Главные вкладки

    Программа психологического сопровождения социально-коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего агрессивного поведения(моделирование на песке)
    рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

    Князева Наталья Михайловна

    Цель программы-психокоррекция и развитие коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально-волевой сферы, а также познавательного развития и сенсорного опыта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_knyazevoy_n.m.po_agress_poved.docx1000.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    E:\скан аттест\программа песок.jpg

    Пояснительная записка

    За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями,  с имеющими комбинированную  форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.

    Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.

    Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных  проблем психологии и педагогики. Центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта взаимосвязь - линия развития эмоций - нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы  необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.

          Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

     Согласно Ж. Пиаже (1951), игра — основной способ развития детей в дошкольном возрасте. К. Юнг (1971) говорил, что «фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются вместе».

    Песок и вода— прекрасные инструменты, которые необходимо использовать в игре. Для детей песочная терапия — естественная форма экспрессии, и они с готовностью тянутся к этому. Нет никакого правильного или неправильного способа игры в песке. Песочные миры создаются без подготовительной работы, без планирования и моделирования и поэтому соответствуют внутреннему миру создателя.

    У детей, для которых игра и жизнь имеют тенденцию быть почти синонимичными, объективизация бессознательного материала в песочной терапии ведет к интеграции и перенесению опыта в существующую действительность. Для взрослых возникающее при этом понимание может появляться очень быстро и часто физически чувствуется так же, как и эмоционально, мысленно, духовно. Песок и вода — естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Символика объектов и материалов, используемых в песочной терапии, может служить так называемым общим языком. Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит.

    Цель такой терапии—не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

    Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

    • развить более позитивную Я-концепцию;
    • стать более ответственным в своих действиях и поступках;
    • выработать большую способность к самопринятию;
    • в большей степени полагаться на самого себя;
    • овладеть чувством контроля;
    • развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
    • развить самооценку и обрести веру в самого себя.

                 Принципы песочной терапии

    1.  Добровольность. Ребенок играет по своему желанию.

    2.Активность ведущего взрослого. Взрослый в роли организатора, и непосредственного участника. Активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка.

    3. Предупреждение открытых конфликтов между детьми (при групповых занятиях) 

    4. Безоценочность.  В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей

    5. Безопасность

    6. Отсутствие соревновательного начала в играх

    7.  Атмосфера  доброжелательности

          8. Введение ритуалов начала и окончания занятия

       

           Паспорт программы

    Название  программы

    Программа психологического сопровождения социально-коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением.

    Цель программы

    Психокоррекция  и развитие коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально-волевой  сферы, а также познавательного развития и сенсорного опыта.

    Задачи программы

    1. Оптимизировать  конструктивное общение агрессивного ребенка со сверстниками: выработать  механизмы эмпатии, сочувствия к окружающим, умение считаться с другими, умение выходить из конфликтных ситуаций.
    2. Создать положительный эмоциональный фон в различных видах деятельности дошкольника, снять  эмоциональное  напряжение во взаимодействии между детьми.
    3. Оптимизировать общение агрессивного ребенка с семейным окружением.
    4. Развивать познавательные процессы и мелкую моторику.
    5. Создать условия для развития  волевой регуляции, умения снимать мышечное напряжение.

    Принципы

    1. принцип системности коррекционных и профилактических задач;
    2. принцип единства диагностики и коррекции;
    3. деятельностный принцип коррекции;
    4. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
    5. принцип комплексности методов психологического воздействия;
    6. принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.

    Ожидаемый результат по программе

    1.Снижение фона агрессивного поведения ребенка.

    2. Способность вступать в конструктивные речевые диалоги,

    - налаживать отношения со сверстниками в игре и вне игры,

    - мирно разрешать возникающие конфликты, используя речь в качестве основного эффективного коммуникативного средства

    Формы реализации программы

    Индивидуальные занятия с ребенком и групповые

    Методы используемые

    Моделирование игр на песке (песочная терапия)

    Сочинение сказки на песке (сказкатерапия)

    Игры

    Упражнения

    Участники программы

     дети старшего дошкольного возраста (5-6лет) с агрессивными формами поведения

    Сроки действия программы

    10  занятий рассчитаны на 6 недель. 1-2 занятия в неделю по 30- 40 минут.

    Территория программы

    Дошкольное учреждение

    Методическое и техническое обеспечение программы

    1. Водонепроницаемый деревянный ящик: размер – 50 х 70 х 8см.

    2. Чистый, просеянный песок

    3.        Цветной песок

    4.        «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)

    В набор игрушек входит:

    • Человеческие персонажи
    • Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)
    • Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
    • Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
    • Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)
    • Сказочные герои (злые и добрые)
    • Бросовый материал

                5. Совочек со щеточкой необходимы, чтобы собрать просыпанный песок.

    Кадровое обеспечение программы

    Педагог-психолог, обученный методам песочной терапии и сказкотерапии.

    Тематическое планирование программы

    № занятия

    Тема

    Цель

    Упражнение

    Время занятия

    1.

    «Чувствительные ладошки»

    Знакомство с песком, опознавание тактильных ощущений.

    Игра «Отпечатки рук».

    Игра «Узнай, чей след»

    25 мин

    2.

    «Знакомство с Песочным Человечком»

    Освоение пространства песочницы.

    Формирование правил поведения в «песочнице».

    1. Игра «Песочный круг».

    2. «Загадка».

    25 мин.

    3.

    «В гостях у Песочной феи»

    Расширение представлений ребенка о качествах и возможностях песка, способах взаимодействия с ним,  правил, закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей

    Упражнение «Здравствуй, песок!»

    Игра-упражнение «Песочные прятки»

    Упражнение «Песочный дождик». Упражнение «Победитель злости».

    Упражнение «Узоры на песке».

    30мин.

    4.

    «Подарок от Песочной Феи: Как научиться сочинять сказку»

    Формировать предпосылки снятия (освобождение) негативного опыта, желания сделать приятное.

    1.  Беседа с Феей о том, что такое сказка.

    2.  Выбор героя сказки

    3.  Подарок Феи рисуем сказку на бумаге

    4.  Выкладываем сказку на песке.

    30-40 мин.

    5.

    Инсценирование сказки «Моя любимая сказка».

    Формирование оценочных суждений о поступках героев  сказки, проигрывание коммуникативных навыков.

    1. Рассказывание сказки на песке.

    2. Игра с героями сказок.

    30-40 мин.

    6.  

    Инсценирование сказки «Моя любимая сказка».

    Формирование оценочных суждений о поступках героев  сказки, освобождение от негативного эмоционального опыта.  

    1. Рассказывание сказки на песке.

    2. Поиграем с героями сказок.

    30-40 мин.

    7.

    «Школа Песочной Феи для лесных  зверей»

    Формирование познавательных процессов (коррекция), снижение мышечного напряжения

    1. «Угадай по описанию».
    2. «Чьи следы».

    3.   «Узнавалка».

    30-40 мин

    8.

    «Столовая Песочной Феи для лесных  зверей» 1

    Формирование конструктивных форм общения со сверстниками

    Сочинение групповой сказки

    Создание Волшебного мира

    30 мин

    9.

    «Волшебная семья»

    Формирование конструктивных форм общения со сверстниками

    Архитектор-строитель

    30 мин

    10.

    Итоговое занятие

    Диагностика:

    уровня агрессии у ребенка

    Уровень развития навыков конструктивного взаимодействия

    Методики:

    1. Проективный рисунок – тест «Несуществующее животное»

    2. «Азбука общения М.И.Лисина.

    3.Ритуал прощания

    30 мин

     

    Пример содержания занятия.

    Занятие №1. «Чувствительные ладошки»

    Ход занятия.

    Психолог приглашает ребенка к песочнице. Садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью.

    Педагог: Здравствуй, Саша! Я очень рада видеть тебя.  Сегодня начнем знакомство с волшебной страной. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

    Ритуал «входа» в Песочную страну:

    Звучит музыка

    Психолог: Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать  вокруг песочницы и взяться за руки. Вытянуть руки над песочницей ладонями вниз. Закрой, пожалуйста, глаза и произнеси за мной заклинание:

    В ладошки наши посмотри,

    В них доброту, любовь найди

    Чтоб злодеев побеждать,

    Мало просто много знать

    Надо быть активным,

    Смелым, добрым, сильным

    А еще желательно

    Делать все внимательно!

    Психолог  снимает ткань с песочного листа

    Психолог: Мы начинаем с тобой  путь по волшебной  Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро ты станешь настоящим творцом и добрым волшебником, познакомишься с жителями этой прекрасной страны. Ты их пока не видишь, а знаешь почему? Они тебя еще боятся, не доверяют. Ведь они не знают добрый ты или злой, пришёл творить хорошее или плохое

    Психолог:  Жители немножко за нами понаблюдают, и если мы им поправимся, то на следующих занятиях они обязательно придут к нам в гости

    Психолог:  Будем с тобой делать все правильно?

