Главные вкладки

    Статья "Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"
    статья на тему

    Павлова Евгения Валерьевна

    Статья "Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie.docx27.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения».

             При поступлении в дошкольное образовательное учреждение, все дети проходят через адаптационный период, который является кардинальным изменением   условий жизни, социального окружения.  У детей раннего возраста при поступлении в детский сад наступает переломный момент в жизни. Как всякий переломный момент он имеет позитивные, так и негативные стороны. Это событие, серьезно меняющее (а иногда и ломающее) жизненный уклад ребенка. Трудности адаптации у детей раннего и младшего возраста чаще всего вызваны не столько попаданием в незнакомую обстановку, сколько разлукой с родителями. Острота и болезненность переживаний зависит от сложившейся системы привязанности между ребенком и матерью. У детей среднего и старшего возраста так же наблюдаются трудности в адаптации при переходе в новый детский сад, переходе в новую группу в саду, который он посещает. Дети этого возраста обеспокоены в первую очередь не разлукой с родителями, а сменой привычной обстановки на незнакомую. Такие изменения вызывают стресс и напряжение. Стоит отметить, что не зависимо от возраста, одни дети достаточно легко приспосабливаются к новым условиям, другие испытывают более длительное стрессовое напряжение. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо использовать личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей должен предусматривать потребности ребенка, и максимально интегрировать семью в жизнь детского сада.  Необходимо формировать у родителей мотивацию психологического сближения с детским садом, а значит и большей включенности в жизнь ребенка.

    Целью работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям ДОУ является развитие педагогической компетентности родителей, помощь семье, поиск ответов на интересующие вопросы в воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

    Задачи:

    1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

    2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

    3. Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

    4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

    При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться   следующих принципов:

    - целенаправленность, систематичность, плановость;

    - принцип партнерства, диалога;

    - дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

    - доброжелательность, открытость.

    Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей это в первую очередь -  общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

    Ожидаемые результаты работы с родителями – это повышение интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшение детско– родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, индивидуальные консультации со специалистами; возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

    Сотрудничество детского сада с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, направленное на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.

    Первой ступенью к адаптации ребенка к ДОУ – является создание у родителей позитивного отношения, доверия к персоналу детского сада. Необходимо помочь родителям психологически грамотно подготовить своих детей к поступлению в детский сад или к переходу в новую группу.

    Как известно, первое впечатление может сильно повлиять на то, как сложатся отношения родителей с персоналом ДОУ. Поэтому, первое родительское собрание должно быть основательно подготовлено. На нем обязательно должны присутствовать все специалисты.  Первое родительское собрание необходимо провести в апреле, мае перед поступлением ребенка в детский сад. Собрание лучше провести в форме круглого стола, представить специалистов родителям, познакомить родителей с образовательной программой ДОУ, с организацией режима дня ребенка в детском саду. Выступление психолога о адаптации ребенка в детском саду должно нацелить родителей на оказание помощи ребенку в этот сложный период. Задачей педагогов является сбор информации о семье воспитанников, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

    На втором родительском собрании, которое проводится в сентябре, родителям дается более расширенная информация о работе ДОУ, группы. Родители знакомятся с расписанием занятий воспитателей и специалистов. На собрании в моей группе особое внимание уделяется мотивации родителей для участия в проекте «Возьмемся за руки друзья». Этот проект представляет собой систему совместных занятий детей, родителей с воспитателем и логопедом.

    Основной целью таких занятий является формирование способов взаимодействия родителей и детей, привлечения внимания родителей к образовательному процессу. Приход родителя в группу на совместное занятие - это приятный сюрприз для ребенка, возможность поиграть вместе с ним и его новыми друзьями, доказательство того, что жизнь ребенка в ДОУ интересна родителям.  Реакция родителей на происходящее повлияет и на отношение ребенка к группе. А для детей, испытывающих трудности адаптации - возможность получить дополнительную психологическую поддержку.

    Такие занятия способствуют развитию навыков игрового взаимодействия с ребенком, речевого общения, диалога, создают условия для заинтересованности родителя в жизни ребенка и его внутреннем мире.

    Занятия проводятся 1-2 раза в квартал. Предварительно анализируются сведения о возможности и готовности родителей. После занятий на сайте учреждения выкладывается фотоотчет о проведенном мероприятии.

    В течение года используются следующие формы работы   с семьей: индивидуальные беседы и консультации, тематическое анкетирование, мастер-классы, выставки совместных детско-родительских работ, фотоотчеты о мероприятиях группы, папки -передвижки.

    Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

    К взаимодействию с родителями необходимо подходить дифференцировано с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, необходимо учитывать и возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость.

     Детский сад - серьёзный вызов в жизни ребёнка, большое испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации детей любого возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    Для того чтобы прошла успешная адаптация детей необходимо следовать следующим рекомендациям для сотрудников ДОУ и родителей:

    Рекомендации для сотрудников ДОУ:

    1.  Любите детей и относитесь к ним как своим;        

    2. Помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;

    3. Приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;

    4. Необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;

    5. Проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

    Рекомендации для родителей:

    1. Любите своего ребенка таким, какой он есть;

    2. Радуйтесь своему ребенку;

    3. Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

    4. Слушайте ребенка, не перебивая его;

    5. Установите четкие и определенные требования к ребенку;

    6. Не устраивайте для ребенка множество правил;

    7. Будьте терпеливы;

    8. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

    9. Чаще хвалите ребенка;

    10. Поощряйте игры с другими детьми;

    11. Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

    12. Не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

    13. Помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;

    14. Прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;

    Список использованных источников

    1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.,1977
    2. Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста": Методическое пособие. - М.:АРКТИ,2010.-80 с.(Растем умными)
    3. Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
    4. Гуркина А.П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно – методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980.-111 с.
    5. Горюнова Т.М. ''Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования ''. –М.:ТЦ Сфера,2009.-128с.- (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
    6. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие  ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
    7. Лапина И.В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого – педагогическое сопровождение , комплексные занятия''. Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с.
    8. Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. '' Семья и детский сад: педагогическое образование родителей''.- СПб. : ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО - ПРЕСС '',2009. – 80 с.
    9. Печора К.Л.''  Развитие и воспитание детей раннего  и дошкольного возраста . Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи '' .- М.:’’Издательство Скрипторий 2003’’,2006.- 96 с.
    10. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.,2002.
    11. Соколовская Н.В. ''Адаптация ребёнка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации ''.Волгоград : Учитель,2011.- 188 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируетс...

    Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения...

    Статья об особенностях работы с семьёй в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    Статья даёт представление об условиях, методиках эффективного педагогического сопровождения  в период социальной адаптации современного ребёнка в раннем дошкольном возрасте.Адаптация - это приспо...

    План мероприятий по адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    План мероприятий по адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения....

    «Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения».

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение, все дети проходят через адаптационный период, который является кардинальным изменением   условий жизни, социального окружения. ...

    Презентация на тему "Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"

    Презентация на тему "Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"...