Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы)
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Мунасипова Алсу Раисовна

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы).

Отличительной особенностью современного детского сада является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия ребенка в образовательном учреждении. Основной задачей детского сада, который посещают дети с ОВЗ является создание условий для успешного воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития в период дошкольного детства.

Организация жизни и деятельности детей должна учитывать потребности детей в реализации ведущей деятельности, в познании, в движении, в проявлении активности и самостоятельности, творческой инициативы самого ребенка.

Содержание и способы осуществления этой деятельности обусловливаются окружающей ребенка предметной средой.

 Каким требованиям должна отвечать развивающая предметная среда современного детского сада?

Среда, отвечающая определению развивающей, должна своим содержанием обеспечивать не только реализацию детской деятельности на том уровне, который актуален в данный момент, но и содержать потенциальную возможность дальнейшего развития, способствуя обогащению ее содержания, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) его дальнейшую перспективу.

Одной из значимых составляющих развивающей предметной среды детства являются высококачественные игрушки и игровые пособия.

Многие задачи  развития детей с нарушением зрения помогает решать игровое оборудование немецкой фирмы «Дусима», использование которой способствует решению ряда разнообразных задач развития:

-помогут в тренировке сенсомоторных координаций детей и формировании адекватных сенсорных эталонов;

-создают условия для творческой деятельности каждого ребенка;

-служат целям актуального физического и психического развития;

-обеспечивают достижение нового перспективного уровня в развитии детской деятельности.

Игровые пособия «Дусима» можно использовать в индивидуальной   и подгрупповой работе учителя-дефектолога. Совместная деятельность будет формировать у детей необходимые социальные качества, умение взаимодействовать с партнером.

Далее представлены игры, которые мы используем в нашем детском саду.

-Набор мягких кирпичей различной жесткости «Компримо»

Игра способствует развитию осязания, памяти, концентрации внимания, общей моторики.

-Звучащие куклы

Игра способствует развитию слухового восприятия, фонематического слуха, концентрации внимания.

-Игра «СенсиБар»

Способствует развитию сенсорики, расширению словарного запаса, расширению представлений об окружающем мире.

- Игра «Семейка Джубиду»

Способствует развитию мелкой моторики, координации движении пальцев, внимания, творческого воображения.

-Тактильная игра «Пощупай рукой, определи ногой»

Способствует развитию осязания, памяти, концентрации внимания, расширению словарного запаса.

-Игра «Тактилото»

Игра способствует развитию стереогностического чувства, которое является синтезом тактильных ощущений и зрения, и отвечает за восприятие объемных тел в пространстве. А также способствует расширению словарного запаса, памяти, концентрации внимания.

-Игра «Набор тактильных шаров»

Способствует развитию осязания, когнитивного мышления, памяти, расширению словарного запаса.

-Игра «Тактильная пирамида»

Способствует развитию осязания , концентрации внимания, расширению словарного запаса.

-Тактильная игра «Подбери пару»

Игра способствует развитию осязания, памяти, различения геометрических форм, навыков устного счета.

-Игра «Мягче-жестче»

Игра способствует развитию осязания, памяти, мелкой моторики, концентрации внимания.

-Игра «Уравновесим шары»

Игра способствует развитию чувства тяжести, логического мышления, концентрации внимания, расширению словарного запаса.

-Игра «Пирамида приключений»

Способствует развитию мелкой моторики, координации «глаз-рука», осязания, зрения (форма, размер), памяти, внимания.

Рассмотрим подробнее несколько игр, используемых в коррекционно-развивающих занятиях  учителя-дефектолога.

Игра «Что это?»

В комплекте – деревянная основа (33×33×3,5 см) и набор деревянных элементов – разных геометрических форм со скругленными углами (размер от 5 до 11 см), фигурки людей, животных, деревьев, ярко окрашенные в основные цвета; крышка из мягкого материала.

 

1. Ребенок берет фигурки по одной, называет их, выкладывает на основу и накрывает мягкой крышкой. Если ребенок не может назвать предмет, его откладывают в сторону и в первой игре не используют. Позже детей сначала знакомят с этими предметами, а потом уже используют в работе. Ребенок ощупывает фигурки через ткань крышки и называет их. На первом занятии прячут не боле 5 фигурок. Для детей с особыми потребностями можно взять меньшее количество фигурок.

2. Повторение игры с большим количеством фигурок.

3. В процессе отгадывания фигурок можно задавать ребенку вопросы: «Что ты можешь сказать об этих фигурках? Чем они различаются? Есть ли среди них похожие? Как ты угадал, что это такое?»

4. Ребенок находит определенную фигурку по заданию педагога и наоборот: педагог может находить фигурку по заданию ребенка.

5. Групповая игра. Дети отгадывают фигурки по очереди или дают задания друг другу.

Количество игроков – от 1 до 4.

 

Настенный модуль с мешочками для организации тактильных игр

В комплекте – настенная деревянная полка (100×40×20 см) набор разноцветных мешочков из полиэстера (можно стирать вручную), крепеж.

 

1. Нахождение пар. Для игры подбираются парные предметы, один из которых кладут в мешочек, а другой помещают на полочку над мешочками. Задача ребенка – ощупать предмет в мешочке и положить парный предмет на полочку над этим мешочком.

2. Работа с настоящими фруктами и овощами или их муляжами.

3. Работа с несколькими детьми. Дети определяют предметы по очереди или дают друг другу задание – найти нужный предмет.

4 Игра на расстоянии. Работа с парами предметов. Один предмет спрятан в мешочке, парный лежит на столе на некотором расстоянии от настенного модуля. Ребенок подходит к столу, ощупывает какой-либо предмет, кладет его обратно на стол, подходит к модулю и пытается найти такой же на ощупь в мешочках.

 

Запомни звук

Шестнадцать полых кубиков с различным наполнителем, при встряхивании кубиков издаются разные звуки.

Назначение: развитие слухового восприятия.

Способствует: пробуждению акустического внимания, развитию фонематического слуха, тактильного восприятия, концентрации внимания, расширению словарного запаса.

Особенности: возможность сопоставления зрительных и слуховых образов наполнителей кубиков, а также их смены.

Варианты использования этой игры.

Игры: «Найди пару», «Построй в ряд», «Запомни и найди».

1. Предъявляем ребенку 2–3 пары кубиков (определяем по звуку, ищем пары). Кубики выкладываются закрытой стороной вверх, прозрачная сторона служит для определения ошибок. Выбираются два кубика с разным звучанием: «Найди такой же». Эталонный кубик берем из левого ряда, второй парный кубик откладываем. Переворачиваем каждый кубик и проверяем их наполнение.

2. Расширяем ряд предъявляемых кубиков.

3. Подбираем близкие по контрасту.

4. Выстраиваем ряд (от тихого к громкому, и т. п.). Взрослый строит свой ряд, ребенок свой. Ряд педагога будет контрольным. Сначала проверяем по звуку, потом переворачиваем и проверяем наполнение.

5. «Что не так» – меняем кубики местами.

6. Игра на расстоянии. Часть кубиков находится на одном столе, другая (аналогичная) – на другом. Необходимо найти одинаковые кубики и составить пары. Расстояние между столами можно увеличивать.

В конце занятия необходимо проверять правильность выполнения задания, перевернув кубики прозрачным дном вверх.

7. Отгадываем, что как звучит.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dusima.docx79.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы).

Отличительной особенностью современного детского сада является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия ребенка в образовательном учреждении. Основной задачей детского сада, который посещают дети с ОВЗ является создание условий для успешного воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития в период дошкольного детства.

Организация жизни и деятельности детей должна учитывать потребности детей в реализации ведущей деятельности, в познании, в движении, в проявлении активности и самостоятельности, творческой инициативы самого ребенка.

Содержание и способы осуществления этой деятельности обусловливаются окружающей ребенка предметной средой.

 Каким требованиям должна отвечать развивающая предметная среда современного детского сада?

Среда, отвечающая определению развивающей, должна своим содержанием обеспечивать не только реализацию детской деятельности на том уровне, который актуален в данный момент, но и содержать потенциальную возможность дальнейшего развития, способствуя обогащению ее содержания, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) его дальнейшую перспективу.

Одной из значимых составляющих развивающей предметной среды детства являются высококачественные игрушки и игровые пособия. 

Многие задачи  развития детей с нарушением зрения помогает решать игровое оборудование немецкой фирмы «Дусима», использование которой способствует решению ряда разнообразных задач развития:

-помогут в тренировке сенсомоторных координаций детей и формировании адекватных сенсорных эталонов;

-создают условия для творческой деятельности каждого ребенка;

-служат целям актуального физического и психического развития;

-обеспечивают достижение нового перспективного уровня в развитии детской деятельности.

Игровые пособия «Дусима» можно использовать в индивидуальной   и подгрупповой работе учителя-дефектолога. Совместная деятельность будет формировать у детей необходимые социальные качества, умение взаимодействовать с партнером.

Далее представлены игры, которые мы используем в нашем детском саду.

-Набор мягких кирпичей различной жесткости «Компримо»

Игра способствует развитию осязания, памяти, концентрации внимания, общей моторики.

-Звучащие куклы

Игра способствует развитию слухового восприятия, фонематического слуха, концентрации внимания.

-Игра «СенсиБар»

Способствует развитию сенсорики, расширению словарного запаса, расширению представлений об окружающем мире.

- Игра «Семейка Джубиду»

Способствует развитию мелкой моторики, координации движении пальцев, внимания, творческого воображения.

-Тактильная игра «Пощупай рукой, определи ногой»

Способствует развитию осязания, памяти, концентрации внимания, расширению словарного запаса.

-Игра «Тактилото»

Игра способствует развитию стереогностического чувства, которое является синтезом тактильных ощущений и зрения, и отвечает за восприятие объемных тел в пространстве. А также способствует расширению словарного запаса, памяти, концентрации внимания.

-Игра «Набор тактильных шаров»

Способствует развитию осязания, когнитивного мышления, памяти, расширению словарного запаса.

-Игра «Тактильная пирамида»

Способствует развитию осязания , концентрации внимания, расширению словарного запаса.

-Тактильная игра «Подбери пару»

Игра способствует развитию осязания, памяти, различения геометрических форм, навыков устного счета.

-Игра «Мягче-жестче»

Игра способствует развитию осязания, памяти, мелкой моторики, концентрации внимания.

-Игра «Уравновесим шары»

Игра способствует развитию чувства тяжести, логического мышления, концентрации внимания, расширению словарного запаса.

-Игра «Пирамида приключений»

Способствует развитию мелкой моторики, координации «глаз-рука», осязания, зрения (форма, размер), памяти, внимания.

Рассмотрим подробнее несколько игр, используемых в коррекционно-развивающих занятиях  учителя-дефектолога.

Игра «Что это?»

В комплекте – деревянная основа (33×33×3,5 см) и набор деревянных элементов – разных геометрических форм со скругленными углами (размер от 5 до 11 см), фигурки людей, животных, деревьев, ярко окрашенные в основные цвета; крышка из мягкого материала.

http://www.obruch.ru/images/2013-1/11.jpg

1. Ребенок берет фигурки по одной, называет их, выкладывает на основу и накрывает мягкой крышкой. Если ребенок не может назвать предмет, его откладывают в сторону и в первой игре не используют. Позже детей сначала знакомят с этими предметами, а потом уже используют в работе. Ребенок ощупывает фигурки через ткань крышки и называет их. На первом занятии прячут не боле 5 фигурок. Для детей с особыми потребностями можно взять меньшее количество фигурок.

2. Повторение игры с большим количеством фигурок.

3. В процессе отгадывания фигурок можно задавать ребенку вопросы: «Что ты можешь сказать об этих фигурках? Чем они различаются? Есть ли среди них похожие? Как ты угадал, что это такое?»

4. Ребенок находит определенную фигурку по заданию педагога и наоборот: педагог может находить фигурку по заданию ребенка.

5. Групповая игра. Дети отгадывают фигурки по очереди или дают задания друг другу.

Количество игроков – от 1 до 4.

Настенный модуль с мешочками для организации тактильных игр

В комплекте – настенная деревянная полка (100×40×20 см) набор разноцветных мешочков из полиэстера (можно стирать вручную), крепеж.

http://www.obruch.ru/images/2013-1/12.jpg

1. Нахождение пар. Для игры подбираются парные предметы, один из которых кладут в мешочек, а другой помещают на полочку над мешочками. Задача ребенка – ощупать предмет в мешочке и положить парный предмет на полочку над этим мешочком.

2. Работа с настоящими фруктами и овощами или их муляжами.

3. Работа с несколькими детьми. Дети определяют предметы по очереди или дают друг другу задание – найти нужный предмет.

4 Игра на расстоянии. Работа с парами предметов. Один предмет спрятан в мешочке, парный лежит на столе на некотором расстоянии от настенного модуля. Ребенок подходит к столу, ощупывает какой-либо предмет, кладет его обратно на стол, подходит к модулю и пытается найти такой же на ощупь в мешочках.

 

Запомни звук

Шестнадцать полых кубиков с различным наполнителем, при встряхивании кубиков издаются разные звуки.

Назначение: развитие слухового восприятия.

Способствует: пробуждению акустического внимания, развитию фонематического слуха, тактильного восприятия, концентрации внимания, расширению словарного запаса.

Особенности: возможность сопоставления зрительных и слуховых образов наполнителей кубиков, а также их смены.

Варианты использования этой игры.

Игры: «Найди пару», «Построй в ряд», «Запомни и найди».

1. Предъявляем ребенку 2–3 пары кубиков (определяем по звуку, ищем пары). Кубики выкладываются закрытой стороной вверх, прозрачная сторона служит для определения ошибок. Выбираются два кубика с разным звучанием: «Найди такой же». Эталонный кубик берем из левого ряда, второй парный кубик откладываем. Переворачиваем каждый кубик и проверяем их наполнение.

2. Расширяем ряд предъявляемых кубиков.

3. Подбираем близкие по контрасту.

4. Выстраиваем ряд (от тихого к громкому, и т. п.). Взрослый строит свой ряд, ребенок свой. Ряд педагога будет контрольным. Сначала проверяем по звуку, потом переворачиваем и проверяем наполнение.

5. «Что не так» – меняем кубики местами.

6. Игра на расстоянии. Часть кубиков находится на одном столе, другая (аналогичная) – на другом. Необходимо найти одинаковые кубики и составить пары. Расстояние между столами можно увеличивать.

В конце занятия необходимо проверять правильность выполнения задания, перевернув кубики прозрачным дном вверх.

7. Отгадываем, что как звучит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-дефектолога(тифлопедагога)

Перспективно-календарное планирование  учителя-дефектолога (тифлопедагога) по теме "Овощи. Фрукты" по разделам "Развитие зрительного восприятия", "Социально-бытовая ориентировка", "Ориентиро...

Из опыта работы учителя – дефектолога детского сада №179 с группой «Особый ребенок».

Статья раскрывает квалифицированную помощь учителя-дефектолога, а также его специфику работы  с детьми  с интеллектуальной недостаточностью осуществляемой по специальной программе дошкольных...

Обобщение педагогического опыта работы учителя - дефектолога с детьми с нарушением зрения.

В статье обобщается педагогический опыт работы учителя-дефектолога  с детьми с нарушением зрения по всем разделам программы....

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в работе с детьми старшего возраста.

Специалисты утверждают, что инновационные технологии в ДОУ внедрять не только можно, но и нужно....

«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)

У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение  зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...

Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности (из опыта работы учителя-дефектолога)

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Именно богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уро...

Коррекционные возможности игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы учителя-дефектолога)

Представлены особенности работы по развитию игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями. описаны игрушки , практические советы учителя-дефектолога по формированию игрового поведения у...