Главные вкладки

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Насекомые"
    план-конспект урока по логопедии по теме

    Кромская Алла Ивановна

    Предлагаю вашему вниманию конспект проведенного мною занятия в старшей логопедической группе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nasekomye.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

      Цели занятия.

    Коррекционно – образовательные:

     - активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

     - упражнять детей в подборе слов-антонимов;

     - продолжить работу по образованию притяжательных прилагательных;

     - учить составлению предложений с предлогами пространственного  

       значения;                          

     - совершенствовать навык ведения подготовительного диалога;

     - закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по    

       плану-схеме;

    Коррекционно – развивающие:

     - развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, память;

    Коррекционно – воспитательные:

     - воспитывать любовь и уважение к родной природе.

    Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», сюжетная картина с изображением весенней лужайки, бумажные фигурки насекомых, план-схема для составления  описательного рассказа насекомого, предметная  картинка и картинка со схематическим изображением стрекозы, тапочки, «Комар» и  «Пчела», мяч, большая бумажная ромашка.

    Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    Логопед и дети входят в группу.

    - Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).

    II.        Подбор слов-антонимов.

               - Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру  

               «Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч  

                обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором  

                слов-антонимов):

                       Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

                       Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

                       Пчела полезная, а муха… вредная.

                       Оса живет на улице, а таракан… дома.

                       Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

                       Жук жужжит, а паук… молчит.

                       Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

    1.  Актуализация знаний:               
    1. – Дети , как можно одним словом назвать осу, кузнечика, жука…?

        (насекомые)

         -  Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых (потому что  

        холодно, они спят)

         - Когда же появляются насекомые на улице? (весной)

         - Почему весной? (становится тепло, и насекомые вылезают из своих  

         укрытий).

    1. – Наступила весна, и самые смелые насекомые выбрались из своих зимних домиков на волю

    - Одно такое насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:

           Не птица, а с крыльями,

           Над цветком летает,

           Медок собирает (пчела).

                   Логопед показывает игрушку «Пчёлка»

    - Пчелка приглашает вас на прогулку, на весеннюю лужайку. Давайте отправимся с ней (дети садятся за столы).

    1. Образование притяжательных прилагательных.             

    На мольберте висит сюжетная картина с изображением весенней лужайки и прикрепленными к ней фигурками насекомых (на липучках), наполовину закрытые белыми бумажками.

    - Вот мы с вами и пришли на лужайку. Как много тут разных насекомых!  

             Но они хотят, чтобы вы угадали, кто где спрятался.

                  - Чье это брюшко и лапки? (паучье, комариное, шмелиное, осиное,

             пчелиное, муравьиное, бабочкино, стрекозье).

    Одновременно с названием слова логопед снимает с фигурок насекомых бумажки, закрывающие часть тела.

    1. Отработка пространственных предлогов в предложениях.         

    1)- Расскажите, кто сидит на ветке? (На ветке сиди комар)

       - Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)

       - Кто спускается с муравейника? (С муравейника спускается муравей)

       - Кто залетает в осиное гнездо? (В осиное гнездо залетает оса)

       - Кто вылетает из улья? (Из улья вылетает пчела)

       - Кто летит от улья? (От улья летит бабочка)

       - Кто спрятался под ульем? (Под ульем спрятался шмель)

       - Кто пролетает между ульем и домом? (Между ульем и домом пролетает

       стрекоза).

    2)- Пчелка говорит, что насекомые очень любят игру «Что изменилось?». Вы закроете глаза, а два из них поменяются местами 9дети закрывают глаза, а логопед меняет две фигурки насекомых местами. Затем дети открывают глаза, и один из них называет, что изменилось).

    Например:

    - Теперь стрекоза летит от улья, а бабочка пролетает между домом и ульем.

    VI.        Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

                 - Посмотрите, на лужайке много божьих коровок. А ну-ка, посчитайте их (дети считают самостоятельно). Сколько их? (здесь пять божьих коровок). Давайте проверим. Считаем хором (одна божья коровка – две божьи коровки – три божьи коровки – четыре  божьи коровки – пять божьих коровок).

                 - Мы немного устали. Встанем и отдохнем.

    Физкультурная пауза:

    Прилетала к нам вчера

    Полосатая пчела.

    А за нею шмель-шмелек

    И веселый мотылек.

    Два жука и стрекоза,

    Как фонарики, глаза.

    Пожужжали, полетали,

    От усталости упали.

    1.     Подбор эпитетов к существительному:    

    - Ребята, посмотрите на нашу пчелку. Какая она усталая. Как вы думаете, почему она устала? (Потому что она собирала мед)

    - А зачем ей мед? (она отнесет его в улей, и будет питаться медом всю зиму)

                  - С утра до ночи пчелка летает над цветками и собирает мед

                 - Значит, пчела, какая? (хлопотливая, заботливая, запасливая,

                 трудолюбивая…).

    1.     Драматизация стихотворения.    

                  - О нелёгком труде пчелы мы расскажем стихотворение, которое

                 называется «Скучать некогда» (на ковер выходят 3 ребенка, логопед

                 одевает на них шапочки «Комар» и «Пчела», кладет на пол бумажную ромашку). Дети в ролях рассказывают стихотворение:

    Села пчелка на цветок,

    Опустила хоботок.

    Подлетает к ней комар:

    - Что ты ищешь там?

    - Нектар!

    - А тебе не надоело,

    не наскучило искать?

    - Нет, тому, кто занят делом,

    просто некогда скучать!

    1. Составление описательного рассказа насекомого по плану-схеме.  

                 - Ребята, пчелка предлагает вам угадать одно из насекомых с этой  

                лужайки.

    Нужно рассказать о насекомом по этому плану-схеме (логопед снимает «Лужайку», под ней висит план-схема) и картинка (один из детей выходит к плану-схеме и, держа перед собой предметную картинку с изображением стрекозы, описывает её, не называя. Затем дети угадывают).

                 - Правильно, это стрекоза!

    X.       Выкладывание фигурки стрекозы из счетных палочек.   

               Логопед снимает с мольберта план-схему, под ней картинка со

               схематическим изображением стрекозы.

                 - Дети, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них

               стрекозу.  

                 Смотрите на образец (дети выполняют задание). Молодцы!

    1.  Итог.  

    На доску снова вывешивается картина «Весенняя лужайка».

       - Ну что ж, ребята, нам пора покинуть весёлую лужайку и вернуться домой.    

    Вы очень понравились нашей пчелке. Попрощайтесь с ней (дети прощаются).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Звук П.

    Использование коррекционной технологии речедвигательной ритмики на подгрупповом логопедическом занятии по преодолению общего недоразвития речи у детей...

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""

    Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе ОНР "Звук "Х"

    Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду. Поэтому представленный конспект занятия – конспект фронтал...

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

    Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: Наш дом – Земля.

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема: Наш дом – Земля. Графические материалы размещены ...

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»...