Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Насекомые»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Волкова-Лантухова Елена Валерьевна

Коррекция и совершенствование лексико-грамматических категорий по лексической теме "Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровые упражнения25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

в старшей группе «Насекомые»

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные задачи:

  •  Уточнение и расширение предметного словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы …).
  • Расширение словаря антонимов.
  • Активизация  словаря признаков и действий.  
  • Формирование обобщающего понятия насекомые.
  • Совершенствование грамматического строя речи:

- образование и употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; существительных В. п. в ед. ч. без предлога;

- согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе; согласование имен  прилагательных с именами существительными в роде и числе;

- образование сложных слов;

- составление предложений со значением противопоставления и  со сложным союзом «потому что».  

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха.
  •  Развитие тонкой и общей моторики.
  •  Развитие графо-моторных навыков.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Воспитание бережного отношения к природе

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики "Пчелка", слушание сказки  Корнея Чуковского «Муха  Цокотуха»; рассматривает насекомых, изображенных на картинках; проведение ознакомительной беседы о жизни, повадках, строении насекомых.

Лексический материал:

Стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, паук, таракан.

Ход ООД

  1. Организационный момент

Л. Весна в разгаре, снег уже давно растаял, появились первые цветы и кое-кто проснулся. А кто проснулся, вы мне сейчас скажите. Послушайте  и догадайтесь. (Фонограмма «голоса» пчелы). Кто же это?

Д. Пчелы.

Дл. Да, пчелы проснулись и полетели к  цветам. Для чего?

Д. Собирать нектар.

Л. А теперь немного пофантазируем и представим себя пчелками! А вот и  цветы. Насекомые очень любят  цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте  покажем, как они нюхают цветы:

-Ах!
-Ах, как пахнет!

-Ах, как приятно пахнет!...

-А теперь подуем на цветы. Молодцы!

  1. Основная часть

Дети садятся за столы. На доске расположены картинки с изображением насекомых.

  1. Упражнение «Кого я вижу». Образование существительных в форме винительного падежа единственного числа без предлога.

Л. Посмотрите внимательно на картинки. Назовите, кого вы видите?
Д.         Я вижу пчелу.

Я вижу кузнечика.

Я вижу комара.  И. т.д.

Л. Скажите мне, а как всех тех, кого вы видите, называют одним словом?

Д. Насекомые.

Л. Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи?(Строение: голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало). А чем отличаются? (у одних есть крылья - называются «летающие», у других нет - «нелетающие»).    У насекомых есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».

  1. Дидактическая игра «Где живёт?».

Цель: закрепить знания детей о местах обитания насекомых; развить фразовую речь.

Л. А сейчас подскажите мне, где живут насекомые?

Логопед показывает изображения пчелы, муравья, осы и божьей коровки.

Д.         Пчела живет в улье.

Муравей живет в муравейнике.

Оса живет в гнезде.

         Божья коровка живет на травке.

  1. Игра «Что делает сегодня? Что делал (ла)? вчера». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Л. А что делают насекомые? Чем они занимаются сегодня? Чем занимались вчера? Мы сейчас узнаем.

Бабочка порхает, и вчера бабочка… (Порхала).

Пчела мед собирает, и вчера пчела

Оса жалит, и вчера  оса …

Жук жужжит, и вчера  жук…

Комар звенит, и вчера комар …

Стрекоза стрекочет, и вчера  стрекоза …

Муха в дом залетает, и вчера муха

Кузнечик прыгает, и вчера  кузнечик …

Паук паутину ткёт, и вчера  паук …

Муравей муравейник строит, и вчера  муравей …

  1. Пальчиковая  гимнастика «Пчела». (Н.Нищева)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Жук-жучок и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали

От усталости упали.

Взмахи перекрещенными кистями рук

На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца

«Колечки» - указательные и большие пальцы соединены

Взмахи перекрещенными кистями рук

Медленно опускают руки

5. Игра  «Четвертый лишний». Употребление сложных  союзов «потому что».

