18.01.2024 Использование современных здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ
консультация по логопедии

Пыхалова Юлия Алексеевна

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста педагоги используют здоровьесберегающие технологииЗдоровье детей - одна из актуальнейших проблем современного общества.  Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  « Сказка» с. Становое

для педагогов

(на педагогической планерке)

Учитель-логопед:

Пыхалова  Ю.А.

С. Становое

январь, 2024 год

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста педагоги используют здоровьесберегающие технологииЗдоровье детей - одна из актуальнейших проблем современного общества.  Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья

 Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в комплексной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда, можно условно разделить на следующие виды:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

3. Коррекционные технологии

      Целями применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе является:

 -оптимизация процесса коррекции речи;

 -обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей;

 -создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие   каждого ребёнка.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи.
  2. Коррекция звукопроизношения.
  3. Развитие выразительной, грамматически связной речи.
  4.  Развитие эмоционально – личностной сферы.
  5. Развитие сенсомоторных возможностей детей.
  6. Развитие психофизических возможностей детей.
  1. Технологии  сохранения и стимулирования здоровья

Дыхательная гимнастика

Цель: Выработка диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха.

      Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.

    Работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого использую статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз. В своей работе использую «Методику развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи» Л.И. Беляковой, Н.Н. Гончаровой.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;                              
  • Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • Улучшает дренажную функцию бронхов;
  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • Исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника;

 Пальчиковая гимнастика.

       Цель: - формирование мелкой моторики, подготовка к ручному труду и письму в школе,

- стимулирование речевого развития,

     Проговаривание детьми несложного стихотворного текста одновременно с движением пальцев рук очень полезно.

    Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:

- пальчиковые игры с мелкими предметами;

- пальчиковые игры со скороговорками;

- пальчиковые игры со стихами;

- пальчиковая гимнастика;

- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;

- пальчиковый алфавит;

- пальчиковый театр

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе упражнений я соблюдаю принцип последовательности, т. е выполняем упражнения от простых к сложным.

Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

 · «био» — человек как биологический объект;

· «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

 · «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

     

 Гимнастика для глаз

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир  с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.

Каждый  человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети  в этом отношении гораздо восприимчивее к разным  воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание

В век информационных технологий организм детей подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности .

Зрительная гимнастика используется:

- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

- для укрепления мышц глаз

- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).

Технологии  обучения здоровому образу жизни

Игротерапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.

Игротерапия - это воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация. Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных положений педагогики. Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях.

Самомассаж    

В логопедической работе все большую популярность получают новые  лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи. 

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу органов артикуляционного апппарата

Су-Джок терапия

Су-Джок терапия оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому пальцы необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, металические колечки,колючие кольца).

Аурикулотерапия

Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга. На ушных раковинах много биологически активных точек. Их массаж быстро мобилизует силы организма.

Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев)

Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.).  

Коррекционные технологии

Песочная терапия

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира и одновременно эффективное средство развития и регуляции эмоционального состояния ребенка. Основополагающая идея песочной терапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.

 

Песочная терапия – способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Сказкотерапия

   Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия – это психокоррекция средствами сказки-основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.

   Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

   

 Логопедическая ритмика

Логоритмика как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная.  В результате решения именно оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, фонематического восприятия.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение. Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

Эйдетика

Эйдетика - это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения. Эйдетика - специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка.

Эйдетика – это особая методика развития памяти, основанная на активации работы правого полушария головного мозга, включении в процесс запоминания зрительных образов.

Термин «эйдетика» произошел от греческого слова «эйдос», которое в переводе на русский язык означает «образ». Эйдетика – это метод развития памяти при помощи зрительных образов. Говоря простыми словами, смысл эйдетики в том, чтобы к любой запоминаемой информации применять свой зрительный образ. Такие образы генерируются по средствам включения в работу правого полушария, которое у детей, как известно, развито лучше левого. Детям трудно запоминать информацию в том виде, в котором ее преподносят взрослые: точные данные и логические цепочки – все это находится в ведении левого полушария, которое у детей еще недостаточно активно. Если же преподать информацию с точки зрения правого полушария, запоминать и усваивать ее станет намного легче. Развивая ребенку память по методу эйдетики, взрослые должны сами стать более наблюдательными, стараться задействовать фантазию. Главное – выработать у ребенка привычку всегда создавать в голове образ того, что он пытается запомнить. При таком подходе учеба из рутинной обязанности превратится в увлекательное творчество.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ»

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа  жизни воспитанников путем  оптимального сочетания теории и практики, выбора современных  здоровьесберегающих...

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы)

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы).Отличительной особенностью современного детского сада является создани...

Проект «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи»

Практико-ориентированный долгосрочный проект «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи» направлен на  созд...

«Использование современных здоровьесберегающих технологии с целью формирования у детей основ здорового образа жизни» (методическая система работы)

laquo;Использование современных здоровьесберегающих технологии с целью формирования у детей основ здорового образа жизни»(методическая система работы)...