Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Аппель Юлия Владимировна

В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной статьи представили систему работы из собственного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи

«Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения является системным образованием, имеющим свои цели, задачи, содержание, структуру, средства воздействия на ход психофизического развития»  Л.И.Плаксина [1, c.16].

Коррекционная работа тифлопедагога непосредственно связана с работой учителя-логопеда. Деятельность         тифлопедагога с детьми направлена на развитие зрительного восприятия, на формирование предметных представлений, вербализацию сенсорного опыта, активизацию предметной соотнесённости слова и образа, развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки, на развитие мелкой моторики. А деятельность учителя-логопеда направлена на формирование лексического и грамматического строя языка, развитие связной речи, исправление нарушений звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и слоговой структуры слова.

Так как первичным дефектом является зрение, соответственно и зрительные нарушения влияют на развитие речевой функции, на формирование словарного запаса, на понимание смысловой стороны речи, неумение связно высказаться. У слабовидящих детей быстро наступает утомление, понижается работоспособность. Общая особенность таких детей – это нарушение словесного опосредования. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие представления о нём, так как он не может соотнести слово и образ. Поэтому и необходимо проводить соответствующую коррекционную работу тифлопедагогом. В системе комплексной помощи детям с нарушением зрения коррекционная работа учителя-дефектолога и учителя-логопеда только тогда даёт хорошие результаты, когда между специалистами осуществляется тесное взаимодействие. 

Тифлопедагог на своих коррекционных занятиях даёт первоначальные знания о предметах, учит правильно узнавать и называть предметы в разных изображениях и различных ракурсах. Решая свои коррекционные задачи, педагог опирается на рекомендации учителя-логопеда: обогащает словарь детей по данной теме, проводит игры и упражнения на формирование грамматического строя речи, развивает связную речь детей при описании сюжетных картин, следит за поставленными звуками. 

Взаимодействие тифлопедагога и учителя-логопеда в нашем детском учреждении направлено на: 

  • составление единого перспективно-тематического плана. В течение года, работая над определённой лексической темой, каждый педагог своими приёмами и средствами на занятиях решает свои коррекционные задачи;
  • обсуждение результатов обследования с целью получения полной информации о развитии ребёнка, определения структуры нарушения;
  • выполнение рекомендаций врача-офтальмолога и соблюдение этапов лечения при выполнении коррекционных заданий;
  • определение лексики по заданной теме;
  • обсуждение и проведение совместных коррекционных мероприятий с детьми;
  • планирование и проведение с педагогами ДОУ консультаций, семинаров, мастер-классов;
  • планирование и проведение с родителями воспитанников консультаций, собраний, выставок методической литературы и дидактических пособий.

На специальных коррекционных занятиях, как тифлопедагога, так и учителя-логопеда проводится пальчиковая и зрительная гимнастика, которая соответствует лексической теме; используются игровые упражнения и задания для развития тонкой моторики; при рассматривании используются картинки с силуэтным, контурным и зашумлёнными изображениями; педагогами подбирается специальная наглядность по остроте зрения и зрительному нарушению. Обязательной частью любого занятия являются физкультминутки с элементами логоритмики. В коррекционно-логопедической работе устанавливается контакт с каждым ребёнком, что свидетельствует о индивидуально-дифференцированном подходе.

        Одной из эффективных форм взаимодействия являются интегрированные комплексные занятия тифлопедагога и логопеда. Целью интегрированных занятий является систематизация, обобщение личного опыта детей, осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему средствами разных видов деятельности, поддержание положительно-эмоционального настроения.

Так при проведении интегрированного занятия с детьми старшего возраста по теме «Поездка на Олимпиаду» были включены интересные и разнообразные игры и упражнения. Составленные коррекционные задачи были направлены на уточнение, классификацию знаний о транспорте, на развитие ориентировки в микро и макропространстве, на развитие зрительного восприятия, на совершенствование лексико-грамматического строя речи. Во вводной части занятия была создана проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения. Нужно было отправиться в путешествие, используя карту схему маршрута. В основной части занятия дети выполняли задания, необходимые для решения проблемного вопроса: отгадывали загадки о транспорте,  проводили артикуляционную гимнастику в игровой форме, играли в игры: «Что лишнее?», «Скажи ласково», «Раздели на слоги слово», «Из чего какой?». Интересным моментом было использование грамзаписи с различными звуками разных видов транспорта. К примеру, в игровом моменте «поездка в поезде», дети не только имитировали движения, но и учились правильно согласовывать движения с речью и заданным ритмом, используя шумовые погремушки. В течение всего занятия дети «путешествовали» на разных видах транспорта, используя схему маршрута. Под музыку дети имитировали «полёт самолёта». В заключительной части занятия детям было предложено практическое задание, где дети должны были правильно найти и показать в рисунке «зашумленные предметы» по теме «транспорт». На данном занятии в сочетании эффективно были использованы наглядные, словесные и практические методы и приёмы: демонстрация наглядных пособий, использование электронных пособий, беседа, объяснение, пояснение,  вопросы, анализ детской деятельности, моделирование, игры и упражнения. Дети показали свои знания, умения и речевые способности. 

