Использование здоровьесберегающих технологий с целью повышения эффективности логопедических занятий
презентация по коррекционной педагогике на тему

Обобщение опыта по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий с целью повышения эффективности логопедических занятий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий с целью повышения эффективности логопедических занятий.

учитель-логопед Шапагина Т.А.

        Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. 

        К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.

        Исследования ряда педагогов, занимающихся проблемным ребенком показали, что поражение речевого аппарата нередко сочетается с отклонением в физическом, психическом и социально-личностном развитии. 

               Особенности физического развития: 

            -нарушение общей и мелкой моторики; 

            -расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; 

            -повышенная утомляемость; 

            -заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости; 

            -нарушение темпо-ритмической организации движений 

                Особенности психического развития: 

            -нарушение оптико-пространственного праксиса; 

            -неустойчивость внимания: 

            -расстройство памяти ( особенно слуховой); 

            -несформированность мышления; 

            -задержка развития воображения 

                Особенности социально-личностного развития: 

            -пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению; 

            -недостаточная критичность или переоценка своих возможностей; 

            -низкая социальная адаптация; 

            -нарушение коммуникативных сфер 

        Поэтому в настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья детей становится особенно актуальной. Решение данной проблемы видится нам во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то есть тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья.

        В своей практической деятельности мы применяем различные методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могут использоваться в коррекционной работе на разных этапах занятия.

             Развитие мелкой моторики

             Развитие общей моторики

             Развитие артикуляционной моторики

             Развитие речевого дыхания и голоса

             Профилактика нарушений зрения

                

Развитие мелкой моторики

        Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

                Развития мелкой моторики включает в себя такие направления как:

             Кинезитерапия

             Гидрогимнастика

             Су Джок терапия

             Японская методика пальцевого массажа

             Манипуляции с различными предметами

             Пальчиковая гимнастика

                Кинезитерапия

        Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершают регулирующую и координирующую роль нервной системы.

        Кинезиологические упражнения можно использовать на коррекционно-развивающих занятиях в качестве динамических пауз или перед занятиями как организующее звено.

                Гидрогимнастика.

        Воздействие на воду образует микроволны, которые усиливают давление на организм человека. Кожа рук является механическим передатчиком в кору головного мозга. Вода оказывает механическое давление на мышцы, в результате чего они расслабляются, и снимается патологическое напряжение. Игры с водой разгружают эмоциональную сферу ребенка, создают положительный настрой. Контрастные ванны являются мощным раздражителем, обладают закаливающими свойствами, тренируют кровеносные сосуды, снимают нервные перегрузки и стрессы.

        В играх с водой используются прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика, одну или двух бусинок, массажёров, маленьких фигурок, палочек, карандашей и т. д. 

        Су Джок терапия - стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

        Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. 

        Использование су джок массажеров в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребенком. Массаж су джок-кольцом способствует повышению общего тонуса организма, увеличению работоспособности, оказывает профилактическое общеукрепляющее действие.

        Эту работу можно проводить перед выполнением заданий, связанных с письмом, рисованием, штриховкой.

        Мы применяем су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. 

            Японская методика пальцевого массажа

        Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями; один орех прокатывать между пальцами; удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук и т.д.

        Массаж шестигранными карандашами: удерживать в определенном положении в правой и левой руке; растирание ладоней одним или несколькими карандашами; удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет и т.д.

        Воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками: массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями; массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.

        Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов.

        Манипуляции с различными предметами. 

             Игры с бумагой. 

        Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги; раскатывание шариков из салфетки; разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)... 

             Игры с карандашом и верёвочкой.

            «Черепашьи бега», наматывание веревочки на карандаш или палочку... 

             Игры с верёвкой.

            Выкладывание различных  изображений на бархатной бумаге; бусы из коктейльной соломки, рисование шнурком. 

             Клавиатура компьютера

            Хаотичное нажатие на кнопки клавиатуры пальцами обеих рук.

             Игры с прищепками.

             Игры со скрепками.

            Выкладывание картинок; прикрепление скрепок к картинке, цепочка из скрепок

             Игры с пуговицами.

            Пуговичная мозаика; сортировка…

             Игры с крупами, бобами, семенами. 

            Переборка круп, семян; рисование узоров; выкладывание узоров из фасоли, гороха и пр.

            Пальчиковая гимнастика

        Одним из видов работ на логопедических занятиях для развития динамической координации рук является пальчиковая ритмика. Активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи. Эти игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение.

            Пальчиковые шаги. Эти увлекательные задания не только готовят руку ребёнка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

           Развитие артикуляционной моторики

             Логопедический массаж

             Самомассаж

             Артикуляционная гимнастика

             Биоэнергопластика

            Логопедический массаж и самомассаж.

        Массаж оказывает укрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. 

        В логопедической практике нами применяется ручной массаж и массаж с помощью зондов... Активно используются приемы и самомассажа лица.

        Дети обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.

        Артикуляционная гимнастика.

        Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. 

        Регулярное выполнение поможет: 

        – улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); 

        – улучшить подвижность артикуляционных органов; 

        – укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 

        – уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. 

        Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, мы применяем такой метод как биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

        Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. 

        Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает.

        Технология развития речевого дыхания и голоса

        Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.

        У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед логопедом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.

        Развитие ребенка неразрывно связано с развитием речи, с увеличением объема речевого общения. Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Неумение управлять дыханием вносит дезорганизацию в произношение звуков.

        Для развития дыхания используются статические и динамические упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз. 

        Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. 

            Фонетическая ритмика

        В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

        Речь активно начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, коррекционная работа выстраивается в направлении от движения к речи, что с успехом реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента: эмоциональный, двигательный и речевой. 

        Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

        Таким образом здоровьесберегающие технологии формирования правильного дыхания и голоса направлены на: 

         увеличение объёма дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры;  силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания;

         автоматизацию нижне-рёберного диафрагмального дыхания;

         регулирование дыхательного ритма;

         формирование навыка правильного дыхания для речи; 

         формирование темпо-ритмических характеристик речи.

         умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

    Профилактика нарушений зрения 

        На своих занятиях мы используем гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

        Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. 

        Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма. 

        Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах, используются в работе яркие игрушки из пальчикового театра. 

        В структуру всех занятий, проводимых с детьми, включаются физкультурные минутки с речью и элементами зрительной гимнастики. 

        Также нами используются комплексы зрительной гимнастики:

        Улучшаем кровообращение!

        Скажем «нет» близорукости!

        Долой усталость!

Технология развития общей моторики

            Логоритмика

        Занятия логоритмикой укрепляют костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей. 

        Логоритмические занятия создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения. 

        В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, музыкотерапия.

               

                 Вывод:

            Использование здоровьесберегающих технологий

             Способствует повышению речевой активности

             Развивает речевые умения и навыки

             Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность

             Активизирует познавательный интерес

             Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой            

             Развивает мелкую, общую и артикуляционную моторику

Список литературы:

  1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  4. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
  5. С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  6. Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
  7. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
  8. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
  9. Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
  10. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  11. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
  12. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  13. Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
  14. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:АПКиПРО, 2003.
  15. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
  16. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
  17. Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  18. Формирование основ здорового образа жизни //Управление ДОУ. 2006.№4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми выполнила учитель-логопед Шапагина Татьяна Александровна

Слайд 2

Здоровьесберегающие технологии Развитие общей моторики Элементы психогимнастики и релаксации Профилактика нарушений зрения Развитие дыхания и голосообразования Развитие артикуляционной моторики Развитие мелкой моторики

Слайд 3

Развитие мелкой моторики

Слайд 4

Развитие мелкой моторики включает в себя такие направления как: Кинезитерапия Гидрогимнастика Су Джок терапия Японская методика пальцевого массажа Манипуляции с различными предметами Пальчиковая гимнастика

Слайд 5

Кинезиологические упражнения

Слайд 6

«Фонарики» «Дом – ёжик – замок»

Слайд 7

Гидрогимнастика

Слайд 8

«Рыбки» Нахождение предметов на ощупь Перекатывание предметов в воде

Слайд 9

Японская методика пальцевого массажа

Слайд 10

Массаж шестигранными карандашами Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем Двумя любыми согнутыми пальцами

Слайд 11

Эти шарики берем Ими ручки разотрем Каждый шарик не простой – Этот с солью, с рисом тот. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрём.

Слайд 12

Су Джок терапия

Слайд 13

Массаж ступней Ребристая дорожка Коврик с пуговицами

Слайд 14

Массаж ладоней По тропинке, по дорожке Топают к нам чьи-то ножки. Это ёжик, посмотри, К нам пробрался из глуши. По столу всласть находился И в ручей потом свалился. Уколоть он нас решил, Только понял – нету сил. Он пофыркал, с пальцев слез И ушёл обратно в лес.

Слайд 15

Игры с бумагой Разглаживание скомканных бумажных комочков Раскатывание шариков из салфетки «Разверни конфетку»

Слайд 16

Игры с карандашом и верёвочкой Наматывание веревочки на карандаш или палочку «Черепашьи бега»

Слайд 17

Игры с верёвкой

Слайд 18

Игры с прищепками

Слайд 19

Игры со скрепками Цепочка из скрепок Силуэт из скрепок

Слайд 20

Игры с пуговицами

Слайд 21

Игры с бобами Поиск мелких предметов Выкладывание узоров «Покорми Нюшу»

Слайд 22

«Настроение Колобка»

Слайд 23

Игры с природным материалом

Слайд 24

Пальчиковая гимнастика

Слайд 25

Пальчиковые шаги

Слайд 26

Развитие артикуляционной моторики Логопедический массаж Самомассаж Артикуляционная гимнастика Биоэнергопластика

Слайд 27

Самомассаж Ручки растираем и разогреваем, И лицо теплом своим мы умываем. Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки, А потом уходим, пальцами на щечки. Щечки разминаем, чтобы надувались. Губки разминаем, чтобы улыбались. Мы теперь утятки – клювики потянем, Разомнем их мягко, не задев ногтями. Уголками губ мы, щечки поднимаем, А потом от носа, вниз к губам стекаем. Губки покусаем мы, шарики надуем. И губами вправо–влево потанцуем. Мы язык за губу заворачиваем, Кулачком по губе поколачиваем. Тянем подбородок к ушкам и щипаем, А потом по шейке ручками стекаем.

Слайд 28

Артикуляционная гимнастика

Слайд 29

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Слайд 30

Развитие дыхания и голоса

Слайд 31

Развитие дыхания

Слайд 33

Фонетическая ритмика

Слайд 34

Профилактика нарушений зрения Громко муха зажужжала, Над слоненком виться стала. Муха, муха полетела И на нос слоненку села, Снова муха полетела, И на ухо она села. Муха вверх, и муха вниз. Ну, слоненок, берегись! Слоник наш закрыл глаза. Улетела егоза!

Слайд 35

Логоритмика Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветерок всё тише-тише, Деревцо всё выше-выше.

Слайд 36

Использование здоровьесберегающих технологий: способствует повышению речевой активности; развивает речевые умения и навыки; снимает напряжение, восстанавливает работоспособность; активизирует познавательный интерес; улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой развивает мелкую, общую и артикуляционную моторику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по логопедии: "Использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях"

"Использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях"....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Создание эмоционального комфорта у детей в целях повышения эффективности логопедических занятий

Продуктивность логопедических занятий зависит от многих факторов: возраста ученика и тяжести его речевого дефекта, опыта и профессионализма логопеда, подбора соответствующего метод...

Использование информационно-коммуникативных технологий как средство повышения эффективности логопедической работы в дошкольном учреждении

В данной статье мною рассматривается использование информационно-коммуникативных технологий в  дошкольных учреждениях как одну из эффективных способов повышения мотивации и реальной перспективы р...

Применение техники sand-art как элемента арт-технологий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.

Комплексное использование арт-технологий в коррекционно-развивающем процессе повышает его эффективность и служит благоприятным фоном для улучшения всех познавательных процессов  речи, а также эмо...

Нейропсихологический подход при внедрении здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР.

Современная ситуация заставляет нас, учителей-логопедов, серьёзно задуматься над причинами недоразвития не только речевого компонента развития детей, но и их нейропсихологического статуса.Педагогическ...