Главные вкладки

    Игровые технологии в период адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Изотова Ирина Анатольевна

    Подготовленная, чётко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личностно-ориентированных технологий, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском учреждении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

    Одной из задач национального проекта «Образование» является создание условий для развития детей в возрасте до трёх лет. И поэтому развитию детей раннего возраста уделяется особое внимание.

    Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. 

    Одним из принципов ФГОС ДО является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры (п.1.2 ФГОС ДО). Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (п. 2.7. ФГОС ДО) и основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности

    Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. 

    Так Выготский Л.С.  полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать всё более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребёнка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.

    Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям ДОУ является особенность педагога и организация педагогического процесса. Поэтому сегодня любой уважающий себя и свою профессиональную деятельность педагог должен задуматься над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода и соответствуют ли они современным требованиям. А для того, чтобы все процессы проходили нормально и были полезны для здоровья ребёнка целесообразно в адаптационный период использовать игровые технологии, так как они играют основную роль в работе воспитателя в адаптационный период. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

    Цель игровых технологий в адаптационный период - это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым. Основная задача игр в адаптационный период - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

    Учитывая значимость игры и возможности игровых умений, психологических особенностей детей в раннем возрасте, можно смоделировать игровую технологию, которая поможет вновь поступившим в ясли воспитанникам сделать процесс адаптации к условиям ДОУ наименее болезненным.

    Если рассматривать игру,  как особую форму освоения действительности путём её воспроизведения и моделирования, а технологию – как комплекс техник, предполагающих определённый результат на выходе, то игровая педагогическая технология, применяемая в период адаптации ребенка к условиям ДОУ – это такая подборка игр и игровых действий, которая будет направлена на снижение эмоционального напряжения и тревоги малыша и на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю, а также поможет воспитателю изучить индивидуальные особенности ребёнка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.

    Игровая педагогическая технология, используемая в период адаптации, имеет два направления:

          1. Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми.

    Задачами первого направления являются:

            -  формирование положительного эмоционального настроя;

            -  снижение эмоционального напряжения и тревоги.

          2. Игры по освоению социального пространства ДОУ.

    Основной задачей второго направления игровой педагогической технологии в период адаптации является обеспечение ребёнку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.

    Для реализации задач данных направлений работы предлагаются мероприятия в форме игровых сюжетов по освоению социального пространства, которые включают подвижные игры, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения. Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение помогут "пальчиковые" игры. Сгладить адаптационный период помогают сюжетно-отобразительные игры, игры-забавы, игры-развлечения, театрализованные, игры-экспериментирования.

    Таким образом, подготовленная, чётко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личностно-ориентированных технологий, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском учреждении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы для работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения

    Материалы содержат рекомендации и советы родителям, которые помогут сделать адаптацию ребенка раннего возраста к детскому саду менее болезненной....

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ.

    Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он х...

    Экспериментальная деятельность в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

    После защиты дипломной работы «Эксперимент как метод экологического воспитания детей раннего возраста», я решила продолжить тему своего самообразования на практике, взяв ее за основу. Так как я являюс...

    ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

    Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы ...

    Консультация "Роль культурных практик в период адаптации ребёнка раннего возраста"

    Консультация "Роль культурных практик в период адаптации ребёнка раннего возраста"...

    статья "Сопровождение семьи в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада"

    В статье содержатся некоторые рекомендации родителям  в период адаптации ребенка к  детском саду...