Интеграция образовательных ресурсов как механизм нормализации преморбидного состояния организма ребёнка в условиях дошкольного учреждения
проект по коррекционной педагогике на тему

Преморбидное состояние
организма ребёнка в условиях дошкольного учреждения
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных ресурсов

как механизм нормализации преморбидного состояния

организма ребёнка в условиях дошкольного учреждения

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в формировании здоровья человека, обеспечивающий его сохранение в будущем. В настоящее время известно, что 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в детские годы в 3-7 лет. Если 30 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди неуспевающих школьников 85-90% отстают не из-за лени или умственного недоразвития, а вследствие плохого соматического состояния здоровья [4].

С переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается. За время обучения в школе число абсолютно здоровых детей снижается в 4-5 раз, особенно в 4-5 классах, когда совпадают периоды полового созревания и повышенной учебной нагрузки. К 8-му классу в 5 раз возрастает частота нарушений со стороны органов зрения. В эпоху технического прогресса, когда общество предъявляет высокие требования к специалистам разных областей, проблема сохранения здоровья детей в условиях семьи, дошкольных учреждений и школы является важнейшей государственной задачей. Уровень психофизического состояния детей служит индикатором социального благополучия общества. Именно эффективность развития в детском возрасте определяет основные черты здоровья нации в старших возрастах, включая активное потенциальное долголетие, высокую работоспособность, широкие адаптационные возможности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды и передачу соответствующих качеств будущим поколениям. Задержка в физическом и функциональном развитии детей может также отразиться в дальнейшем и на уровне их интеллекта [5].

По данным Д.И.Зелинской [2] 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют существенные отклонения в показателях здоровья: нервно-психические и сердечно-сосудистые расстройства, нарушения в формировании опорно-двигательного аппарата [2].

В сложной системе факторов, влияющих на показатели здоровья, в том числе на функциональное и физическое развитие, работоспособность и заболеваемость подрастающего поколения, существенную роль играет двигательная активность. Известно, что в своем филогенетическом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Сейчас наблюдается противоположная картина. В век высоких технологий люди, и прежде всего дети, сталкиваются с гипокинезией и гиподинамией, т. е. с недостатком активных движений и мышечных нагрузок. Двигательное «голодание» непосредственно отражается на становлении и развитии таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость. Подчеркнем особо: между двигательным аппаратом, нервной системой и вегетативными функциями организма имеется тесная взаимосвязь. Следствием гипокинезии является не только отставание моторики, но и задержка развития интеллекта, вегетативных функций, сужение диапазона резервных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, низкая сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям окружающей среды, и как следствие, высокий уровень заболеваемости детей [4].

Гипокинезия, вызывая нарушение обменных процессов и избыточное отложение липидов, способствует возникновению у детей ожирения. У таких детей чаще возникают травмы, у них в 3-5 раз выше простудная заболеваемость. На протяжении школьного обучения у 14-18% школьников развивается гипертоническая болезнь, а 20-25% детей из числа отстающих в учебе по состоянию здоровья становятся второгодниками [4].

Учеными  была теоретически обоснована и экспериментально проверена на практике в школах и гимназиях концепция о функциональной взаимозависимости физических нагрузок, показателей функций организма и состояния здоровья учащихся. Оказалось, что недостаточная двигательная активность ведет к изменению функциональных показателей организма, отрицательные сдвиги которых могут вызывать возникновения преморбидных состояний и заболеваний. Образовавшиеся нозологические формы патологии снижают двигательную активность, ухудшают функциональное состояние организма и еще более увеличивают интенсивные показатели заболеваний, которые нередко приобретают хронический характер. Таким образом, получается порочный замкнутый круг, который проще и доступнее всего разорвать путем применения различных физических упражнений в достаточном объеме с учетом возраста, пола, тренированности и состояния здоровья детей.

Но прежде чем перейти к поиску путей оптимизации физических нагрузок остановимся на понятии «преморбидность» или  «предболезнь», которое было введено в патофизиологическую науку С.М. Павленко, согласно его определению, это «состояние организма, являющееся следствием ослабления некоторых саногенетических механизмов или их комплексов, ведущее к расстройству саморегуляции и снижению устойчивости организма» [5,6]. Как видно из приведенного определения, ослабление саногенетических механизмов может быть следствием снижения реактивности организма либо чрезмерного напряжения и истощения. Признавая справедливость такого методологического подхода, а также важное указание на изменение реактивности, при этом следует отметить, что некоторые авторы указывают на качественную терминологическую неточность данного определения. Саногенетические механизмы могут активироваться только патогенезом, а он, в свою очередь, может быть только при наличии заболевания. При определении понятия «предболезнь» речь может идти лишь о физиологических компенсаторно-приспособительных реакциях, так как заболевания еще нет. При состоянии предболезни, предшествующем болезни, повреждения функциональных систем организма еще нет, но уже можно выявить неадекватность гомеостатических компенсаторно-приспособительных механизмов. Таким образом, состояние предболезни следует определить как динамическое состояние организма, при котором нарушается адекватность приспособительного реагирования его функциональных систем, выражающаяся либо в усилении, либо в ослаблении компенсаторно-приспособительных реакций, но в пределах гомеостатических границ. Тенденция развития состояния предболезни зависит от множества как внешних факторов, так и внутренних условий. Конкретным содержанием понятия «предболезнь» является состояние функционального «напряжения» и «утомления» компенсаторно – приспособительных реакций (КПР).

Напряжение - обратимое состояние организма вследствие предельной мобилизации функциональных систем, обеспечивающих сохранение гомеостатических параметров организма человека. Неадекватность КПР проявляется преобладанием величины КПР над стимулом. В результате длительного напряжения, выраженность которого зависит от величины нагрузки, степени подготовки регуляторных и гомеостатических механизмов организма, а главное, от его функционально-структурных и энергетических ресурсов (резервов), снижается возможность продолжать деятельность с заданной интенсивностью. И как итог напряжения развивается утомление.

Утомление - обратимое состояние организма вследствие истощения ресурсов тех или иных функциональных гомеостатических систем. Неадекватность КПР проявляется меньшей ее величиной относительно стимула.

Распознавание неадекватности реализации той или иной функциональной системы организма является первой задачей на пути решения проблемы преморбидных состояний. Диагностика текущего состояния различных функциональных систем организма, основанная на оценке адекватности, степени напряжения и величины физиологического резерва компенсаторно-приспособительных гомеостатических реакций является донозологической диагностикой. Следует признать, что используемые сегодня методы функциональной диагностики направлены на исследование функциональных состояний, которые сами по себе уже являются проявлениями имеющейся болезни и в большинстве случаев не могут позволить оценить уровень здоровья (его количество и качество) [5].
В диагностике состояния практически здорового человека возникает необходимость наряду с выявлением заболеваний  измерения его ведущих физиологических показателей в процессе его обычной жизнедеятельности с целью выявления дисфункций или же констатации состояния здоровья.

Но донозологическая диагностика преморбидных состояний не должна являться самоцелью. Она предопределяет последующую задачу врачебных и педагогических  усилий: восстановление адекватности реализации функциональных систем организма. Этот вид  помощи можно обозначить как «донозологическая реабилитация». Задачей донозологической реабилитации является купирование адаптивного напряжения и утомления, восстановление адекватности реагирования функциональных систем и наращивание адаптивных резервов организма. Донозологические реабилитационные мероприятия в обязательном порядке должны иметь профилактическую направленность, упреждая формирование механизмов болезни. Таким образом, донозологическая реабилитация неразрывно связана с профилактикой, это два взаимно продолжающих и дополняющих друг друга направления в системе сохранения и коррекции нарушений здоровья.  Особой задачей донозологической реабилитации следует, конечно, определить борьбу за здоровый образ жизни: снижение влияния на здоровье так называемых «факторов риска», которые существенно сужают физиологический интервал и повышают риск развития предболезненного состояния.

Подводя итог обсуждению проблемы преморбидных состояний, следует констатировать, что ряд актуальных научно-практических вопросов изучения и оценки состояния здоровья, а также состояний, пограничных между здоровьем и болезнью, во многом остаются нерешенными. Это является стимулом для активизации здоровьесберегающего направления как научного исследования в медицине,  и, что очень важно, в педагогике. 

Учитывая безусловную актуальность изложенного выше материала, приоритетным направлением работы группы преморбидной коррекции запланированы следующие исследования:

• анализ медико-биологических и эколого-социальных проблем формирования, активного сохранения и восстановления индивидуального и популяционного здоровья;

• разработка средств и способов восстановления и укрепления здоровья в условиях дошкольного учреждения;

• мониторинг здоровьесберегающих технологий на базе комплексных  методов коррекции состояния здоровья. Проведение сравнительного анализа, на основании которого будет сформирован реестр используемых технологий;

• создание ресурсосберегающих и высокотехнологичных методов применения  физических и природных факторов;

• разработка программных средств формирования индивидуальных программ оздоровительных мероприятий, в том числе самоконтроля и самокоррекции состояния здоровья;

• разработка краткосрочных и долгосрочных курсов немедикаментозного оздоровления и профилактического воздействия в практике дошкольного учреждения;

• разработка  обоснованных критериев эффективности оздоровительно-реабилитационных мероприятий;

• разработка  обоснованной инфраструктуры группы преморбидной коррекции, включая вопросы управления, организационно-штатного расписания, оснащения, стандартизации и сертификации услуг, требований к подготовке кадров.

В методологическом плане можно выделить три основных типа технологий:

  • диагностические,
  • корригирующие,
  • информационно-обучающие.

Диагностические технологии  включают следующие основные группы:

• Методы паспортизации здоровья, направленные на изучение индивидуальных особенностей, текущего функционального состояния ребенка и определение их соответствия популяционным стандартам и референтным величинам.

• Методы сертификации (экспертизы) здоровья, определяющие соответствие изучаемых показателей требованиям, предъявляемым конкретными видами деятельности человека.

• Мониторинг и диспансерно-динамическое наблюдение за состоянием здоровья, продольные исследования по выявлению факторов риска и прогноз развития заболеваний.

Следует заметить, что поскольку диагностические технологии  напрямую не направлены на диагностику болезней, то есть на установление диагноза, терминология «диагностические технологии» является во многом условной. Сутью же всех перечисленных форм реализации диагностических технологий являются методы оценки функциональных резервов ребенка. Именно сниженные функциональные резервы определяют необходимость применения и выбор корригирующих технологий.

Точно так же, как и в других направлениях функциональной диагностики, экспертные заключения по результатам обследования должны быть связаны логически с направлениями коррекции выявляемых нарушений, и в этом плане диагностические технологии представляют собой первый этап и являются критериальным аппаратом в реализации корригирующих технологий при реабилитационно-оздоровительных мероприятиях.

Корригирующие технологии включают обширный арсенал методов, среди которых широкое применение находят использование природных и физических факторов, физических упражнений, оздоровительное питание, ароматерапия, традиционные и нетрадиционные методы закаливания и самомассажа, психотерапевтические, биоэнергоинформационные и другие немедикаментозные профилактические технологии.

Информационно-обучающие технологии направлены на привитие  навыков самооценки и самокоррекции состояния здоровья, выявление и устранение факторов риска развития заболеваний и функциональных нарушений, т.е. на самооздоровление. Данные технологии  могут предъявляться в различных формах. Их цель - привить  культуру здоровья в части формирования и оценки своих адаптивных возможностей, а также их повышения доступными средствами.

Таким образом, спектр задач, решаемых в системе оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения в целом и конкретной группы в частности достаточно широк. Объединяющим началом при этом выступает этапность и профилактическая доминанта восстановительных мероприятий, осуществляемых или в преморбидный период, или на этапе восстановления.

  Работу по выбранному направлению в ближайшие 4 года планируется осуществлять в рамках воспитательной системы «Детство в формате 7Д» и педагогического проекта «Эстафета здоровья». Данная модель основана на 7 принципах моделирования воспитательной системы:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение равных возможностей и благоприятных условий для полноценного развития каждого ребёнка, открывающих возможности для позитивной социализации и личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • переход от диагностики отбора к диагностике развития;
  • развитие и поддержка инициативы педагогов, стремления к творческому росту, проявления своей педагогической индивидуальности;
  • формирование положительного имиджа дошкольного учреждения.

Целью воспитательной системы  является создание условий для разностороннего гармоничного развития личности и построение здоровьесберегающего образовательного пространства в формате 7Д.

В этой связи, детоцентризм мы рассматриваем как некую воспитательную концепцию, согласно которой приоритетными являются интересы ребенка.

Доброта – это дружеское, ласковое, заботливое отношение. Это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщего блага.

Доверие - это открытые положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности.

Достоинство понимаем как морально–нравственную категорию, определяющую уважение и самоуважение человеческой личности.

Доступность среды, доступность информации, доступность образования!

Движение – непрерывный процесс развития, а динамика – состояние движения, ход развития, под влиянием положительно действующих на него факторов.

Цель мини-проекта «Эстафета здоровья» - формирование и развитие компетенций в виде практических навыков применения расширенного комплекса физкультурно-оздоровительных коррекционных мероприятий у детей с преморбидными состояниями.

Задачи проекта:

  • создание условий для приобретения опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
  • создание условий для формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами;
  • создание условий для становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • создание условий для становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
  • содействие  повышению  педагогической компетентности работников дошкольного учреждения, родителей воспитанников.


ЛИТЕРАТУРА


1. Адо А. Д. Патологическая физиология. - М.: 2000. - 574 с. 

2. Зелинская  Д. И. О состоянии здоровья детей России / Д.И. Зелинская // Школа здоровья. - М., 1995. - № 2. - С. 5-12.

3. Козлова Т. В. Физкультура для всей семьи / Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 463 с.

4. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 1997. - 88 с.

5. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс, профилактика. - М.: Наука, 1981. - 278с.

6. Солодков А. С. Физическое функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга / А.С. Солодков, Е.М. Есина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - № 1-2. - С. 12-15.

7. Солодков А. С. Возрастная физиология: учебное пособие / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: [б.и.], 2001. - 188 с.

8. Судаков К. В. Диагноз здоровья. - М. - 1993. - 110 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Психолого-педагогическое сопровождение естественного развития и становления ребёнка на всех возрастных этапах в условиях дошкольного учреждения

.        Данная программа является вариативной моделью комплексного психолого-педагогического сопровождения одного из субъектов воспитательно-образовательного процес...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. МЕХАНИЗМЫ И ВАРИАНТЫ ИНТЕГРАЦИИ

   Идеи интеграции давно и широко обсуждаются в педагогической среде, исследуются и внедряются в практику образовательных учреждений. Необходимость интеграции в образовательной работе...

Статья об особенностях работы с семьёй в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Статья даёт представление об условиях, методиках эффективного педагогического сопровождения  в период социальной адаптации современного ребёнка в раннем дошкольном возрасте.Адаптация - это приспо...

Использование игровых технологий в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения

        Одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация детей к условиям детского сада и общества.Применения игровых технологий позволяет нал...

Адаптация ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения (рекомендации для родителей)

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматр...