Взаимодействие музыкального руководителя и учителя дефектолога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
В материале представлен опыт работы, а так же несколько музыкально-ритмических упражнений для детей с нарушениями зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass2.doc | 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад и мастер-класс по теме
«Взаимодействие музыкального руководителя и дефектолога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения»
В нашем детском саду мы работаем с детьми, имеющими нарушения зрения, поэтому на музыкальных занятиях особое внимание я уделяю музыкально-ритмическим движениям. Именно этот вид музыкальной деятельности позволяет нам решать коррекционные задачи, такие как развитие пространственной ориентировки, ориентировки по цвету, развитие координации движений, периферического зрения, прослеживающих функций глаза и др.
Детский сад посещают дети с различным уровнем подготовки и различными возможностями. Есть дети с незначительными отклонениями в развитии. Они, в основном, легко справляются с программными задачами. Но есть и воспитанники, имеющие сложную структуру дефекта, у которых помимо зрительных заболеваний есть еще и другие отклонения в развитии. Это и нарушения речи, задержка психического развития, детский церебральный паралич и др. .
Таким детям тяжело справляться с программой и, естественно, они требуют индивидуального подхода. С ними ведется индивидуальная работа, но мы не можем и не должны лишать их групповых занятий. Ребята должны быть неотъемлемой частью коллектива и чувствовать себя в нем комфортно.
Здесь на помощь приходит учитель дефектолог, который присутствует на занятиях и корректирует работу детей. Такая работа очень продуктивна. Она позволяет музыкальному руководителю быть уверенной в том, что детям, имеющим затруднения в выполнении того или иного упражнения будет уделено особое внимание. Кроме того, учитель дефектолог дает свои рекомендации об особенностях работы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта, а также, зная репертуар, помогает в подготовке праздников.
Благодаря нашему тесному сотрудничеству, даже самые сложные дети участвуют в праздниках наравне с другими воспитанниками: танцуют, исполняют сценки, принимают участие в играх.
Вот несколько фрагментов музыкального занятия на примере детей подготовительной группы:
- упражнение для рук «Разноцветные помпоны»
- игра «Веселые флажки»
- упражнение на релаксацию.
Упражнение для рук разработано совместно с учителем дефектологом. При его выполнении у детей вырабатывается правильная осанка, плавность движений, развивается координация движений, атак же решаются такие коррекционные задачи, как развитие прослеживающей функции глаза, бокового зрения. Оно может выполняться под любую плавную мелодию, например «Русский лирический танец». При выполнении упражнения я использую помпоны ярких цветов на резинке, которые одеваются детям на средние пальцы обеих рук, так, чтобы помпон лежал на ладошке.
И.п. пятки вместе, носки врозь, корпус подтянут, руки опущены в исходной позиции.
1. поднимаем правую руку плавно через первую позицию в третью, затем через вторую позицию возвращаем в исходное положение, затем повторяем это же движение правой рукой. Глаза прослеживают движение помпона. Затем выполняем это движение обеими руками одновременно, два раза. Глазами следим, первый раз за правой рукой, второй – за левой.
2. поднимаем руки через стороны вверх так, чтобы средней палец правой руки коснулся ладони левой руки, повернутой вверх. Затем меняем руки (палец левой руки касается правой ладони). Глаза следят поочередно за помпоном правой руки, затем – левой.
3. и.п. руки во второй позиции. «Разматываем клубок». Правую руку подносим к левой, как бы беря клубок и медленно начинаем выполнять круговые движения кистью правой руки, отводя ее постепенно в и.п. (разматываем клубок). Глаза следят за воображаемым клубком. То же повторяем с левой руки.
4. и.п. руки на поясе. Открываем правую руку во вторую позицию ладонью вверх, как в народном танце, смотрим на помпон, затем поворачиваем ладонь вниз (прячем помпон), закрываем руку на пояс. То же повторяем с левой руки, затем обеими руками два раза, поочередно следим сначала за правой рукой, затем за левой.
5. и.п. руки в стороны. Вращение кистями рук, затем предплечье и
круговые движения обеими руками вперед назад.
6. и.п. руки на поясе. Выполняем вращение правым плечом, затем
левым вперед и назад.
Игра «Веселые флажки»
Игра проводится на музыку марша Золоторева . Эта игра с небольшими изменениями может проводиться в разных возрастных группах. Дети ее любят и всегда с удовольствием играют. Посредством этой игры у детей тренируется цветовой анализатор, развивается ориентировка в пространстве.
Ход игры:
1-4 такты – вступление. Дети встают в четыре круга вокруг четырех обручей разных цветов. В руках у детей флажки такого же цвета как обруч, вокруг которого они стоят.
5-12 такты – дети идут бодрым шагом, вокруг обруча соответствующего цвета. Флажки держат на уровне груди.
13-20 такты – шагают на месте, повернувшись лицом в центр круга.
21-28 такты – идут врассыпную по всему залу.
29-32 такты – останавливаются и машут флажками, подняв их над головой.
33-36 – идут по направлению к своим обручам. На окончание встают лицом в центр круга, подняв флажки вверх.
* игру можно усложнить, меняя расположение обручей, в тот момент, когда дети шагают врассыпную по залу. А так же дети могут обмениваться флажками, образуя новые команды. Для детей младшего возраста можно заменить обручи игрушками соответствующих цветов и уменьшить количество перестроений .
Упражнения на релаксацию особенно полезны для детей с нарушениями зрения, так как им приходится напрягаться гораздо больше, чем здоровым детям. Эти упражнения хорошо выполнять после игр большой подвижности, упражнений, связанных с цветовым восприятием.
И.П. дети стоят на ковре по кругу лицом в центр , ноги на ширине плеч.
1.выполняем движения головой по дуге вправо, влево, затем выполняем круговые движения вправо и влево.
2. руки на поясе. Поднимаем плечи вверх, расслабленно бросаем вниз. Расслабленными плечами выполняем движения вперед назад поочередно .
3. медленно поднимаем правую руку вверх, затем расслабленную бросаем вниз, то же повторяем с правой рукой.
4. делаем глубокий вдох через нос, поднимая руки вверх через стороны, затем опускаем руки через стороны вниз – выдох. Расслабляем тело в положении слегка наклонившись вперед ( повисли на веревочке), руки свободно болтаются вправо, влево («тряпичная кукла»).
Поворачиваемся спиной в круг и ложимся на ковер головой в центр, глаза закрываем.
5.Ступню сильно тянем на себя, затем от себя. Выполняем сначала поочередно правой и левой ногой, затем двумя вместе.
6.Медленно подтягиваем ноги к себе, сгибая их в коленях, затем медленно выпрямляем. ( ступня скользит по полу). Выполняем сначала поочередно правой и левой ногой, затем двумя.
7. Выполняем движение « ангел на снегу», разводя всторону руки и ноги одновременно.
8. садимся и сильно зажмуриваем глаза, затем открываем и быстро-быстро моргаем. Медленно встаем на ноги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зрительные тренажеры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Использование зрительных тренажеров и гимнастик в работе учителя-дефектолога....
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
В данной статье описывается использование мультимедийных презентаций в процессе коррекционной работы...
Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".
В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией. Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....
Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-дефектолога в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Согласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Уточняются и усложняются задачи, стоящие перед специалистами...
Рекомендации учителю - логопеду по работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Общие рекомендации и создание условий для лучшего зрительного восприятия детей с нарушениями зрения....
Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"
Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...