Взаимодействие учителя-дефектолога (тифлопедагога) и семьи как одна из задач реализации ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике на тему

Гвоздева Оксана Валентиновна

В статье описываются основные принципы партнёрства тифлопедагога и семьи, цели и формы совместной деятельности для реализации ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-дефектолога (тифлопедагога) и семьи
как одна из задач реализации ФГОС ДО

Всем известно, что с 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования и был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, где большое внимание уделяется работе с родителями.

Закон РФ "Об образовании в РФ" впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей». Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте". Задача педагогов и специалистов ДОУ помочь родителям в воспитании детей.

Семья и ДОУ – два важных института  социализации детей, каждый из которых  по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом  они создают  оптимальные условия для вхождения  маленького человека в большой мир. Их функции различны,  но оба важны для всестороннего развития ребенка. 

Взаимодействие этих двух важных для  общества институтов диктуется  новыми условиями жизни общества. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если специалисты и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и специалистов ДОУ. Новизна этих отношений определяется такими понятиями  как «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной коррекционной деятельности, которая осуществляется на основании социального  партнерства и с помощью общения.

Правильно  выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают основные принципы партнёрства тифлопедагога и семьи, это:

  1. Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь  с родителями, тифлопедагог должен чувствовать ситуацию, настроение родителей и  вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Доброжелательный стиль общения

Позитивный  настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа не только тифлопедагогов, но и всех педагогов группы с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  1. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды тифлопедагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных ситуациях, демонстрация заинтересованности разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  1. Открытость

Открытость  ДОУ для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)

Цели партнерства тифлопедагога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения:

  • оказать квалифицированную поддержку родителям;
  • помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
  • формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Раскрыв  принципы и определив цели работы с семьями, воспитывающих детей с нарушениями зрения, учитель-дефектолог (тифлопедагог) реализует их через следующие формы совместной  деятельности с родителями:


Коллективные  формы:

  1. Выступление на родительских собраниях

  • Общие (1 раз в год)

Рассматриваются общие вопросы, проблемы воспитания, и обучения и развития дошкольников с нарушением зрения, интересные всем родителям.

  • Групповые (2 раза в год)

На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты коррекционно-образовательной деятельности  и др.

  1. Семинары-практикумы

 Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах развития и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

  1. Плановые  групповые консультации

     Планируются на основании запросов и потребностей родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; практическое занятие).

  1. Мастер-классы

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Перед началом мастер-класса необходимо рассказать родителям, какое они будут делать, их цель, и необходимость проведения.

  1. Совместные коррекционные досуги, праздники

  1. Подгрупповые открытые коррекционные занятия

  Родителей систематически приглашают на открытые занятия в группы, где они   не только видят успехи своих детей, но и овладевают приемами развития своих детей. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы развития и воспитания своего ребенка.

Индивидуальные  формы:

  1. Анкетирование

Распространенными методами изучения семейной микросреды являются различные опросы (анкетирование) родителей. Поскольку главной целью проведения анкетирования является использование полученных данных при организации помощи дошкольнику с нарушениями в развитии, то предпочтение чаще всего отдается именным анкетам.

 Анкетирование проводится в начале учебного года для уточнения запросов родителей и в конце, для анализа и результативности совместной деятельности с родителями.

  1. Индивидуальное  консультирование «Родительский час» 

     Проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.

По запросу родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.  

Четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

  1. Индивидуальные открытые коррекционные занятия

На этих занятиях тифлопедагог затрагивает вопросы и проблемы, касающиеся конкретного ребенка. Также дает родителям рекомендации, знакомит с приемами коррекционного воздействия, приемлемыми и эффективными именно в отношении их ребенка.

Наглядно-информационные  формы:

1. Уголок коррекционно-педагогической  информации 

На стенд размещаются практические рекомендации учителя-дефектолога и информация различного характера

  1. Информационная папка
  2. Папки  – передвижки

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. Темы  папок создаются в соответствии с годовым планом лексических тем по возрастным группам ДОУ.

  1. Выставка настольных игр и  книг

Тифлопедагог демонстрирует родителям игры и специальные пособия, которые они могут использовать в совместной деятельности с детьми дома.

  1. Интернет-ресурсы

Задействуются  возможности интернета. Создаются закрытые группы в социальной сети, где  выкладываются  фото-, видеоматериалы и текстовые документы для ознакомления родителей с работой учителя-дефектолога (тифлопедагога)

  1. Метод проектной деятельности

В течение последних  лет в дошкольном учреждении активно внедряется метод проектной деятельности, а именно семейных проектов.

Все это дает  возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

А также, опыт работы показал, что использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников даёт ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ результаты: родители из «заказчиков» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и незаменимыми помощниками учителя-дефектолога (тифлопедагога).

И в конце хочется сказать - «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». /В.А. Сухомлинский/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы взаимодействия учителя – дефектолога с семьями воспитанников по коррекции познавательного развития дошкольников с ЗПР»

Творческий отчет МАДОУ г.Нижневартовска ДС №78 «Серебряное копытце»по работе с родителями на тему «Нетрадиционные формы взаимодействия учителя – дефектолога с семьями воспитанников по коррекции познав...

Нетрадиционные формы взаимодействия учителя - дефектолога с семьями воспитанников

Нетрадиционные формы взаимодействия учителя - дефектолога  с семьями воспитанников...

Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями воспитанников с нарушением зрения

В материале описаны формы взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников, имеющих нарушение зрения...

"КОМЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ОВЗ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АОП."

КОМЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ОВЗ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АОП....

Методическая разработка. Взаимодействие учителя-дефектолога с семьей в ДОУ для детей с ЗПР.

В методической разработке кратко описаны особенности познавательной сферы , игровой деятельности, эмоционально-волевой сферы  детей с ЗПР. Даны рекомендации по работе с родителями, примеры у...

Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи

В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной ...

Дневник самообразования учителя-дефектолога. «Формирование математических способностей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО у детей с ОВЗ (с умственной отсталостью)»

ДНЕВНИК САМООБРАЗОВАНИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГАПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7ЛЕТ) с умственной отсталостью«Формирование математических способностей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС...