Мастер-класс «Эффективное взаимодействие с родителями в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения»
материал (младшая группа)

Полесовщикова Наталья Александровна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28»

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей в детском саду»

   

 

 

 

Подготовил педагог-психолог:

 Полесовщикова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь 2020г.

Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей в детском саду»

Цель мастер-класса: распространение педагогического опыта работы с родителями детей  адаптирующихся к дошкольному образовательному учреждению.

Задачи:

  • Повышать компетентность педагогов в успешном взаимодействии с родителями в период адаптации детей к условиям ДОУ.
  • Продемонстрировать педагогам возможности игротерапии с целью сплочения родительского коллектива.


Ход мастер-класса:

Игра «Встаньте в круг…»

  • Встаньте в круг те, у кого 1 ребёнок,
  • встаньте в круг те, у кого 2 ребёнка,
  • встаньте в круг те, у кого 3 и более ребёнка.

Вот такой большой и дружный у нас получился круг!

А теперь в круге встаньте все:

  • плечо к плечу,
  • локоть к локтю,
  • нога к ноге,
  • колено к колену,
  • ладонь к ладони.

Вот так, взявшись за руки, мы образовали нечто целое – круг, коллектив! И мы хотим, чтобы вы вот так прошагали все эти 5 лет рука об руку и стали одной большой и дружной семьёй!

Взаимодействие с родителями необходимо осуществлять с учетом следующих принципов:

  • Системность, четкая целенаправленность и плановость;
  • Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями;
  • Возрастной характер взаимодействия с родителями;
  • Открытость и доброжелательность.

На современном этапе развития системы дошкольного образования в работе с семьей остается много нерешенных проблем, и для их решения, мы проводим систематическую и целенаправленную, тщательно продуманную, деликатную работу воспитателей с родителями, укрепляя взаимодействие детского сада и семьи в плане гармоничного развития личности ребенка. Изучив современную литературу и проанализировав опыт нашей работы, мы разработали методику взаимодействия с родителями в адаптационный период, выделяя следующие этапы, которые могут переплетаться по срокам.

  • Первый этап работы с родителями - моделирование общения на предстоящую деятельность. Главная цель подготовки воспитателя к работе с родителями должна заключаться в совершенствовании социально-психологической культуры педагога-«дошкольника» и, в частности, развитии коммуникативных умений воспитателей, необходимых ему для педагогического общения как с родителями, так с детьми и коллегами
  • Второй этап - установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. На этом этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить.
  • Третий этап - формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний о ребенке, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть такая информация о малыше, как: особенности общения ребенка со сверстниками, достижения его в продуктивных видах деятельности, данные социометрического исследования группы (но только если статус благоприятный), восприятие детьми семейной ситуации развития, отношение ребенка к труду в семье (анализ рисунка на тему «Как я помогаю дома маме» и опроса детей) и т.
  • Четвертый этап - ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, в котором активная роль уже принадлежит родителям. 3десь необходимо пояснить, данный этап является четвертым, а не первый (что казалось бы на первый взгляд, логичнее) не случайно. Только после первых трех этапов у родителей на основе достигнутой доверительности и доброжелательности в общении с воспитателем возникает потребность поделиться о проявлениях индивидуальности ребенка дома.
  • Пятый этап - совместное с родителями исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы с родителями и выбираются формы сотрудничества специфичные для каждой возрастной группы (с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого воспитателя).

Адаптация – длительный процесс, включающий в себя два больших этапа, каждый из которых имеет свои собственные цели и задачи.

В нашем детском саду с детьми адаптационной группы проводится комплексная работа по обеспечению грамотного и плавного прохождения процесса адаптации детей к условиям детского сада.  Она включает в себя несколько направлений – «дети – воспитатели – родители – педагоги». Для этого проводился комплекс мероприятий по сопровождению семьи на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребенка».

Взаимодействие психолога и воспитателей с родителями начиналось ещё до поступления ребёнка в детский сад и происходило с начального совместного ознакомления с данными медицинских карт каждого ребёнка. Разрабатывался график приёма детей. Составлялись консультации и рекомендации в помощь воспитателям по облегчению процесса адаптации детей в детском саду. А также:

  1. Создание папки-передвижки «Ребёнок идет в детский сад» с рекомендациями для родителей, чьи дети впервые начинают посещать детский сад.
  2. Создание буклетов-памяток с краткими рекомендациями, которые родители могут взять с собой и ознакомиться дома.
  3. Проведение экскурсии по детскому саду и презентации всех помещений.
  4. Проведение анкетирования родителей для первичного ознакомления с детьми.
  5. Проведение тестирования на выявление готовности ребёнка к поступлению в детский сад.
  6. Проведение родительского собрания на тему «Адаптация ребёнка раннего возраста к детскому саду».
  7. Проведение индивидуального и группового консультирования родителей воспитанников первой младшей группы.

Первый этап – подготовительный. Он начинался с первой встречи родителей с воспитателями, которая проводилась ещё до поступления и прихода детей в группу. На этой встрече родители знакомились с ДОУ, с персоналом группы, заведующая и воспитатели им рассказывали о текущих задачах и традициях учреждения. Показывали, как работать с сайтом ДОУ, на котором родители могут получить нужную им информацию о плане проведения мероприятий для вновь поступающих детей в ДОУ: мастер – классах, консультациях, беседах, тренингах, практикумах. Наша работа с родителями нацелена на то, чтобы развить их педагогическую компетентность, помочь семье найти ответы на интересующие их вопросы по воспитанию детей, привлечь родителей к сотрудничеству в плане поиска единых подходов в деле воспитания. Проводилась экскурсия по помещениям ДОУ. А также была проведена совместная с родителями работа по созданию оптимальных условий развития ребёнка, как в группе, так и на участке детского сада: создание новых игр, игрового оборудования, участие в покраске и ремонте старого оборудования, украшение групповой веранды, что помогло познакомиться родителям друг с другом и с воспитателями  и способствовало сплочению родительского коллектива.

Второй этап адаптационного периода – прием детей в группу. Для этого провели родительское собрание на тему: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду». Перед собранием предложили родителям заполнить ознакомительные анкеты. Основной задачей которых являлся сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Далее мы провели родительское собрание.

Условия оптимизации работы ДОУ с семьей

  1. Выполнение воспитателем правил, необходимых для оптимального педагогического общения:

– обращение к родителям по имени,

– проявление интереса к родителям, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ними,

– умение выслушать родителей,

– проявление доброжелательности в отношении к родителям,

– беседы с родителями о том, что их интересует, и что они ценят выше всего.

Важно умение дать почувствовать родителям их значимость, уважение к их мнению.

  1. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений воспитателя с родителями.

Гуманизировать – признать ценность каждого родителя как личности, его права на собственную позицию, на ошибки.

Гармонизации и демократизации взаимоотношений будет способствовать:

– индивидуальные именные приглашения на родительские собрания, сделанные совместно с детьми;

– оборудование в детском саду комнаты для родителей (библиотека, программа воспитания, детская худ. литература, игрушки, дидактический материал, фотографии, образцы детских работ);

– наличие в ДОО почтовый ящик доверия.

  1. Отказ от формального общения, переход от монолога к диалогу с помощью следующих форм работы:

– круглый стол,

– вечера вопросов и ответов,

– совместные с родителями праздники и развлечения,

– дискуссионные клубы,

– совместные педсоветы,

– дни открытых дверей,

– выставки совместных работ родителей и детей,

– тренинговые занятия «Школа молодых матерей»

  1. Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями.
  2. Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью.

В качестве наглядности могут выступать:

– беседы с малышами;

– видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;

– домашние задания;

– включение родителей в ролевые педагогические игры или тренинговые упражнения;

– фотографии детей;

– выставки детских работ;

– микровыступления родителей;

– участие родителей в работе кружков, проведении игр, занятий, экскурсий.

  1. Обновлять содержание работы с семьей путем расширения круга проблем, связанных с формированием черт личности, условий и возможностей развития их индивидуальности.
  2. Содержание каждого занятия с родителями должно быть продумано, спланировано, подведен итог.

Занятия надо завершать на пике интереса, предоставив родителям возможность поразмыслить над проблемой.

  1. Не следует давать готовых ответов родителям при обсуждении педагогических проблем.

Необходимо строить обсуждения таким образом, чтобы способствовать развитию педагогической рефлексии.

Игра «Давайте поздороваемся» на закрепление дружеских отношений. Все присутствующие делятся на пары (По очереди вытаскивают карточки, где написано «Выбери самого умного в коллективе или красивого и т.д.».  Всем парам предлагается придумать свой оригинальный способ приветствия. Затем все становятся в круг и выполняют приветствие с передвижением  (все поздороваются друг с другом).

Игра « Спаси утопающего»  

Каждому играющему выдаётся по 3 круга – это воображаемые спасательные круги, предлагается задание: Представьте, что мы все плывём на корабле, он терпит кораблекрушение, у вас три круга и вы можете спасти трёх человек, кому вы отдадите свои спасательные круги.

(Эта игра позволяет выявить самого популярного ребёнка и самого непопулярного в группе и скорректировать работу воспитателя)

Совместная работа с родителями

Для того чтобы адаптация прошла более успешно, мы пришли к выводу, что необходимо создать условия для согласованности действий родителей и воспитателей по сближению подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, т. е. осуществить комплексный подход к решению проблемы адаптации детей в группе раннего возраста.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где будут воспитываются дети пришедших родителей. Мы показываем фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку, образовательную деятельность и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Ознакомившись с методикой И. В. Лапиной, мы частично внедрили использование опыта по организации семейной адаптационной группы.

Мы предложили семьям облегчить адаптационный период и взаимодействовать с детским садом, и в августе посещать группу кратковременного пребывания, в рамках дополнительного образования.

Для малыша расставание с близкими людьми - это болезненный момент и именно он порой приводит к тяжелой адаптации, да еще при социальной неготовности ребенка к детскому саду. Учитывая наши возможности, мы разработали свою систему постепенного привыкания малыша.

Наблюдая за нашими потенциальными воспитанниками вне детского сада, мы обратили внимание, что дети какое-то время самостоятельно играют на детской площадке, а мамы как-бы сторонние наблюдатели. Мы решили использовать это в нашей методике, так как прогулка - это естественное ежедневное времяпровождения малыша и мамы.

  1. Прогулка малыша и родителей на участке детского сада и совместные игры. (Мы обратили внимание, что первые несколько дней дети не выпускают из поля зрения своих близких, часто требуют, чтобы только они играли сними). Время прогулки на территории ДОУ индивидуальна для каждого ребенка, учитывается его психологическое состояние.
  2. Прогулка малыша и родителей на участке детского сада и совместные игры. Родители не пассивные наблюдатели, а при взаимодействии с воспитателем и другими детьми, знакомясь с ними, играют в различные игры, таким образом показывают, что они им доверяют.
  3. Прогулка малыша и родителей на участке детского сада без участия их в деятельности детей (дети иногда фиксируют присутствие родственников). Игровую деятельность организуют сотрудники ДОУ: воспитатель, психолог, помощник воспитателя, которыми ребенок познакомился в предыдущее время пребывания в ДОУ.
  4. Прогулка малыша и родителей на участке детского сада, но родители предупреждают, что им надо отойти по делам (в магазин, больницу, на работу и пр.), причем не все сразу, а постепенно. Родители уходят на 5-15 мин. В ходе целенаправленной организованной деятельности, ребенок может и не заметить, где находятся мама.
  5. Прогулка малыша на участке детского сада. Родители дают возможность малышу включиться в игровую деятельность, прощаются и уходят, постепенно увеличивая продолжительность своего отсутствия.
  6. У нас стало традицией 22 августа отмечать День Российского флага. В этот день проводится спортивное детско-родительское развлечение. Родители активные участники и помощники в проведении мероприятия.
  7. Родители знакомят малыша с его шкафчиком, где находятся его вещи. Прогулка малыша на участке детского сада.
  8. Экскурсия в группу детей и родителей.

Данный алгоритм строго индивидуальный и зависит от степени тяжести адаптации малыша, но при этом у детей, посещавших группу кратковременного пребывания, адаптационный период сокращается по сравнению с другими малышами.

Для родителей группы кратковременного пребывания воспитатели, психолог отвечают на возникающие вопросы, проводят индивидуальные и общие беседы, консультации, дают необходимые рекомендации, предлагают ознакомиться со специальной литературой, статьями на сайте ДОУ. А мы узнаем развитии ребенка, домашних методах воспитания, о привычках и особенностях детей, о любимых занятиях и игрушках. Родители участвуют в оформлении группы, участка, принимают участие в городских и детсадовских художественно-творческих конкурсах.

Все дети группы кратковременного пребывания имеют легкую степень адаптации.

Родителям помогает научиться замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, уважать желания и потребности малыша, быть активными соучастниками деятельности своего чада.

Заболеваемость в адаптационный период снижается: заболеваемость в адаптационный период у детей, не посещающих адаптационную группу составляет 3,1-4,9 дня на одного ребенка, а у детей посещающих адаптационную группу 1,5-2,3 дня на одного ребенка.

Группу кратковременного пребывания посещают от 8 до 14 детей. Таким образом, формируется основа детского и родительского коллектива, которые являются примером для вновь поступивших.

      Первого сентября – день официального зачисления детей в ДОУ. 

      Первого сентября ежегодно мы проводим совместно с родителями экскурсию-развлечение – знакомство с группой, с каким-то видом образовательной деятельности (Родители вместе с детьми танцуют, лепят из соленого теста и т.д.), знакомство с последовательностью режимных моментов в игровой форме. Радостное настроение родителей передается малышам, и дети более спокойно воспринимают новый этап своей жизни. Но на этом адаптационный период еще не заканчивается, дети остаются в группе без родителей, и здесь мы советуем родителям, чтобы увеличение режимных моментов было постепенным.

       Конечно, возникает вопрос, а как же остальные дети, которые не посещали группу кратковременного пребывания.

Во-первых – родители также получают доступную для них информацию, проводятся анкетирования беседы, организуются родительские собрания, в ДОУ функционирует «Школа молодых матерей».

Во-вторых, мы рекомендуем родителям вхождение ребенка в детский сад начинать с прогулки, с увеличением режимных моментов (обеда, образовательной деятельности, завтрака, далее дневной сон и уже полный день).

В интернете родительский комитет создает группу, там мы периодически транслируем результаты нашей работы с детьми в разные моменты и виды деятельности. Например, утром при расставании ребенок сильно плакал, а мама, знает, что если ее ребенок с утра начинает истерить, то в течении дня не успокоится, она переживает, но получив, через короткое время фотографию улыбающегося, играющего малыша, с удовлетворением отмечает компетентность педагогов и взаимоотношения становятся более доверительными.

В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. И одной из форм работы детского сада и семьи в адаптационный период является родительские собрания. Первое собрание - это знакомство родителей между собой и с воспитателями. Каждый родитель получает памятку о том, как помочь своему ребенку легче адаптироваться к условиям детского сада. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье.

Немаловажное значение в нашей работе с родителями имеет семейный клуб «Малышок» заседания проходят раз в месяц, который строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Цели клуба: наладить сотрудничество детского сада и семьи, активизировать педагогический потенциал родителей, привлечь их к воспитанию и развитию детей, помочь им в этом, поделиться опытом и приобрести новый, сделать встречи родителей и педагогов интересными и полезными.

Рассмотрим первые четыре темы:

Тема 1. «Адаптация» Цель: знакомство с возрастными особенностями детей раннего возраста и самоанализ родителей, обмен мнениями; основные проблемы, связанные с адаптацией детей к детскому.

Тема 2. «Здоровый малыш» Цель: пропаганда здорового образа жизни; характеристика состояния здоровья ребенка в адаптационный период; обмен мнениями, опытом по отношению к здоровью в семье; способы укрепления здоровья малыша.

Тема 3. «Стиль семейных взаимоотношений и эмоциональное благополучие ребенка» Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями; помощь родителям в определении существующей в семье эмоциональной атмосферы; обсуждение влияния внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка, рекомендации по психологической поддержке детей.

Тема 4. «Игра - основа жизнедеятельности ребенка раннего возраста» Цель: ознакомление с анализом анкетирования «Влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка»; знакомство родителей с играми и игрушками необходимыми ребенку раннего возраста; обеспечение ребенку полноценное гармоничное развитие: физическое воспитание, умственное, нравственно-трудовое и эстетическое – посредством игры: обмен опытом и обыгрывание.

Родительский клуб «Малышок» помогает ближе познакомиться с детьми и родителями, способствует улучшению адаптации у детей раннего возраста, повышает эффективность взаимодействия ДОУ с родителями, оптимизирует взаимодействия родителей и детей, улучшает их эмоциональное настроение.

 «Школа молодых мам» (психологические тренинги)

Трениг 1  «Личность родителя как инструмент воспитания»

Трениг 2  «Тропинки родительской любви» (как  любить и установить контакт с «трудными» детьми)

Трениг 3  «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка»

Трениг 4  «Искусство родительской любви»

Проектная деятельность: участие родителей в проекте «Здесь уютно и тепло» - помочь детям и родителям адаптироваться к условиям ДОУ; «Конструктор в руках у ребят» - конструктор - это яркая, занимательная, доступная игрушка, формирующая исследовательские навыки и умения, заинтересовывает, успокаивает, отвлекает, развивает; «Чтобы день был в порядке – начинай его с зарядки!» - здоровье подрастающего поколения – это приоритетная задача нашего государства, укрепление здоровья детей, приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни – важная часть адаптационного периода.

Наглядная информация:

на сайте ДОУ, персональных сайтах воспитателей: консультации, публикации, рекомендации для родителей, фотоальбомы, материалы о лэпбуков и их изготовлении презентации: Игровой сеанс: «Способности и дарования на кончиках пальцев» (домашние игры), «Восприятие окружающего мира детьми 2-3лет», «Значение конструирования для детей и их родителей» и многое другие.

Папки-передвижки: «Адаптация», «Роль родителей в воспитании детей», «Заболевания детей в период адаптации» и другие.

Консультации, рекомендации, памятки на стенде и индивидуальные по запросам родителей.

Совместные досуги: показ кукольных театров: «Мишка-Топтыжка», «Колобок», «Репка» др.; мультконцерт для малышей; развлечение «Осень в лесу», «Мыльные фантазии», спортивные развлечения: квест «Яблоки здоровья», «Мама, я и спорт» - ко дню матери». Родители ясельных и младших групп всегда жалуются, что им хочется посмотреть на развлечения и праздники детей. Первое время мы снимали детей на видио, но не все дети равномерно попадали в объектив камеры, и мы стали составлять сценарии таким образом, что родители стали непосредственными участниками вместе с детьми.  Многие мероприятия заканчивали чаепитием. Совместный отдых сближает детей, родителей, воспитателей раскрывает их новые качества и возможности, дарит праздник жизни, которого так не хватает в наше стремительное время.

Совместные поделки и рисунки – как замечательно, когда родители, помогая детям, так увлекаются творчеством, что сами становятся детьми: будто впервые узнают, что из бумаги можно мастерить интересные поделки, красками можно сделать мир ярче, а клеем можно слепить не только бумажные детали поделки, но и пальцы. Радость, интерес, восторг — все это делится пополам, и от этого увеличивается вдвое. Взрослые становятся частью жизни малыша, а не той мамой и папой, которые заботятся: поел ли? поспал? тепло ли одет? а теми родителями, где ребенок — маленькой создатель, а вы его помощники.

Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу, что способствует успешной адаптации ребенка. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют постановку кукольного спектакля, примут участие в спортивном досуге, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи — чему-то научат детей. Родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. 

Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого  нарисуйте  картинку-эмоцию, соответствующую вашему настроению на нашем мастер-классе.

        Заключение

Дошкольное образовательное учреждение – серьѐзный вызов в жизни ребѐнка, огромное испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день очень актуальна тема сотрудничества ДОУ и семьи в период адаптации детей к новым условиям.

Проанализировав научную литературу авторов Арнаутовой Е.П., Давыдовой О.И., Майер А.А., Хабибуллиной Р.Ш., Айсиной Р., Дедковой В., Дороновой Т.Н., Солодянкиной, О.В., Хачатуровой Е. Зверевой О.Л., Кротовой Т.В., Островской Л.Ф. Богославец Л.Г., Далининой Т.С., Дронь А.В. Данилиной Т.А., Данилюк О.Л., Лагоды Т.С., Зуйковой М.Б. по проблеме формирования педагогической культуры родителей, можно сделать выводы о том, что в настоящее время очень важно выстраивать открытые и доверительные отношения между педагогом, родителями и ребенком. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды – все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Очень важно учитывать педагогический опыт родителей и повышать уровень педагогической культуры их через различные формы взаимодействия. Использование различных методов активизации родителей приводит к пониманию того, что готовых рецептов воспитания не существует, есть только общие рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Успешными могут быть различные методы активизации родителей: дискуссии, обсуждение различных точек зрения, приведение примеров, адекватных сложившейся ситуации, и т.д. Они способствуют формированию у родителей критического, осознанного отношения к своей воспитательной деятельности, актуализации полученных знаний. В работе педагога с родителями очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. Особенно важна роль педагога – организатора взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Детям любого возраста бывает сложно начинать посещать детский сад. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье входят кардинальные изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Эти изменения требуют от взрослых – педагога и родителей – понимания происходящего, согласованности действий и требований, предъявляемых к ребенку. Важна помощь семье в осознании проблемы и формировании более конструктивных способов взаимодействия. Среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и представления: недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка, идеалы «беспрекословного послушания», авторитарное отношение к детям и др. Родителям предоставляется возможность расширить свои педагогические знания, задать педагогу вопросы, по возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Таким образом, содержание работы детского сада в микросоциуме (его взаимодействие с семьей) может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность — в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

 Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

— приобщение родителей к педагогическому процессу;

— расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

— пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

— создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

— информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

— разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

— объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

— проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

— уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. 

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — помочь малышам адаптироваться к новым условиям на основе доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателей; объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Мы считаем, что если такая совместная работа с родителями станет доброй традицией, то в будущем в лице родителей педагоги будут иметь хороших союзников во всех начинаниях дошкольного учреждения. 

Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Эффективное взаимодействие с родителями в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения» Подготовил: педагог-психолог Полесовщикова Н.А., МБДОУ «Детский сад №28»

Слайд 2

"Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш" В.А. Сухомлинский 21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 2

Слайд 3

Этапы работы с родителями: моделирование общения на предстоящую деятельность установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний о ребенке, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка совместное с родителями исследование и формирование личности ребенка 21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 3

Слайд 4

Взаимодействие психолога и воспитателей с родителями начиналось до поступления ребёнка в детский сад Создание папки-передвижки «Ребёнок идет в детский сад» с рекомендациями для родителей, чьи дети впервые начинают посещать детский сад. Создание буклетов-памяток с краткими рекомендациями, которые родители могут взять с собой и ознакомиться дома. Проведение экскурсии по детскому саду и презентации всех помещений. Проведение анкетирования родителей для первичного ознакомления с детьми. Проведение тестирования на выявление готовности ребёнка к поступлению в детский сад. Проведение родительского собрания на тему «Адаптация ребёнка раннего возраста к детскому саду». Проведение индивидуального и группового консультирования родителей воспитанников первой младшей группы. 21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 4

Слайд 5

21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 5

Слайд 6

Правила общения с родителем: – обращение к родителям по имени, – проявление интереса к родителям, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ними, – умение выслушать родителей, – проявление доброжелательности в отношении к родителям, – беседы с родителями о том, что их интересует, и что они ценят выше всего. 21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 6

Слайд 7

21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 7

Слайд 8

Гармонизация и демократизация взаимоотношений воспитателя с родителем происходит через: – индивидуальные именные приглашения на родительские собрания, сделанные совместно с детьми; – оборудование в детском саду комнаты для родителей (библиотека, программа воспитания, детская худ. литература, игрушки, дидактический материал, фотографии, образцы детских работ); – наличие в ДОО почтовый ящик доверия. 21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 8

Слайд 9

Продуктивные формы диалога: – круглый стол, – вечера вопросов и ответов, – совместные с родителями праздники и развлечения, – дискуссионные клубы, – совместные педсоветы, – дни открытых дверей, – выставки совместных работ родителей и детей, – тренинговые занятия «Школа молодых матерей» 21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 9

Слайд 10

Эффективное средство воздействия на родителя - наглядность! – беседы с малышами; – видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; – домашние задания; – включение родителей в ролевые педагогические игры или тренинговые упражнения; – фотографии детей; – выставки детских работ; – микровыступления родителей; – участие родителей в работе кружков, проведении игр, занятий, экскурсий. 21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 10

Слайд 11

21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 11

Слайд 12

21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 12

Слайд 13

Совместная работа с родителями через прогулки на территории ДОУ Время прогулки на территории ДОУ индивидуальна для каждого ребенка, учитывается его психологическое состояние. Родители не пассивные наблюдатели, а при взаимодействии с воспитателем и другими детьми, знакомясь с ними, играют в различные игры, таким образом показывают, что они им доверяют. Прогулка малыша и родителей на участке детского сада без участия их в деятельности детей (дети иногда фиксируют присутствие родственников). Игровую деятельность организуют сотрудники ДОУ: воспитатель, психолог, помощник воспитателя, которыми ребенок познакомился в предыдущее время пребывания в ДОУ. Прогулка малыша и родителей на участке детского сада, но родители предупреждают, что им надо отойти по делам (в магазин, больницу, на работу и пр.), причем не все сразу, а постепенно. Родители уходят на 5-15 мин. В ходе целенаправленной организованной деятельности, ребенок может и не заметить, где находятся мама. Прогулка малыша на участке детского сада. Родители дают возможность малышу включиться в игровую деятельность, прощаются и уходят, постепенно увеличивая продолжительность своего отсутствия. Родители знакомят малыша с его шкафчиком, где находятся его вещи. Прогулка малыша на участке детского сада. Экскурсия в группу детей и родителей. Данный алгоритм строго индивидуальный и зависит от степени тяжести адаптации малыша, но при этом у детей, посещавших группу кратковременного пребывания, адаптационный период сокращается по сравнению с другими малышами. 21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 13

Слайд 14

21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 14

Слайд 15

Формы работы с родителями: Родительское собрание семейный клуб «Малышок » «Школа молодых мам» Проектная деятельность Наглядная информация (сайт) Консультации, рекомендации, памятки Совместные досуги Вовлечение родителей в образовательный процесс 21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 15

Слайд 16

Выводы: Дошкольное образовательное учреждение – серьѐзный вызов в жизни ребѐнка , огромное испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день очень актуальна тема сотрудничества ДОУ и семьи в период адаптации детей к новым условиям. 21.12.2020 http://aida.ucoz.ru 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения (Рекомендации для родителей)

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения(Рекомендации для родителей)...

Консультация для начинающих воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ»

Помочь начинающим воспитателям взаимодействовать с родителями в период адаптации детей к ДОУ...

Заповеди воспитателя на период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

1. Проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже приказам ребенка заслужить его доверие!   2. Сохранять постоянство обстановки в группе - и порядка следования разных режимных мом...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Лев Толстой в свое время говорил о том, что все самое главное в личности ребенка закладывается до 5 лет: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние...

Использование игровых технологий в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения

        Одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация детей к условиям детского сада и общества.Применения игровых технологий позволяет нал...

Заповеди воспитателя на период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Найти возможность ежедневного индивидуального общения с каждым ребенком, не форсировать начало «групповой жизни»....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формы конструктивного взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

Мастер - класс направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников, посредством демонстрвции техник и приемов эффективного ...