Использование игровых технологий в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения
статья (младшая группа)

Рагозина Елена Владимировна

          Одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация детей к условиям детского сада и общества.Применения игровых технологий позволяет наладить доверительное отношение с каждым ребенком, вызвать положительное отношение к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_dlya_adaptatsii_detey.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

            Использование игровых технологий в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения

          Одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация детей к условиям детского сада и общества.

          Детям раннего возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Можно себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детское учреждение? В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

•        четкий режим дня;

•        отсутствие родных рядом;

•        длительный контакт со сверстниками;

•        необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

•        резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

•        особенности нового пространственно-предметного окружения.

           Адаптация – процесс вхождения в новую среду, приспособление к ее условиям, сохранение и выработка необходимых умений и навыков.                             Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям ДОУ является особенность организации педагогического процесса.

          В своей работе с детьми мы стараемся использовать разнообразные инновационные технологии, направленные на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Применения игровых технологий позволяет наладить доверительное отношение с каждым ребенком, вызвать положительное отношение к детскому саду

         Цель игровых технологий в адаптационный период - не развитие и обучение ребёнка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым.

         Основная задача игр в адаптационный период - дать возможность ребенку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

          Учитывая значимость игры и возможности игровых умений и психологических особенностей детей в данном возрасте, можно смоделировать игровую технологию, которая поможет вновь поступившим в ясли воспитанникам сделать процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ наименее болезненным.                                                                  

          Если рассматривать игру,  как особую форму освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования, а технологию – как комплекс техник, предполагающих определенный результат на выходе, то игровая педагогическая технология, применяемая в период адаптации ребенка 2 – 3 лет к условиям ДОУ – это такая подборка игр и игровых действий, которая будет направлена на снижение эмоционального напряжения и тревоги малыша и на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю, а также поможет воспитателю изучить индивидуальные особенности ребенка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.

          Вся работа строится на основе игрового метода. В нашей группе «живет» сказочный, волшебный зайчик (мягкая игрушка), который любит детей, их друг, помогает адаптироваться. Он всегда пожалеет, улыбнется, поиграет с детьми, приглашает их на занятие. После того, как ребенок вместе с героем попадает в групповое помещение, немаловажным является то, чтобы его внимание могло переключиться на какой-либо объект, и, конечно в этом помогает развивающая предметно-пространственная среда группы, созданная с учетом принципов открытости и доступности, в которой особое внимание уделяется созданию условий для психологического комфорта. Данная задача решается через использование (внесение) оборудования для снятия стресса: уголок уединения (мягкий диванчик, игрушечный телефон, подушка для релаксации, цветные клубочки т.д.), природное окружение (игры с водой, песком, крупами, шишками, мыльными пузырями и т.д.); пособия для снятия мышечного напряжения, для выполнения дыхательных упражнений, зона двигательной активности (в том числе создание полосы препятствий, преодоление которой доставляет массу удовольствия, формируя у детей  необходимые двигательные умения), систематизация и оформление аудиотеки музыкальных произведений, картотеки игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения.

         Технология адаптации детей предполагает включение таких игр как:

- игры для налаживания контакта взрослого с ребенком;

- игры для мышечного и эмоционального расслабления;

- коммуникативные игры (формирование социальной осведомлённости);

- игровые упражнения для формирования у ребенка чувства уверенности

(познавательной осведомлённости)          

         Игры для налаживания контакта взрослого с ребенком очень важны. Эти игры учат ребенка доверять взрослому. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Игры сопровождаются улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Инициатором игр выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.  Не следует жалеть похвалы для ребенка за каждое правильное действие.

          «Дай ручку!»

          Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку: Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не стоит подходить слишком близко, слова обращения произносятся спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, взрослый и ребенок находятся на одном уровне, смотрят в лицо друг другу.

          «Иди ко мне»

          Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: "Иди ко мне, мой хороший!" Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: "Ах, какой ко мне хороший Ваня пришел!" Игра повторяется.

         «Солнце или дождик?»        

          Ход игры: цветы разложены на полу, у взрослого в руках зонтик.

- Дети мы сейчас с вами пойдём гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит

солнышко, и можно собирать цветы (дети ходят по комнате, собирают цветы).

Взрослый начинает стучать в бубен.

- Ой, дождик пошёл, бегите под зонтик, а то намочите ножки!

Игра повторяется несколько раз.

          «Поезд»

          Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в "поезд": "Я - паровоз, а вы - вагончики". Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. "Поехали", - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: "Чу-чу-чу". Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: "Остановка". Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

         «Хоровод с куклой» (проводится с двумя-тремя детьми)

          Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, "Веселую дудочку" М. Красева).

         «Солнечные зайчики»

         Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики, играют на стене. Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе! По сигналу "Лови зайчика!" дети пытаются его поймать.

           Переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение. Одним из эффективных средств адаптации являются игры для мышечного и эмоционального расслабления (с песком, водой, с природным материалом).

          Игры с песком: «Песочные следы», «Найди игрушку в песке»

          Ход игры: воспитатель предлагает детям разные манипуляции с песком: построить фигурки, сделать следы, отпечатки пальцев, кулачков, ладоней, поиграть пальцами по песку, найти игрушки в песке и т.д.

          «Художники»

          Для этого используем стол для рисования песком. Сначала рисует взрослый. Главное – заинтересовать, увлечь детей. Можно начать с простых линий или волн. При рисовании можно использовать ватные палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: домики, круги, заборы, облака, спирали, лица.

          Игры с водой: «Напоим лошадку водой»

Необходимый инвентарь: фигурка лошадки, емкости для воды.

Переливаем воду ложкой из большого тазика в маленький.

          «Водолей»

Для этой игры нужно приготовить: две тарелки, губка. Наливаем в одну тарелку воду и губкой переносим водичку из одной тарелки в другую.

          «Достань со дна камешки»

 В широкую ёмкость с водой высыпаем цветные камешки различной геометрической формы. Дети достают со дна камешки различные по цвету или по форме.

         «Рыбаки»

          На дно тазика с водой кладем ядра каштанов, фундук или шарики для настольного тенниса. Ребёнку даем ситечко или ложку в зависимости от размеров предметов и владения навыком. Задача малыша – выловить все предметы и положить их в тарелку.

         Для осушения рук предлагаем детям поиграть волшебными салфетками с элементами самомассажа: растирание, поглаживание, вытягивание пальчиков.

          Игры с природным материалом: «Прятки»

          Берем мешочки с бобами, фасолью или горохом. В мешочках спрятать мелкие игрушки. Просим малышей найти и назвать игрушку.

          «Учимся пересыпать»

          Необходимый инвентарь: любая крупа, емкости с широким горлышком.

Высыпав крупу в одну из емкостей, показать детям, как можно руками

пересыпать ее в пустую посуду. Научить малышей пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы.

          «Дождик»

          На подносе или в емкости лежат плоды (гречка, рис, фасоль, горох). Ребенок поочередно или обеими руками одновременно захватывает плоды и выпускает их из рук, имитируя дождик.

Дождик, дождик, водолей,

Лей из тучки веселей!

Лей позвонче и почаще,

Лей по полю и по чаще!

          Игра «Массажируем ручки»

          Ребенок опускает руки в емкость, наполненную плодами, сжимает и разжимает кулачки, набирает плоды, сжимает и разжимает кулачки.

В орешках ручки я купаю,

Их сжимаю, разжимаю.

Пальчики купаются,

Им орешки нравятся.

         «Экскаватор»

         Пересыпать с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Использовать разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
           
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Именно поэтому в рамках данной технологии отводится особое место играм на развитие коммуникативных навыков детей (формирование социальной осведомленности). Эти игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения. Необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. 

             «Назови себя» 

         Цель: учить представлять себя коллективу сверстников. Описание игры: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

          «Музыкальные обнималки»

          Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы. Ход игры: Дети прыгают или танцуют под музыку, когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают/ танцуют (можно с партнером).

         «Похлопайте те, кто…»

         Цель: создать в группе положительный эмоциональный настрой, помочь детям подружиться. Ход игры: Похлопайте в ладоши те, кто любит солнышко; кто любит гулять; кто любит мороженое; кто любит кататься на карусели.

         Игра с собачкой

         Цель: помочь детям запомнить имена товарищей.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит: Гав-гав! Кто там? Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Ване лапу! Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка "ест суп", "лает", говорит ребенку "спасибо!"

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

          «Гномик»

          Цель: побуждение к активному участию в совместной игре.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Гномик в гости прибежал и ребяток увидал. Гномик, попляши немножко у ребяток на ладошке. (дети хлопают в ладоши, педагог показывает игрушку гномика). У Алеше на ладошке пляшет, скачет гномик-крошка. У ребяток ручки пляшут - что за прелесть детки наши! (ребенок подставляет ладонь, гномик прыгает по ней, остальные дети показывают «фонарики»).

          «Заинька»

          Цель: предоставление возможности ощутить единение с другими участниками игры.

Ход игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульях. Заинька, попляши, маленький попляши. Ты по кругу погуляй и дружочка выбирай. С Мишей (Сашей, Соней….) прыгай веселей, своих ножек не жалей! (педагог с игрушкой зайчиком ходит по кругу, отдает зайчика любому из детей). Ребенок с зайчиком в руках прыгает.

          «Кисонька»
Цель: повышение уверенности в себе.
Ход игры. Дети сидят на стульях, перед ними – воспитатель. Она сажает на колени игрушку кошку и гладит ее, приговаривая: Киса, киса, кис-кис-кис! На колени садись. Чтобы кисоньку ласкать, надо мне дружка позвать. Мишенька (Полиночка…), иди, погладь кисоньку, кисоньку-мурысеньку! Названный ребенок подходит и гладит кошку.

          Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают, в каком помещении он живет. Для формирования чувства уверенности (познавательной осведомленности) в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты), используя игры, направленные на освоение окружающей среды. Начинать надо с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы.

         «В нашей группе»

         Ход игры. Педагог предлагает малышам сесть на коврике, хлопать в ладоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе

Много маленьких ребят.

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех сидящих детей:

А у нас есть Оля,

А у нас есть Саша и т. д.

Много маленьких ребят.

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят (педагог обнимает всех малышей).

          «Найди игрушку»

          Ход игры. Воспитатель прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает детям найти ее. Сначала прячем не так сложно, например, «Игрушка лежит на диванчике в игровой комнате». Затем сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Арининой кровати».

После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (спала, собиралась на прогулку и т. д.)

          «Прячем мишку»

          Ход игры. Воспитатель прячет знакомую игрушку детям так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. После того как игрушка будет найдена, воспитатель проговаривает место, где была спрятана игрушка, например, «Наш мишка спрятался на полочке, где стоят все машинки», или «мишка спрятался в корзинке для мячиков».

          «Собираем игрушки»

          Воспитатель приглашает детей помочь собрать разбросанные игрушки, в которые они играли. Даёт в руки малышу игрушку и вместе с ним кладет ее на место. Затем даёт другую игрушку и просит самостоятельно положить ее на место.

          Для решения поставленных нами цели и задач, при организации игровой деятельности детей обращаем внимание на то, чтобы в игру были вовлечены все ребята – это позволяет каждому малышу не чувствовать себя обделенным вниманием. По длительности подбираем игры непродолжительные, но в течение дня они затрагивают различные виды детской деятельности (коммуникативную, двигательную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную).                    

          Важной составляющей всего педагогического процесса в период адаптации, является взаимодействие с семьями воспитанников ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад строится совместная работа, которая помогает ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в детский коллектив. Только совместными усилиями могут быть решены поставленные задачи. С целью повышения родительской компетентности в вопросах адаптации детей к условиям дошкольного учреждения проводились консультации как групповые, так и индивидуальные, оформляли папки- передвижки «Особенности адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада»; «В детский сад с улыбкой», «Адаптационный период в детском саду». Подготовили родителям презентацию «Один день из жизни группы «Колобок».

          Дети и родители с радостью и хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, всегда окружат заботой и лаской, помогут в трудный момент и советом и делом.

          С определенной долей уверенности можно сказать, что применение в работе игровых технологий повышает результативность образовательного процесса, снижает риск дезадаптации, повышает защитные силы организма воспитанников, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

          Такой результат не может не радовать нас, воспитателей! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным и счастливым. И позволить родителям быть спокойными за своих детей!