Коррекционно – развивающая работа учителя-дефектолога в условиях ФГОС
статья по коррекционной педагогике на тему

Грешникова Ольга Леонидовна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коррекционно – развивающая работа учителя-дефектолога в условиях ФГОС»

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

Конфуций

Дошкольные образовательные организации по всей России переходят на ФГОС, вступивший в силу 1 января 2014 года. Что должно измениться в дошкольных образовательных организациях благодаря переходу на стандарт? Что было вчера, что должно быть сегодня? Что именно улучшится? Почувствуют ли эти улучшения родители и дети?

Уже сегодня детских садов, работающих по новому стандарту по всей стране примерно 8–10 процентов. Стандарт – это обобщённый опыт лучших практик, как зарубежных, так и российских. Рабочая группа создавала ФГОС дошкольного образования, анализируя их опыт. В таких детских садах и сегодня хорошо обстоят дела и с кадрами, и с оборудованием, и с предметно-пространственной средой.

ФГОС дошкольного образования теперь единый для всех детей, а школьный ФГОС - для разных уровней образования, что обеспечивает возможность качественного образования особых групп обучающихся, в частности, дошкольников с ОВЗ и детей с  интеллектуальными нарушениями:

•        ФГОС дошкольного образования

•        ФГОС начального общего образования

•        ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ

•        ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Мы готовим детей к переходу на три варианта школьных ФГОС: ФГОС НОО, ФГОС НОО для детей с ОВЗ (1-7 вид школы), ФГОС для умственно отсталых детей. Структура и требования одинаковые во всех этих документах. Результаты обучения отличаются только в ФГОС для умственно отсталых.

Единый дошкольный ФГОС предполагает, что не только наши дети могут пойти  в массовую и в ОВЗ школы, но, и дети массовых ДОУ, могут пойти в коррекционные школы. Выбор школы зависит от родителей, а их выбор от того насколько их квалифицировано проинструктировали их дефектологи, врачи и пр. специалисты.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусмотрел целый ряд  особенностей организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ и ИН.

Например, предусмотрено, что в образовательной программе должно быть отражено содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования, если планируется, что программу будут осваивать дети с ограниченными возможностями здоровья. В наших рабочих программах прекрасно  отражено содержание коррекционной работы. А вот педагогам, к которым придет ребенок с ОВЗ и ИН, нужно будет в Рабочей программе отразить содержание коррекционной работы и прописать специальные условия.

Приведем выдержку из ФГОС ДОО о соответствующем разделе программы детского сада:

«Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных        занятий        и        осуществления

квалифицированной коррекции нарушений их развития».

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Любые изменения в сфере образования должны проходить постепенно, поэтапно. Стандарт дошкольного образования требует создания в детских садах определённых условий: психолого-педагогических, кадровых, материально технических и финансовых, конкретной предметно-пространственной среды. Чтобы создать условия, нужно довольно много времени. И в стандарте о требованиях к этим условиям много говорится.

Рассмотрим требования к кадровым условиям.

3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Первое и самое главное условие – это кадры, в системе образования, они, «решают всё».

В 2009–2010 годах Институт психолого­педагогических проблем детства Российской академии образования проводил исследование в шести регионах РФ. По итогам этого исследования констатировали, что средний возраст воспитателей в детских садах – 50 лет, и есть риск, что через определённое время (5–10 лет) многие педагоги одномоментно уйдут на заслуженный отдых, остро возникнет кадровая проблема. Важность этой проблемы сегодня недооценивается.

Острота этой проблемы объясняется тем, что реализовать ФГОС в детском саду не сможет человек без педагогического образования. Более того, это сможет сделать только высокопрофессиональный педагог, то есть заведующие не смогут брать на должности воспитателей любого желающего. Чтобы заранее готовить смену тем, кто уйдёт из системы, нужно увеличивать контрольные цифры приёма, то есть число бюджетных мест на дошкольных факультетах и в педагогических колледжах, развивать программы второго высшего образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Меняются требования к воспитателю и его компетенции. Воспитатель должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний – этого раньше не было. У нас воспитатели всегда прекрасно знали собственно педагогику и методики, но возрастную психологию, педагогическую психологию, психологию развития знали неважно, если не сказать – плохо.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Это значит, что для детей с ОВЗ и для детей с  интеллектуальными нарушениями (в дальнейшем ИН) должны разрабатываться специальные адаптированные образовательные программы, а для инвалидов - также программы реабилитации инвалида. В нашем ДОУ всё это есть.  

Меняются требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Рассмотрим, проанализируем п. 3.2.1. 1)

Полноценная группа – это когда дети смотрят на нас добрыми глазами и чувствуют, что мы любим их. Это – взрослые, которые смотрят на детей добрыми глазами, и дети чувствуют это. Это когда все педагоги ДОУ, не смотрят сочувствующими взглядами на нас, педагогов, работающих с детьми с ИН, а бьются вместе с нами, чтобы дети смогли полноценно прожить своё детство.

Важность «психологизации» педагогического образования объясняется тем, что дети сегодня другие. Воспитатель должен уметь работать и с детьми с ограниченными возможностями, и с теми, у кого есть незначительные отклонения в развитии и минимальные мозговые дисфункции. Работать с ними сложно, нужно знать – как, а для этого нужно и быть хорошо подготовленным теоретически, и владеть педагогическими и психологическими технологиями. Оба условия важны. Часто приходится слышать предложение – дать студентам педагогических вузов больше дошкольной практики. Да, это нужно, но не в ущерб теории! Без фундамента не построить здание.

Рассмотрим, проанализируем п. 3.2.1. 2):

«Недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей»..

К примеру, музыкальные и физкультурные занятия проводятся с группой детей разного возраста одновременно, обеспечивая тем самым искусственное ускорение развития детей младшего возраста и, одновременно, искусственное замедление развития детей старшего возраста. ФГОС даёт нам, педагогам, время на продумывание условий в решении этой проблемы.

ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. В этом его основное отличие от федеральных государственных требований, которые были приняты в 2010 году и которые, как показала практика их использования, вызывали немало вопросов у педагогов и родительской общественности именно в части мониторинга.

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)

Почему стандарт условий, а не стандарт результата? Потому что мы имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Учёт закономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей обязателен. У дошкольника разница между физиологическим и паспортным возрастом может быть и год, и полтора, а у детей с интеллектуальными нарушениями и того больше. Именно поэтому оценка результата в форме контрольных работ, тестов, экзаменов категорически недопустима.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Итоговую и промежуточную аттестацию в дошкольном образовании запрещает не только стандарт, но и Федеральный закон «Об образовании в РФ» – об этом чётко сказано в 64-й статье. И мы теперь не сводим дошкольное образование к тому, чтобы дать детям знания–умения–навыки, – на смену «зуновской» парадигме пришла личностно-развивающая, гуманитарная.

В стандарте речь идёт не о натаскивании, а о развитии личности ребёнка дошкольного возраста в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное, художественно­эстетическое, речевое, физическое. И в примерных основных образовательных программах акцент на такое всестороннее развитие личности  присутствовует в первую очередь.

Рассмотрим и проанализируем следующее психолого-педагогическое условие (3 раздел п.2.4).

3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы.

Стандарт дошкольного образования – это нормативный документ. Его писали педагоги и психологи, но потом юристы переводили его на юридический язык. Были подготовлены комментарии к стандарту от 28 февраля 2014 года (с. 35–51. – Прим. ред.), где его основные положения снова переведены с юридического на психолого-педагогический язык, чтобы педагогам было удобно разбираться в хитро-сплетениях документа. Дать такие разъяснения было в чём-то даже сложнее, чем написать сам стандарт.

Поговорим, к примеру о наполняемости групп. В самом документе, ответа на этот,  важнейший для нас вопрос, мы не найдём, поэтому, обратимся к Комментариям.

Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года №08-249

Комментарии к разделу III пункта 3.2.4.

Предельная наполняемость Группы (включающей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»:

1.11. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;

- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет -12 детей;

- для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

- для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;

- для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

- для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и детей;

- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей:

- для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;

- для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;

- для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей;

- для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;

- для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;

Проанализировав комментарии к разделу III пункта 3.2.4. ФГОС, можно понять, что это условие в реальности также не соблюдается. Насколько легче было бы работать педагогическому коллективу группы детей с ИН, если бы это требование выполнялось.

Если смотреть на проблему в целом, можно обратить внимание на индивидуализацию образовательной деятельности.

Раньше в дошкольном образовании об индивидуализации практически не говорили – воспитатель всегда работал с группой, будь то прогулка, игра, музыкальное или физкультурное занятие. Но ведь группа – это коллектив очень разных детей. Новый закон «Об образовании в РФ» даёт право приходить в обычные детские сады детям с ограниченными возможностями здоровья – родителям нужно привести ребёнка на обследование в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и получить её рекомендации. И детские сады должны быть готовы к приходу таких детей. Но в большинстве случаев они пока не готовы. Не каждый воспитатель сегодня сможет так написать основную образовательную программу, чтобы и вся группа могла по ней заниматься, и, чтобы, у каждого ребёнка с ОВЗ был свой индивидуальный образовательный маршрут; создать психолого-педагогические условия, необходимые ребёнку и соответствующие рекомендациям ПМПК. А это очень сложно.

