Главные вкладки

    Статья об особенностях работы с семьёй в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
    статья (младшая группа) по теме

    Типухова Анна Николаевна

    Статья даёт представление об условиях, методиках эффективного педагогического сопровождения  в период социальной адаптации современного ребёнка в раннем дошкольном возрасте.

    Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает по-своему. Исследования медиков и психологов показывают, что характер адаптации детей зависит от следующих факторов: - возраст ребёнка - состояние здоровья и уровня развития ребёнка - индивидуальных особенностей - - сформированности предметной деятельности - условий жизни в семье. Что же вызывает слёзы у ребёнка? Во- первых, тревога, связанная со сменой обстановки : ребёнок из привычной, спокойной домашней атмосферы, перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей и ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине,к тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в дошкольное учреждение.

    Для адаптационного периода характерна эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремиться к эмоциональному контакту с взрослым или, наоборот, отказывается от него, сторониться сверстников. Малыш отказывается от еды, в часы отдыха плачет. Разлука и встреча с родными протекает очень бурно: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Снижается активность ребенка и по отношению к предметному миру. Падает уровень речевой активности. Все негативные проявления у детей, особенно раннего возраста, выражены очень ярко. Период восстановления растягивается иногда на два-три месяца. Труднее всего восстанавливается игровая деятельность и взаимоотношения со сверстниками. Нарушения в сфере общения тесным образом связаны с опытом общения ребенка, и имеющимися у него средствами налаживать деловые контакты. Если ребенок привык общаться только с матерью, у него могут возникнуть трудности в контактах с другими людьми. 
    Весь период адаптации ребёнка к новым условиям дошкольного учреждения можно разделить на три группы: 1.Лёгкая адаптация :нарушение в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким у ребенка - эмоционально- возбужденное (плач, крик при расставании и встречи). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованное. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Заболевания до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется, либо снижается. Проявляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменение вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) - в течение 1.5-2 недель. 2.Адаптация средней тяжести :Длительность от 2 до 6 месяцев. Ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким эмоционально- возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегание контактов или проявление агрессии. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная. 3.Тяжёлая адаптация :Может возникнуть регресс (обратное развитие), недержание мочи, короткие вспышки температуры ; бывают сложные психические реакции организма (например; ложный круп, обмороки, сыпь). Это наиболее неблагоприятный вариант. Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Ребенок может впадать в оцепенение, как манекен, выходя из него только при открывании входной двери. Или, наоборот бурно и агрессивно реагировать на любую попытку контакта. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается. Бывают случаи навязчивого поведения. Так малыш может все время ходить за няней или воспитателем, постоянно спрашивая с плачем: «Мама придет?», или раскачиваться на стуле. Главной и основной причиной затруднений при адаптации детей в детском саду является отсутствие у них опыта общения со взрослыми и детьми. Чем уже круг общения ребенка до поступления в детское учреждение, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем и со сверстниками! Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад! Приучайте ребенка к длительному отсутствию родственников. После того как вы убедитесь, что в вашем присутствии ребенок спокойно общается с другими взрослыми, можно попробовать оставлять его с кем- то из знакомых уже без вас. Для начала достаточно оставить ребенка на час-другой, постепенно время можно увеличивать. Посещайте группы раннего развития и игровые комнаты. Там малыш привыкнет к тому, что в определенных условиях "главным" взрослым может быть не мама, а кто-то другой.Если ребенок будет уметь одеваться, принимать пищу и ходить на горшок сам, то ему будет намного проще. Все эти навыки смогут уменьшить эмоциональный и физический дискомфорт ребенка, когда он окажется в незнакомом коллективе.Переведите ребенка на четкий режим дня. Ребёнку будет проще соблюдать режим в садике, если он последнее время жил по такому режиму. . Узнайте заранее режим дня в садике, куда вы планируете отдать ребенка. И самое главное- все время объясняйте ребенку, что он для вас как и прежде, дорог и любим. Рассказывайте ребенку, что и когда именно он будет делать в садике, и чем вы будете заниматься на работе. Объясняйте ему, что мама всегда придет за ним вечером. Можете устраивать игру с куклами «День в детском саду». Уже «прожив» пугающую ситуацию в игре, ребенок будет проще к ней относиться. По возможности, гуляйте с ребенком на территории садика. Вечером выходите смотреть, как родители забирают домой детей. Будет идеально, если ребенок заранее познакомится с воспитательницей. Впоследствии малышу будет гораздо проще выполнять просьбы педагога, т.к. одним из основных трудностей для ребенка является необходимость слушаться и подчиняться незнакомому. Готовьте ребенку еду как в детском саду. Процесс адаптации к садику требует больших затрат психических и физических сил. И если ребенок будет сыт, то процесс привыкания у него пройдет намного легче. Поощряйте его стремление к общению со сверстниками. Чаще ходите в гости к родным и близким с детьми. Старайтесь гулять там, где собирается много детишек с родителями. Играйте рядом или вместе c ними. Пусть ребенок привыкает общаться с другими детьми. Это важный социальный навык.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Кудряшова Татьяна Александровна, старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ дет­ский сад «Солнышко»,с.Линда, городской округ город Бор Нижегородской областиСемья и детский сад имеют с...

    Аналитический отчет за период 2013-2015гг воспитателя группы раннего развития «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».

    Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за 2013 – 2015 г. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов....

    Статья "Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"

    Статья "Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"....

    «Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения».

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение, все дети проходят через адаптационный период, который является кардинальным изменением   условий жизни, социального окружения. ...

    Использование игровых технологий в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения

            Одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация детей к условиям детского сада и общества.Применения игровых технологий позволяет нал...