Главные вкладки

    Система коррекционно – развивающей работы педагога – психолога с детьми с тяжёлыми наруше-ниями речи старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
    календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Екатерина Экк

    Рассматривается система коррекционно - развивающей работы педагога - психолога с детьси с тяжёлыми нарушениями речи, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное учреждение

    «Детский сад «Тополёк» г.Советский

    Система коррекционно – развивающей работы педагога – психолога с детьми с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

    Разработала: педагог – психолог

    Экк Екатерина Сергеевна

    2016 г.

    Аннотация. Рассматривается система работы педагога – психолога с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Представлен тематический план коррекционно – развивающих занятий с детьми с ТНР.

    Ключевые слова. ФГОС дошкольного образования, особенности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, цель и задачи работы педагога – психолога с детьми с ТНР, темы коррекционно – развивающих занятий.

     ФГОС дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач детского сада. К сожалению, не все дети легко проходят свой путь развития, некоторые из них имеют те или иные особенности в развитии, и испытывают затруднения в усвоении основной общеобразовательной программы детского сада.  К таким детям, относятся обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

     Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. [6, с 11]

    Речь, с позиций психологии, понимается в качестве психического познавательного процесса использования человеком языка, языковых значений, в основном, для общения с другими людьми и с базовой целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта.

    У детей  с тяжелыми нарушениями речи, при нормальном интеллекте, зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала,

    • неустойчивость внимания,
    • быстрая отвлекаемость,
    • истощаемость психических процессов,
    • снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
    • у них затруднена развёрнутая связная речь.

    Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость,

    • раздражительность или общая заторможенность,
    • замкнутость,
    • обидчивость,
    • плаксивость,
    • многократная смена настроения.

      Чем сильнее выражено речевое расстройство как первичный фактор влияния на развитие, тем чаще и сильнее вторично страдают когнитивные и личностные характеристики детей. В связи с чем, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, в работе с детьми с ТНР, обеспечиваются только благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов образовательной организации.

    Возрастные особенности развития детей старшей группы (от 5 до 6 лет). Это возраст наиболее активного рисования (поэтому в данной программе используются элементы изотерапии).  Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Активно развивается представление о себе, формируется образ Я. [3, стр 11]

     Методологической основой коррекционно – развивающей работы педагога – психолога с детьми с ТНР являются  труды  выдающихся зарубежных ученых  в области дошкольной педагогики Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И.Тихеевой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгер и др., считавших, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

    Методическая основа занятий составлена на основе парциальной программы психолого – педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик» Н.Ю. Куражевой, с использованием комплексных занятий для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет «Чувствуем - познаем – размышляем» М.В.Ильиной, программы А.В.Ухановой «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка». На занятиях активно используется психогимнастика М.И.Чистяковой, направленная на коррекцию и развитие всех сторон психики ребенка, а также методическое пособие О.К.Никифоровой «Учимся думать, играя: задания и упражнения по развитию логического мышления для детей 4-5 лет».

    Цель коррекционно – развивающей работы: развитие интеллектуальной, познавательной, эмоционально    – волевой, коммуникативной сферы у детей с ТНР 5-6 лет.
    Задачи коррекционно – развивающей работы:
       -  Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир эмоций;
       - Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса   общения;
       -  Развитие волевой сферы – произвольности и саморегуляции;
        - Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
       - Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно – логического и творческого мышления;
       - Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

    Каждое групповое занятие содержит в себе следующие этапы:

    1. Организационный момент. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия.

    2. Мотивационный этап. Сообщение темы занятия, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме.

    3. Практический этап. Подача новой информации; задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике.

    4. Рефлексивный этап. Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.

         Продолжительность  занятия 25 минут.

    Методы и приемы работы педагога – психолога с детьми с ТНР:

    - Занятия проходят в виде путешестия;

    -Выполнение заданий на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики в индивидуальных тетрадях;

    - Использование психогимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации под музыку;

    - Использование элементов изотерапии.

    Тематический план групповых коррекционно – развивающих занятий

    старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

    № занятия, тема

    Цель

    Формы работы, упражнения

    1.Знакомство

    Сплотить группу, развитие умения работать в группе, снятие телесного и эмоционального напряжения, развивать воображение, развитие координации движений.

    Приветствие «Мы стоим рука в руке», игра «Клубочек имён», подвижная игра «Паровозик имён», релаксация «Цветок дружбы», рисование цветов, ритуал прощания «Башня Дружбы».

    2.Цвета вокруг

    Развитие познавательной, интеллектуальной сферы, развитие произвольного поведения, развитие саморегуляции.

    Упражнение «Йоговская гимнастика», игра «Цвета вокруг», задание «Художник», психогимнастика  «Путешествие в лес», упражнение  «Лабиринт».

    3.Правила поведения на занятиях

    Формировать навыки вербального и невербального общения, развивать познавательные процессы, развивать моторику.

    Тайны поведения на занятиях, игра «Автомобили», задание «Найди и раскрась божьи коровки», гимнастика «Замок», упражнение «Открой замок».

    4.Размер предметов

    Развитие познавательной, интеллектуальной сферы, развитие произвольного поведения, развитие саморегуляции, развивать мелкую и общую моторику.

    Упражнение «Йоговская гимнастика», упражнение «Большие – маленькие», игра «На что это похоже?», пальчиковая гимнастика «Замок», «Очки», задание «Наведи порядок».

    5.Наша группа. Что мы умеем.

    Обогащать знания детей друг о друге, развивать внимание, мышление, развивать мелкую и общую моторику

    Приветствие «Как живешь?», игра «Делай как я», задание «Найди пару», игра «Пересядьте те, кто…», пальчиковая гимнастика «В гости».

    6.Одинаковое-разное.

    Развитие познавательной, интеллектуальной сферы, развитие произвольного поведения, развитие саморегуляции.

    Задание «Сравни картинки», психогимнастика «Карлики и великаны» задание «Найди предмет, который не подходит к остальным».

    7.Карта страны «Понимания»

    Сплочение детского коллектива, развитие познавательных процессов, двигательной выразительности, мелкой и общей моторики

    Упражнение «Комплименты», «Цепочка», задание «Найди все мячики», психогимнастика «Мы охотимся на льва», упражнение «Чего не хватает», пантомима «Кипящий чайник».

    8.Количество предметов.

    Учить определять сходства и различия картинок, повторение соотношение цифры и количество предметов

     Психогимнастика «Игры в воде», упражнение «Сходства и различия», физкультминутка «Сделай столько раз», игра «Разложи по коробкам».

    9.Город дружбы.

    Развивать невербальное и вербальное общение, развивать внимание, память, мышление, развивать мелкую и общую моторику

    Игра на запоминание «Я возьму с собой…»,  беседа о дружбе, задание «Кто кого боится?», игра «Найди друга», пальчиковая гимнастика «Дружба», задание «В гости», игра «Комплименты».

    10.Цвет и форма предметов.

    Развитие познавательной, интеллектуальной сферы, развитие саморегуляции, развивать мелкую и общую моторику.

    Упражнение «Йоговская гимнастика», игра «Подбери по цвету и форме», игра «Огонь – лед», «Шарик», упражнение «Продолжи дорожки».

    11.Город дружбы.

    Раскрыть значимость моральной поддержки друзей, развитие воображения, общей и мелкой моторики.

    Игра «Паровозик», сказкотерапия «Смелый Бобердулик», рисунок «Лучший друг», психогимнастика «Поссорились – помирились».

    12.Цвет радуги

    Закреплять название основных и  дополнительных цветов, наблюдательность, мелкую моторику.

    Психогимнастика «Золушка», игра «Разговор красок», рисование радуги, задание «Соедини линией ботинок и его след».

    13.Город дружбы.

    Развивать групповую сплоченность,

    -формировать позитивное отношение к сверстникам,

    -развивать познавательные процессы, общую и мелкую моторику.

    Беседа «Какие чувства мешают дружить», инсценирование стихотворения Б.Заходера «Приятная встреча»,  игра «Домик», пальчиковая гимнастика «Помиримся», совместное рисование.

    14.Форма и размер предметов. Башни и лесенки.

    Закреплять представления об относительной величине предметов, развивать наблюдательность, общую и мелкую моторики.

    Психогимнастика «Северный полюс», игра «Лесенка», задание «Рукавички» физкультминутка «Сделай столько раз», рисунок «Разные дома» (высокие-низкие).

    15.Город помощников

      Формировать представление о себе, о своих органах чувств, развивать внимание, память, мышление, моторику.

    Игра на запоминание «Я возьму с собой…», рассказ «Про нос и язык» (Е.Пермяк), игра «Ухо – нос», игра «Локоть – колено», задание «Внимательные ушки, носик».

    16.Живое–неживое.

    Учить различать живую и неживую природу, развивать наблюдательность, развивать внимание, мышление, моторику.

    Психогимнастика  «Гневная гиена», ига «Живое – неживое», пальчиковая гимнастика «Замок, «Очки», задание «Оживи фигуры».

    17.Город помощников

     Формировать представление о себе, о своих частях тела,

    развивать невербальное и вербальное общение.

    Беседа о строении тела человека, игра «Ухо – нос», игра «Локоть – колено», задание «Внимательные ручки», рисунок «Нарисуй себя».

    18.Раньше или позже.

    Формировать временные понятия «раньше или позже», развивать двигательную , общую и мелкую моторики.

    Пантомима «Король Боровик не в духе», игра «Раньше или позже (что сначала или потом)», психогимнастика «Лисёнок боится», упражнение «Чего не стало?».

    19.Город Настроения. Радость-грусть.

    Сплотить группу, познакомить детей с чувством радости, грусти, учить детей выражать чувство радости в рисунке, развитие познавательных процессов.

    Приветствие «Город Настроения», динамическая пауза «Путешествие в лес», задание «Нелепица», беседа по пиктограммам «Радость-грусть», задание «Сказочные персонажи», задание «Моя радость».

    20. Всё с частицей «не».

    Развивать восприятие частицы «не», развивать внимание, память, мышление и речь,

    развивать общую и мелкую моторику.

    Упражнение «Йоговская гимнастика», задание «Обведи «не животных»», упражнение «Скажи по-другому», пальчиковая гимнастика «Цветок», задание «Раскрась не круглый и не квадратный».

    21.Город Настроения. Гнев.

    Познакомить детей с чувством гнева, развитие познавательных процессов.

    Упражнение-разминка «Хозяйка однажды с базара пришла», беседа по пиктограмме «Гнев», игра «Дракон кусает свой хвост»,  гимнастика «Помиримся».

    22.Описание предметов.

    Учить определять форму, цвета, назначение предметов; учить составлять загадки, развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику.

    Учимся составлять загадки, физкультминутка «Ванька – встанька», игра «Подбери игрушку», пальчиковая гимнастика «Домик», «Лодка»,  аппликация «Моя любимая игрушка».

    23.Город Настроения Удивление.

     Познакомить детей с чувством удивления, развитие познавательных процессов.

    Беседа по пиктограмме «Удивление», упражнение «Удивительные запахи», гимнастика «Удивительно»,  задание «Дружная рыбалка».

    24.Тень предметов

    Развивать представление детей о тени предметов, развивать  восприятие,  внимание, память, мышление и речь.

    Беседа о том, что такое тень, психогимнастика «Тень», дидактическая игра «Кто это?», игра «Моя тень», задание «Угадай, чья тень».

    25.Город Настроения. Испуг.

     Познакомить детей с чувством страха, развивать умение справляться с чувством страха, учить детей выражать чувство страха в рисунке.

    Психогимнастика «Мы охотимся на льва»,   пиктограмма «Испуг», гимнастика «Храбрые моряки», рисование «Мой страх», упражнение «У страха глаза велики».

    26.Пространственное расположение предметов.

     Учить активно использовать слова «внутри» или «снаружи», развивать познавательные процессы.

    Психогимнастика «Ваське стыдно», игра «Что внутри, а что снаружи?», физкультминутка «Карусели», игра «Четвертый лишний».

    27.Город Настроения. Спокойствие.

    Расширить представление детей о чувстве «спокойствия», развивать познавательные процессы.

    Беседа по пиктограмме «Спокойствие», упражнение «Насос и мяч», задание «Составь из частей пары», гимнастика «Спокойные цветки».

    28.Ориентация в пространстве.

    Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать познавательные процессы, моторику.

    Игра «Запретное движение», задание «Добавь недостающие фигурки», пальчиковая гимнастика «Домик», «Очки», задание «Справа -…, слева- …».

    29.Город Смышленышей.

    Загадки.

    Способствовать сплочению группы,

    развивать невербальное и вербальное общение, логическое мышление.

    Презентация с загадками  «Животный мир», физминутка «Бабочка», задание «Логический квадрат», игра «Подбери название к действию».

    30.Слова наоборот.

    Учить детей находить противоположное значение предметов, развивать внимание, логическое мышление, моторику.

    Психогимнастика «Веселые – грустные», игра «Найди противоположное значение», физминутка «Зайчики», игра «Наоборот», задание «Соедини противоположности».

    31.Город Фантазеров

    Развивать у детей воображение, творческое мышление, способствовать сплочению группы, развивать моторику.

    Игра «Я возьму с собой…», творческое задание «Придумай имя волшебнику», игра «Покручусь – превращусь», задание «Оживи фигуры», рисование «Три краски».

    32. Обобщение.

    Развивать умение обобщать и систематизировать, развивать познавательные процессы, моторику.

    Игра «Универмаг», физминутка «Карусели», игра «Назови одним словом», задание «Наведем порядок», ритуал прощания.

    33.Город Фантазеров.

    Развивать у детей воображение, творческое мышление, речь.

    Задание «Продолжение сказки», упражнение «Артисты пантомимы», арт-терапия «Сегодня мы волшебники».

    34. Классификация.

    Развивать умение классифицировать, развивать мышление, память, внимание, речь, развивать общую и мелкую моторику.

    Игра «Зоомагазин», физминутка «Мы тоже можем так», игра «Назови одним словом»,

    задание «Наведи порядок», задание «Раздели предметы на группы».

    35.Путешествие заканчивается.

    Развивать уверенность в себе, повышать самооценку детей, развивать любознательность.

    Беседа о том, что дети узнали нового во время путешествия по Стране Понимания, вручение медалей «Путешественнику Страны Понимания».

    Список литературы:

    1. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
    2. Ильина М.В. Чувствуем – познаем – размышляем. Комплексные занятия для развития и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.- М.: АРКТИ, 2004.
    3. Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012.
    4. Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка.-СПб.: Речь; М.:Сфера, 2011.
    5. Никифорова О.К. «Учимся думать, играя: задания и упражнения по развитию логического мышления для детей 4-5 лет. – Волгоград: Учитель, 2013.
    6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: 2007.
    7. Цвынтарный  В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь». – СПб.: Лань, 1998.
    8. Чистякова М.И. Психогимнастика -И.,1990.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

    Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...

    Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

    Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...

    Музыкотерапия, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми младшего и старшего дошкольного возраста

    Использование Музыкотерапии, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста...

    Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Волшебный камешек»

    Сенсорная комната - это волшебный мир для ребенка. Погружаясь в мир сказок и волшебства, дети воспринимают все происходящее в ней как реальность.Проигрывая сказочные ситуации, дети получают знания о м...

    «Использование арт-терапевтических приемов в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

    Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная па...