«Наставничество – необходимое условие профессионального становления педагогов и повышения качества образования в ДОО»
статья

Шиваракова Раиса Евгеньевна

Тема моего выступления на августовской конференции дошкольных работников 2023г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_avgustovku_23_moe.docx54.26 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

2023 год  Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога  и наставника. 

Слайд 1.Тема моего выступления: «Наставничество – необходимое условие профессионального становления педагогов и повышения качества образования в ДОО».

Феномен наставничества, на мой взгляд, возник с появлением людей на земле. Всегда во все века именно старшие, мудрые люди передавали знания и опыт, направляли молодежь  - наставляли. В роли наставников выступали в первую очередь родители, духовные настоятели,  мудрецы, ученые. В школах был положен принцип следования примеру старших. Передача знаний, опыта, направление молодежи на истинный путь – в этом заключался суть наставничества.

Уходят века, меняются эпохи – но суть наставничества не изменилась.

Наставничество снова в тренде. Данный феномен многократно доказал свою эффективность и как метод воспитания, и как инструмент обучения кадров.

Слайд 2.За последние годы в образовательных организациях кто только не появился… Тьюторы, менторы, кураторы, фасилитаторы, коучи… Как все эти позиции соотносятся с наставничеством? И какие из них наиболее востребованы? В  детских садах востребованы:

- Тьютор (от лат. tutorem, англ. tutor – наставник, опекун) в значении «старший, назначенный опекать ребенка в занятиях». Другими словами, тьютор – это персональный  помощник воспитанника в море образовательных возможностей.

- Ментор (от лат.Mentos – намерение, цель, дух, mon-i-tor – тот, кто наставляет) – учитель, наставник, воспитатель. «Менторство» подразумевает отношения между человеком, не имеющим опыта в какой-то области, и человеком более опытным. И все-таки в русском языке ментор и наставник – не одно и тоже. Слово «ментор» имеет оттенок высокомерия, безапелляционной поучительности – отсюда и «менторский тон», не советующий, но предписывающий.

- Куратор (от лат. curare – «заботиться о ком или чем-либо») – чаще означает позицию не индивидуального, а группового организационного сопровождения. Куратор не столь глубоко погружен в проблемы своих подопечных, его задача – следить за ходом процесса, предупреждать и ликвидировать сбои. Личная вовлеченность здесь меньше, зато охват (и, возможно, спектр задач) шире.

- Фасилитатор (от лат. facilis, англ. facilitator – «легкий, удобный») – это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Специалист, который стимулирует работу группы при выполнении того или иного задания и работает чаще всего «от» и «до» – в рамках одного тренинга, проекта, программы и пр.

Слайд 3.Кто же он – наставник?   По моему мнению, это человек – любящий свою работу, мастер своего дела,  имеющий огромный личный и профессиональный  опыт,  желающий передать его молодым, друг и товарищ. В моей профессии это педагог, способный помочь начинающим педагогам адаптироваться в коллективе, в профессиональном становлении и личностном развитии.

Мы с вами кратко ознакомились с разными видами наставничества.

Итак, на современном этапе развития дошкольного образования каждый руководитель понимает, что для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходим педагогический коллектив, обладающий высокой профессиональной компетентностью. Главной фигурой в дошкольном образовании всегда остаётся педагог.

Сегодня особо востребованы педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся творческими способностями, мобильностью, коммуникабельностью,  обладающие развитым чувством ответственности за воспитание детей, умеющие принимать конструктивные решения в ситуации выбора.

Поддержка молодого педагога – одна из ключевых задач образовательной политики.  Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит системе наставничества, которая рассматривается как перспективная образовательная технология, позволяющая передавать знания и опыт молодым педагогам, формировать у них необходимые навыки и умения. В тоже время наставничество играет огромную роль в профессиональном становление молодого педагога, от того, как пройдет этот процесс, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдёт себя в другом деле.

Оказание действенной помочи молодым педагогам в профессиональном становлении - задача администрации и методической службы.

Довольно продолжительное время наш коллектив отличался стабильностью, работали педагоги с большим стажем и опытом. Однако с 2016 года коллектив начал постепенно омолаживаться, в него влились молодые педагоги, появилась необходимость создания комплексной модели наставничества для индивидуального стиля педагогической деятельности и развития творческих способностей начинающего педагога.

Чтобы помочь начинающему педагогу выбратьоптимальную для себя стратегию педагогической деятельности и успешно реализовывать образовательную программу дошкольного учреждения нами осуществляется практика индивидуального сопровождения начинающих педагогов. Индивидуальный подход предполагает организацию их методического самообразования с учетом индивидуальных особенностей личности педагога.

Слайд 4. В рамках реализации методического сопровождение начинающих педагогов в МДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск  был разработан методический проект «Менторинг – форма педагогического инвестирования».

Слайд 5 Цель проекта: оказание практической помощи  в профессиональном становлении молодого педагога и приобретения им практических навыков внедрения инновационных педагогических технологий, успешного вхождения в профессиональную деятельность.

Задачи:

1. Раскрытие личностного, творческого, профессионального  потенциала молодого педагога, поддержка формирования его индивидуальной траектории;

2. Оказание методической поддержки молодому  педагогу  при отборе и внедрении  современных педагогических методов и технологий  в образовательный процесс ДОУ;

3. Удовлетворение потребности молодого педагога в непрерывном образовании, оказание действенной помощи в преодолении затруднений в процессе самообразования.  

4. Создать условия для открытого процесса повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов;

5. Формировать инновационный ресурс, осуществлять презентацию достижений молодых педагогов.

Слайд 6.  Проект «Менторинг – форма  педагогического инвестирования»  представляет собой комплексную модель наставничества в ДОУ, ориентированную на некоторые современные тенденции образования в дошкольной организации и состоит из 5  значимых блоков:

Технология реализации проекта

Слайд 7 Проект «Педагогический менторинг в ДОУ» реализуется в двух основных направлениях:

1 направление: Блок «Молодой педагог» – предполагает  разработку долгосрочного индивидуального маршрута становления педагога сроком на 3 года, в результате прохождения которого педагогу может быть присвоена квалификационная категория.

2 направление: Повышение педагогической компетентности  педагогов проводится через организациюблока  по определенной тематике, например: Блок «Инновационные технологии», разрабатывается краткосрочный универсальныйиндивидуальный маршрут сопровождения педагога сроком на 1 год, в результате которого педагог  получает навыки по внедрению в образовательный процесс инновационной технологии.

Слайд 8 Принцип формирования  наставнических пар/групп

Слайд 9 -10 Этапы реализации проекта

Слайд 11 Применение интерактивных форм и активных методов обучения в работе с педагогами

Слайд 12 Примерный макет индивидуального маршрута сопровождения педагога (ИМСП) для 1 направления 

Слайд 13 Универсальный  индивидуальный маршрут сопровождения педагога наставнической деятельности для 2 направления

Этапы деятельности по достижению ожидаемых результатов:

Этапы, мероприятия

Сроки

Ресурсы

(кадровые, материально-технические, финансово-экономические)

1.Аналитико - диагностический

1

Результаты ВСОКО

Сентябрь 2019

Кадры: заведующий, старший воспитатель, воспитатели и узкие специалисты.

Финансово-экономические: в рамках должностных обязанностей, выплаты стимулирующих.

Материально-технические: методический кабинет, интерактивное оборудование, орг. техника.

2

Курсы повышения квалификации по подготовке  к осуществлению функциональных обязанностей менторов (наставников), к деятельности по формированию и развитию профессиональной компетентности молодых специалистов

Сентябрь 2019

3

Приказ об утверждении рабочей группы по разработке положений по  организации менторства (наставничества) в ДОУ и студии «Становление профессионала»

Сентябрь 2019

4

Приказ о принятии положений по  организации менторства (наставничества) в ДОУ и студии «Становление профессионала»

Сентябрь 2019

2.Организационно-практический этап

5

Работа студии «Становление профессионала»

Октябрь  2019-апрель 2022

В течение года

Кадры: заведующий, старший воспитатель, воспитатели и узкие специалисты.

Финансово-экономические: в рамках должностных обязанностей, выплаты стимулирующих.

Материально-технические: методический кабинет, интерактивное оборудование, орг. техника.

5.1

Знакомство и заполнение индивидуального маршрута становления педагога

Корректировка

5.2

Запланированные мероприятия по устранению   выявленных дефицитов.

В течение года

3.Заключительный этап

6

Круглый стол «Подведение итогов по реализации Проекта.  Перспективы работы на следующий учебный год».

Май  2022

Кадры: заведующий, старший воспитатель, воспитатели и узкие специалисты.

Материально-технические: методический кабинет, интерактивное оборудование.

Принцип формирования  наставнических пар/групп

Наименование блока

Наставник

Подопечный (подопечные)

Блок «Молодой педагог»

Опытный педагог со стажем педагогической работы более 20 лет

Вновь поступивший молодой  специалист

Блок «Инновационные технологии»

Педагог, имеющий опыт внедрения инновационных технологий и АМО.

Молодой педагог и педагог, испытывающий затруднения в применении инновационных технологий и АМО.

Блок «Инклюзия»

Специалисты системы сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог)

Воспитатель (воспитатели)  групп, в которых есть дети с ОВЗ

Блок «Финансы и дошкольник»

Педагог, имеющий практический опыт внедрения основ финансовой грамотности.

Молодой педагог, испытывающий затруднения в применении основ финансовой грамотности

Блок «Конкурс и публикации»

Педагог, имеющий опыт  участия в конкурсах  муниципального, республиканского, федерального уровнях.

Педагог, имеющий опыт публикации статей на муниципальном, республиканском, федеральном уровнях.

Педагог (педагоги), испытывающий(ие) трудности в участии в конкурсах различного уровня

Педагог (педагоги), испытывающий(ие) трудности в написании статьи из опыта педагогической работы

Цикл заседаний молодых воспитателей в студии «Становление профессионала» проводится с использованием интерактивных форм и методов:

Формы:

  • лекция – беседа
  • семинары-практикумы
  • психологические тренинги
  • проблемно-проектный семинар
  • открытый показ
  • круглый стол
  • методический театр
  • творческая мастерская
  • брифинг и др.

Методы:

  • анкетирование 
  • разыгрывание ролей,  проблемных ситуаций  
  • «мозговой штурм»  
  • методы проблемного обучения 
  • инсерт - анализ
  • эвристическая беседа, диалог
  • исследовательский метод 
  • метод «Трех вопросов»
  • презентация проектов
  • просмотр и анализ педагогического мероприятия
  • интернет – экскурс
  • демонстрация слайд – презентаций

Примерный макет

индивидуального маршрута сопровождения педагога (ИМСП) для 1 направления

ФИО полностью

Муниципальный район

Занимаемая должность

Педагогический  стаж

Образование

Блок

самообразования

Профессиональные дефициты/

задачи на предстоящий период

Образовательные

задачи

Действия по реализации образовательных задач

Сроки и реализации

(указать даты/

месяц, год)

Планируемый результат/

трудовые действия

(критерии оценки)

Направление деятельности                                      

Профессиональное

Психолого-педагогическое

Методическое

ИКТ - технологии

Здоровьесберегающие технологии

Варианты заполнения граф являются примерными и могут меняться педагогом в зависимости от темы его планирования.

Наличие выявленных дефицитов  позволяет выбрать именно те формы и методы работы, которые в конечном итоге будут содействовать профессиональному становлению молодого специалиста.

Универсальный  индивидуальный маршрут сопровождения педагога

наставнической деятельности для 2 направления

(применима ко всем блокам наставничества)

Мероприятия

Сент

Окт

Нояб

Дек

Янв

Февр

Март

Апр

Май

Июнь

Июль

Авг

Аналитико–диагностический этап

Собеседование по выявлению проблемы

Х

Формирование наставнических групп/пар

X

Составление индивидуального маршрута сопровождения педагога

X

Практический  этап (прохождение индивидуальный маршрут сопровождения педагога)

Коммуникативный тренинг

Х

Индивидуальные консультации (сообщение знаний теоретического характера)

Х

Организация методических мероприятий(знакомство с эффективными практиками)

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Информационный стол (обмен мнениями по теории и практике проблемы)

Х

Х

Практический показ – стажировка (пример педагогической ситуации)

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Блог- проект(совместная деятельность по решению проблемы)

Х

Х

Практический семинар  (по итогам реализации блога-проекта)

Х

Деловая игра (анализ приобретенных педагогических умений и навыков)

Х

Заключительный этап (выявление результативности, подведение итогов)

Контрольный срез результативности проекта

Х

Подведение и тиражирование итогов реализации проекта

Х

Рефлексия участников проекта

Х

               Деятельность в рамках проекта.

Данный проект стартовал в сентябре 2020 года, реализовался до конца мая 2023 года.

Участники проекта: администрация ДОУ, ментор, молодые специалисты, воспитатели - стажисты.

В МДОУ  действует клуб молодого воспитателя «Становление профессионала». В рамках деятельности клуба старший воспитатель выступает в роли ментора, а начинающие специалисты и педагоги (стаж работы менее 2 лет) - менти. Заседание клуба проходило 1 раз в месяц.

Ключевые принципы ментора по сопровождению молодых педагогов:

  • Ориентация на цель – определение цели развития.
  • Открытость и доверие.
  • Добровольность.
  • Доступность материала.
  • Адресность  учёт психологических особенностей педагогов, имеющихся у них теоретических знаний и практического опыта.
  • Индивидуализация -учёт индивидуальных особенностей педагога.
  • Позитивность – положительный эмоциональный настрой.
  •  Конфиденциальность –общение между ментором и менти строится на взаимном доверии, поэтому все происходящее  во время встреч оставалось только между ними.

        В 2020-2023 учебный год участниками клуба было 4 педагога (1 уволился 2021г.).

       Деятельность клуба проводилась по следующим направлениям:

- самообразование;

- изучение ППО, инновационных образовательных и игровых технологий и АМО;

- участие в РМО и профессиональных конкурсах,

- аттестация;

1. Грамотно  организованная система самообразования является важным условием  в работе с педагогами. Молодые педагоги плохо владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п). Поэтому при составлении индивидуального маршрута молодые педагоги, выбирая темы самообразования, учитывают  свой профессиональный уровень, используя критерии, позволяющие выбрать тот или иной блок, в зависимости от группы на которой они работают. Педагоги наставники помогали грамотно спланировать мероприятия по самообразованию, делились своим  практическим опытом, обсуждали наиболее эффективные методы и приёмы работы с детьми.

Работа по самообразованию позволила педагогам пополнить и конкретизировать свои знания, осуществить глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

А педагоги со стажем имели возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

2. В  ходе изучение ППО, инновационных образовательных и игровых технологий методической службой ДОУ был проведен ряд мероприятий с применением активных методов обучения:  

-Мастер-классы по темам: «Воспитываем в детях финансовую грамотность», «О значимости родительского авторитета средствами квиз – игры «Дети и деньги»; и  «Применение  квест - технологии в профориентационной работе с дошкольниками в условиях ФГОС»; «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект - карты»;

- Квиз - игра для педагогов МДОУ «Финансовый эрудит»;

- Практический семинар - коучинг для педагогов ДОУ «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетентности педагогов по  организации взаимодействия  с детьми с ОВЗ);

- Семинар для педагогов с элементами квиз - игры по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».

В тоже время молодые педагоги просматривали видео сюжетно-игровых занятий более опытных педагогов нашего ДОУ: «Космическое путешествие»  и «День рождение в кафе «Космос» подготовительная группа, использовали Интернет ресурсом.

3. Следующим шагом было проведение молодыми педагогами открытых занятий с использованием  современные технологии  и презентаций:

  2021 год - на районном практико -  ориентированном  онлайн -семинаре инструктор по физическому воспитанию Чебоксарова Н.М. провела с воспитанниками подготовительной группы Квест-игру  «В гости  к  Гному Эконому».  Воспитатель Меньшикова О.А. показала занятие по финансовой грамотности в старшей группе по теме «Что такое банк?»

  2022 год - на районном онлайн –семинаре «Организация коррекционной деятельности в  ДОУ» воспитатель Степанова И.Ю. показала индивидуальное занятие с ребенком -инвалидом по ФЭМП по теме «Геометрические фигуры».

2023 год - на районном  онлайн - семинаре по теме: «Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ: атмосфера понимания и эффективного общения» инструктор по физическому воспитанию Чебоксарова Н.М. и педагог психолог провели: физкультурное  занятие: «Путешествие на остров Пиратов» и познавательное занятие «На пороге Новый год.

        Результатом достижения поставленной цели проекта являлось  презентация опыта в  профессиональных конкурсах:

Инструктор по физическому воспитанию Чебоксарова Н.М.  призер муниципального конкурса «Мой лучший урок» (2021);

Воспитатель Меньшикова О.А.- 3 место в муниципальном конкурсе  видеороликов: «Здоровое питание дошкольников» (2022);

Педагог - психолог Алямкина В.А. - 3 место в муниципальном конкурсе: «Педагог – психолог 2022».

4. Одним из механизмов мотивации педагогов на повышение своей профессиональной компетентности является аттестация. В настоящее время успешнопрошли  процедуру аттестации на присвоение 1 квалификационной категории все 3 педагога.

Материалы публикуются на личных страницах педагогов и на официальном сайте МДОУ https://novoorskmdou6.ucoz.ru/

Практический опыт показывает, что разработка и внедрение системы наставничества приносит пользу всем участникам этого процесса: и начинающим педагогам, и самим наставникам.

Педагогический эффект:

В процессе взаимодействия начинающие педагоги:

  1. Получают своевременную помощь на этапе вхождения в должность;
  2. Ощущают поддержку в профессиональном развитии.
  3. Развивают профессиональные навыки, умения и компетенции, оказывающие влияние на достижение показателей, необходимых ДОУ.
  4. По мере профессионального роста  у них повышается самоуважение, уверенность в себе и позитивное отношение к педагогической деятельности.
  5. Получают обратную связь от наставников, стимулирующую к активной деятельности.
  6. Проводят сравнительный анализ собственных сильных и слабых сторон в разных педагогических ситуациях.
  7. Несут ответственность за собственную учебу и повышение профессионального уровня.
  8. Осознают  свою причастность к образовательной организации  и образованию  в целом.

Наставники получают ощутимую пользу от обучения своих подопечных. Они:

  1. Имеют перспективы карьерного роста.
  2. Получают статус наставника.
  3. Повышают свою репутацию профессионалов и доверие коллег.
  4. Получают возможность увидеть новые пути решения типичных педагогических  задач.
  5. Систематизируют имеющийся профессиональный опыт.

Управленческий эффект:

1.Снижение текучести кадров;

2.Повышение рейтинга ДОУ  в дошкольном образовании.

  3. Повышение качества образования воспитанников.

Шиваракова Раиса Евгеньевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов педагогического исследования как необходимое условие профессиональной деятельности педагога в ДОУ

Основные направления исследования воспитателем особенностей детей дошкольного возраста. Специфические применения методов психолого-педагогического исследования для изучения особенностей дошкольников. ...

3. Вклад педагога в повышение качества образования, распространение собственного опыта.

3.1. Выступление на научно - практических конференциях, семинарах,секциях.Таблица и программы мероприятий,доказывающие непосредственное участие педагога.            Тема ...

Консультация для педагогов "Анализ профессиональной деятельности - путь к повышению качества образования"

В метериале представлена презентация на тему "Анализ профессиональной деятельности (педагога) - путь к повышению качества образования"...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога  для повышения качества образования  и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО....

Система методической поддержки педагогов для повышения качества образования

Система методической поддержки педагогов для повышения качества образования...

Выступление на м.о. воспитателей "Самообразование, как необходимое условие профессиональной компетенции педагога"

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия...