Семинар для педагогов
консультация по коррекционной педагогике на тему
«Рисунок человека»
«Возрастные закономерности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_risunok_cheloveka.docx | 143.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» посёлка Псебай
муниципального образования Мостовский район
Центр ответственного родительства «Верные руки»
Семинар для педагогов
Тема выступления:
«Рисунок человека»
«Возрастные закономерности»
Подготовила:
педагог-психолог
Лагерева Анастасия Сергеевна
п.г.т. Псебай,
2017г.
Упражнение разминки "Модное приветствие".
Процедура группового психологического тренинга. Проводится в начале очередного тренингового дня – участники как-то необычно, модно приветствуют друг друга.
Ведущий предлагает участникам поприветствовать друг друга. Каждый участник по очереди должен как-то необычно, но модно (среди молодежи или иных социальных групп) приветствовать группу. Желательно использовать при этом не только слова, но и жесты.
Когда все выполнили это упражнение, ведущий предлагает каждому выбрать среди прозвучавших приветствий то, которое ему лично больше всего понравилось и повторить – уже это, понравившееся приветствие. Повторение так же происходит по кругу. Свое приветствие повторять нельзя.
Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я-концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального "я", выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного.
Тест "Рисунок человека" разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.
Рисунок человека — интроверность ребенка
Интровертность ребенка, т.е. направленность на себя, на внутреннее общение и взаимодействие. Для оценки личностных особенностей, тех которые определяют сферу общения, большее значение имеет способ изображения отдельных частей человеческого тела и лица. Учитываются так же общее впечатление, производимое рисунком, поза и выражение лица изображенного человека.
Угловатость фигуры и ее худоба, вытянутость типичны для интровертного типа личности и особенно при психастении (душевная болезнь, характеризующаяся неуверенностью в себе, навязчивыми мыслями и страхами.).
Об особенностях общения человека с окружающими его людьми может многое сказать способ изображения кисти руки. Когда кисти резко уменьшены, почти отсутствуют, это является признаком нарушения общения.
Если рот уменьшенного размера, глаза почти полностью скрыты волосами – это позволяет предположить, что у человека не только интровертность, но и аутизация, т.е. выходящее за рамки психологической нормы снижение активности в контактах, избегание общения.
Рисунок человека — экстравертность ребенка
Экстравертность ребенка, т.е. направленностьна внешний мир и взаимодействие с ним.
Поза – руки и ноги широко расставлены в стороны. Кисти рук нормального размера, детально проработаны ( признак благополучия в сфере общения).
Рисунок человека — демонстративность ребенка
Демонстративность, т.е. повышенная потребность во внимании к себе, стремление находиться в центре всеобщего внимания. Признаки демонстративности – подробно вырисованная одежда, прическа, украшения. Отражается это также в сильном нажиме карандаша (вероятно, отражающем также эмоциональную напряженность ребенка).
Бывает так, что, выполняя задание по стандартной инструкции (рисунок человека), ребенок рисует, например, клоуна, и в этом случае имеется частое у демонстративных детей стремление конкретизировать изображаемого человека. Изображение клоуна, шута часто встречается е детей, играющих соответствующую роль. Это дети с негативным самопредъявлением, которые в качестве средства получения необходимого им внимания к себе используют нарушение правил.
Главная рекомендация в этих случаях – стараться как можно чаще обращать внимание на ребенка, когда он ведет себя хорошо, и как можно менее эмоционально реагировать на негативные проявления.
Расположение рисунка в верхней половине листа иногда рассматривается как показатель завышенной самооценки, однако чаще всего это повышение компенсаторное, т.е. человек демонстрирует высокую самооценку, тогда как в действительности она низка или, по крайней мере, неустойчива.
Изображение пустых глаз (без радужки и зрачков) характерно при наличии страхов. Тревожность возникает как следствие неудовлетворенной потребности у демонстративной личности во внимании к себе. В свою очередь, тревожность усиливает трудности в общении, дополнительно затрудняя удовлетворение этой потребности. Таким образом возникает порочный круг, делающий описанное сочетание психологических особенностей очень устойчивым.
Рисунок человека — отстраненность ребенка, отказ от общения.
Когда на рисунке человека руки спрятаны за спиной – это интерпретируется как признак отказа от общения, отстраненность ребенка, подобная поза человека довольно часто встречается на рисунках подростков. Так же интерпретируется изображение рук, спрятанных в карманах, скрещенных на груди или упертых в бока.
Обращает на себя внимание экстравертная поза персонажа с резко преувеличенными кистями рук. Подобное изображение кистей рук говорит о высокой потребности в общении, причем такая их преувеличенность сигнализирует о том, что потребность не удовлетворена.
Множественность образов, хаотические линии и штрихи в рисунке, говорят о возбужденном состоянии ребенка. Густо заштрихованный (зачерненный) силуэт человека – признак высокой эмоциональной напряженности, острой тревоги.
Можно полагать, что причиной этого состояния стала именно фрустрация потребности в общении.
Сфера социальных отношений
Определенные признаки рисунков отражают психологические качества, нарушающие нормальное построение социальных отношений человека. Это такие качества, как агрессивность, негативизм, асоциальность и антисоциальность.
Агрессивностью называют стремление причинять вред другим людям. Однако речь идет не обязательно о физической агрессии. Наряду с ней существует и значительно менее опасная вербальная агрессия – склонность ругаться с окружающими, делать им замечания и т.п. Агрессия часто бывает защитной, т.е. вызывается ощущением угрозы со стороны окружающих и стремлением защититься от них. Однако такая защита нередко становится опережающей: ожидая нападения, ребенок спешит «дать сдачи» заранее.
Уменьшенный размер головы и подчеркнутые признаки силы и мужественности (очень широкие плечи, мощные руки, борода, специфическая одежда) также коррелируют с повышенной агрессивностью. Они говорят о значимости физической силы, мужественности. Кроме того, это признак высокой значимости сексуальной сферы, что естественно для данного возраста.
Сильно преувеличенный размер ступней – признак потребности в опоре, ощущения ненадежности своего положения в мире. Это ощущение, по-видимому, связано с низкой социализированностъю, слабой ориентированностью в различных социальных ситуациях.
Негативизм – противодействие требованиям окружающих – может выступать как протестная реакция против несправедливого, по мнению человека, отношения к нему, чрезмерных требований или неправильного устройства мира. Иногда негативизм служит средством привлечь внимание к себе и к своим проблемам. В периоды возрастных кризисов (преддошкольного – 2–3 лет, подросткового – 12–13 лет) это способ утвердить свою самостоятельность, взрослость. Негативизм – это нормальное возрастное явление.
Признаки возможной психической патологии
Особо острые состояния (психотические) часто проявляются в множественности, спутанности и смешанности образов в рисунке. Обычны грубые искажения формы и пропорций, смещение отдельных частей изображения. Появляются случайные хаотические линии и штрихи.
В дошкольном возрасте (особенно до пяти лет) рисунки, аналогичные, вполне возможны и в менее острых состояниях. Однако и у дошкольников они свидетельствуют о серьезных эмоциональных проблемах. У дошкольников типичными показателями психотического возбуждения являются заштриховывание всего рисунка, сверхсильный нажим на карандаш (так что рвется бумага) или исчезновение предметного изображения.
Особо грубые искажения формы человеческого тела и/или черт лица, не сопровождающиеся дополнительными отмеченными выше нарушениями (спутанностью изображения, хаотическими линиями, штриховкой и т.п.), часты в рисунках психически больных людей, которые в период обследования находятся в относительно спокойном состоянии.
Изображенный человек производит отталкивающее впечатление, что всегда является неблагоприятным признаком. На теле сбоку странный вырост. Иногда подобные уродства появляются в рисунках людей с нарушениями схемы собственного тела, то есть ощущающих свое тело не таким, каково оно в действительности (симптом, встречающийся при психических заболеваниях). На лице вместо рта и носа – что-то вроде поросячьего пятачка. Особо большие уши – иногда признак подозрительного отношения к окружающим (паранойяльности), уверенности человека в том, что за его спиной о нем дурно говорят (в отдельных случаях большие уши рисуют также люди, страдающие снижением слуха или слуховыми галлюцинациями).
Прощание «ХИППИ»
Участники становятся в круг. Сначала ведущий может сказать несколько вводных слов о движении хиппи, о том, что оно было очень популярно во многих странах мира и одной из традиций его представителей было делать какие-нибудь надписи на своей одежде. Эти надписи часто отражали жизненную позицию, девиз ее обладателя. Далее участники должны перебрасывать друг другу мяч со словами: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано...» и предлагать свой вариант надписи. Тот, кому брошен мяч, говорит, согласен ли он надеть такую футболку. Важно, чтобы при выполнении упражнения каждый участник получил футболку с какой-то надписью. В заключение упражнения желающие могут сказать, какую надпись они бы сами сделали на своей одежде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.
Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...
Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"
Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...
Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"
Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....
Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"
Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...
Семинар для педагогов "Внедрение Профессионального стандарта педагога-новый шаг к качеству образования"
Внедрение профессионального стандарта педагога в ДОУ...
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....