Проект «Сделай шаг к успеху».ноябрь 2017
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Нетребскова Светлана Викторовна

Формирование коммуникативных навыков, творческого потенциала личности средствами игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Сделай шаг к успеху»

Цель: формирование коммуникативных навыков, творческого потенциала личности средствами игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

 Задачи:

  • развитие творческих способности детей;
  • формирование у обучающихся коммуникативной компетентности;
  • расширение познавательного интереса;
  • обогащение детской досуговой деятельности.

Игра – одна из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, решением конфликтных ситуаций через игру;

- развитием коммуникативных качеств личности.

Дидактическая игра в школе – одно из средств воспитания умственной активности обучающихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступной для обучающихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое – воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.

С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у обучающихся, помогают результативному овладению знаниями.

Одна из задач педагога - активное внедрение в образовательный процесс разнообразных развивающих игр.   Для развития интеллектуальных способностей, развития логического мышления, внимания и памяти работе можно использовать следующие игры:

Игры на комбинирование предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов. Это логические игры и головоломки со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, ребусы и др.

Игры на планирование. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже. Это такие игры, как лабиринт, головоломки, магические квадраты. Они направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.

Игры на формирование умения анализировать предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает». К таким играм можно отнести задания на нахождение пары, определение лишнего, продолжения ряда, загадки, занимательные таблицы.

Целенаправленное использование игровых физкульминуток в режиме учебных занятий показывает их результативность в реализации здоровьесберегающего подхода в обучении, а содержательная направленность формирует познавательную мотивацию к изучаемому предмету.

Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести:

    Дидактические игры с движениями. Например, на занятиях по экологии можно использовать игры «Найди дерево по описанию», «Вершки и корешки» (с использованием наглядности), «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

     Двигательные действия и задания. Загадывают загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.

       Развивающие игры. Например, «Испорченный телефон», «Запомни движения и повтори».

Игры-драматизации

Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.

Как облечь занятие в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

              1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

              2) доступность для учащихся данного возраста;

              3) умеренность в использовании игр на уроках.

Учитывая то, что ученики начальных классов очень эмоциональны, острее переживают свои неудачи в овладении навыками чтения, следует строить отношения с детьми на интересе: ведь можно научить ребенка читать только тогда, когда он испытывает радость от результатов своего труда.  

Эффективно проводить сюжетно-ролевые игры. Это очень важно не только для поддержания эмоционального тонуса ребенка во время занятия и делает процесс обучения более интересным. Ролевая игра развивает очень важный и необходимый для обучения психический процесс - воображение.

Участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

В процессе изучения и использования на практике дидактические игры можно классифицировать следующим способом:

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания.

Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы.

Игры, требующие от детей преобразующей и поисковой деятельности.

К этой группе относятся игры, направленные на формирование навыков социального восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используется обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них. Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», «Комплимент», «Приветствие», «Волшебные конфеты». Данные игры способствуют формированию у детей умения замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

     Систематически вовлекая детей в обсуждение межличностных конфликтов, следует поощрять их попытки разрешать конфликт без применения силы, а с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших детей можно использовать аналогичное поведение сказочных персонажей; привлекая в совместные игры разных детей, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего.

Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех занятиях в начальной школе. 

Особое место в образовательном процессе занимают коррекционные игры:

Игры, сближающие обучающихся друг с другом, строятся на отношениях игрового партнерства для добровольного участия каждого ребенка. Тут соперничество недопустимо. Содержание и правила         игр исключают

 поводы для         конфликтов и взаимного отталкивания. Сочетание движений со словом помогает осознать содержание игры. Такие игры помогут учителю завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание.

 «Раздувайся, пузырь», «Лови, лови», сюжетно ролевая игра «Репка», «Колобок», «Паровозик», «Солнышко и дождик», «По дорожке Валя шла», «Зайка», «Карусели», «Подарки», сюжетно-ролевая игра «Теремок», «Три медведя», «Дудочка», «Магазин игрушек». «Поздравим малышей», «Белые медведи», «Когда это бывает?», «Иголочка и ниточка», «Летает, не летает», «Колечко», сюжетно-ролевая игра по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».

Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка.

Задачей учителя (воспитателя) является преодоление негативных проявлений, формирование у ребят способности не пугаться трудностей; умения соблюдать правила, очередность, не мешая друг другу; таких качеств, как делать приятное сверстникам, делиться игрушками, помогать.

Данные игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. «Салочки-догонялочки», «Воробышки и автомобили», «Зеркало», «Репка», «Дракон кусает свой хвост», «Кто позвал?», «Лохматый пес», сюжетно-ролевая игра «Лиса и гуси», «Смелые мыши», «Ай, гугу!», «Лягушата и цапли», «Веселись, детвора», сюжетно-ролевая игра «У козленка день рождения», «Козлик и козочка». «Пустое место», «Цыплята» - инсценировка, «Поймай рыбку», «Я принес тебе в подарок», «Как я проведу каникулы».    

Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия.

Цель данных игр - открыть для детей особый мир звуков, сделать привлекательным, значимым, говорящим о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. Для успешного формирования целенаправленного слухового восприятия в игре необходимо соблюдать два основных условия: во-первых, отделить «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого необходима полная тишина в моменты загадывания и отгадывания звуковых загадок, чтобы участники игры могли сосредоточиться на звуке и оценить ответы друг друга. Во-вторых, сделать так, чтобы ребёнок, отгадывающий звуковую загадку, не мог видеть источник звука. «Кто разбудил Мишутку?», «Кот и мыши», «Глупый мышонок», инсценировка по сказке «Звуковые загадки», «Что выбрал Петрушка?», «Колпачок и палочка», «Два круга с мячом», сюжетно-ролевая игра по сказке «Морозко», «Мячи разные несем». «Встречайте гостей», «Совушка», «Два жадных медвежонка», сюжетно-ролевая игра «Красная шапочка».

 Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета, содержат два типа обучающих задач:

  •  задачи на целенаправленное развитие цветовых тонов;
  •  задачи на правильное называние цветов.

Окраска предметов выполняет сигнал к действию или его запрету. Дети сравнивают или выбирают предметы по их окраске. Знакомство с цветами следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. Чтобы дети успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам: предметы должны быть привлекательными для детей, вызвать эстетическое отношение, они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлости и яркости.

Материалы: разноцветные флажки, цветные ленты, полоски цветной бумаги, цветные кружки на подвесках, одноцветные пирамиды, цветные коробочки.

 «Бегите ко мне!», «Разноцветные ленточки», сюжетно-ролевая игра «Школа», сюжетно-ролевая игра «Прыг-скок», «Ищи свой дом», «Разноцветные колечки», «Что понравилось: возьми, принеси, назови», сюжетно-ролевая игра «Большая уборка дома». «Цветное лото», «Лети, голубок», сюжетно-ролевая игра «Почта».

Игры, развивающие восприятие формы. Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы. Действуя с предметами разной формы, дети учатся обследовать их одновременно руками и глазами — зрительным и осязательным способом. Их сочетание необходимо для целостного представления о предмете. Предлагаемые игры преследуют цель - развивать координацию рук и глаз. Без этого дети не научатся застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, вытирать руки полотенцем и т. д. «Кому дать?», «Разберем и соберем», «Приходите на лужок», «Что нам привез Мишутка», «Где твой дом», «Отгадай, что в мешочке?», «Чей коврик лучше?», «Не ошибись, Петрушка», «Принеси и покажи», «Пирамидки». «Есть у тебя или нет!», «Отгадай, что в мешочке!», «Закрой окошко», «Строим дома», «Не ошибись Петрушка!», «Геометрическое лото», «Игра в поручения», «Раз-два-три ищи».

Игры, развивающие целенаправленное внимание.

Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной,         игровой, познавательной. Характерным для этих игр является наличие текста (как, правило стихотворного), который направляет внимание детей, напоминает им правила и те условия их выполнения, которые связаны с управлением своим вниманием. Взрослый является не только организатором, но и непосредственным участником игры. Это необходимо для того, чтобы дети, подражая взрослому, постепенно овладевали игровыми действиями и готовились к самостоятельному выполнению. «Раз, два, три - говори!», «Отзовись не зевай!», «Волшебный столик», «Прятки с игрушками», «Проказы Мишки- шалунишки», «Поехали коробочки наши». «Прятки с игрушками», «Разберем и соберём», «Волшебный столик», «Поправь Петрушку». 

 Игры, развивающие речь и мышление. 

Развитие речи детей идёт по нескольким направлениям. Это отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, формирование речевого мышления. Есть игры направленные на отработку артикуляции и уточнение произношения трудных звуков. Есть игры, направленные на развитие пространственных представлений ребёнка. В сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий. Происходит обогащение словаря. В таких играх слово связано с движением и действием. «Чудесный сундучок», «Мешочек впусти», «Зайчик и Мишка», «Где спрятался зайчик», «День рождение куклы Алёнушки», «Что на картинке», «Парные картинки». «Еде мы побывали, что мы повидали», «Игрушки - артисты», «Птичий двор», «Добрая лошадка». 

Игры, развивающие память. 

Память - необходимое звено всякой деятельности: практической, познавательной, художественной и др. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Игры содержат необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти. Во-первых, во всех играх предлагают условия, где нужно что-нибудь запомнить, чтобы принять участие в игре. Во-вторых, ребёнку передаются рациональные приёмы осмысленного запоминания и припоминания, средства овладения своей памятью. Эти приёмы используются ребёнком в качестве опоры актуальной для него игровой ситуации и поэтому легко осваиваются им. Важно эмоциональное общение с детьми и вовлеченность взрослого в сюжет игры, а также четкая понятная формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности учащихся. «Переполох», «Кто здесь прячется», «Мамины помощники», «Что тебе достать, дружок», «Кто здесь прячется», «Собери урожай». «Времена года», «Распутай путаницу», «Что в корзинку мы берем», «Переполох», «Помоги малышам».

С разработанной картотекой игр вы можете познакомиться самостоятельно в приложении к данному выступлению.

При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы необходимо учитывать особенности разноуровнего развития детей, осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Для этого необходимо помнить несколько простых правил:

1. Во время игры взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение или решение, способствовать импровизации.

2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за ним.

3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.

5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.

Использование разнообразных игр дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У ребят развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки они смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

Литература

  1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология» М., изд. «Академия» 1999 г
  2. «Азбука общения» под общей редакцией Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. изд. «Детство-Пресс» СПб 2001 г.
  3. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» М. 1987 г.
  4. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх» М. 1992 г.
  5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» М. 1991 г.
  6.  «Воспитание детей в игре» Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И., М., 1983  
  7. Вилсон Гленн, Крис Макклафин «Язык жестов – путь к успеху» СПб., изд. «Питер» 2001 г.
  8. Газман О.С., Харитонова Н.Е. «В школу с игрой» М., 1991 г.
  9.  Гришина Г.Н. «Любимые детские игры» М., 1997 г.

10. Жуковская Р.И. «Воспитание ребенка в игре» М., 1963 г.

11. Мухина В.С. «Детская психология» М., 1985 г.

12. Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе» М., 1986 г.

13. Рожков М.И., Куприянов Б.В. «Организация и методика проведения игр с подростками» М., изд. «Владос» 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация метода проекта в логопедической работе с дошкольниками с ОНР. Проект «Сделаем книгу своими руками».

К числу педагогических технологий, используемых в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями, относится Метод проектов.Сидение у телевизора, у компьютера потихоньку вытеснило привычку читать. Поэто...

проект " Сделаем домик для муравьев".

Прививать любовь к окружающей природе-насекомым.Это хорошо показано в нашем проекте.Дети больше узнали о жизни муравьев , сами построили муравьинный  домик и показали его строение снаружи и внутр...

Проект "Сделай сам"

Проект "Сделай сам"...

Проект: Сделай доброе дело "Посади деревце"

Благотворительная акция, осень 2016 год ,Наше Подмосковье...

Экологический проект «Сделаем вместе»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период  дошкольного детства происходит становление человеческой личности...

2016-2017 Проект "Город мастеров" подготовительная группа 2016-2017 уч.г.

Вид проекта: познавательно-творческийПродолжительность: краткосрочныйСрок реализации: 1 месяцДата реализации: 25 октября – 25 ноябряПо количеству участников: групповойУчастники: д...

Проект "Сделай жизнь"

В нашем детском саду проходила неделя психологии с 23.10.2017 по 27.10.2017. Мы совместно с педагогом психологом очень интересно провели эту неделю для всех участников образовательного процесса. Нами ...