РЕКОМЕНДАЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Зная сильные стороны развития детей с синдромом Дауна, которые могут стать залогом успешного формирования навыков общения и речи и потому должны быть положены в основу воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РЕКОМЕНДАЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА. | 15.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Особенности речи детей с синдромом Дауна.
Одна из основных особенностей речевого развития детей с синдромом Дауна – значительное отставание активной речи ребенка при относительно сохранном ее понимании. Наряду с уменьшенным объемом словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя. Помимо приведенных данных, существует ряд факторов риска, лежащих в основе особенностей, характеризующих речь ребенка с синдромом Дауна.
• У относительно большого процента детей с синдромом Дауна может наблюдаться та или иная степень снижения слуха, что становится помехой в восприятии речи окружающих.
• Возможные проблемы со зрением могут помешать ясно увидеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степени потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия, то есть понимание речи.
• Сниженный тонус, нарушение телесной чувствительности мешают ребенку контролировать движения органов артикуляции.
• Анатомические особенности строения ротового аппарата могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения. Нарушение соотношения ротовой и носовой полостей, выступающих в роли резонаторов, влияют на мелодические компоненты речи.
Нарушения функции щитовидной железы могут влиять на тембр, темп и высоту голоса.
• Из-за промахов в организации кормления, в частности необоснованно позднего введения твердой пищи, может быть не обеспечена достаточная подготовка органов артикуляции к совершению мелких и точных движений.
• В ряде случаев наблюдаются нарушения общего и речевого дыхания. Кроме того, относительно часто встречается характеризующееся шумным вдохом стридорозное дыхание, которое обычно не нуждается в лечении и проходит само, но может мешать вокализациям ребенка. Частые респираторные заболевания, увеличенные аденоиды и миндалины влияют на объем и силу выдыхаемого воздуха, на частоту вибрации связок.
• Особенности познавательной деятельности, вызванные как нарушением двигательной активности, так и своеобразием получения и обработки информации, поступающей от различных анализаторов, могут также стать негативным фактором в развитии речи детей с синдромом Дауна
РЕКОМЕНДАЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА.
Современный подход к формированию навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна базируется на учете особенностей их психомоторного профиля (фенотипа), что подразумевает учет сильных и слабых сторон их развития. Сильные стороны развития детей с синдромом Дауна могут стать залогом успешного формирования навыков общения и речи и потому должны быть положены в основу организации занятий с ребенком.
К сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относятся:
• хорошие имитационные возможности, что позволяет использовать повторение за взрослым неречевых и речевых сигналов: мимики, интонации, движений, жестов, звуков, слогов и слов;
• хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, что говорит нам о необходимости использования зрительных под- сказок: предметов, рисунков, жестов, табличек со словами, поскольку это улучшает понимание речи и стимулирует собственную речевую активность ребенка;
• чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции наталкивает нас на мысль о том, что формирование навыков общей и мелкой моторики, в том числе и различных видов гимнастики и массажа, может быть эффективным и для развития речи;
• интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками. Этот интерес может стать одним из главных стимулов для развития общения и речи ребенка.
Знание проблемных сторон помогает заранее предвидеть возможные сложности, а значит, и разрабатывать обходные пути для их разрешения. Это не значит, что слабые стороны останутся вне нашего внимания, – в программу занятий, безусловно, будут включены разделы, которые позволят свести имеющиеся нарушения к минимуму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию письменных навыков у детей с общим недоразвитием речи
Описание системы работы по формированию письменных навыков у детей с ОНР....
Рекомендации по формированию первоначальных навыков у детей подготовительной группы детского сада.
Важно не количество знаний, а качество знаний.Поступление в школу важный и ответственный этап в жизни каждого ребенка. Подготовку к школе лучше начинать заранее. В рекомендациях содержатся ориентиры с...
Рекомендации по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
В статье содержаться рекомендации по выполнению заданий, направленных на формирование графомотрных навыков у детей дошкольного возраста....
Рекомендации по формированию трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста
Одной из важнейших задач в воспитания детей является формирование уважения и любви к труду. В детском саду необходимо воспитывать желание оказывать помощь взрослым, побуждать к самостоятельности, акце...
Рекомендации по развитию речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры
В публикации даются рекомендации по работе с дошкольниками по развитию речевых навыков детей через театрализованные игры, по накоплению и обогащению словесного зап...
Методические рекомендации по формированию гигиенических навыков у детей
Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников...
Рекомендации по закреплению речевых навыков у детей на период новогодних каникул
Консультация для родителей...