Повышение квалификации, как необходимое условие профессиональной готовности педагога к инклюзивному образованию
статья по коррекционной педагогике на тему

Шаповалова Татьяна Ивановна

Инклюзивное образование

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Шаповалова Т.И., старший воспитатель

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №27 п. Разумное

       На современном этапе в системе дошкольного образования  наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей, конституционное право каждого гражданина России на общедоступное  и бесплатное образование.

      В соответствии с основными нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012 г.), федеральным государственным образовательным  стандартом дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155), профессиональным стандартом педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. №544н), профессиональным стандартом  «Педагог – психолог (психолог в сфере образования) (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 г. №514 н) изменились требования к педагогу, как главной ключевой фигуре в повышении качества образования.

      Сегодня мы поговорим о профессиональной готовности педагога к инклюзивному образованию детей с ОВЗ. С чем это связано?

     Прежде всего с тем, что инклюзия как процесс обучения  и воспитания детей с особенностями развития в образовательных учреждениях  в настоящее время находится в центре внимания.

    На федеральном уровне приняты два новых стандарта в сфере образования детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки от 19.12.2014 г. №1598);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки от 19.12.2014 г. №1599), а также примерные адаптированные образовательные программы.

      Данные стандарты задают высокую планку к содержанию образования ребенка с ОВЗ. Анализируя ситуацию, нужно отметить, что  образовательные организации (как дошкольные, так и общеобразовательные)сегодня посещает достаточно высокий процент  детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта категория детей крайне разнородна и интегрирована в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам.

    Условно можно выделить несколько групп таких детей:  

- недиагностированные дети, их пребывание обусловлено тем, чтоотклонения в развитии еще не выявлено;

- дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка, по разным причинам настаивают на обучении в образовательном, а не специальном коррекционном учреждении. Когда инклюзивное обучение проводится лишь по желанию родителей, без учета мнения специалистов, оно эффективно только для незначительной части детей, большинство из них через несколько лет «инклюзивного обучения», не адекватного их уровню развития, окажутся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или полностью «выпадут» из системы образования;

- дети, которые посещают специальные группы в дошкольных образовательных организациях. Обучение и воспитание таких детей осуществляется с учетом их особенностей развития;

- дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой узкими специалистами (учителями-дефектологами, учителями – логопедами, психологами) в тесном взаимодействии с другими педагогами и   родителями (законными представителями), подготовлены к обучению в среде здоровых сверстников. Однако и этим детям необходимо и показано квалифицированное и дифференцированное сопровождение.

      При решении вопроса об инклюзии ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд показателей, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. К внешним показателям можно отнести условия, в которых происходит обучение и развитие ребенка, к внутренним – уровень его психофизического и речевого развития.

     Если обратиться к внешним условиям, то одним из факторов является наличие в образовательной организации кадров, способных осуществлять квалифицированное и дифференцированное сопровождение не только детей с ОВЗ, но и их родителей. Одним из направлений повышения  профессиональной компетентности педагога является курсовая подготовка, которая  способствует формированию у него адекватных времени установок, преодоление стереотипов в работе, педагогической рефлексии, что, неизбежно, ведет к развитию, социальной и профессиональной мобильности, а также удовлетворенности личностных потребностей в получении соответствующего образования.

        В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных), научных учреждений, обеспечивающих возможность получения методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации адаптированных программ, использования в коррекционно – образовательном процессе инновационных разработок.

     Методическая работа в дошкольной образовательной организации – часть системы непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. В современных условиях она должна быть ориентирована на достижение и поддержание должного качества воспитательно – образовательной деятельности в ДОО, в том числе и в направлении психолого – педагогического сопровождения педагога.

      В каждом образовательном учреждении выстроена своя система повышения квалификации педагогов через различные формы методической работы.

     В соответствии с нормативными документами регионального и муниципального уровней свою работу по выбору форм повышения квалификации педагогов в части организации работы по сопровождению детей с ОВЗ смоделировали по результатам анкетирования в конце учебного года. Разработана «дорожная карта» по обеспечению необходимых условий для воспитанников с ОВЗ, детей – инвалидов для получения общедоступного образования, которая включает 7 основных направлений, которые представлены на слайде.

Одним из основных направлений являлось методическое сопровождение организации условий для получения дошкольного образования для детей с ОВЗ. В 2016 – 2017 учебном году 3 педагога прошли курсовую переподготовку по проблеме «Психология и педагогика инклюзивного образования». Практические материалы из опыта работы представлены на региональном, муниципальном уровне:

Уровень

Название мероприятия

Ф.И.О. педагога

Тема

1

Региональный

Региональный педагогический форум «Педагогическое созвездие»

Кохан Г.Ю.

