Сообщение Тема: «Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Грабарь Елена Александровна

Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рисование - одно из любимых занятий детей с ограниченными возможностями здоровья. Отображая жизненные факты в рисунке, ребенок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности  к изобразительному искусству, при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение  социального обслуживания «Дом- интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1»

Комитета по социальной политике

Сообщение

Тема: «Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                                                                              Подготовила воспитатель:

                                                                                                                                    Грабарь Елена Александровна

        18. 02.15 г.

г. Петергоф

Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Рисование - одно из любимых занятий детей с ограниченными возможностями здоровья. Отображая жизненные факты в рисунке, ребенок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности  к изобразительному искусству, при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.

   Изобразительная деятельность создает у ребенка определенную установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает и другие стороны духовной жизни ребенка, влияя на его восприятие в целом.

   Изобразительная деятельность включается в разнообразные занятия детей: в коллективные игры, в подготовку и проведение праздников и т. д. Дети готовят рисунки, а затем организуют выставки на темы: «Мы трудимся», «Наше лето», «Любимые игры», и т. д.  В подарок учителям, воспитателям, замещающим родителям, своим друзьям дети готовят поздравительные открытки (с аппликациями), делают небольшие изделия из природного материала (шишек, веточек, желудей, соломки), панно, альбомы и т. д. Дети оформляют стенные газеты, альбомы, посвященные знаменательным датам.

Вся эта разнообразная деятельность служит основой для воспитания эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности, повседневной жизни. В этой деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая друг другу.

Обдумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближают ребят, способствуют формированию у них положительного отношения друг к другу.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту,  давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребенка, формирует его эмоциональную сферу. Дети, наблюдая за происходящим вокруг, изображая увиденное, пытаются, так или иначе, определить и нравственную ценность изображаемого. Овладение ребенком критерием красоты одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.

     Ребенок переносит в рисунок свои оценки явлений окружающей жизни; поведение персонажей рисунка определяется представлениями, потребностями и идеалами ребенка. Рисунок представляет собой новую, воображаемую жизнь, которая создается в процессе изобразительного творчества ребенка. Эту жизнь ребенок не только создает, но и сам в ней участвует. Для воспитания детей эта особенность процесса изобразительной деятельности очень важна, потому что сопереживание выражается в перевоплощения ребенка в героя события, происходит перенос оценки героя на себя. Ребенок перевоплощается в самые различные роли.

Рисуя, дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, поют, другие шепчут что-то потихоньку, у третьих изменяется выражение лица. В этом выражается сопереживание или перенесение переживаний другого на себя, способность поставить себя на место другого. А это всегда связано с анализом своих действий и ведет, в конечном счете, к самовоспитанию.

Игровой характер процесса создания рисунка отмечает многие исследователи изобразительного творчества (С. Т. Шацкий, П. П. Блонский и др.). Для воспитания ребенка это исключительно важно, потому что в рисунке, как и в «освоение нравственных норм поведения более эффективно, а они более понятны, чем в обстановке реальных отношений».

Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у детей с ограниченными возможностями здоровья способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребенка способности к сочувствию людям. Изобразительная деятельность помогает формировать у ребенка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Что в итоге отражается на формировании у детей с ограниченными возможностями здоровья коллективистических критериев нравственно-эстетической оценки явлений действительности. Эта деятельность влияет на развитие у детей правильного отношения к природе, умения ценить природу.

         В. А. Сухомлинский учил детей видеть красоту природы, он говорил детям: «Посмотрите вокруг себя. Что вы видите красивое, что вам больше всего нравится, то и рисуйте». Наблюдая за детьми, он приходит к заключению: «…Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

Изобразительная деятельность, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Только на занятиях рисования развиваются творческое и абстрактное виды мышления, то, что выделяет человека его из царства животных. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку в овладении всех школьных дисциплин.

Большие трудности дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают при овладении письмом, особенностью этого письма может быть его зеркальность, изобразительная деятельность способствует коррекции этих нарушений. Поэтому уроки рисования несут в себе несколько коррекционных задач:

Во-первых, развитие абстрактного мышления у детей, кстати, только два школьных предмета способствуют развитию этого вида мыслительной деятельности, это рисование и музыка.

Во-вторых, развитие общего художественного и эстетического вкуса, воспитывают любовь к искусству, живописи, окружающему миру. Способствуют развитию общей осведомленности учащихся.

В-третьих, формируют верное пространственное восприятие, схемы собственного тела, понятий «право», «лево». Развивают мелкую моторику рук, помогают в овладении письма.        

В-четвёртых, способствуют обретению веры в собственные силы и самоуважения.

Главной задачей педагога работающего с детьми с ограниченными возможностями – это открыть, зажечь, заинтересовать ребёнка художественной  деятельностью. Поэтому, я в своей работе с детьми  пытаюсь как можно больше разнообразить техники исполнения работ. Ведь, то, что хорошо получается у одного ребенка, другому не подходит. Необходимо, чтобы каждый мог найти подходящий только для него способ выражения своих идей максимальной выразительности художественного образа. Мы занимаемся и аппликацией, и оригами, и лепкой, создавая коллажи и групповые работы. В живописных работах я пытаюсь максимально разнообразить технику исполнения, используя разные материалы и подходы, чтобы каждый ребёнок мог найти что-то своё в предлагаемом   изобилии вариантов. Специфика нашей работы заключается в том, что постоянно приходится встречаться с различными категориями детей. У нас занимаются разные детишки, некоторые из них более сохранные, и в физическом, и в эмоциональном плане, а есть дети с сильными поражениями нервной системы, с грубым отставанием психофизического развития, есть различные по характеру личности и всех стричь под одну гребёнку - далеко неверное решение.  Поэтому подходы работы с каждым ребёнком должны быть индивидуальными. У таких детей часто заниженная самооценка, апатичное отношение к жизни, они уже «сложили  лапки», успокаивая себя: «А что я могу, я больной». Трудность кроится ещё в том, что в классе могут находиться дети с разными физическими возможностями, нужно сделать так, что бы каждому ребенку было интересно на уроке, что бы каждый ушёл  удовлетворенным проделанной работой.

Общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

 Тематика рисунков может быть разнообразной.  Осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поэтому педагог должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

Как уже говорилось, каждое задание надо подстраивать под конкретного ребенка. Это касается не только тематики, но и способу исполнения. Можно использовать не только кисточку, рисовать пальцами. Необходимо использовать все известные ныне материалы и инструменты, ведь одному удобнее рисовать карандашом, мелком, шариковой ручкой, а другому - делать большие заливки краской, губкой. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на чередовании жесткого контроля педагога  воспитанника, вплоть до ведения рукой ребёнка по бумаге и предоставления ученику полной творческой свободы. Это помогает решать тройную задачу: а) развитие творческих способностей ученика, б) научить технике исполнения той или иной работы, в) вселить веру в собственные силы.

В процессе хорошо организованных занятий у детей развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. Формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, аккуратными и внимательными. Особую роль играет цвет в изобразительном творчестве. Эмоциональное отношение ребёнка к цвету как к украшению создаёт дополнительные возможности для эстетического воспитания детей с нарушением интеллектуальной деятельности.

Для того чтобы педагогический процесс имел коррекционную направленность, необходимо в ходе обучения рисованию учитывать особенности деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку их общее развитие происходит на дефектной основе, то и умственные операции во время рисования протекают своеобразно.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятие рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребёнка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребёнку развиваться.

Безусловно, что для ребёнка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют ещё большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.

Изобразительная деятельность влияет не только на душевное состояние, но и на всестороннее развитие ребёнка. Критическое отношение учащихся к результатам своей деятельности, хотя и на элементарном уровне, увеличивается с возрастом под влиянием коррекционно-воспитательной работы. Способность объективно оценить свою работу существенно возрастает в том, случае, если учитель создаёт необходимые для этого условия. Так происходит, например, в заключительной части урока, когда дети заняты только оценкой выполненных работ. Во время таких обсуждений дети отмечают положительные качества работ и делают правильные критические замечания. Таким образом, в ходе коррекционно-воспитательной работы педагогу необходимо преодолеть значительные трудности, обусловленные специфическим характером деятельности. Итогом занятия станет самостоятельно выполненная ребятами работа. Своё отношение к уроку дети выразят в оценивании своих работ и работ других детей.

Так шаг за шагом, постепенно, в каждодневной, кропотливой работе решается нелегкая задача по воспитанию и формированию здоровой полноценной личности наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние изобразительной деятельности на всесторонне развитие ребёнка"

Рассказывается родителям о роли изобразительной деятельности в развитие дошкольника...

План развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

в данной папке представлен план развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья по программе "Сообщество"...

Перспективное планирование по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие берёт на себя решение следующего спектра задач:- развитие творческого потенциала ребёнка;- развитие образного, ассоциа...

Родительское собрание на тему: «Эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье»

      У детей с ограниченными возможностями здоровья чаще, чем у здоровых детей наблюдается эмоциональные нарушения: незрелость эмоциональной сферы, эмоциональная тревожность, за...

Родительское собрание на тему: «Эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье»

Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях эмоционального развития ребенка в семье.      Постоянно сменяющиеся пережи­вания, каждодневные всплески...

Целесообразность использования конструктивных игр в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Конструктивные игры с детьми с задержкой психического развития направлены не только на ознакомление с конструктивной деятельностью, но, прежде всего, на решение целого круга коррекционно- развивающих ...

Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие детей

В формировании личности ребенка большую роль играютразнообразные виды художественно-творческойдеятельности: рисование, лепка, аппликация, разнообразныеподелки из природных материалов.Рисование, лепка,...