Одним из самых распространённых видов детского творчества является театральная деятельность. C помощью театрализации произведений можно решить коррекционные задачи разных специалистов.

Цель использования театральной деятельности – создание условий для коррекции нарушений зрения и речи детей и развитие их мотивации на устранение своих дефектов. 

В этом учебном году в нашем дошкольном учреждении проводился конкурс «Театр и дети». Работая в тесном сотрудничестве, мы подготовили детей к конкурсу и представили сказку «Колобок на новый лад». В постановке сказки участвовали дети не только со зрительными и речевыми нарушениями, но и с сочетанной патологией (дети с ДЦП). Подготовка к показу проходила в несколько этапов:

  1. Вводная беседа – это подготовка к восприятию произведения. Тифлопедагогом была проведена предварительная работа: просмотр мультфильма, рассматривание цветных изображений, узнавание сказочных героев в цветном и силуэтном изображении, раскрашивание контурных изображений (героев сказки и сказочных действий). Предварительная работа учителя-логопеда направлена развитие силы голоса, интонации, темпа речи через игры «Скажи грустно, весело, удивлённо, громко, тихо, медленно, быстро».
  2. Выразительное рассказывание сказки (образец выразительной речи). 
  3. Беседа по содержанию сказки. На этом этапе важно выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл сказки. Учитель-логопед проводит с детьми словарную работу и беседу по вопросам по тексту произведения, с целью понимания содержания сказки. Тифлопедагог проводит игры: «Что сначала, что потом»; «Выложи в последовательности», для уточнения последовательности событий и действий сказочных героев. 
  4. Повторное рассказывание сказки для закрепления её целостного восприятия. Перед повторным рассказыванием детям даётся установка на внимательное прослушивание сказки для последующей инсценировки. 
  5. Инсценировка сказки детьми. На начальном этапе педагог должен активно участвовать в постановке сказки – озвучивать слова автора, и помогать детям исполнять и озвучивать их роли. Логопед учит детей проговаривать текст, рассказывать стихи выразительно и с различной интонацией. Используемые игры:  «Скажи голосами разных героев (животных) по-разному», «Узнай по голосу животное». Тифлопедагог на данном этапе работает с детьми над развитием эмоций. Используемые игры: «Определи настроение», «Изобрази эмоцию», «Выложи эмоцию».
  6. Организация окончания сказки. Сказочный герой отмечает положительные моменты, поощряет старания детей; зрители дарят аплодисменты. По окончании сказки им подарена книга «Колобок на новый лад», с ранее раскрашенными детьми картинками; вручены поощрительные призы. Постановка данной сказки была отмечена грамотой.

В процессе такой работы дети учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи, передавать своё отношение к персонажам, событиям, действиям.  Речь детей становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее, что поможет быть общительными и уверенными в социуме.

        Нами был проведен ряд семинаров и консультаций для педагогов ДОУ: «Коррекционная направленность занятий тифлопедагога, учителя-логопеда и воспитателей в образовательной деятельности», «Советы по контролю за поставленными звуками на коррекционных занятиях, в образовательной деятельности и в режимных моментах».

        Коррекционная работа учителей-дефектологов направлена на закрепление знаний, умений и навыков с родителями наших воспитанников. Поэтому, в течение года, родителям даны были рекомендации по закреплению пройденного материала по определённой лексической теме; проведены семинары для родителей: «Обогащение словарного запаса через чтение художественной литературы», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с различными нарушениями зрения»  и другие.

Только при взаимодействии учителя-дефектолога и учителя-логопеда можно добиться реализации основных коррекционных задач  и  положительной динамики в развитии детей с данной патологией.

                                             Библиографический список

  1. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: Издательство «Город», 1998.
  2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с ОНР: Пособие для логопедов. Дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
  3. Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: «Мозаика-синтез», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения

Описание специфики работы учителя-логопеда в рамках специализированной группы....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.

Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя дефектолога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В материале представлен опыт работы, а так же несколько музыкально-ритмических упражнений для детей с нарушениями зрения....

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в группе раннего возраста для детей с нарушением зрения "Мышка-мастерица"

Тема занятия: "Мышка-мастерица" (одежда)Возрастная категория: ранний возраст (2-3 года)Тип занятия: развитие мелкой моторики...

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...