«Метод «Sand -  Art» как средство развития эмоционально – личностной сферы детей с ОВЗ

2

Региональный

Научно – практический семинар «Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях»

Шаповалова Т.И.

Серенкова Л.С.

Кобелева Л.А.

Климовская Т.И.

Кохан Г.Ю.

Макарова Л.Н.

Кохан Г.Ю.

Проектирование адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Проблема организации помощи семье, воспитывающей детей с речевыми нарушениями

Релаксационные упражнения и их роль в психофизическом развитии детей

Социализация ребенка с ЗПР в условиях пребывания в группе комбинированной направленности дошкольной образовательной организации

Мастер – класс «Арттерапевтические приемы коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Открытый просмотр коррекционно – развивающей деятельности в старшей группе «Путешествие в весенний лес»

3

Муниципальный

Августовская педагогическая конференция педагогов – психологов «Организация универсальной безбарьерной среды для детей с ОВЗ в  образовательных организациях посредством создания специальных условий»

Кохан Г.Ю.

Разработка АОП дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи и АОП ДО для детей с задержкой психического развития в части психолого – педагогического сопровождения

4

Муниципальный

Семинар педагогов – психологов ДОО Белгородского района «Комплексное сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзивного образования»

Кохан Г.Ю.

Мастер – класс «Психокоррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

5

Муниципальный

Семинар старших воспитателей ДОО Белгородского района «Профессиональная готовность педагогов ДОО к организации инклюзивного образования детей с ОВЗ»

Шаповалова Т.И.

Повышение квалификации как необходимое условие профессиональной готовности педагога к инклюзивному образованию детей с ОВЗ в условиях взаимодействия с семьями воспитанников

На уровне учреждения проведены следующие мероприятия:

Форма проведения, тема

Ответственный

1

Обучающий семинар «Нормативно – правовые аспекты в организации обучения детей с ОВЗ, детей– инвалидов»

Старший воспитатель

2

Круглый стол «Проектирование образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования»

Старший воспитатель

3

Тренинг «Как помочь детям с ОВЗ, имеющих нарушения в общении»

Учитель - логопед

4

Тренинг «Формула здоровья педагога»

Педагог - психолог

5

Мастер – класс «Мир эмоций»

Педагог - психолог

7

Семинар – практикум «Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в группе детей с ОВЗ»

Старший воспитатель

Воспитатели старшей группы

Педагог - психолог

    Правильный выбор форм методической работы и их оптимальное сочетание, в том числе и для организации работы с детьми с ОВЗ позволили педагогам раскрыть творческие способности, проявить деловые и организаторские качества, преодолеть неуверенность в себе, сформировать умение увлечь и повести за собой окружающих. Таким образом, на сегодняшний день в ДОО созданы условия для  успешной личностной и профессиональной самореализации педагогов,  способствующиеформированию профессионально-компетентностного подхода и во взаимодействии с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики обучения.

Список литературы:

  1. Алехина С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья трудности перехода/ Образовательная политика – 2015.– №3(69). – С.88-89.
  2. Игнатова И.А. Модель единого образовательного пространства в аспекте социализации детей с ОВЗ на основе реализации ФГОС/Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование//Сетевой научно-методический журнал ФГАОУ ДПО АПК и ППРО №3.– 2015.

    3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: – 2014. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога «Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования»

Цель : обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, как условие организации учебно-воспитательного процесса для детей с особенными обр...

«Создание необходимых условий для организации и развития инклюзивного образования в доу»

"Создание инклюзивной образовательной среды в ДОУ" 1 сл. В последнее время мы слышим много рассуждений об инклюзивном образовании. На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является ...

Использование методов педагогического исследования как необходимое условие профессиональной деятельности педагога в ДОУ

Основные направления исследования воспитателем особенностей детей дошкольного возраста. Специфические применения методов психолого-педагогического исследования для изучения особенностей дошкольников. ...

«План внутрифирменного повышения квалификации для ДОУ по профессиональному стандарту «Педагог»».

laquo;План внутрифирменного повышения квалификации  по профессиональному стандарту «Педагог»» содержит традиционные и нетрадиционные формы работы с педагогоми ДОУ  по...

Выступление на м.о. воспитателей "Самообразование, как необходимое условие профессиональной компетенции педагога"

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия...