       - Чем пахнет вода в другом стаканчике? Почему?                                                                                     - У воды появился запах?                                                                                                      - Вывод: вода пахнет тем веществом, которое в ней растворили.                                             - Варя, найди нужную карточку

 Опыт «У воды появился вкус».                                                                       Мальчик растворяет в стаканчиках с водой соль и сахар.                                                  - Матвей, что ты делал?                                                                                                                             -  Что стало с водой?                                                                                                  - У воды появился вкус?                                                                                                             - Какой вкус появился у воды, в которой растворил сахар?                                                             - Соль?                                                                                                                                                   - Вывод: вода приняла вкус того вещества, которое в ней растворили.                                 - Матвей, найди нужную карточку.

Опыт №4 «Вода- жидкость, и принимает любую форму».                                   – Этот опыт вы будете проводить все вместе. Посмотрите на карточку, чтобы узнать, что надо делать.                                                                                                         – Вам понятно задание?                                                                                                      - Договоритесь, кто и что будет делать.                                                                                        - Варя, что ты сделала?                                                                                                              - Форму чего приняла вода?    Кира…    Матвей…                                                                                                                                                                                               - Вывод: вода принимает форму той посуды, в какую её налили.                                

Итог:

– Молодцы, юные исследователи! Проделав некоторые опыты с водой, вы доказали, что вода является хорошим растворителем многих веществ, она может  приобретать цвет, вкус, запах. А ещё вода – жидкость, и она  принимает форму той посуды, в которую её налили.  Вам понравилось проводить опыты?  Хотите в следующий раз проводить с водой другие опыты?                                                                                                                                                                                                                        Рыбка, наши дети сегодня тоже были немного волшебниками. Они творили чудеса с водой.                                                                                                                                        

- Ребята, а хотите побывать в подводном царстве у рыбки в гостях? Ложитесь на ковёр, закрывайте глаза.  Представьте, что вы попали в подводное царство. Как красиво кругом…

                                  Май 2017г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Бабушкины помощники». Конспект игровой познавательной деятельности с использованием элементарного экспериментирования в практике с детьми раннего возраста.

«Бабушкины помощники»Конспект игровой познавательной деятельности с использованием элементарного экспериментирования  в практике с детьми раннего возраста.Задачи:Формирование элементарных предста...

Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами воды. младший дошкольный возраст

В работе представлен практический материал по ознакомлению со свойствами воды детей младшего дошкольного возраста. Предназначен для индивидуальной работы с детьми....

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Конспект проведения опытнической работы с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Свойства воды»

в данном конспекте показано, как в игровой форме дати знакомятся со свойствами воды...

Использование разнообразных методов и приемов в развитии познавательной деятельности дошкольников (ознакомление со свойствами воды)

На примере ознакомления детей со свойствами воды раскроем разнообразные методы и приемы, которые можно использовать в различных видах детской деятельности (во время режимных моментов, организованной, ...

Использование элементарного экспериментирования в работе с детьми ЗПР как средства ознакомления со свойствами воды.

Конспект совместной непосредственно-образовательной деятельности воспитателя и учителя дефектолога....

«Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей со свойствами воды» «Волшебница вода»

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь... Ты — величайшее в ми...