Л. Предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». 
Внимательно посмотрите, подумайте и скажите, кто лишний и почему? 

Шмель, пчела, оса, лиса.

         Муравей, муха, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

         Комар, кузнечик, бабочка, белка.

  1. «Отгадай, кого я хочу назвать». Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

                Мель-мель-мель, назову я …

                Са-са-са, называю я…

                Мар-мар-мар, называю я ...

                Ла-ла-ла,называю я .. 

  1. Игры с мячом. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие ловкости.  

Логопед приглашает детей встать в круг.

Л. Будем играть в игру «Один - много». Нужно изменить слово так, чтобы оно стало обозначать несколько  предметов.

 «Один - много»

муха  - мухи                 стрекоза -                          кузнечик -                 сверчок -

пчела -                 бабочка  -                         жук   -                      гусеница -

оса     -                        муравей  -                            паук -                        божья коровка –

Л. А теперь изменим слово так, чтобы оно обозначало ласковое название насекомого.

«Назови ласково».

муха  - мушка                                крыло – крылышко                  

пчела -   пчелка                               жук   -  жучок                                    голова - головка                                паук -  паучок      

лапа  - лапка                                       комар – комарик

муравей  -   муравьишко                        глаз - глазик                  

                        

  1. Упражнение «Скажи наоборот» (по карточкам). Составление сложных предложений со значением противопоставления. Активизация словаря антонимов.  

Л. А сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот»:

Муха ленивая, а пчела (какая?) /трудолюбивая/.

        Шмель пушистый, а жук … /гладкий/.

                У комара крылья короткие, а у стрекозы… /длинные/.

                У жука усы толстые, а у бабочки… /тонкие/.

                 У шмеля спина широкая, а у муравья… /узкая/.

        Божья коровка полезная, а комар … /вредный/.

        У кузнечика усы длинные, а у божьей коровки … /короткие/.

        Муравей ползает быстро,  а гусеница … /медленно/.

Комар маленький, а паук … /большой/.

        Божья коровка пятнистая, а шмель … /полосатый/.

  1. Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен  прилагательных с именами существительными в роде и числе).

У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют …  (большеглазой).

У таракана длинные усы, поэтому его называют…   (длинноусый).

10.  Упражнение на развитие графо-моторных навыков «Найди и раскрась насекомое».

Л. Перед вами изображения насекомых, но они спрятались друг за друга. Найдите одно любое насекомое и раскрасьте его.

11. Упражнение для глаз «Пчёлка».

-Где была ты?

-Тут и там.                            Дети глазами следят за полётом пчелки.

-Где летала?

-По цветам.

III. Итог ООД

Игра «Подбери признак». Согласование существительных с прилагательными в роде.

Л. У меня есть корзинка. В нее нужно положить слова о насекомых. Но не любые слова, а которые отвечают на вопросы:  какая? какой?

Бабочка (какая?) - …

Муравей (какой?) - … И т.д.

Л. Что-то корзиночка стала тяжелой от ваших слов. Посмотрите, ваши слова-признаки превратились в конфеты. Это вам награда за хорошую работу. Угощайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе по теме «Насекомые»

Занятие  «Насекомые»Цель: Познакомить детей с понятием «насекомые».Задачи:Уточнить на­звания, внешние признаки, их строение;Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;Р...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Насекомые"

Предлагаю вашему вниманию конспект проведенного мною занятия в старшей логопедической группе....

Логопедическое занятие в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Насекомые" с использованием ИКТ.

В конспекте представлен материална обогащение словаря по теме, множество лексических игр и заданий , интересные подвижные физминутки , а так же упражнения на релаксацию....

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Насекомые"

1 Познакомить детей с понятием «насекомые». 2 Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение; 3 Образовывать количественные существительные 4 Развивать словарь по данной теме, внимание, п...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Насекомые"

Познакомить детей с понятием «насекомые». 2 Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение; 3 Образовывать количественные существительные 4 Развивать словарь по данной теме, внимание, памя...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Насекомые".

Расширять знания о насекомых ,особенностях их внешнего вида и образе жизни....