    (Ответ ребенка)

    Психолог: Хорошо, тогда начинаем - Мы сейчас с тобой поиграем в одну очень интересную игру «Отпечатки рук»

    Ход игры:

    На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям

    Психолог: Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А ты(Ответ ребенка)

    Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуешь ты? (Ответ ребенка)

    Далее психолог переворачивает свои руки ладонями вверх

    Я перевернула руки, мои ощущения изменились

    Теперь я по - другому чувствую песок, по - моему он стал чуть холоднее. А что чувствуешь  ты?

    Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?

    Если у ребенка похожие ощущения, то можно обсудить, как сделать лучше

    Психолог: Давай «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представь, что это проехала машина, санки или проползла змея

    - Поставьте ладонь на ребро и выполни те же движения

    - Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с тобой.

    - А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры.

    - Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками)

    - Поиграем по поверхности песка как на пианино

    - А теперь нарисуем с тобой солнышко из отпечатков наших рук (ладошек)…… Молодец, а сейчас нарисуй на песке свое настроение

    По окончании работы психолог предлагает ребенку вымыть руки и сесть на стул.

    Рефлексия занятия:

    Психолог: Саша, сегодня мы с тобой начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали ты? (Ответ ребенка)

    Ритуал «выхода» из Песочной страны

    Теперь Саша, протяните руки над песочницей и сделай движение, как будто ты скатываешь шарик, приложи его к сердцу и повторяйте за мной:

    «Я (Мы) беру (берем ) с собой все важное, что было сегодня со мной (с нами), все, чему Я (мы) научился (научились)!»

    Психолог: До следующей встречи!

    № занятия. Тема

    Ход занятия

    Источник

    1. «Чувствительные ладошки»

    1.Вход в занятие. Приветствие

    Игра «Отпечатки рук».

    Игра «Узнай, чей след»

    Большебратская Э.Э. Песочная терапия.

    Сакович Н.А. Технология игры  в песок.

    2. «Знакомство с Песочным Человечком».

    1. Игра «Песочный круг».

    2. «Загадка».

    Большебратская Э.Э. Песочная терапия.

    Сакович Н.А. Технология игры  в песок.

    3. «В гостях у Песочной феи»

    Упражнение «Здравствуй, песок!»

    Игра-упражнение «Песочные прятки»

    Упражнение «Песочный дождик». Упражнение «Победитель злости».

    Упражнение «Узоры на песке».

    Большебратская Э.Э. Песочная терапия.

    Сакович Н.А. Технология игры  в песок.

    4. «Подарок от Песочной Феи: Как научиться сочинять сказку»

    1.  Беседа с Феей о том, что такое сказка.

    2.  Выбор героя сказки

    3.  Подарок Феи рисуем сказку на бумаге

    4.  Выкладываем сказку на песке.

    Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.

    5. Инсценирование сказки «Моя любимая сказка».

    1. Рассказывание сказки на песке.

    2. Игра с героями сказок.

    Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.

    6. «Школа Песочной Феи для лесных  зверей»

    1. «Угадай по описанию».
    2. «Чьи следы».

    3.   «Узнавалка».

    Большебратская Э.Э. Песочная терапия.

    Сакович Н.А. Технология игры  в песок.

    7. «Столовая Песочной Феи для лесных  зверей» 1

    1. «Столовая». 

    2. «Пекарня».

    Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.

    8. «Столовая Песочной Феи для лесных  зверей» 1

    Формирование конструктивных форм общения со сверстниками

    Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.

    9. «Волшебная семья»

    Формирование конструктивных форм общения со сверстниками

    Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. «Азбука общения М.И.Лисина.

    10. Итоговое занятие

    Диагностика:

    уровня агрессии у ребенка

    уровня развития навыков конструктивного заимодействия

    Методики:

    1. Проективный рисунок – тест «Несуществующее животное»

    2. «Азбука общения М.И.Лисина.

    Методики диагностики по программе:

    Методики:

    1. Проективный рисунок – тест «Несуществующее животное»

    2. «Азбука общения М.И.Лисина.

    Литература:

    1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.\

    2. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб.:Речь, 2010. - 176 с.

    3. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. - 340 с.

    4.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

    5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010. - 256 с.

    6. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.

    7.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

    8.Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб.: Речь, 2010. – 2008.

           9.    Интернет-ресурсы. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Песочная терапия.

                         

       http://www.rebenok.com/info/library/psychology/57520/ispolzovanie-pesochnoi-psihoterapii-v-rabote-s-                                               

           http://deti-nadezhda.narod.ru/pesok.html

           http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia1110.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

    Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

    Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми....

    Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

    Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

    Авторский материал «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

    Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Формирование социально-к...

    Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...