Рассмотрим требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Закон обязывает создать специальные условия для обучения рассматриваемой нами групп лиц и конкретизирует эти условия:

Какие это условия в детском саду, можно лучше понять, если посмотреть вот такой документ: «Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

 от 30 августа 2013 г. № 1014 (№ 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)».

19. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;

2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Проанализировав этот документ, можно понять, что для детей с ИН условия не прописаны. По мнению педагогов, давно работающих с детьми с ИН это «результат недопонимания авторов стандарта особенностей детей с интеллектуальными нарушениями (большинство предполагает, что для этих детей не нужны специальные средства обучения, а нужны лишь специальные подходы, которые в большей мере выражаются в упрощении содержания образования и в уменьшении его объема)».

Вернёмся к требованиям к кадровым условиям

3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

И снова, обратимся к Комментариям к ФГОС.

Комментарии к разделу III пунктов 3.4.3. и 3.4.4.

Педагогическими работниками, дополнительно привлекаемыми для обеспечения реализации Программы в группах для детей с ОВЗ (пункт 3.4.3. Стандарта) и в общеразвивающих группах, в которых обучаются дети с ОВЗ (пункт 3.4.3. Стандарта), являются учителя-дефектологи, учителя-логопеды, а также, в случае необходимости, социальные педагоги. Рекомендованное количество соответствующих педагогов в расчете на одну группу (для обоих случаев) составляет 1 ставку на группу.

Мы разделяем мнение авторов, о том, что, при рекомендуемом количестве детей в группе (6-10) для детей с умственной отсталостью, действительно хватило бы учителя-дефектолога и учителя-логопеда, но если количество детей больше (12), и среди них и дети с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, и дети с аутизмом, и дети со сложным дефектом? Возможно, решением этой проблемы, соответственно пункту 3.4.3. и 3.4.4. раздела III, было бы предоставление ассистента, а лучше двух. Тем самым бы мы реализовали полноценное проживание ребенком всех этапов детства, соответственно основным принципам дошкольного образования.

Рассмотрим следующий раздел и пункт ФГОС.

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития

Давайте подумаем, каждый ли ребёнок в нашей группе полноценно проживает все этапы своего детства?

Как правило, в группах VIII вида,  и в нашем детском саду, в частности, проходят обучение дети от 3-х до 7 лет, с разным уровнем психофизического развития. Среди них, дети со сложной структурой дефекта, дети с РДА, дети с диагнозом СДВГ, инвалиды по неврологии и дети, которым эту инвалидность не оформляют родители из-за недопонимания. В группе из 12 человек, как минимум, 6 детей, нуждаются исключительно в индивидуальных занятиях. А что получается на деле. Учитель-дефектолог берёт на занятия 3-4 «продвинутых» ребёнка, воспитатель 1-2-х, учитель – логопед – 1. Остальные дети остаются под присмотром помощника воспитателя. Затем, учитель дефектолог берет на занятия 1 ребёнка, а 11 остаются в группе. Как правильно выполнить это условие ФГОС - полноценное проживание ребенком всех этапов детства?

Факультет коррекционной педагогики и психологии университета им. Герцена  готовит педагогов-дошкольников для детей с ОВЗ и магистров для работы с детьми раннего возраста.

На мой взгляд, положение могли бы спасти студенты-практиканты: и с детьми бы поиграли, пока воспитатель занимается, и опыта бы набрались, помогли бы сделать пособия и многое другое.

Рассмотрим следующий раздел и пункт ФГОС.

Предметно-пространственная развивающая среда

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

Наглядным фактором, свидетельствующим о переходе на стандарт, должна стать предметно-пространственная среда. Дело в том, что в стандарте одним из условий реализации основной образовательной программы определена развивающая предметно-пространственная среда (по ФГТ- организация предметно-развивающей среды). Раньше этого не было.

Чтобы программа была эффективной, нужно создать такую предметно-пространственную среду, которая соответствует её содержанию.

Здесь снова возникает вопрос об условиях: чтобы дети с ограниченными возможностями могли ходить в обычный детский сад, пространство должно быть организовано соответствующим образом – начиная с пандусов и заканчивая тетрадями и карандашами.

В законе нашло отражение увеличение финансирования для рассматриваемой категории лиц - нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрим следующий раздел (3.6.3. ФГОС)

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания.

На основании статьи 35 нового закона, при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также учебно - методические материалы, средства обучения и воспитания.   (3.6.3. ФГОС)

Но при этом есть некоторые моменты, которые необходимо учитывать.

Во-первых, право такое есть только у тех, кто учится за бюджетный счет. На частные детские сады такая обязанность не распространяется.

Во-вторых, это касается только обучения в рамках государственных образовательных стандартов.

Эти моменты подробно описаны в Справочном пособии «Родителю дошкольника» (см. Список используемой литературы) и доступны всем родителям для просмотра.

Поэтому родители могут рассчитывать, что их ребенок бесплатно будет пользоваться необходимыми учебниками, учебными пособиями и т.п., что их не заставят докупать литературу на свои собственные средства.

Что получается на деле? Учителя – дефектологи и прочие специалисты покупают учебные пособия за свой счет. По мнению педагогов, давно работающих с детьми с ИН и ОВЗ, «все это относится к школе и то только частично: учебники - бесплатно, все остальное, как и у всех,  покупает школа, учитель, родители». Где реально взять материальные средства?

 «Как показывает практика, школы обычно выигрывают гранты или ищут другие источники финансирования технических специалистов для сопровождения детей и учебно  - методические материалы», к примеру, создают Учебные тренажеры (мнение педагогов).

Технические материальные средства – это как раз не проблема – всё это зависит от финансовых возможностей, а они сейчас есть. А вот содержание образования зависит уже от компетенций, от внутреннего состояния педагогического коллектива. Ребёнка с ограниченными возможностями здоровья нужно принять, при этом поработать с собой, поработать с его родителями, с родителями других детей.

Но, конечно, индивидуализация этим не ограничивается. Она необходима и в том случае, когда в детский сад приходит ребёнок, не говорящий по-русски. Необходимо включить в ООП раздел обучения русскому как иностранному, причём с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Педагог должен обращать внимание на психологическое состояние ребёнка: в семье могут быть проблемы, например развод родителей, или смерть близкого родственника, или другие проблемы, он приходит в детский сад в состоянии стресса, и нужно понимать, как с ним сегодня заниматься. Может быть, изменить форму подачи материала, дать возможность побыть одному, отвлечь от грустных размышлений и т. д. – это очень тонкая, филигранная психолого-педагогическая работа. И снова мы возвращаемся к вопросу о кадрах – всё здесь зависит от квалификации педагога.

Сейчас Федеральный институт развития образования проводит мониторинг готовности организаций дошкольного образования к переходу на ФГОС. По результатам этого мониторинга можно будет понять, кому чего не хватает, и планировать дальнейшее финансирование системы дошкольного образования.

За последние двадцать лет отношение родителей к дошкольному образованию в целом изменилось. В начале 1990х годов, когда детские сады закрывались по всей стране, многие родители относились к ним как к «камере хранения». Пошёл на работу – оставил ребёнка в детском саду, он там поел, погулял – можно его забирать. Но с тех пор подход изменился – родители хотят, чтобы в детском саду была серьёзная образовательная составляющая, и относятся к дошкольному образованию очень серьёзно. И если раньше главное, чего они хотели, – чтобы ребёнок не болел, то теперь хотят и чтобы педагог был хороший, то есть обладал бы определённым набором личностных качеств (добрый, душевный и пр.) и был профессионалом в своём деле.

И этому важнейшему изменению – появлению социального запроса на дошкольное образование – ФГОС соответствует как нельзя лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности в реализации проекта «Детский театр» с использованием авторского дидактического пособия "Волшебный фетр"

Наше учреждение работает по Интегративной развивающей образовательной   программе «Найди себя» под редакцией А.И.Бурениной и Л.И. Колунтаевой. Разработка экспериментальной программы «Н...

Статья для педагогов "Информационно-компьютерные технологии как эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога."

В данной статье показаны пути повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками с ЗПР посредством информационно-компьютрных техноогий....

Коррекционно-развивающая работа учителя -дефектолога со слабослышащими детьми

В данной работе отображены основные цели, задачи, направления работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением слуха....

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы)

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы).Отличительной особенностью современного детского сада является создани...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для дошкольников с ОВЗ 3-ей группы (2-ой год обучения) по ФГОС на 2018-2019 учебный год

Основные задачи Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование положительных личностных качеств, всестороннее развитие психичес...

Адаптация предметно-пространственной среды как условие организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с дошкольниками с нарушением интеллекта

Особенности реализации принципов организации развивающей предметно-пространственной среды в работе учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушени...