Применение техники sand-art как элемента арт-технологий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.
статья

Иванова Руслана Геннадьевна

Комплексное использование арт-технологий в коррекционно-развивающем процессе повышает его эффективность и служит благоприятным фоном для улучшения всех познавательных процессов  речи, а также эмоционального состояния ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_tehniki_sand.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Применение техники sand-art как элемента арт-технологий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.

        В статье описываются виды арт-технологий. Приводятся примеры повышения эффективности коррекционно-развивающего и образовательного процесса. Рассматриваются варианты применения инновационных арт-технологий — песочной технологии, пескографии, метода sand-art. Даются методические рекомендации по использованию метода рисования песком в ходе коррекционного воздействия.

        Ключевые слова: арт-технология, визуальные арт-технологии, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-art, песочница, песочная терапия. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих эффективность коррекционно-развивающего и образовательного процесса, является актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Психологи и педагоги уделяют все больше внимание искусству, изучая разные виды искусства в качестве коррекционных средств.

        Арт-технологии, при этом, рассматривают, как совокупность методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся жанровой принадлежностью к определенному виду искусства и коррекционной направленностью их применения. Поскольку арт-технологии реализуются воздействием средствами искусства, то их систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства. На данный момент классифицирую арт-технологии следующим образом: визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-технология, ландшафтная арт-технология); музыкальная арт-технология; драматехнология; нарративная арт-технология (сказочная арт-технология).       Коррекционные возможности использования арт-технологий обусловлены предоставлением ребенку с нарушениями развития возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания.

        Арт-технологии, базируясь на интернациональном языке искусства, способны сыграть роль своеобразного универсального языка в работе психолога. Внедрение в практику разнообразных видов арт-технологий предполагает развитие всех основных модальностей: аудиальной, визуальной

 и кинестетической, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на состояние всех психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.).

        Особый интерес среди арт-технологий, применяемых в работе с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов, вызывают «объемные» виды материалов — песок, глина, полимерные массы для лепки и тесто. Именно эти материалы помогают ребенку освоить трехмерное пространство.

        Песочная технология — один из психологических, коррекционных и развивающих методов, направленных на разрешение актуальных проблем. Среди основных направлений коррекционной, развивающей или терапевтической работы, связанных с использованием песка особо примечательны: игра в песочнице (sand play), песочная скульптура, рисование песком (sand-art), а также смешанные мультимодальные техники.   Использование техник, связанных с песком, в работе с детьми с особенностями развития имеет ряд преимуществ.

         Во-первых, песочные технологии — это легкопродуктивная деятельность. Данная практика доступна ребенку даже с тяжелыми множественными нарушениями развития. Почти любая манипуляция с песком может считаться художественным результатом — отпечаток ладони создает рельеф-автограф, брошенная на световой стол горсть песка оказывается похожа на цветок. Кроме того, большинству детей и взрослых взаимодействие с песком приятно и не вызывает сопротивления.

        Во-вторых, игры с песком представляют возможность построения диалога на основе совместного творчества. Как и в других направлениях арт-технологий, песок выступает здесь третьим участником, посредником между ребенком и взрослым, позволяет выразить то, что с трудом поддается вербальному описанию.

         В-третьих, использование песка — это возможность работы на разных уровнях: от сенсорной стимуляции до аналитической работы. В зависимости от задач педагога и его специализации, сессия в песочнице может представлять собой нейропсихологическое занятие, групповой тренинг взаимодействия или коррекционно-образовательную работу.

        В-четвертых, песочницы открывают простор для творчества, выражая концептуальную емкость песочных технологий, возможность различного теоретического обоснования конкретных техник и подхода к данной работе в целом.

К специфическим факторам песочного рисования можно отнести: динамический рисунок и возможность быстрых изменений в картине (принцип песочной анимации как «оживления» предполагает поиск неожиданных решений при переходе к следующему кадру, постоянную смену планов и точки зрения), которые происходят в пространстве одного экрана, что упрощает переход от игры к рисунку, не требуя смены листа при развитии сюжета; актуализация телесной сферы при работе с песком за счет тактильных ощущений, участия в рисовании всех пальцев или даже всего тела; интегративность и полимодальность песочного рисования: синтез пластических движений, лепки, манипуляции, режиссуры и рисунка роднит песочную анимацию с разными областями искусства и психолого-педагогической практики.

        Для работы с песком в техники sand-art можно использовать классическую песочницу (деревянный поднос (50 см х 70 см), дно и борта которого выкрашены в голубой цвет, символизируя модель мира (голубое дно — воду, а борта — небо). Средние размеры песочниц соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия. Также возможно изменять цвета бортов песочницы, следуя законам цветотерапии (зеленый, желтый, красный, фиолетовы, черный).

        Такой поднос с песком — уникальный инструмент, позволяющий знакомиться со многими событиями жизни посредством песка, воды, миниатюрных фигурок и предметов. В данной песочнице может использоваться любой песок природного цвета: речной, морской или кварцевый. В тоже время специально для работы в техники пескографии, песочной анимации и мультипликации, и, конечно, технике sand-art спроектированы белый стол для пескографии и световой планшет с акриловым стеклом . Данные поверхности позволяют создавать рисунки из классического песка с использованием приема «света и тени», а также использовать разноцветный песок.  

        Чтобы разнообразить процесс рисования используются грабельки с зубцами геометрической формы: треугольные, прямоугольные, закруглённые и квадратные; фактурные ролики, трафареты, штампы и молды, также разнообразные кисти и палочки. Выбор соответствующего оборудования зависит непосредственно от возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей ребенка, а также от задач коррекционного воздействия. Рис. 1.

 Применение рельефных оттисков и фактурных отпечатков в технике sand-art Техника sand-art предполагает использование различных методов и приемов рисования: рисование ладонью; одновременное использование нескольких пальцев; насыпание из кулачка; рисование мизинцами; рисование симметрично двумя руками; рисование ребром большого пальца; отсечение лишнего; рисование пальцем; процарапывание фактурными граблями, роликами; использование трафаретов, молдов, штампов, шариков «су-джок»; украшение декоративными камнями и природным материалом. Рисование песком может гармонично включается в различные формы индивидуальных и групповых занятий: тематические тренинги, развивающие занятия по образовательным областям, индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с использованием песочного рисунка. Данная технология многофункциональна, что позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития, воспитания и обучения. Занятия с применением песочной технологии дают качественный скачок в развитии логического мышления, речи, познавательного интереса, памяти и внимания. Ребенок с низкой самооценкой, не боится делать ошибки, разрешает себе творить и фантазировать, раскрывает свой внутренний мир — прекрасный и сказочный. В зависимости от возраста, при работе с песком, можно использовать сказки, стишки, рассказы для самых маленьких. Рисовать песком лучше всего под приятную музыку в полумраке. Используя адаптированные материалы, дети с интересом изучают геометрические фигуры, понятия «большой — маленький», «один — много», «горячее — холодное», «сухое — мокрое», «твердое — мягкое», «гладкое — острое», с удовольствием изображают времена года и их преобразования, рисуют «настроение» природы: «радость» — солнце, «грусть» — дождик, «гнев» — гроза. Рис. 2 Стадии работы в технике sand-art с детьми с нарушениями речевого и (или) интеллектуального развития Необходимо помнить, что даже в групповой работе, первые несколько недель происходит знакомство с материалом, его художественными возможностями — этап индивидуальной предметной деятельности. На этой стадии рисунок будет хаотичным, малоструктурированным, может отмечаться желание просто бросать или сыпать песок на экран. Постепенно осуществляется переход к округлым формам, напоминающим мандалу (что обычно свидетельствует о гармонизации психофизического состояния ребенка). Далее происходит проработка каждым участником собственных актуальных тем — в том числе возможно стереотипное рисование. После этого становится возможным использовать собственно групповые техники, так как у детей появляется интерес к рисункам других членов группы, обсуждению, планированию общего проекта. В результате проведенных коррекционно-развивающих занятий прослеживается положительная динамика развития: у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям, так как на занятиях нет монотонности; обучающиеся чувствуют себя более успешными, освобождаясь от фиксации на своем нарушении. Творческий процесс, который предполагает использование основных выразительных средств различных видов — невербальный компонент визуальных арт-технологий — занимает 70–80 % общего времени, тогда как словесное обсуждение по поводу процесса и результатов проделанной работы — вербальный компонент визуальных арт-технологий — занимает 20–30 % общего времени [3; 6]. Что позволяет в работе с детьми создавать благоприятные условия для вызывания речи у детей с речевым негативизмом, для развития общения замкнутых детей, для развития коммуникативных навыков ребёнка, для формирования способности к сотрудничеству со сверстниками [9]. Важное преимущество песочных техник — возможность их комбинирования с другими видами работы. Песочное рисование может гармонично сочетаться в сочетании с драматическими техниками (например, песочный театр теней), сказочной технологией (нарративной), музыкальной технологией. Кроме создания песочных картин, перенесение на плоскость песочного стола создает новое измерение для многих арт-технологий (рисование историй в картинках, каракули, коллаж, ассамбляж, предметная скульптура, инсталляция, графический диалог, медитативное рисование и др.). Даже отдельно взятая песочная технология дает значительную положительную динамику в коррекционно-развивающей работе, что говорит о необходимости применения подобных методов в дошкольной и школьной педагогике. В то же время комплексное использование арт-технологий в коррекционно-развивающем процессе повышает его эффективность и служит благоприятным фоном для улучшения всех познавательных процессов и речи, а также эмоционального состояния ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"

Актуальной проблемой современности является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы. Разнообразные игровые технологии, представленные в проекте, в увлекательной форме конкретизируют и ...

Приложения к проекту "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"

В приложениях к проекту представлено содержание игр в сопровождении авторских фотографий, перспективное планирование используемых на занятиях дидактических игр, сравнительные показатели уровня развити...

Использование здоровьесберегающих технологий с целью повышения эффективности логопедических занятий

Обобщение опыта по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий с целью повышения эффективности логопедических занятий"...

Семинар - практикум «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»

laquo;Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»...

Нейропсихологический подход при внедрении здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР.

Современная ситуация заставляет нас, учителей-логопедов, серьёзно задуматься над причинами недоразвития не только речевого компонента развития детей, но и их нейропсихологического статуса.Педагогическ...

Повышение эффективности коррекционно–развивающей работы с дошкольниками посредством применения интерактивного оборудования

Обзор интерактивного оборудования, используемого в дошкольной образоватльной организации....

"Образовательная система EduQuest (Эду Квест), как одна из технологий, используемая в целях повышения качества коррекционно-развивающей работы педагога- психолога"

Использование образовательной системы EduQuest (ЭдуКвест)  служит для повышения качества образования через активное внедрение в коррекционно-развивающий процесс.Система EduQuest разработана с уче...