Арт-терапия в системе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога (Апрель 2021)
презентация по коррекционной педагогике

Трусенко Мария Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya_v_rabote_s_doshkolnikami.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арт – терапия в работе с дошкольниками

Слайд 2

Арт – терапия - это Арт терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Термин введен Адрианом Хиллом в 1938 году. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и даже педагогами. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии задачи, которой развитие, коррекция, воспитание и социализация. Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Слайд 3

Арт-терапия применяется при: психологических травмах, потерях • возрастных кризисах развитии креативности • кризисных ситуациях упрямстве • агрессивности страхе, заикании • гиперактивности частой смены настроения • задержки речевого и психического развития • трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми • возбудимости или апатичности • подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации • потери родительского контроля над ребенком, непослушании • застенчивости и неуверенности в себе • развитии целостности личности

Слайд 4

Арт – терапия: - помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру; - помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т.д.; - развивает сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность ребенка; - арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность; - помогает развить гармоничную, духовно развитую личность; - вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.

Слайд 5

Основные принципы занятий арт-терапией : 1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком. 2. Поощрение и благодарность ребенку. 3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов. 4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Т огда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается. 5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. 6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка. 7. Главное - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

Слайд 6

Виды арт-терапии : • Музыкотерапия , включающей, прослушивание песен и инструментальной музыки, игру на музыкальных инструментах, вокалотерапию и фольклоротерапию ; • Кинезитерапия (танцевально-двигательная терапия), включающая хореотерапию , коррекционную ритмику, ритмотерапию и танцетерапию ; подвижные игры, сеансы массажа, лечебную физкультуру; • Изотерапия - арт-терапия , связанная с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, лепкой, аппликацией, росписью, конструирование и т. д. • Имаготерапия ( куклотерапия , образно-ролевая драмтерапия ); • Библиотерапия – арт-терапия посредством чтения или написания собственных произведений. Литература может быть самая разнообразная, и по форме, и по содержанию. В библиотерапии выделяют сказкотерапию – лечение сказками. • Акватерапия – лечение водой; • Песочная терапи я – лечение с помощью песка; • Игротерапия как важнейшая игровая методика коррекции; • Цветотерапия ( хромотерапия ) – лечение цветом; • Мандалотерапия – разукрашивание, создание мандал из различных материалов(природного, бросового), рисование мандал

Слайд 7

Основные функции арт-терапии : Координирующая Творчество требует от ребѐнка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику и весь организм, а значит, на его психическое и физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет. 2. Познавательная Кроме сохранения здоровья, арт-терапевтические техники и технологии создают условия для познания, самопознания и творческого самовыражения каждого дошкольника. Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В творчестве человек воплощает свои эмоции, ожидания, сомнения, страхи, переживания и т.п. 3. Развивающая Различные арт-терапевтические виды, техники развивают творческие способности ребёнка, поскольку во время занятий арт-терапией человек зачастую открывает в себе неведомые ему ранее таланты и способности, открывает и использует свои внутренние ресурсы для своего самообразования и саморазвития, что способствует развитию креативности (творческих способностей), оригинальности, нестандартности мышления. 4. Адаптационная Арт-терапия является эффективным способом социальной адаптации, поскольку в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым в силу разных причин бывает сложно выразить свои мысли вербально, словами.

Слайд 8

5. Коммуникативная Как показывает практика, арт-терапия помогает быстрее устанавливать отношения между людьми, поскольку посредством различных видов искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает об окружающих его людях. 6. Стимулирующая В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, что помогает им преодолеть пассивность, безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. 7. Диагностическая Продукты творчества ребёнка являются объективными показателями его настроения, мыслей, желаний, что позволяет использовать их для диагностики с целью отслеживания динамики развития каждого дошкольника. 8. Психотерапевтическая Побочным продуктом терапии искусством является возникающее в результате выявления у человека скрытых способностей, умений и их развития чувства глубокого удовлетворения, развития уверенности в себе, своих возможностях, гармонизация эмоционального состояния.

Слайд 9

Мандала , как один из методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Слово « мандала » в переводе означает «круг», «диск». Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто серьезно изучал мандалы . Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности. Мандала – это не просто красивый замысловатый рисунок. Это сложнейшая геометрия, несущая в себе грандиозную смысловую нагрузку. Мандала — это ценный инструмент для развития положительных качеств человека, его силы и энергетики. Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развития саморегуляции .

Слайд 11

Работа с мандалами помогает: Гармонизировать внутреннее состояние; Создавать и реализовывать свои намерения и цели; Раскрывать свои творческие способности; Научиться познавать себя; Гармонизировать личное пространство; Наполнять себя позитивными энергиями; Помогает развить саморегуляцию . Чем полезны мандалы для детей? Развивается мелкая моторика. Тренируется усидчивость и аккуратность. Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента. 4. Улучшается эмоциональное состояние, снимается напряжение, выражаются чувства, которые способствуют развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Слайд 12

С какого возраста можно заниматься? 1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий). 3-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов, гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком). Время работы с одной мандалой 10-20 минут. Если ребёнок не успел на одном занятии закончить мандалу , то он это делает на следующем занятии. Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.

Слайд 13

Правила работы при использовании мандал : 1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор. 2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму. 3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала . 4. Практикуется использование музыкального сопровождения. 5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия. 6. Педагог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы. 7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работ. 8. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату. Можно ребенку предложить дать название мандале , которую он изобразил.

Слайд 16

Игры с песком (песочная терапия) «Угадай, какая деталь» - ребенок ищет закопанную в песке деталь конструктора и определяет ее название, а также считает количество кнопочек на детали «Соедини детали на ощупь» – ребенок ищет закопанные в песке детали конструктора и соединяет их на ощупь, после чего вытаскивает и описывает, на что похожа конструкция. Игры с водой ( акватерапия ) «Плывет кораблик» – ребенок конструирует из « Лего » кораблик, лодку или плот, присоединяя к постройке парус - бумажную салфетку, после чего выполняются дыхательные упражнения: ребенок дует на кораблик – кораблик плывет. «Подводное царство» - ребенок выполняет постройки из « Лего » по инструкции педагога или самостоятельно по замыслу, держа руки в емкосте с водой. «Ищем клад» – ребенок ищет детали конструктора с закрытыми глазами, держа руки в емкости с водой

Слайд 17

Взаимодействие с родителями по использовании методов арт-терапии Памятки. Консультации, рекомендации. Мастер-классы. Совместная арт-терапия детей с родителями по разным видам арт-терапии . Арт-терпаия с психологом Обмен семейным опытом Папка-передвижка

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

План самообразования педагога-психолога по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ"

План самообразования педагога-психолога Багаутдиновой А.Н. по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ" на 2014-2019 гг. и 2019 - 202...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 1 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с родителями,...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 2 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с р...

"Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога в детьми дошкольного возраста" консультация для педагогов

Арт-терапия -это технология лечения и развития при помощи искусства, творчества. С помощью арт-терапии мы развиваем в ребенке способность самовыражения и самопознания. Соответственно идет га...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...