Методическая разработка. Взаимодействие учителя-дефектолога с семьей в ДОУ для детей с ЗПР.
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Архипова Олеся Владимировна

В методической разработке кратко описаны особенности познавательной сферы , игровой деятельности, эмоционально-волевой сферы  детей с ЗПР. Даны рекомендации по работе с родителями, примеры упражнений для закрепления изученного материала (по лексическим темам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель – дефектолог

Архипова О.В.

Методическая разработка

Взаимодействие учителя - дефектолога с семьей в ДОУ для детей с ЗПР

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

 В. А. Сухомлинский

Введение

За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Часто приходится слышать такое мнение родителей: «Мы вам ребенка в сад отдали – воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела». Расплатой за такую позицию является непоправимо утраченная духовная связь с собственными детьми и следующее за этим недоумение: «Как же так, в детском саду плохо воспитывают наших детей!». Да, безусловно, дошкольное учреждение является одним из сильных факторов развития детей. Одним из многих, но никак не единственным фактором. Родителям об этом забывать, никак не стоит.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и педагогов дошкольного учреждения.

Познавательная деятельность

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения.

При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов. Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

По результатам диагностических исследований, развитие психических процессов детей с ЗПР подчиняется общим закономерностям развития, имея при этом свои специфические особенности:

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, ограниченно, фрагментарно и константно. Дети часто упускают существенные характеристики вещей и предметов.

  1. Отмечается снижение сенсомоторного восприятия:
  • несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
  • возникают трудности в графическом воспроизведении фигур;
  • дети не обладают рациональными приемами обследования (присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм);
  • недостаточность сенсорной интеграции и координации затрудняют узнавание предметов и соединение отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ.
  1. Замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации;
  2. За определенное время воспринимается меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник;
  3. Замедлен темп формирования целостного образа предметов;
  4. Значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации;
  5. Снижена ориентировочно – исследовательская деятельность;
  6. Снижена скорость выполнения перцептивных операций;
  7. Наблюдаются затруднения в право- и левоориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность.

Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности. Детям с ЗПР трудно собрать, удержать внимание на протяжении той или иной деятельности.

  • Отмечаются трудности концентрации (сосредоточения), удержания, переключения внимания;
  • Высокая отвлекаемость;

Мыслительная деятельность характеризуется трудностью формирования образных представлений.

  • Недостаточно сформированной зрительно-аналитико-синтетической деятельности;
  • Недостаточно сформированы пространственно-временные представления;
  • Не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень наглядно – образного, затем, словесно-логического мышления;
  • Обедненность представлений о предметах окружающего мира;
  • Низкая способность к обобщению материала;
  • Сложность создания из частей и выведения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами;
  • Репродуктивный характер деятельности (по алгоритму; повторение) детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов.

После специального обучения детей эффективному использованию группировки материала по ситуативным признакам и по родовой принадлежности показатели детей с ЗПР улучшаются.

Память детей с ЗПР характеризуется:

  • Неточностью воспроизведения и быстрой потерей информации;
  • Снижение объема кратковременной и долговременной памяти;
  • В наибольшей степени страдает вербальная память;
  • Снижение и неточность переработки воспринимаемого материала.

При целенаправленной коррекционной работе, в частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР.

Особенности игровой деятельности детей с задержкой психического развития

Интерес детей к игре и к игрушкам снижен. С трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.

Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «больницу», с увеличением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет … в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.

Эмоционально-волевая сфера детей с задержкой психического развития

Эмоционально-волевая сферы характеризуется незрелостью, своеобразием формирования поведения и личностных особенностей детей.

  • Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники;
  • Трудности адаптации к детскому коллективу;
  • Недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, могут наблюдаться проявления инертности;
  • Низкий уровень функции самоконтроля;
  • Общее снижение мотивации деятельности;
  • Низкая познавательная активность, избегание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
  • Сниженной умственной работоспособности;
  • Нарушение планирования и программирования деятельности;
  • Ярко выраженные трудности в вербализации действий;
  • Свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость, истощаемость;
  • Эмоциональная неустойчивость.

Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей с задержкой психического развития. Тяжелых двигательных расстройств у них не наблюдается, но обнаруживается отставание в физическом развитии:

  • Несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, сила, ловкость, координация;
  • Несовершенство мелкой моторики рук, что обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, в процессе одевания, зрительно - моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков и навыков изобразительной деятельности.

Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями.

Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Эти своеобразия речи приводят к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Проведенные исследования В.В. Воронковой и В.Г. Петровой показали, что при ЗПР недоразвитие речевой деятельности напрямую влияет на уровень интеллектуального развития.

В современных условиях социально – экономической нестабильности общества, семья не только выполняет функцию воспитания, но и является той средой, в которой происходит психологическая коррекция личности, познания ребенка с ЗПР. Поэтому вопросы семейного воспитания детей с особенно актуализировались.

К сожалению, большинство родителей осуществляют процесс воспитания детей с ЗПР спонтанно, не задумываясь о необходимости специальных подходов к развитию познавательных процессов, эмоциональной сферы, личности ребенка.

Возможность родителей влиять на психофизическое развитие, становление личности ребенка с ЗПР, создавать благоприятные условия для предупреждения, коррекции и компенсации вторичных отклонений во многом зависит от степени их просвещенности в вопросах дефектологии. Отсюда встает вопрос о взаимодействии семьи и учителя - дефектолога, задача которого:

  • помочь родителям понять особенности развития эмоционально – познавательной сферы своего ребенка;
  • сообщить им необходимые знания о развитии и воспитании ребенка;
  • подсказать приемы обучения, которые помогут обеспечить нормальное психофизическое и психомоторное развитие ребенка.

Задачи учителя - дефектолога

  1. Основная цель деятельности специалиста – построить свою работу с родителями детей как с параспециалистами, относиться к родителям как к партнерам;
  2. Оказывать квалифицированную поддержку;
  3. Помогать создавать для ребенка развивающую и комфортную семейную среду;
  4. Создавать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении детей;
  5. Формировать адекватные взаимоотношения в родительской и детско-родительской семейных подсистемах;
  6. Соблюдать принцип сотрудничества во взаимоотношениях с родителями и детьми;
  7. Соблюдать принцип учета интересов, т.е. поддерживать заинтересованность в сотрудничестве.

Задачи родителей

  1. Создание дома спокойной, доброжелательной атмосферы, которые продиктованы состоянием ребенка, соблюдение режима дня;
  2. Постоянное развитие познавательной сферы ребенка;
  3. Овладение основами специальной педагогики и психологии; навыками поведения в домашних условиях, посещение занятий учителя - дефектолога по коррекционному развитию и воспитанию, а также обучение своих детей и закрепление полученных результатов;
  4. Знание особенностей развития ребенка, адекватная самооценка, правильное отношение к особенностям развития ребенка, волевые качества, умение включать в жизнь ребенка игровую и посильную трудовую деятельность;
  5. Самостоятельное продолжение работы при интеграции ребенка в школу.

Направления и формы работы с семьей.

  1. Изучение семьи и ее потребностей (совместно с воспитателем).
  2. Информирование родителей о достижениях ребенка.
  3. Психолого - педагогическое просвещение.
  4. Вовлечение родителей в педагогический процесс (индивидуальные беседа, корректировка индивидуального пути развития ребенка).

  1. Направление
  • Опрос (анкеты, беседы, тесты).
  • Наблюдение за взаимодействием родителей с ребенком - мимика, телесный контакт, сюжетно - ролевая игра, беседа).
  • Проективный метод - кому первому ребенок рассказывает про свои беды, радости.
  • Презентация семьи
  •  альбомы;
  • мероприятия с семьей (давайте познакомимся; подружимся; вместе действовать и т. д.).
  • Детский рисунок (анализ психолога)
  1. Направление.
  • Родительские собрания
  • Круглый стол
  • День открытых дверей
  • Консультации
  1. Направление.
  • Совместная познавательная деятельность (викторина, экскурсия и т. д.)
  • Совместная трудовая деятельность («умелые ручки», изготовление поделок, игрушек)
  • Клубная работа (все специалисты)
  • Чтение лекций по актуальным темам обучения и воспитания детей
  1. Направление.
  • Почта
  • Личный блокнот (рисунки ребенка, рассказы о семье, достижения ребенка)

Использование наглядной агитации в работе с родителями:

  • Информационные стенды (лексическая тема, задачи роботы, игры, упражнения)
  • Уголок учителя - дефектолога
  • Выставка детских работ.

Приложение

Играем вместе!

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра»

А. С. Макаренко.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же уверена, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. В предлагаемые игры и задания можно играть с детьми по дороге из садика, на прогулках, и, конечно, дома.

Ребенок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для ребенка. Чем больше минут проводится в обществе близких ему людей, тем больше общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Формирование представлений об окружающем мире

Осень. Сбор урожая. Овощи, фрукты

(Младше – средний возраст)

  1. Поговорить о признаках осени
  • Дни стали холоднее
  • часто идут дожди
  • листья желтеют и опадают – это листопад
  • люди одеваются теплее, собирают урожай и т. д.
  1. Выучить стихотворение с движением

Кап, кап по дорожке

Кап, кап на ладошку

Дождик землю поливай,

С нами поиграй.

Взмахи кистями рук – вверх-вниз

Пальчик дотрагивается до ладошки

Развести руки в стороны

Хлопнуть в ладоши

  1. Рассмотреть овощи, фрукты по 1- 2 за один раз:
  • Название
  • Цвет, форма, величина (в сравнении с другим)
  • Особенности поверхности (гладкая, твердая, шершавая и т.д.)
  • Попробовать на вкус (кислый, сладкий, горький)
  • Какие блюда можно приготовить?
  1. Покажи на картинке (овощи и фрукты)
  2. Игра «Один, много» (ребенок повторяет за взрослым)

Дерево – деревья, лист – листья, гриб – грибы, огурец – огурцы, туча - … и т. д.

  1. «Сложи из частей» (изображение грибочка, листика, яблока и др., разрезать на 2- 4 части)

В альбоме нарисовать и раскрасить:

  • лист клена, веточку ели.
  • Дерево (рисуют родители), а ребенок красками – осенние листья (примакивание)
  •  Груша желтая, помидор красный, яблоко зеленое (контур рисуют родители)

Словарь: Названия овощей, фруктов; кожура, семена, мякоть, дольки апельсина, сочный, сладкий, кислый, круглый, длинный, дерево, ветви, листья, названия основных цветов. Составление предложений (2 -4 слова).

Игрушки

(Младший возраст)

Родителям рекомендуется

  • Рассмотреть с ребенком несколько игрушек; определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая);
  • Отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая);
  • Учить ребенка бережно относиться к игрушкам;
  • Учить узнавать игрушку по описанию и на ощупь.
  • Прочитать стихотворения А. Барто «Игрушки». Выучить несколько наизусть.

Игры и упражнения. 

Отгадывание загадок

Его бьют, а он не плачет,

 Упадет - поскачет. (Мяч).

Пляшет крошка,

А всего одна ножка. (Юла).

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.  (Матрешка).

Кто внимательный? Игрушки (3-5 шт.) расставляются на столе. Ребенок закрывает глаза. 1-2 игрушки переставляют; убирают; добавляют новую.

Назови ласково. (Кукла- куколка, мяч, машина, лодка, заяц).

Узнай на ощупь.

Собери картинку (изображение игрушки разрезается на 4-7 частей).

Узнай по описанию.

Птицы

(младший возраст)

Родителям рекомендуется

  • Формировать представления о разнообразии птиц (величина, цвет оперения), учить различать их по внешнему виду, называть птенцов, узнавать на изображении и на улице.
  • Учить называть части тела птицы (голова, клюв, крылья, ноги, хвост).
  • Познакомить с особенностями поведения птиц (подвижная, весёлая, щебечет, летает, клюёт, прыгает и т. п.); чем питаются; какую пользу приносят.

Домашние

Курица, цыплёнок

Петух

Утка, утенок

Гусь, гусенок

Дикие (городские)

Воробей

Ворона

Голубь

Синица

Игры и упражнения

Чей голос? Воспроизвести голосом звуки, издаваемые птицами (воркуют, каркают, чирикают и т. д.). 

Имитация движений птиц.

Покорми птичку.

Наблюдать за птицами на прогулке.

Слепить птицу, гнездышко.

Семья

(средний, старший возраст)

Родителям рекомендуется:

  • Закреплять знания детей о себе (фамилия, имя, возраст).  О составе семьи (имена, отчества взрослых членов семьи, профессии родителей, домашний адрес).
  • Отработать родственные связи (мама, папа, дочь, сын, дедушка, внук, брат, сестра и т. д.).
  • Наблюдать и запомнить какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи и ребенок.

Игры и упражнения:

«Подбери слова-действия» Что может делать мама (стирать, вытирать пыль), … сын (играть, кататься с горки, убирать игрушки) и т. п.

«Назови членов своей семьи» (самых старших, младших, кем для папы является бабушка, как зовут дочку мамы).

«Кто что может делать?» Имитация действий мамы, сына, бабушки…

«Чьи это предметы?» Очки, клубок со спицами, газета, кастрюля, молоток, кукла… Что с ними можно делать, для чего они нужны?  Составление предложений.

Например: В кастрюле мама варит суп. Папа читает газету.

«Кто какой?» Мама какая? (ласковая, красивая, добрая…)

Папа какой? (сильный, большой, заботливый…)

Сын какой? (весёлый, подвижный, умный…)

Нарисуй свою семью.

Узнай кто позвал? Погладь по руке, голове и узнай кто это?

Играйте вместе с ребенком, организуйте семейные чаепития, совместные прогулки в парк и т. п.

Наша Армия. День Защитника Отечества

(ст., подготовительный возраст)

Родителям рекомендуется

  1. Рассказать ребенку об этом празднике – кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день;
  2. Рассмотреть вместе с ними иллюстрации, фотографии, имеющие отношение к Российской Армии, в газетах, журналах, книгах;
  3. Провести с ребенком воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества;
  4. Познакомить ребенка:
  • С некоторыми родами войск (морской флот, авиация и т. п.);
  • Видами военной техники (самолет, танк, пушка, автомат, корабль);
  • Военными профессиями (моряк, капитан, танкист, летчик).

Игры и упражнения.

С помощью родителей нарисовать и раскрасить любую военную технику (раскраски, по трафарету).

Изготовить совместно с ребенком поздравительную открытку для папы (дяди, дедушки).

Вырезать картинки с изображением военной техники и представителей военных профессий и вклеить их в альбом.

Кому, что нужно? Составить предложения. Моряк – корабль, пограничник – собака, солдат – автомат, танкист – танк.

Мы летчики.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.  Имитация соответствующих движений

Одежда. Обувь. Головные уборы

(ст., подготовительный возраст)

Родителям рекомендуется

Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов.

Учить различать и называть:

  • детали и части одежды, обуви (рукава, воротник, карманы, пояс, молния; подошва, язычок, носок, каблук и т. п.);
  • качества, особенности поверхности - цвет, форма, величина, (в сравнении: детские и взрослые сапоги, брюки, платье и т. п.)
  • особенности поверхности - гладкая, мягкая, пушистая, шероховатая.

Закреплять названия видов ткани - фланель, шерсть, хлопок.

Учить понимать обобщающие слова - «одежда», «обувь», «головные уборы».

Учить детей самостоятельно одевать/ снимать одежду в определённой последовательности. Учить застёгивать пуговицы, молнию, кнопки, завязывать узелки.

Воспитывать опрятность.

         Игры и упражнения дома.

Кто быстрее оденется?   Одень куклу.

Помоги маме застегнуть пуговицу, кнопку…

Покажи, где карманы, рукава…

Во что ты одет, какого цвета свитер у папы?

Что не так?

Узнай на ощупь.

Раскрашивание предметов одежды по трафарету.

Пришей пуговицы (рисование прямых коротких линий).

Список литературы:

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под ред. К. С. Лебединской. Москва, "Педагогика", 1982.
  2. Власова Т.А. и Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1985 г.
  3. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР с шести лет / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1989.
  1. Дети с ЗПР/ Под ред. Власовой Т.А. М., 1983 г.
  2. Дети с ЗПР/ Под ред. Власовой Т.А., В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М., 1985.
  3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001.
  4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломенского. Минск, 1997.
  5. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б. П. Пузанова – 3-е изд., дан. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
  7. http://nsportal.ru/
  8. http://rebyenok.ru
  9. http://nsk-detyam.ru
  10. http://dohcolonoc.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-дефектолога (тифлопедагога) и семьи как одна из задач реализации ФГОС ДО

В статье описываются основные принципы партнёрства тифлопедагога и семьи, цели и формы совместной деятельности для реализации ФГОС ДО...

Взаимодействие учителя-дефектолога (тифлопедагога) и семьи, как одна из задач реализации ФГОС ДО

Правильно  выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают основные принципы партнёрства тифлопедагога и семьи....