Статья «Повышение компетенции родителей в условиях ЦИПРа как одна из задач реализации ФГОС ДО»
статья

Галушина Надежда Михайловна

Одной из актуальных тем в настоящее время является эффективность взаимодействия дошкольной организации и семьи. Огромную важность приобретают вопросы обеспечения повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в соответствии с ФОП и ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение компетенции родителей в условиях ЦИПРа как одна из задач реализации ФГОС ДО»

        В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», а также «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». (ФГОС ДО п.3.2.5.п.п.5.). Он обязывает нас, как работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и родители становятся не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

      Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС являются:

  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
  • Повышение компетентности родителей.
  • Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.
  • Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

       В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса и нашего МБДОУ детский сад №14 «Красная шапочка».

      Так в 2010 году в нашем ДОУ был открыт ЦИПР, как новая форма помощи родителям, включение семьи в единое образовательное пространство. Система работы ЦИПР с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных психолого-педагогических воздействий на ребенка в семье, выстраивания внутрисемейных отношений.

Основными задачами ЦИПР являются:

• оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

• обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

• консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

• ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения;

• активизация творческого потенциала личности ребенка;

• гармонизация детско-родительских отношений;

• формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;

• взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям.

      Содержание и методы работы ЦИПР определяются образовательной программой ДОУ, индивидуальными программами педагогического развития, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением в соответствии с ФГОС.

      Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровой сеансы, консультации, тренинги. В ЦИПР организуется лекторий, теоретические и практические семинары для родителей и специалистов ДОУ по вопросам, связанным с использованием и применением игровых средств обучения для детей раннего возраста.

    Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста – одна из актуальных задач ЦИПРа. В нашем центре по средам для родителей организован консультативный день. Им предоставляются квалифицированные консультации педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре по проблемам развития и воспитания детей раннего возраста. Занятия направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей, а также развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом. 

      Анкетирование, беседы, наблюдения показывают, что родители     нуждаются как в педагогических и психологических, так и в медицинских и социальных знаниях. Чтобы дифференцировать информацию и удовлетворить потребность родителей, мы разделили ее на несколько блоков:

  • Уход и присмотр, безопасность.
  • Система теплых отношений и понимание образа мыслей и чувств ребенка.
  • Развитие ребенка в игре.
  • Творческая деятельность ребенка.
  • Что такое детский сад?
  • Развивающие моменты.

      Мамы общаются не только со своими, но и с чужими детьми. Заметно, что получают от этого удовольствие. При этом чувствуют ответственность за жизнь и здоровье как своего, так и чужого ребенка. Готовы прийти ему на помощь. А малыши, видя доброе отношение чужих «теть», поступив в сад, легко идут на контакт и с воспитателем.

       Важный багаж навыков родительской поддержки связан с овладением эмоционально-чувственным и игровым языком общения с ребенком. Это телесные игры, включая пальчиковые, а также на основе народных традиций, которые принято называть материнским фольклором. Важно и то, что родители в ходе занятий имеют возможность исследовать и оценивать собственные навыки эмоциональной устойчивости в отношениях с ребенком.

      Хочется отметить, и в моменты творческой деятельности, и во время занятий физическими упражнениями, любой ребенок находится в ЦИПРе в уникальной ситуации успеха. Дети находятся в ауре эмоциональной поддержки, восхищения, что способствует формированию у них чувства уверенности в своих силах, базового доверия к миру.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-дефектолога (тифлопедагога) и семьи как одна из задач реализации ФГОС ДО

В статье описываются основные принципы партнёрства тифлопедагога и семьи, цели и формы совместной деятельности для реализации ФГОС ДО...

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации   ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...

статья "Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"в сборнике "ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"

В статье раскрыты особенности работы с родителями в ДОУ на современном этапе, обозначены условия для более успешной и плодотворной работы....

Комплекс мероприятий в русле темы: «Компетенции и компетентность педагога как условие эффективной профессиональной деятельности в процессе реализации ФГОС ДО»

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессионал...

Родительский клуб – как форма повышения компетентности родителей в условиях реализации ФГОС ДО

Одной из задач ФГОС ДО является «обеспечение  психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности  родителей (законных представителей) в вопросах развития и образовани...

Методическая разработка "Методическая работа в детском саду, направленная на повышение компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО"

В материале представлен опыт работы детского сада по повышению компетенций педагогов в условиях введения ФГОС ДО....

Взаимодействие учителя-дефектолога (тифлопедагога) и семьи, как одна из задач реализации ФГОС ДО

Правильно  выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают основные принципы партнёрства тифлопедагога и семьи....