Коррекционно-развивающие занятие в соответствии с ФГОС ДО "Мир эмоций"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Коберник Елена Владимировна
Эмоции в жизни человека имеют огромное значение, то, как человек воспринимает окружающий мир или конкретную ситуацию способствуют его умению общаться и взаимодействовать с окружающими людьми. У дошкольников с общим недоразвитием речи, можно выделить ряд особенностей, характерных для их эмоционального развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, нескоординированность эмоциональных процессов, импульсивность, гиперактивность, повышенная тревожность и др. Следовательно, у детей с ОНР страдает коммуникативная сфера. Им трудно выражать и понимать эмоции, как свои, так и других людей, из-за чего могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми и сверстниками. Такие дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Также затрудняется социальное развитие ребенка, формирование самосознания, самооценки, его Я-концепции. Все вышеуказанные особенности эмоционально-личностной сферы осложняются речевым недоразвитием и в комплексе усложняют коррекционный процесс. Поэтому таким детям необходима специальная коррекционная психолого-педагогическая помощь, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольников с ОНР. Поэтому была разработана программа «Скоро в школу», включающая в себя несколько модулей. Модуль «Тайны моего - Я» имеет социально-коммуникативную направленность, позволяет закрепить и обобщить знания об эмоциях радости, гнева, страха, грусти из серии «Страна Эмоций», развить умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние и умение понимать состояние другого, позволяет отработать способы преодоления своего эмоционального неблагополучия. При проведении каждого занятия данного модуля используются различные приемы, методы, упражнения, игры и формы работы (индивидуальная, групповая, фронтальная). Также используется разнообразный наглядный материал. Все это позволяет включить детей в активную работу, поддерживать их внимание по мере всего хода мероприятия, облегчает восприятие, что очень важно для детей с ОНР. Работа проводится по подгруппам (6 человек). По степени новизны реализация программы и занятий является поисково-творческим, т. к. при разработке занятий, итоговых мероприятий, консультаций для родителей, применялось сочетание известных методов и приёмов, по-новому рассмотрели степень их воздействия на создание интереса к развитию эмоциональной сферы дошкольников у родителей, педагогов ДОУ и у детей в процессе специально организованных занятий, как с детьми, так и совместно с родителями и педагогами, а также, в повседневной деятельности. Методы и приемы: • методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, этюды, пантомимика, речевые ситуации, упражнения на развитие эмоциональной сферы); • методы организации и осуществления познавательной деятельности (рассказ, беседа, продуктивная деятельность); • методы контроля, самоконтроля и самооценки (рефлексия, анализ результатов собственной деятельности); • методы стимулирования поведения (поощрение); • методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (упражнения на психомышечную тренировку) Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательная, изобразительная

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 коррекционно-развивающее занятие

 в соответствии с требованиями ФГОС по теме «МИР ЭМОЦИЙ»

Выполнила:

Коберник Елена Владимировна,

педагог-психолог

МАДОУ «Д/с №16»  г. Бугуруслан

Бугуруслан, 2017

Пояснительная записка

Эмоции в жизни человека имеют огромное значение, то, как человек воспринимает окружающий мир или конкретную ситуацию способствуют его умению общаться и взаимодействовать с окружающими людьми.

У дошкольников  с общим недоразвитием речи, можно выделить ряд особенностей, характерных для их эмоционального развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, нескоординированность эмоциональных процессов, импульсивность, гиперактивность, повышенная тревожность и др.  Следовательно, у детей с ОНР страдает коммуникативная сфера. Им трудно выражать и понимать эмоции, как свои, так и других людей, из-за чего могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми и сверстниками. Такие дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Также затрудняется социальное развитие ребенка, формирование самосознания, самооценки, его Я-концепции. 

Все вышеуказанные особенности эмоционально-личностной сферы осложняются речевым недоразвитием и в комплексе усложняют коррекционный процесс. Поэтому таким детям необходима специальная коррекционная психолого-педагогическая помощь, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольников с ОНР. Поэтому  была разработана программа «Скоро в школу», включающая в себя несколько модулей.

Модуль «Тайны моего - Я» имеет социально-коммуникативную направленность, позволяет закрепить и обобщить знания об эмоциях радости, гнева, страха, грусти из серии «Страна Эмоций», развить умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние и умение понимать состояние другого, позволяет отработать  способы преодоления своего эмоционального неблагополучия.

 При проведении каждого занятия данного модуля  используются различные приемы, методы, упражнения, игры и формы работы (индивидуальная, групповая, фронтальная). Также используется разнообразный наглядный материал. Все это позволяет включить детей в активную работу, поддерживать их внимание по мере всего хода мероприятия,  облегчает восприятие, что очень важно для детей с ОНР. Работа проводится по подгруппам (6 человек).

По степени новизны реализация программы и занятий является поисково-творческим, т. к. при разработке занятий, итоговых мероприятий, консультаций для родителей, применялось сочетание известных методов и приёмов, по-новому рассмотрели степень их воздействия на создание интереса к развитию эмоциональной сферы дошкольников у родителей, педагогов ДОУ и у детей в процессе специально организованных занятий, как с детьми, так и совместно с родителями и педагогами, а также, в повседневной деятельности.

Методы и приемы:

  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, этюды, пантомимика, речевые ситуации, упражнения на развитие эмоциональной сферы);  
  • методы организации и осуществления познавательной деятельности (рассказ, беседа, продуктивная деятельность);
  • методы контроля, самоконтроля и самооценки (рефлексия, анализ результатов собственной деятельности);
  • методы стимулированияповедения (поощрение);
  • методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (упражнения на психомышечную тренировку)

Вид детской деятельности: игровая,коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательная, изобразительная

Конспект «Мир эмоций»

Цель: формирование эмоциональной стабильности, коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников.

Задачи:

  • закрепление и обобщение знаний об эмоциях радости, гнева, страха, грусти из серии «Страна Эмоций»
  • развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние и умения понимать состояние другого, отработка способов преодоления своего эмоционального неблагополучия.
  • организация ощущений детьми мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка регуляции двигательной активности и поведения.

Методы и приемы:

  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения;  
  • методы организации и осуществления познавательной деятельности;
  • методы контроля, самоконтроля и самооценки;
  • методы стимулирования поведения;
  • методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья

Вид детской деятельности: игровая,  коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательная, изобразительная

Планируемые результаты:

личностные: любознательный; активный; эмоционально отзывчивый; имеющий представление о себе; бережно относящийся к себе; коммуникативный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и со сверстниками

интеллектуальные: представления об эмоциях и об их психологическом значение в жизни человека; развитие связной речи; развитие творческого воображения в продуктивной деятельности

физические: двигательная активность, умения и навыки конструктивной деятельности

Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности детей: оформление психологического кабинета, презентация, Кубик Эмоций,  иллюстрации из серии «Мир Эмоций», фломастеры, цветная бумага, кляксы-страшилки, воздушные шарики (по количеству детей), «мешочки гнева», «коробочка гнева», клей, магнитофон, компьютер, доска, подушки.

Подготовка к образовательной деятельности в режимных моментах: знакомство с эмоциями: радость, грусть, гнев, страх и другими.

Предварительная работа:

«Диагностика эмоционально-аффективной сферы»  (И.А. Захарова); «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А.Урунтаева);

«Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (Г.А. Урунтаева);

«Изучение влияния художественной литературы на эмоциональной опыт дошкольников» (Г.А. Урунтаева);

Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Время проведения:30 минут

Ход итогового мероприятия.

Дети входят комнату, где их встречает психолог. (Слайд 1.)

Дети по очереди отгадывают, что хочет им сказать взрослый, и рассаживаются на подушки, расположенные по кругу.

Ритуал - приветствия.

Участники становятся в круг, берутся за руки и по очереди говорят приветствие: «Добрый, добрый день ……!»

Психолог: «Когда мы приветствовали друг друга, мы с вами выполняли несколько золотых правил общения. Давайте их вспомним».

Дети вспоминают правила общения.

Плакат «Правила общения» (слайд 2)

  • Обращаться друг к другу по имени
  • При общении смотреть друг другу в глаза
  • Использовать вежливые слова
  • Не перебивать друг друга

Психолог: «Каждое ваше утро в детском саду начинается с гимнастики. Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только психологическая».

Разминка.

Цель: сосредоточение друг на друге, чередование напряжения и расслабления.

  • Мимическая (с использованием соответствующих картинок)

- улыбнись, как солнышко (Слайд 3)

-нахмурься, как тучка (Слайд 4)

- рассердись, как два барана (слайд 5)

-изобрази испуганного зайчика (Слайд 6)

  • На расслабление  и напряжение рук – Упражнение «Ладошка - шарик»

  Дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, круглая ладошка), солнышко (пальчики в стороны, напряжены), дождик (пальцы расслаблены), флажок (пальцы выпрямлены, напряжены, сжаты вместе).

  • Голосовая разминка «У меня все получится». Детям предлагается повторить за психологом данную фразу сначала шепотом, затем громко и наконец, очень громко.

Основная часть.

Упражнение «Про кота»

Цель:развитие умения узнавать эмоции по внешним проявлениям.

Психолог: «Молодцы! Вы хорошо начали наше занятие. Мы с вами знакомы с эмоциями и много говорили о них, а сегодня я вам расскажу сказку,  про необычного Кота, который живет в стране Эмоций. Но прежде, чем я начну, вспомним, какие эмоции вы знаете?».

Дети перечисляют знакомые эмоции (радость, грусть, злость, обида, грусть, удивление и другие).

Психолог: «А теперь настало время сказки. Располагайтесь,поудобнее,  на ковре и слушайте! (Слайд 7)

И одной волшебной стране, где животные и растения умеют говорить, куда могут попасть только дети, а взрослые попадают очень редко, жил да поживал кот. Вроде бы обычный кот, как сотни других котов, которые, может быть, встречались нам сегодня на пути. Живет он в домике на краю

сказочной деревни, домик его легко найти, среди других домиков ведь он выкрашен разноцветной краской. Стены у дома голубые, окошки желтые, а крыша зеленая.  (Слайд 8) Но особенность, есть не только у дома, есть она и у кота — дело в том, что он Кот-Настроение! Его так и зовут — Кот-Настроение. (Слайд 9) Бывало, загрустит кто-то, затоскует, а кот уже тут как тут! Сразу и пошутит, и спляшет. И веселье появляется всюду, куда бы он ни пришел! Если кто-то хочет погрустить Кот-Настроение, тут как тут сядет рядом помолчит, вместе с ним поплачет. Но вот однажды скрылось солнышко за облако, и всю страну окутала синева. Все краски пропали, эмоции. Жители страны стали ходит безразличные. Стало так тихо: никто не смеется, не плачет, не грустит, не обижается, не удивляется….Кот  наш загрустил, задумался, как ему быть. Кто может помочь...» (Слайд 10)

Ребята, давайте подумаем как можно помочь коту  вернуть эмоции и краски в страну!

Психолог: «Как вы думаете, что нужно сделать? Как зовут Кота? Из чего состоит настроение? Как помочь коту и всем жителям вернуть эмоции?»

Дети вместе с ведущим придумывают варианты помощи, обсуждают их.

Психолог: «Правильно, дети, чтобы помочь Коту-Настроению мы должны вспомнить и вернуть ему эмоции. А это можно сделать, если выполнить несколько упражнений. Готовы?»

Упражнение «У нас все получится»

Детям предлагается повторить за психологом данную фразу сначала шепотом, затем громко и наконец, очень громко.

Психолог: «Поможет вам вспомнить эмоции наш кубик – эмоций. Он нам подскажет, какую эмоцию мы будем искать. Для этого нужно бросить кубик и на какую эмоцию он укажет, ту будем показывать».

Дети бросают Кубик Эмоций.

Эмоция «Радость»

Упражнение «Покажи эмоцию»

Цель: закрепление с эмоцией радости.

Упражнение «Я радуюсь, когда...»

Цель: закрепление с эмоцией радости.

Каждый участник группы, передавая мяч по кругу, продолжает фразу: «Я радуюсь, когда...»

Упражнение «Общая  радость»

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Психолог: « Ребята, помните на предыдущем занятии каждый, рисовал свою радость? А сегодня мы создадим общую радость, которая будет сопровождать нас на всем пути! На доске я развешиваю картинки с изображением радости, и каждый участник группы назовет свой  рисунок.

Рисунки детей на тему «Радость»  вывешиваются на доску. Затем можно провести с детьми беседу.

Примерные вопросы:

  • Что такое радость?
  • На что похожа радость?
  • Какой у радости цвет? И т. п.

Психолог: «Следующая эмоция»

Дети бросают Кубик Эмоций.

Эмоции «Грусть. Печаль. Горе»

Конкурс «Самое печальное лицо»

(вспомнить самое печальное событие в жизни).

Цель: закрепление с эмоцией грусть.

Психолог: «Вы вспомнили самое грустное лицо, теперь нам нужно его сохранить. Помогут нам «Грустные шарики»»

Дети на воздушных шарах  рисуют грустные лица. Вывешивают  все Шары на доску.

Психолог: «Следующая эмоция»

Дети бросают Кубик Эмоций.  

Эмоция «Злость»

Психолог:

 «Бывает, иногда случает такое

Что злимся мы на всех

Не зная почему»

Этюд «Король Боровик не в духе»

Цель: закрепление с эмоцией злость.

Изобразим злость. А поможет нам стихотворение:

                                      Шел король Боровик

                                     Через лес напрямик.

                                     Он грозил кулаком

                                     И стучал каблуком.

                                     Был король Боровик не в духе:

                                     Короля покусали мухи.

                                                                                 (В.Приходько)

Психолог: «Бывает такое, что вы злитесь?

Что ты делаешь, когда злишься? (ругаюсь, дерусь, кричу….)

Подскажите мне, пожалуйста, как вы думаете, когда вы пойдете в школу, могут ли быть в вашей жизни ситуации, когда к вам может «прилипнуть» злость? Почему? Что вы будете?

 Я хочу вас научить, как правильно бороться со злостью.

Упражнение «Ругаемся овощами» (вербальная агрессия)

Цель:формируем навыки позитивного общения

Психолог: Я хочу вам предложить поругаться, но не плохими словами, а …овощами:

« Ты-огурец», «А ты-редиска», «Ты-морковка», «А ты-тыква»…

Упражнение «Коррекция гнева»

Цель: формирование навыков коррекции гнева

Психолог: А еще…можно использовать наш «мешочек  для криков», порвать бумагу, побить подушку. И оставить там всю свою злость…

Детям на выбор предлагается избавиться от гнева, злости, используя атрибуты.

Эмоция «Страх»

Психолог резко пугает детей.

Психолог:

 -Ребята, что с вами?

- Какие чувства вы испытывали?

-Чего боитесь Вы?

- Как можно побороть страх?»

Ответы детей.

Упражнение «Закончи предложение»

Дети заканчивают следующие фразы:

«Дети обычно боятся……»

«Взрослые обычно боятся….»

«Мамы обычно боятся….»

В результате обсуждения  этого задания делается обобщение: каждый человек может иногда чего-то бояться, и страх – это не то, чего следует стыдиться, хотя и полезно учиться его преодолевать.

Психолог: «Посмотрите, у меня есть страшные кляксы - это заколдованные страхи и чтобы они нас больше не пугали, мы их украсим»

(кляксы соответствуют детским страхам по итогам диагностики «Диагностика эмоционально-аффективной сферы»  (И.А. Захарова))

Игра-аппликация «Спрячем страх за…..»

 - на изображение  страха (рисунок детей «Чего я боюсь») наклеить кусочки разноцветной рваной бумаги, цветочки, бабочки или поверх рисунка нарисовать забор, клетку.

В процессе рассматривания работ делается дети вспоминают как можно бороться со страхами.

Психолог: «Посмотрите, что происходит с Котом, он обратно превратился в разноцветного Кота-Настроение. Мы с вами могли бы и закончить ему помогать, но мне кажется, что ему нужно подарить на память «Галерею Эмоций». Согласны?».

Игра «Галерея Эмоций»

Цель: закрепление навыков показа эмоций.

Ведущий называет эмоции, дети изображают данную эмоцию, психолог фотографирует.

Упражнение «Закончи предложения»

Дети дают определения шести различным чувствам:

«Радость – это когда…»

«Грусть – это когда…»

«Страх – это когда…»

«Гнев – это когда…»

«Обида – это когда….»

«Стыд – это когда….»

Рефлексия.

-Что вам понравилось?

- За кого ты порадовался?

- Что вы чувствовали?

-Чем ты будешь пользоваться, чему научишь друзей?

Ритуал прощания.

Все встают в круг, берутся за руки и проговаривают хором: «Раз, два, три мы сегодня молодцы!»

На следующий день в группе психолог организует выставку «Галерея Эмоций», используя фотографии детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. - М., 1982.
  2. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина.- М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006.-160 с.
  3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
  4. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975. - 244с.
  5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М., 1986.
  6. Редько Л.Л., Морозова Т.П. и другие Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка.- М. Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001- 288с.
  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: АПКиПРО, 2000
  8. Стародубцева С. Г. Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1186-1188.
  9. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М: Институт Психотерапии, 2001 - 240с.
  10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М: Гном-Пресс, 1999 - 80с.
  11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. М., 1993. 4. I, II.
  12. Фурманов И.А. Детская агрессивность; психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурманов, — Минск, 1996.
  13. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001.
  14. Шипицина, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Шипицина.- СПБ : « Речь», 2003-С. 172-199.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение1

Диагностика эмоционально-аффективной сферы (И. А. Захаров)

Цель:  диагностика  наличие  страхов у ребенка

Для диагностики наличия страхов с ребенком можно провести опрос  по следующей схеме.
Вначале задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...»:
1. Когда остаешься один?
2. Заболеть?
3. Умереть?
4. Каких-то детей?
5. Воспитателей?
6. Того, что они тебя накажут?
7. Бабу Ягу, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?
8. Страшных снов?
9. Темноты?
10. Волка, медведя, собак, пауков, змей?
11. Машин, поездов, самолетов?
12. Бури, грозы, урагана, наводнения?
13. Когда очень высоко?
14. В маленькой тесной комнате, туалете?
15. Воды?
16. Огня, пожара?
17. Войны?
18. Врачей (кроме зубных)?
19. Крови?
20. Уколов?
21. Боли?
22. Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?
На основе полученных ответов на перечисленные вопросы психолог делает вывод о наличии у детей страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — есть важный показатель преневротического состояния. Таких детей следует в первую очередь относить к группе «риска» и проводить с ними специальную коррекционную работу (желательно рекомендовать таких детей проконсультировать у психоневролога).

Все перечисленные страхи можно разделить на несколько групп: «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война); страхи смерти (себя); страхи животных и сказочных персонажей; страхи кошмарных снов и темноты, социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества); «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутые пространства).

Но для того, чтобы сделать безошибочное заключение об эмоциональных особенностях ребенка, психологу необходимо учитывать особенности всей жизнедеятельности ребенка в целом.

Приложение 2

«Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А.Урунтаева)

Подготовка исследования. Подобрать картинки (фотографии), с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено, эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-7 лет проводится 2 серии.

Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку».

https://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-0.jpg

https://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-1.jpg

https://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-2.jpg

https://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-3.jpg

https://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-4.jpg

https://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-5.jpg

Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»



https://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-6.jpghttps://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-7.jpg

https://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-8.jpg

Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

Приложение 3

 «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (Г.А. Урунтаева)

Подготовка исследования. 

Подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

  1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа). Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются;
  2. мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.
  3. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замерз.
  4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.
  5. Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.

Подготовить 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов.

Проведение исследования.  Исследование проводится с детьми 4-7 лет.

Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.

Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить.

I ситуация— показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки;

II  ситуация— показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика;

III ситуация — как мальчик не хочет показать, что он замерз;

IV ситуация — показать обиду девочки;

V  ситуация— показать неподдельную радость за другого.

Если дети  недостаточно  выразительно  или  неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Данные оформляют в таблицу.

Таблица. 

 Возраст детей

Правильность передачи эмоций

Всего

Ситуация

I

II

III

IV

V

4-5

5-6 лет

6-7 лет

Приложение 4

«Изучение влияния художественной литературы на эмоциональной опыт дошкольников» (Г.А. Урунтаева)

Подготовка исследования. Приготовиться к выразительному чтению сказки О.Уайльда «Звездный мальчик». Распечатать или нарисовать самим картинки: мать-нищенку и сына из сказки «Звездный мальчик» (размер рисунка 50x100 см), вырезать красное сердечко из бумаги. Подготовить «подарки»: от нищенки (малозначительный для ребенка) и от мальчика (более привлекательный и ценный).

Проведение исследования. Исследование проводится с одними и теми же детьми 5-7 лет и состоит из 3 серий.

Первая серия. Экспериментатор предлагает подгруппе детей послушать сказку О.Уайльда «Звездный мальчик» (чтение прерывает на том месте, когда сын прогоняет родную мать).

Вторая серия. Работа ведется индивидуально. Каждому ребенку напоминают, в чем смысл метафоры «отдать кому-то свое сердце». Затем предлагают отдать вырезанное из красной бумаги сердечко тому персонажу, который больше всех понравился, показался самым хорошим. Ребенок дарит свое «сердце» одному из персонажей, подходя к рисунку, на нем изображены два нравственно противоположных героя: сын (звездный мальчик) и мать-нищенка. После этого он должен рассказать, кому и почему он отдал «сердце».

Третья серия. Работа ведется индивидуально. Через некоторое время предлагают еще раз встретиться с теми же персонажами, однако на этот раз сами герои сказки желают подарить детям что-то на память. Детям напоминают, что подарки обычно принимают от тех, кто нам нравится и дорог. Каждый должен принять подарок только от одного персонажа. Ребенок, принимая подарок от лучшего, по его мнению, героя, должен обосновать свой выбор.

Обработка данных. В первой серии наблюдают внешние эмоциональные проявления, о которых свидетельствуют застывшие позы, вскрикивания, вопросы, заданные взволнованными голосами, мимика. По итогам выбора во второй серии эксперимента судят о содержательной стороне переживаний каждого ребенка и о направленности этих переживаний. Отмечают эмоциональные проявления, степень уверенности или сомнения в процессе выбора.

Ситуация, предложенная в третьей серии, дает возможность проверить глубину и устойчивость чувств, вызванных событиями сказки.

Детей делят на группы:

  1. дети, отдавшие предпочтение матери-нищенке в обеих ситуациях выбора;
    2. Дети, отдавшие «сердце»
    матери и затем взявшие подарок от звездного мальчика;
    3. Дети, отдавшие «сердце» звездному мальчику и пожелавшие принять от него подарок;
    4. Дети, отдавшие «сердце» звездному мальчику и потом взявшие подарок от матери.

Приложение 5

Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Цель: Определение уровня тревожности ребенка.

Описание теста

Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция к тесту

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
  10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.

Анализ результатов теста

Количественный анализ 

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

  • высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
  • средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
  • низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М И Р Э М О Ц И Й

Слайд 2

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ Обращаться друг к другу по имени При общении смотреть друг другу в глаза Использовать вежливые слова Не перебивать друг друга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающем пространстве ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС ДО в коррекционно-развивающем пространстве дошкольного образовательного учреждения....

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Консультация: «Как подготовить и провести занятие в соответствии с ФГОС ДО», «Требования к конспекту занятия».

Оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;Применение форм и методов в работе с детьми;Организация НОД, помощь в постан...