«Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения».
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение, все дети проходят через адаптационный период, который является кардинальным изменением   условий жизни, социального окружения.  У детей раннего возраста при поступлении в детский сад наступает переломный момент в жизни. Как всякий переломный момент он имеет позитивные, так и негативные стороны.  Трудности адаптации у детей раннего и младшего возраста чаще всего вызваны не столько попаданием в незнакомую обстановку, сколько разлукой с родителями. Острота и болезненность переживаний зависит от сложившейся системы привязанности между ребенком и матерью. У детей среднего и старшего возраста так же наблюдаются трудности в адаптации при переходе в новый детский сад, переходе в новую группу в саду, который он посещает. Дети этого возраста обеспокоены в первую очередь не разлукой с родителями, а сменой привычной обстановки на незнакомую. Стоит отметить, что не зависимо от возраста, одни дети достаточно легко приспосабливаются к новым условиям, другие испытывают более длительное стрессовое напряжение. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо использовать личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей должен предусматривать потребности ребенка, и максимально интегрировать семью в жизнь детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_v_det.sadu_.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям

дошкольного образовательного учреждения».

         При поступлении в дошкольное образовательное учреждение, все дети проходят через адаптационный период, который является кардинальным изменением   условий жизни, социального окружения.  У детей раннего возраста при поступлении в детский сад наступает переломный момент в жизни. Как всякий переломный момент он имеет позитивные, так и негативные стороны. Это событие, серьезно меняющее (а иногда и ломающее) жизненный уклад ребенка. Трудности адаптации у детей раннего и младшего возраста чаще всего вызваны не столько попаданием в незнакомую обстановку, сколько разлукой с родителями. Острота и болезненность переживаний зависит от сложившейся системы привязанности между ребенком и матерью. У детей среднего и старшего возраста так же наблюдаются трудности в адаптации при переходе в новый детский сад, переходе в новую группу в саду, который он посещает. Дети этого возраста обеспокоены в первую очередь не разлукой с родителями, а сменой привычной обстановки на незнакомую. Такие изменения вызывают стресс и напряжение. Стоит отметить, что не зависимо от возраста, одни дети достаточно легко приспосабливаются к новым условиям, другие испытывают более длительное стрессовое напряжение. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо использовать личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей должен предусматривать потребности ребенка, и максимально интегрировать семью в жизнь детского сада.  Необходимо формировать у родителей мотивацию психологического сближения с детским садом, а значит и большей включенности в жизнь ребенка.

Целью работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям ДОУ является развитие педагогической компетентности родителей, помощь семье, поиск ответов на интересующие вопросы в воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Задачи:

1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

3. Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться   следующих принципов:

- целенаправленность, систематичность, плановость;

- принцип партнерства, диалога;

- дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

- доброжелательность, открытость.

Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей это в первую очередь -  общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Ожидаемые результаты работы с родителями – это повышение интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшение детско–родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, индивидуальные консультации со специалистами; возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

Сотрудничество детского сада с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, направленное на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.

Первой ступенью к адаптации ребенка к ДОУ – является создание у родителей позитивного отношения, доверия к персоналу детского сада. Необходимо помочь родителям психологически грамотно подготовить своих детей к поступлению в детский сад или к переходу в новую группу.

Как известно, первое впечатление может сильно повлиять на то, как сложатся отношения родителей с персоналом ДОУ. Поэтому, первое родительское собрание должно быть основательно подготовлено. На нем обязательно должны присутствовать все специалисты.  Первое родительское собрание необходимо провести в апреле, мае перед поступлением ребенка в детский сад. Собрание лучше провести в форме круглого стола, представить специалистов родителям, познакомить родителей с образовательной программой ДОУ, с организацией режима дня ребенка в детском саду. Выступление психолога о адаптации ребенка в детском саду должно нацелить родителей на оказание помощи ребенку в этот сложный период. Задачей педагогов является сбор информации о семье воспитанников, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

На втором родительском собрании, которое проводится в сентябре, родителям дается более расширенная информация о работе ДОУ, группы. Родители знакомятся с расписанием занятий воспитателей и специалистов. На собрании в моей группе особое внимание уделяется мотивации родителей для участия в проекте . Этот проект представляет собой систему совместных занятий детей, родителей с воспитателем и логопедом.

Основной целью таких занятий является формирование способов взаимодействия родителей и детей, привлечения внимания родителей к образовательному процессу. Приход родителя в группу на совместное занятие - это приятный сюрприз для ребенка, возможность поиграть вместе с ним и его новыми друзьями, доказательство того, что жизнь ребенка в ДОУ интересна родителям.  Реакция родителей на происходящее повлияет и на отношение ребенка к группе. А для детей, испытывающих трудности адаптации - возможность получить дополнительную психологическую поддержку.

Такие занятия способствуют развитию навыков игрового взаимодействия с ребенком, речевого общения, диалога, создают условия для заинтересованности родителя в жизни ребенка и его внутреннем мире.Предварительно анализируются сведения о возможности и готовности родителей.

В течение года используются следующие формы работы   с семьей: индивидуальные беседы и консультации, тематическое анкетирование, мастер-классы, выставки совместных детско-родительских работ, фотоотчеты о мероприятиях группы, папки -передвижки.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

К взаимодействию с родителями необходимо подходить дифференцировано с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, необходимо учитывать и возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость.

 Детский сад - серьёзный вызов в жизни ребёнка, большое испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации детей любого возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Для того чтобы прошла успешная адаптация детей необходимо следовать следующим рекомендациям для сотрудников ДОУ и родителей:

Рекомендации для сотрудников ДОУ:

1.  Любите детей и относитесь к ним как своим;        

2. Помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;

3. Приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;

4. Необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;

5. Проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

Рекомендации для родителей:

1. Любите своего ребенка таким, какой он есть;

2. Радуйтесь своему ребенку;

3. Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

4. Слушайте ребенка, не перебивая его;

5. Установите четкие и определенные требования к ребенку;

6. Не устраивайте для ребенка множество правил;

7. Будьте терпеливы;

8. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

9. Чаще хвалите ребенка;

10. Поощряйте игры с другими детьми;

11. Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

12. Не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

13. Помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;

14. Прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Статья "Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"....

«Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду».

На сегодняшний день актуальна тема взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации детей любого возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения....

20.10.2017 Вебинар: «Типы привязанности и особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»

Данный вебинар посвящен рассмотрению проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению с позиции теории привязанности. Теория привязанности в последней четверти ХХ века стала основополагающей в объясн...

20.10.2017 Вебинар: «Типы привязанности и особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»

 Данный вебинар посвящен рассмотрению проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению с позиции теории привязанности. Теория привязанности в последней четверти ХХ века стала основополага...

Статья об особенностях работы с семьёй в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Статья даёт представление об условиях, методиках эффективного педагогического сопровождения  в период социальной адаптации современного ребёнка в раннем дошкольном возрасте.Адаптация - это приспо...

Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учрежденииПочему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?Вопрос ...

Взаимодействии педагогов с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.

К вопросу о взаимодействии педагогов с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению....