ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября, а именно с профессионального отбора воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и активных методов обучения (лекции, семинары, тренинги).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_v_period_adaptatsii.docx76.16 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

 ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ.

 (из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 30 Чмелевой Н.А.)

Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября, а именно с профессионального отбора воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и активных методов обучения (лекции, семинары, тренинги).

Выделяется три фазы адаптационного процесса:

  1.  Острая фазасопровождается разнообразными колебаниями в соматическом

состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.

  1.  Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3—5 месяцев.
  2.  Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

• легкая адаптация— поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

  •  адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
  •  тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни ребенка раннего возраста при поступлении его в дошкольное учреждение, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду и навыки общения со сверстниками.

Дошкольное учреждение имеет многолетний опыт работы с детьми раннего возраста, поэтому мы заблаговременно готовимся к приему малышей в детский сад. Во время адаптационного периода наши педагоги придерживаются следующих задач в своей работе:

  •  создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,
  •  формирование у детей чувства уверенности в окружающем,
  •  педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей.

Вся работа в период адаптации детей к ДОУ ведется по такому примерному плану:

1.Предварительная работа с родителями малышей.

-родительское собрание, на котором присутствуют все воспитатели и специалисты, работающие с детьми раннего возраста;

-экскурсия по учреждению;

-консультация для родителей на тему «Адаптация ребенка в детском саду - это важно»;

 -Составление списков постепенного поступления детей в детский сад.

  1.  Совещание всех сотрудников, работающих с детьми раннего возраста (воспитателей, младших воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя но физической культуре, музыкального руководителя, старшей медсестры), которое проводит старший воспитатель.

-ознакомление с медицинскими картами детей и выявление малышей, требующих повышенного внимания педагогов;

-работа специалистов в первый месяц посещения детьми детского сада;

-работа воспитателей в первый месяц посещения детьми детского сада;

- ведение обязательной документации по раннему возрасту и ее оформление.

  1. Создание предметно-развивающей среды в группах раннего возраста.

4.Особенности работы воспитателей в группах раннего возраста в период адаптации.

  1.  Психологическая поддержка детей групп раннего возраста.
  2. Подведение итогов адаптации детей раннего возраста. Выявление проблем и дальнейшее планирование работы.

Остановимся подробнее на каждом из пунктов плана.

1. Предварительная работа с родителями малышей.

Предлагаем вам материалы родительского собрания:

Адаптация малыша к детскому саду

Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?

Давайте знакомиться!

Еще до поступления в детский сад родители посещают учреждение и знакомятся с заведующей, с воспитателями той группы, которую будет посещать малыш. Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад - место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка. Что нужно делать родителям еще до поступления ребенка в детский сад?

1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется        к        общению,        раскован.

  1. Узнайте распорядок дня в группе и приблизьте режим ребенка дома к распорядку дня в группе.
  2.  Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду (новые товарищи, много игрушек и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, - тогда ему будет легче привыкать. Не в коем случае не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
  3.  Узнайте, быть может в этот сад, ходят дети Ваших соседей или знакомых. Адаптация пройдет легче, если в группе у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми.
  4.  Учить ребенка дома всем навыкам самообслуживания.
  5.  Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  6.  Повысить роль закаливающих мероприятий.
  7.  Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет.
  8.  Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

Психологическая подготовка

Приблизительно за месяц, а то и раньше, можно начинать подготавливать ребенка морально - рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться - не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

Еще один совет - до начала посещения садика приобщать ребенка к совместным играм, побольше гулять на детской площадке, приглашать гостей и самим ездить к друзьям. К тому же, почаще нужно отлучаться от ребенка, чтобы он привыкал к тому, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся, и это не должно вызывать у него особых потрясений.

К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно - обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час - с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше сразу после "Спокойной ночи, малыши!", в 21.00. К этому времени ребенок "созреет" и быстро уснет.

В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие - около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома.

"Детсадовская" еда

Отдельная тема - еда в детском саду. Вопреки распространенному мнению о том, что пища там невкусная и малопривлекательная, смеем заверить, что это не так. Рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей - в нем присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо или рыба, молочные продукты и т.д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду - вина отчасти их родителей, которые "приучили" их к новомодным сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам. Поэтому совет родителям простой - приучайте детей к обычной и здоровой еде - супам, кашам, салатам и т.д. - и тогда проблем с едой в садике не будет. Вот только нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Здесь главное поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию, чтобы он ни в коем случае не заставлял насильно ребенка кушать - это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям.

Есть еще одно важное обстоятельство, про которое нельзя забывать - один ребенок чувствует себя в садике как рыба в воде, для другого же тот же сад превращается в "комнату ужасов", а все из-за индивидуальных особенностей.

Адаптация: легкая, тяжелая и средняя

Адаптацию малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет - (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

Если родителям пустить ситуацию на самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства. В некоторых случаях нельзя будет обойтись без консультации специалиста, а если малыш не адаптируется к новым условиям в течение года, возможно, - подумать о том, чтобы прекратить посещать детский садик. Даже при последнем раскладе необходимо тщательно следить за состоянием малыша, чтобы позже, когда придет время идти в школу, не было подобных проблем.

Второй тип адаптации - легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно (это происходит приблизительно в течение месяца), ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации "срывы" все же возможны.

И последний тип адаптации - средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. В среднем, этот период длится до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Вне зависимости от типа ребенка, в первое время вероятность подхватить вирус очень высока, особенно на 4-10 день пребывания в детском саду. Поэтому рекомендуется в этот промежуток времени воздержаться от походов в садик.

Первый день

Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно:

  1.  Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.
  2.  Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
  3.  Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
  4.  Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора; здесь ребенку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.
  5.  В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность "интимизировать" обстановку; принести с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, то с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу        удается        привыкать        к        садику.

6. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.

Первая неделя

Первая неделя проходит очень эмоционально для ребенка, поэтому взрослым, кто окружает ребенка дома, нужно запастись терпением. Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.

Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.

Как помочь ребенку на этом этапе?

  1.  Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, - на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  2.  Не реагировать на выходки и не наказывать за капризы.
  3.  Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 2-3 часа, затем время увеличивается до 5-6 часов.
  4.  Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.
  5.  С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите.
  6.  Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.
  7.  Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!
  8.  Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  9.  Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
  10.  Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте внимательны и терпимы с малышом.

Можно вывесить на стенде или раздать родителям ПАМЯТКИ:

О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.

В 2 года ребенок:

  • ест аккуратно, не облизываясь;
  •  при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
  •  самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздевается;
  • знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
  • пользуется носовым платком (при напоминании);
  • контролирует физиологические потребности.

В 2 года 6 месяцев ребенок:

  • одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
  • расстегивает и застегивает одну-две пуговицы.

В 3 года ребенок:

  •  одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;
  • складывает свою одежду перед сном;
  • застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
  • знает назначение многих предметов и их местонахождение;
  •  выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);
  • умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
  • замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
  • регулирует свои физиологические потребности;
  • вытирает обувь при входе в квартиру;
  • аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
  • не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
  • говорит слова благодарности, здоровается, прощается.

Как же надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад?

  •  Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
  • Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
  • Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.
  • Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
  • Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
  • Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
  • Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
  • Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
  • Повысить роль закаливающих мероприятий.
  • Оформить в детский сад по месту жительства.
  • Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
  • Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
  • Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
  • "Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
  • Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
  •  Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
  •  Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
  •  Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
  •  Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые

посещать детский сад?

  •  Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  •  Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  •  Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  •  Щадить его ослабленную нервную систему.
  •  Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  •  Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  •  Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  •  Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  •  Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
  •  При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
  •  При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

Списки поступления детей в детский сад выглядят так:

Например, Списочный состав группы раннего возраста

п/п

Фамилия, имя ребенка

Дата

рождения

ребенка

Отметка о зачислении

телефон

1.

Иванов Саша

26.08.2011

С

22.09.2013

2.

Петров Андрей

30.04.2011

С

08.09.2013

3.

Сидоров Иван

15.08.2011

С

22.09.2013

4.

08.05.2011

С

01.09.2013

5.

24.05.2011

С

12.09.2013

6.

22.04.2011

С

12.09.2013

2. Совещание педагогов.

На совещании педагогов, которое проводится в конце августа, обсуждаются вопросы организации воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в адаптационный период.

Первое, что подлежит обсуждению, это какие дети к нам пришли, каково их здоровье, развитие и соответственно какой требуется подход. Озвучиваются группы здоровья детей, заболевания, если таковые имеются. Рекомендации педагогам дает старшая медицинская сестра.

Прием детей в группы раннего возраста идет при обязательном присутствии старшей медицинской сестры. Педагог-психолог ведет наблюдения за детьми и тесно взаимодействует с родителями в этот период. Воспитатель , музыкальный руководитель в часы своих занятий ходят в группы, знакомятся с детьми, чтобы малыши постепенно привыкали к ним. Дети с легкой адаптацией постепенно начинают подниматься в музыкальный и спортивный залы сначала для экскурсии, а потом плавно вливаются в непосредственно образовательную деятельность, остальные дети подключаются к этому процессу по мере прохождения адаптации. Воспитатели в период адаптации собирают сведения о детях:

Карточка основных сведений о ребенке (заполняется воспитателем при поступлении ребенка в детский сад)

  1.  Фамилия, имя ребенка.
  2.  Дата рождения.
  3.  Ф.И.О. матери, место работы.
  4.  Ф.И.О. отца, место работы.
  5.  Домашний адрес, телефон.
  6.  Какова ситуация в семье?

а) полная, неполная,

б)есть ли сестры, братья, дедушки, бабушки.

  1.  Как протекали беременность, роды?
  2.  Есть ли хронические заболевания, родовые травмы? Каково состояние нервной системы?
  3.  Какие болезни перенес ребенок? Часто ли болеет? Что страдает в первую очередь (носоглотка, кишечник, др.)
  4.  Есть ли аллергия на пищевые продукты, медикаменты? Назовите их конкретно.
  5.  Были ли проблемы в развитии ребенка до поступления в дошкольное учреждение?
  6.  Какое настроение (спокойное, возбужденное, плаксивое) обычно преобладает у ребенка?
  7.  Есть ли у ребенка страхи? Чего боится?
  8.  Быстро ли ребенок устает?
  9.  Как ребенок относится к незнакомым взрослым, сверстникам?
  10.  Кто в семье чаще воспитывает ребенка?
  11.  Какой режим в семье?
  12.  Есть ли трудности у ребенка в одевании, раздевании, засыпании, еде?
  13.  Какие меры воздействия на ребенка (поощрение, наказание, внушение, выговор, объяснение, рассуждение) применяются в семье?
  14.  Легко ли переключается ребенок с одного вида деятельности на другой? Как реагирует на запреты?
  15.  Какие привычки и традиции сложились в процедурах еды, отхода ко сну, пользования туалетом? Какие требования предъявляются к ребенку?
  16.  Чем больше всего любит заниматься ребенок? Чем можно доставить радость?
  17.  Как называют ребенка дома?
  18.  Кто из взрослых будет забирать ребенка домой?

02-13.  Документация воспитателя, работающего с детьми раннего возраста

(Примерная номенклатура дел государственного дошкольного образовательного учреждения)

Обязательной документацией воспитателя группы раннего возраста являются:

  •  план воспитательно-образовательной работы;
  •  общие сведения о детях и родителях (законных представителях);
  •  табель посещаемости детей;
  •  дневник-127-я форма

План работы с детьми составляется на день, неделю, месяц, в зависимости от опыта работы и уровня профессионального мастерства воспитателя. План составляется в соответствии с требованиями общеобразовательной программы, по которой работает группа раннего возраста.

Написание плана в группах раннего возраста имеет свою специфику и планируется в три этапа:

  •  первый этап - период адаптации (индивидуальные листы наблюдений), в плане работы воспитателя: развлечения, сюрпризные моменты, игры-занятия.
  •  второй этап - это период диагностики. Оформляется карта нервно- психического развития на каждого ребенка, и формируются подгруппы детей для проведения НОД. В плане работы воспитателя: развлечения, сюрпризные моменты, игры- занятия.
  •  третий этап - планирование работы с детьми.

При планировании работы с детьми обязательно учитываются:

  •  группа здоровья ребенка (индивидуальный подход к детям со II-III группами здоровья);
  • уровень развития ребенка

 В плане должны быть:

  • список детей с датами рождения;
  • сведения о состоянии здоровья детей;
  • режим дня (теплое, холодное время);
  • список детей по группам развития I, II, III, с учетом диагноза        по развитию речи;
  • расписание НОД для каждого возрастного периода;
  • комплекс утренней гимнастики (на 2 недели);
  • список литературы, используемой в работе с детьми раннего        возраста.

Деление детей на подгруппы для НОД по физической культуре - по состоянию здоровья и двигательным навыкам.

План должен состоять из 2-х разделов:

  •  непосредственно образовательная деятельность - НОД (планируется с усложнением в соответствии с группой развития, учетом повторности);
  •  деятельность вне занятий - проводится малыми подгруппами и индивидуально: физкультурно-оздоровительная работа, формирование культурно-гигиенических навыков и самостоятельности, взаимоотношения со сверстниками, ознакомление с природой и окружающим миром, развитие речи. Планируется предметно-игровая, самостоятельная деятельность детей. В план включается работа по взаимодействию с родителями. Ежемесячно планируются досуг, развлечения.

Мы работаем по журналам, составленным авторским коллективом Ксении Люциановны Печоры, которые отвечают всем вышеперечисленным требованиям.

По- прежнему мы ведем Дневник стула детей.

Ф и ребенка

1

2

3

4

5

У

в

У

в

У

в

У

в

У

в

Иванов

н

Петров

ж

Сидоров

т

  1. Создание предметно-развивающей среды в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста организуется для детей, поэтому все предметы, окружающие детей, должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям.

Литература, где можно посмотреть организацию предметно-развивающей среды в группах раннего возраста:

Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. - М.: Центр «Школьная книга», 2004

Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005

4.Работа воспитателя в адаптационный период.

Общие педагогические правила по воспитанию культурно-гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни

  1.  Воспитывать положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.
  2.  Проводить режимные моменты точно по режиму.
  3.  Постоянно закреплять ранее приобретенные умения и обучать новым умениям.
  4.  При проведении процессов воспитывать культурно-гигиенические навыки.
  5.  Воспитывать у детей правила поведения, связанные с тем или иным процессом.
  6.  Обучая детей умениям и навыкам, использовать разнообразные приемы: показ, прямая помощь, словесные указания и объяснение, напоминание.
  7.  Процессы проводить постепенно, не допускать, чтобы дети ожидали друг друга.
  8.  Учитывать индивидуальные способности и состояние ребенка в данный момент.
  9.  Относиться к каждому ребенку чутко, ласково и заботливо. Понимать настроение ребенка, учитывать его желания и потребности.
  10.  Использовать кормление, одевание и умывание в целях развития речи, движений, ориентировок в окружающем и формировании организационного поведения.

Методические правила проведения кормления:

1. При проведении кормления необходимо воспитывать следующие умения и навыки:

  • мыть руки перед едой;
  • принести стул и сесть за стол;
  • есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой, к третьему году держать ложку правильно;
  • есть с аппетитом все, что полагается;
  • есть первые и вторые блюда с хлебом;
  • самостоятельно доставать и пользоваться салфеткой;

Формирование правил поведения:

  •  не мешать во время еды другим детям;
  • не выходить из-за стола, не окончив еды;
  •  уметь спокойно подождать, когда воспитатель занят другим ребенком;
  •  свои просьбы выражать словами;
  •  говорить "спасибо" после еды.
  1.  Процесс кормления детей должен проходить четко по указанному в режиме дня времени.
  2.  Перед едой дети должны играть в спокойные игры;
  3.  Детям начинают мыть руки только тогда, когда пища принесена в комнату. Помощник воспитателя моет 2-3 детям руки, и эти дети садятся за стол и начинают кушать.
  4.  Помощник воспитателя берет мыть руки первыми тех детей, которые ничем не заняты. Кроме того, первыми сажают детей, которые медленно едят, младших, ослабленных. Возбужденных детей сажают за стол последними, когда этому ребенку воспитатель и помощник воспитателя смогут уделить больше внимания.
  5.  Предложив ребенку идти мыть руки, няня следит и напоминает, чтобы ребенок убрал на место игрушки, с которыми он играл.
  6.  Подавая детям пищу, воспитатель должна прежде попробовать сама питание, чтобы знать особенности каждого блюда, следить, чтобы пища была красиво оформлена, сохранила свою характерную форму (котлетку, кусок запеканки не разминать), называть блюда, которые ставит перед ребенком, например: «Сегодня очень вкусная гречневая каша» и т.д.
  7.  Второе, третье блюда подаются сразу, как только ребенок съел первое.
  8.  Питание раздает воспитатель и следит за оставшимися играющими детьми (в начале обеда), дает указания убрать игрушки, следит за позой детей во время еды, напоминает о навыках, правилах поведения за столом.
  9.  Обращение воспитателя не должно быть общим ко всем детям. Она обращается к небольшим группам, к отдельному ребенку, при этом говорит негромко.
  10.  Помощник воспитателя и воспитатель следят, чтобы за столами детей в процессе еды всегда было чисто.
  11.  Докармливает детей воспитатель или няня, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, не ложкой ребенка, а чистой ложкой (на каждого докармливаемого ребенка).
  12.  Ребенок, как только поел, выходит из-за стола, говорит «спасибо» и идет играть.
  13.  Подготавливаясь к обеду, воспитатель привлекает некоторых детей (детей- дежурных) к помощи: поставить стульчики, тарелочки на столы.
  14.  Дети должны пользоваться матерчатыми салфетками. Салфетки закладываются за ворот рубашки, платья или завязываются. Со второй половины 3-го года жизни дети пользуются бумажными салфетками. Воспитатель должна следить, чтобы дети пользовались салфеткой во время еды по мере загрязнения. Во время кормления детей няня также принимает участие в раздаче пищи детям, выполняя это методически правильно.

Методические правила проведения одевания и раздевания:

1. В процессе организации одевания и раздевания детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:

  •  научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь,
  •  расстегивать и застегивать пуговицы спереди,
  •  развязывать шнурки у ботинок,
  •  знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду,
  • самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке.

Формирование правил поведения:

  • начав раздеваться, не отвлекаться игрой;
  • аккуратно убирать одежду;
  •  помогать товарищам, соблюдать в спальне тишину;
  • развивать ориентировки в окружающем;
  • знакомить с различными свойствами и качествами предметов;
  • обогащать словарь и т.д.
  1.  Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойны, воспитатель организует спокойные игры.
  2.  Укладывание детей на сон проводится постепенно, приглашается 5-6 детей в спальню, остальные дети играют.
  3.  Приглашать спать первыми надо детей более младших или физически более слабых, которые в это время ничем не заняты, быстро утомляются, кто дома плохо спал.
  4.  Спокойно засыпающих детей надо укладывать первыми, а кто проявляет активность - последними. Воспитатель, освободившись от укладывания детей, сможет побыть около того ребенка, который сам долго не может успокоиться.
  5.  Возбужденного ребенка следует прежде успокоить, а потом укладывать спать.
  6. Во время раздевания детей воспитатель и помощник воспитателя одновременно следят за несколькими детьми: одному помогают, другому подсказывают, с чего надо начинать раздеваться, третьему предлагают обратиться за помощью к товарищу и т.д. Должны постоянно побуждать детей к самостоятельности.
  7. Раздеваться ребенок должен в определенном порядке: снять платье, туфли, штанишки, колготки. В обратной последовательности одеваться.
  8. Любой ребенок, как только он проснулся, должен встать, одеться и самостоятельно начать играть.
  9.  Если ребенок просыпается медленно и некоторое время после сна бывает вялым, то нельзя громко говорить, тормошить его. Нужно дать ему немного полежать, ласково поговорить с ним, вызвать у него желание встать.

11 .Во время сна детей в спальне обязательно должен находиться взрослый.

12.Ребенок должен спать днем не менее 2,5 часа.

Методические правила проведения умывания:

  1.  При умывании детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:
  •  обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.
  •  использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.
  1.  Первыми направляют умываться тех, кто медленно ест, с плохим аппетитом, кто сам намеревается идти.
  2.  Перед умыванием воспитатель засучивает рукава детям.
  3.  Одновременно няня умывает 2-3 детей, не торопясь, давая детям возможность умываться самостоятельно.

Методические правила проведения высаживания, туалета:

  1.  Закреплять умение проситься на горшок.
  2.  Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки:

• пользоваться только индивидуальными предметами ухода (своим носовым платком, полотенцем, горшком);

  • замечать грязное лицо и непорядок в одежде (спущенные колготки, оторвавшуюся пуговицу);
  •  вытирать самому нос.

Обязательно высаживать всех детей перед дневным и ночным сном, перед прогулкой, среди дня - индивидуально.

  1.  Ночью высаживать только некоторых детей по их просьбе.
  2.  Если некоторые дети после ночного сна встают мокрыми, то за ними следует наблюдать 3-4 ночи и в определенное для каждого ребенка время высаживать.

Методические правила проведения прогулки:

  1.  Прогулка должна проводиться систематически. Отменяется прогулка только по указанию врача или старшей медицинской сестры.
  2.  Прогулка должна обогащать детей интересными впечатлениями о природе и окружающей жизни. Ребенок получает большую возможность двигаться.
  3.  Одеваются дети на прогулку постепенно: одни дети занимаются с воспитателем, а других одевает няня. Когда половина детей одеты, они выходят с воспитателем или помощником воспитателя на улицу, остальные продолжают одеваться с помощью взрослого. Первую подгруппу одевает воспитатель и помощник воспитателя, воспитатель одновременно следит за играющими детьми.
  4.  Одевание детей организуется в определенной последовательности: дети подходят к шкафам, берут колготки, ботинки или сапоги, садятся на диванчики, одеваются самостоятельно или с помощью взрослого. Затем берут головные уборы, кофты, которые им одевают взрослые. После этого взрослые одевают детям пальто с варежками, завязывают шарф.
  5.  Одевать детей следует соответственно погоде.
  6.  Во время одевания следует говорить с детьми о предметах одежды (меховая шубка, синий шарфик), о погоде, о игрушках, с которыми будут играть на прогулке, что будут смотреть. Формирование правил поведения:
  •  вежливо обращаться с просьбой,
  •  благодарить,
  •  проходить спокойно, не толкаясь.
  1.  В общении с детьми воспитатель использует веселые шутки, стихи, прибаутки, например: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька», «Шапка да шубка, вот и весь Мишутка», «Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».
  2.  На прогулке большую часть времени дети играют самостоятельно, Ежедневно воспитатель проводит подвижную игру, игру-хоровод, гимнастические упражнения с использованием гимнастических приспособлений (ходьба по бревну и пр.), естественных условий (перешагнуть канавку, сбежать с горки) в зависимости от времени года. Организует наблюдения, отвечает на вопросы детей.
  3.  Во время прогулки воспитатель регулирует деятельность каждого ребенка, следит, чтобы одни дети не мерзли, а другие не перегревались, следит за внешним видом детей, исправляет неопрятность в одежде, воспитывает потребность пользоваться носовым платком, обращаться за помощью к воспитателю.
  4.  Воспитатель должна видеть каждого ребенка в течение всей прогулки, следить за его настроением, занятостью.
  5.  На прогулке сама воспитатель должна быть активной и постоянно общаться с детьми.
  6.  С прогулки возвращаются не позже, чем за 30 минут до еды, чтобы отдохнуть, поиграть и не спеша вымыть руки. Возвращаются с прогулки первыми те, кто раньше вышел гулять, дети, которые начали охлаждаться.

5.Психологическая поддержка детей групп раннего возраста.

Психолого-педагогические параметры

определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

(заполняется один раз при поступлении ребенка в детский сад) Психолого-педагогические параметры дают возможность прогнозировать течение адаптации и предполагают индивидуальный подход к детям в детском саду и семье в период адаптации.

Параметры

Дополнительный вопрос к матери ребенка

Баллы

1. Поведение

1.1

Настроение:

  • бодрое,
  • уравновешенное,
  • раздражительное неустойчивое

Какое из перечисленных настроений преобладает?

3

1.2

Сон:

• соответствует возрасту;

  не соответствует возрасту;

Какова длительность сна?

3

1.3

Засыпание

1.4

Длительность:

• быстрое, до 10 минут,

   медленное,

Как засыпает ребенок?

3

1.5

Характер:

• спокойный,

  неспокойный

Каков характер засыпания?

3

1.6

• с дополнительными воз действиями;

  Без дополнительных воздействий.

Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?

3

1.7

Аппетит:

  • хороший,
  • избирательный, неустойчивый,

Какой аппетит у ребенка?

3

1.8

Отношение к высаживанию на горшок

Положительное,

Отрицательное.

Как ребенок относится к этой процедуре?

3

1.9

Навыки опрятности:

  • просится на горшок,
  • не просится, но бывает сухой,
  • не просится, ходит мокрый.

Какими навыками опрятности владеет ребенок?

3

1.10

Отрицательные привычки:

  • есть (какие?),
  • нет

Есть ли отрицательные привычки (сосет пустышку, палец, раскачивается и т.д.)?

1

2. Нервно-психическое развитие (НПР)

2.1

Возраст 1 г. 6 мес. - 2 г.

  • Понимание речи
  • Движения
  • Игра

Показатели НПР выявляются методом диагностики, которую проводит психолог.

3

2.2

Возраст 2 г. - 3 г.

  • Активная речь
  • Сенсорное развитие
  • Движения
  • Игра
  • Навыки
  • Конструирование

Соответствует возрасту - 3 балла.

Ниже на один эпикризный срок- 2 балла.

Ниже на 2-3 эпикризных срока -1 балл. Оценивается каждая линия.

3. Личность

3.1

Проявление познавательных способностей

3

3.1.1

В повседневной жизни:

  • Проявляет,
  • недостаточно проявляет,
  • не проявляет
  1. Проявляет        интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?
  2. Интересуется действиями взрослых?
  3. Любит заниматься, внимателен.

2

3.12

При обучении:

• проявляется интерес, активность;

  Недостаточно проявляет.

Проявляет ребенок интерес к занятиям?

3

3.2

Инициативность

3.2.1

Инициативность в игре: проявляет инициативность по всем указанным параметрам.

  1. Умеет сам найти для себя дело:
  • да,
  • нет.
  1. Есть фаза подготовки игры
  • самостоятельно,
  • с помощью взрослого.
  1. Есть элементы воображения:
  • ДД,

Алгоритм обработки данных см. пункт 2.2.

3

32.2.

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми: •вступает в контакт по своей инициативе.

3

3.2.3

Инициативность во взаимоотношениях с детьми:

 •вступает в контакт по своей инициативе.

3

3.3

Результативность:        

•всегда доводит начатое дело до конца,

Доводит ли начатое дело до конца?

3

3.4.

Самостоятельность в игре:

  • умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого;
  • не всегда.

2

3.5

Социальные связи со взрослыми

3.5.1

Социальные связи со взрослыми:

 • легко идет на контакт,                   избирательно,

Трудно

Каковы контакты со взрослыми?

3

3.52.

Контакты с детьми:

вступает легко,

избирательно,

• трудно

Каковы контакты с детьми?

2

3.5.3

Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми:

• есть,

    Не имеется.

3

3.5.4

Уверенность в себе:

  • есть,
  • не всегда,

3

3.5.5

Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка:

  • да,
  • не всегда,

Адекватно ли воспринимает ребенок оценку своей деятельности со стороны взрослого?

2

3.5.6

Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница и др.)? Как перенес?

• да,

- перенес легко (3 балла)

 Перенес трудно (1 балл)

3

3.5.7

Аффективная (чрезмерная) привязанность к кому-либо

К кому именно?

Средний балл - 2,7

Вывод: готов к поступлению в детский сад

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение оцениваются в баллах. Если графа предусматривает 3 показателя, то оценка такая: норма - 3 балла, с отклонениями - 2 балла, плохо - 1 балл. Если графа предусматривает 2 показателя, то первый показатель- 3 балла, второй - 1 балл. Чтобы определить прогноз адаптации, готовность ребенка к поступлению в детский сад по среднему числу баллов, нужно прежде всего, вывести средние показатели по всем трем блокам: 1 блок - поведение, 2 блок - уровень нервно- психического развития, 3 блок - личность.

Для того чтобы вывести средний показатель по каждому блоку, надо общее количество баллов в каждом блоке (1, 2, 3) разделить на количество вопросов в каждом блоке. Получив данные по каждому из блоков, мы сможем увидеть, какой из них самый слабый, где ребенок больше всего отстает.

Там, где показатели выходят на единицу, даются назначения и рекомендации как для родителей, так и для воспитателей. Затем сумму трех средних показателей блоков надо разделить на три (так как у нас всего три блока), получаем средний показатель готовности ребенка в детский сад.

Таким образом прогноз адаптации определяется по среднему числу баллов: 3-2,6 баллов - готов к поступлению в д/с; 2,5-2 баллов - условно готов; 1,9-1,6 балла - не готов.

Анализ готовности к поступлению в ДОУ и индивидуального течения адаптации проводит педагог-психолог. Даются рекомендации (пишутся на этом же листе или на оборотной стороне листа) для воспитателей и родителей, например:

Для родителей:

  1.  Воспитывайте в ребенке уверенность в себе;
  2.  Принимайте активное участие в игровой деятельности ребенка;
  3.  Чаще проводите время с ребенком на свежем воздухе (прогулки, игры);
  4.  Необходима спокойная игровая деятельность перед сном.

Для воспитателей:

  1.  Постепенно отучайте ребенка от вредных привычек;
  2.  Рекомендуется постепенное пребывание ребенка в адаптационный период в детском саду;
  3.  Уделяйте больше внимания ребенку в зависимости от его индивидуального и эмоционального состояния и т. д.

6. Подведение итогов адаптации детей раннего возраста.

Выявление проблем и дальнейшее планирование работы.

Накануне совещания с родителями проводится анкетирование.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.

Ваши ответы помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

  1.  Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:
  1.  ребенок адаптировался полностью

Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад

  1.  ребенок иногда не хочет идти в детский сад

Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду

  1. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?

Ребенок шел в детский сад:

  1.  с плачем

Б) с уговорами

  1.  без эмоций

Г) с удовольствием

  1.  Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:
  1.  действия всех сотрудников

Б) совместные действия сотрудников и родителей

  1.  действия родителей

  1.  Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:
  1.  обычным

Б) отказывался от еды

  1.  плохо засыпал

Г) был сильно угнетен

 Д) полон впечатлений

Е) все эти факторы мели место

  1.  Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду?

Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду?

Ваши пожелания        

Спасибо!

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико - психолого - педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят: заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению), специалисты. На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Приёмы работы с родителями при организации доадаптационного периода ребёнка раннего возраста к условиям детского сада»

Организация непосредственного (а не формального) сопровождения семьи будущего воспитанника в доадаптационный период следует рассматривать как важную часть социальной адаптации-интеграции ребенка...

Особенности организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данной статье описываюся особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста. Рассмотрен алгоритм написания программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ

Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ...

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Организация педагогического процесса в группах раннего возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются вопросы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения....

Проект по организации работы педагога с детьми раннего возраста и их родителями в адаптационный период

Взаимодействие педагога с родителями в адаптационный период детей раннего возрастаИзменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. ...