Использование фразеологизмов в работе по расширению лексического запаса у детей с ОНР.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Казяба Жанна Васильевна

В рамках выбранного направления я попыталась проанализировать возможность использования фразеологической единицы в сфере развития лексических возможностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Центр развития ребёнка – «Детский сад  № 8 «Лесная сказка»

Консультация для педагогов:

«Использование фразеологизмов

 в работе по расширению лексического запаса у детей с ОНР».

Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Казяба Ж.В.

                                         г. Северодвинск

Использование фразеологизмов

 в работе по расширению лексического запаса у детей с ОНР.

В последние годы существенно возрос интерес к фразеологии (фразеология изучает устойчивые, не однословные единицы языка: фразеологизмы,  идиомы,  пословицы и поговорки), как к безграничной и неиссякаемой сокровищнице языковых возможностей.

В рамках выбранного направления я попыталась проанализировать возможность использования фразеологической единицы в сфере развития лексических возможностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и пришла к выводу о том, что использование фразеологизмов в работе по расширению лексического запаса детей способствует:

  • формированию интереса к родному языку;
  • развитию понимания значений слов дошкольниками;
  • активизации детской лексики;
  • совершенствованию навыков устной речи;
  • совершенствованию мыслительных процессов детей.

Как отмечают ряд ученых, таких как  A.M. Бабкин, Р.А. Будагов, В.В. Виноградов фразеологизмы разнообразят нашу речь, делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей национальные черты. Таким образом, на сегодняшний день это направление является весьма актуальным, поскольку, достигнув данной возрастной группы, дети имеющие общее недоразвитие речи, в силу ряда обстоятельств, испытывают большие трудности не только в  выражении своих  собственных мыслей, но и в осознании услышанного. Они не всегда точно, красочно и ярко  выражают суть высказывания, а в контексте ситуации не могут своевременно подобрать нужное слово или фразу, что приводит впоследствии к трудностям в общении и во взаимоотношениях.

Работа по освоению дошкольниками  образных  средств языка  ведется по следующим направлениям:

  1. Восприятие образных средств языка в соответствующих речевых ситуациях.

Задачами данного направления являются  обогащение знаний ребенка являющихся базой для использования образных выражений и расширение запаса образных средств.

  1. Понимание образных выражений.

Задачами этого направления являются обучение детей  различать устойчивые  сочетания и развитие умения понимать смысл образных выражений.

  1. Непосредственное использование образных средств.

Здесь задачами являются употребление образных средств языка  в контексте аналогичных ситуаций и использование этих средств в процессе абстрактного сопоставления.

В начале обучения у дошкольников формируется представление об образных средствах, раскрываются их функции в речи. С этой целью детям предлагается прослушать стихотворение, сказку, рассказ, в котором встречаются сравнения. Обучение детей происходит как на занятиях по формирования лексико-грамматических средств языка, так и в свободной совместной деятельности .

Успешность работы по ознакомлению детей с образными, устойчивыми выражениями во многом зависит от соблюдения ряда условий:

  • отбора фразеологических единиц с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики;
  •  применения методов и приемов, позволяющих наглядно представить образное содержание фразеологических единиц, обеспечивающих сопоставление прямых и переносных смыслов устойчивых словосочетаний;
  • обращения к личному опыту детей;
  • осознания детьми роли фразеологизмов в высказывании;
  • активизации фразеологических единиц в связной речи и создания условий для широкого переноса навыков употребления фразеологизмов в речевую практику.

Используя в своей работе  по развитию речи фразеологические единицы, а именно, пословицы, поговорки, идиомы включенные в тематический цикл, мы, совместно с учителем-логопедом группы, пытаемся делать связную речь детей содержательной, насыщенной, точной, и , в то же время стараемся  приобщить детей к истокам русской национальной культуры.

Например, работая по лексической теме «Осень» для ее более яркого запечатления  в сознании детей мы взяли для рассмотрения ряд пословиц:

  • Лето со снопами, осень с пирогами.
  • В ноябре зима с осенью борется.
  • Холоден сентябрь, да сыт.

В первом случае было необходимо раскрыть значение слова «сноп» (сноп – связка стеблей хлебных злаков (с колосьями) и объяснить детям, что в данном контексте это символизирует огромную предварительную работу в поле, которая включает в себя подготовку почвы к посеву нового урожая пшеницы, сам посев, полив, обработку всходов против вредителей, переживания людей за погоду благоприятную для появления богатого урожая, сбор урожая, его сортировка, экспертиза, помол (процесс превращения пшеницы в муку), а уже из муки хорошие хозяйки заводят тесто и пекут пироги. А происходит это в сентябре месяце, именно поэтому в сознании людей он символизирует новый урожай.

У детей старшего дошкольного возраста, имеющим заключение  общее недоразвитие речи, объяснение понимания этих пословиц  вызвало определенное затруднение (в то время как у их ровесников, с диагнозом ФФНР, было множество вариантов).

Попытка же объяснить смысл поговорки: «В ноябре зима с осенью борется» свелась к следующему: «Потому что  идет снег». В этот день действительно шел первый снег, и, по-видимому, услышав слово «зима» у детей возникла прямая ассоциация со снегом.

После того, как мы вспомнили осенние месяцы, определились с тем, что последний осенний месяц именно ноябрь, а за ним наступает декабрь -  первый  месяц зимы и что именно в ноябре осень с зимой  находятся друг к другу максимально близко и зима уже готова вступить в свои права (мороз, ветер, снег), а осень не уступает своих позиций  (незначительная оттепель, мокрый снег, дождь ). И именно поэтому в сознании народа возник такой образ, нашедший свое отражение в номинации  «борется».  Тем не менее, это не буквальное выражение, но как нельзя точно, емко, красочно и образно отражает действительность.

Работа с детьми над фразеологическими оборотами призвана реализовывать следующие цели:

  • Прививать интерес к прослушиванию сказок, рассказов, художественных текстов.
  • Учить детей определять наличие фразеологизмов на слух.
  • Активизировать и закреплять фразеологическую лексику в игровой, трудовой, учебной деятельности и в непринужденной обстановке.
  • Тренировать в адекватном контексту употреблении  фразеологических оборотов.

     Предварительная работа по созданию речевой базы для использования фразеологических оборотов со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.В. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Основные формы работы по ознакомлению детей с фразеологизмами:

•        Дидактические игры и упражнения.

•        Хороводные игры

•        Загадки – шутки

•        Заучивание наизусть

•        Беседа по картине

•        Чтение сказок, пословиц и потешек

•        Составление рассказов по представлению

•        Сочинение сказок и рассказов

•        Выполнение творческих заданий

•        Игры – драматизации, инсценировки

     Педагог включает ребенка в активную умственную деятельность, заставляя задумываться над значением слов и выражений, задаваться вопросом, почему мы так говорим, и тем самым повышает уровень его мыслительной способности. Познание фразеологии родного языка - это обогащение словаря, расширение кругозора детей, накопление информации. Включение фразеологизмов в лексическую работу на занятиях позволяет не только решать языковые задачи, но и воспитывать любознательность ребят.

    Рифмованные фразеологизмы привлекают внимание ребенка, прежде всего изначальной значимости в них интонации, ударения, звукового повтора.

     Сказки, колыбельные, потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, очистить свой язык от сленговых словечек.

     В настоящее время логопедическая практика не располагает в достаточной мере ни материалами, разрабатывающими проблему  фразеологизмов в методическом плане, нет текстов для детей с ОНР, нет рекомендаций, помогающих осуществить проведение занятий по фразеологии.

Рассмотрим возможные варианты заданий, использованные нами в НОД:

«Не хочу быть столбовою дворянкой.

А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:

« Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь.

Насмешишь ты целое царство».

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Белена – растение из семейства пасленовых, часто встречающееся среди разнотравья средней и южной стороны России. Она содержит алкалоиды и в больших дозах очень ядовита. При попадании внутрь организма эти яды вызывают сильное возбуждение, галлюцинации и нарушают речь. Поэтому о человеке, плохо контролирующем свои действия, говорят, что он белены объелся.

В басне И.А. Крылова  «Кот и повар» рассказывается, как повар оставил кота Ваську стеречь съестное от мышей, а сам пошел в кабак. Вернувшись, он увидел, как кот доедает курицу, оставшуюся от обеда, и стал его стыдить:

« Ах…ахти, какой позор!

Теперь все соседи скажут:

Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де не только что в поварню,

Пускать не надо и во двор,

Как волка жадного в овчарню:

Он порча, он чума, он язва здешних мест!»

А Васька слушает, да ест.

Мать ругала сына за двойку по математике, а сын не слушал ее и продолжал играть с конструктором.

- А Васька слушает, да ест!  - сказала мать, отбирая у сына деталь конструктора…

По итогам работы над развитием лексических возможностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием  фразеологических единиц нами отмечено, что речь детей стала более содержательной, экспрессивной, точной в выражении своих мыслей и эмоционально окрашенной.

Список литературы

1. Иванова К.В. Сами с усами. -  Москва: Лист, 1998.

2. Казюк Н.В. Лексическое развитие детей дошкольного возраста. -  Барнаул, 2004.

3. Колосова И.В. Фразеологический словарь дошкольника  // Логопед: научно-методический журнал. – 2008. - № 3.

4. Котова М.А. Словарь фразеологизмов. – Москва: РИПОЛ классик, 2014.

5. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...

Работа по расширению словарного запаса детей 4-5 лет на основе лексических тем

Словарная работа и задания по развитию грамматной, связной речи на основе лексических тем....

ДОКЛАД по теме: «РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

Основная цель работы заключалась в повышении речевой уровень детей с помощью дидактической игры....

План самообразования «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений» в средней группе.

Перспективное планирование "Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений" 2018-2019 год (средняя группа)...

Игры для расширения словарного запаса у детей.

Эти словесные игры не занимают много времени в них можно играть по дороге в детский сад,в очереди ,на прогулке....

Расширение лексического запаса дошкольников с общим недоразвитием речи: методы и приёмы работы

В статье рассказывается об основных методах и приёмах логопедической работы с детьми с общим недоразвитие речи по расширению лексического запаса...

Проектная деятельность активно используется в современных ДОУ для расширения словарного запаса, кругозора детей, получения воспитанниками новых навыков и знаний и их практического использования.

   Проектная деятельность активно используется в современных ДОУ для расширения словарного запаса, кругозора детей, получения воспитанниками новых навыков и знаний и их практического ...