«Нетрадиционные формы взаимодействия учителя – дефектолога с семьями воспитанников по коррекции познавательного развития дошкольников с ЗПР»
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Коурова Альбина Витальевна

Творческий отчет МАДОУ г.Нижневартовска ДС №78 «Серебряное копытце»

по работе с родителями на тему «Нетрадиционные формы взаимодействия учителя – дефектолога с семьями воспитанников по коррекции познавательного развития дошкольников с ЗПР»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчет МАДОУ г.Нижневартовска ДС №78 «Серебряное копытце»

по работе с родителями на тему «Нетрадиционные формы взаимодействия учителя – дефектолога с семьями воспитанников по коррекции познавательного развития дошкольников с ЗПР»

Нетрадиционные формы взаимодействия учителя – дефектолога с семьями воспитанников по коррекции познавательного развития дошкольников с ЗПР.

 «… Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери. Задача сада и родителей дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно… Только вместе с родителями, общими усилиями, педагога могут дать детям большое счастье».

В.А.Сухомлинский

Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы с квалифицированным общественным воспитанием. Но все больше времени и сил родители уделяют работе и зачастую у них остается очень мало времени на общение с детьми.

В последние десятилетия в психологии и педагогике появилось много работ, в которых подчеркивается роль семьи в развитии детей. Внимание к семье детей привлекло семейное воспитание, но вместе с тем остаются проблемы: недопонимание родителей и воспитателей, некомпетентность родителей в вопросах воспитания детей и т.д. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, при конструировании образовательных программ, как правило, не учитывается семья ребенка. Во-вторых, имеющиеся структуры образования в основном заняты вопросами организации обучения детей в разного рода образовательных учреждениях. В-третьих, важнейшие выводы относительно роли семьи в развитии ребенка были сделаны преимущественно на базе исследования детей из неблагополучных семей. При этом благополучные дети и их семьи остались за полем внимания исследователей.

Семейные отношения очень важны для дошкольника и во многом определяют его психическое и личностное развитие. В детском саду ребенок осваивает некоторые нормативные знания, умения и навыки. Условия, при которых дошкольник может реализовать свой замысел и развернуть собственную деятельность, связаны с его семьей. Это означает, что, прежде всего в семье должны быть созданы условия, которых нет в полной мере в образовательном учреждении.

Обязательное, по мнению американского психолога Ю. Бронфенбренера, разделение функций взрослых в образовании детей дошкольного возраста предполагает соблюдение особых именно для этого возраста требований к взаимодействию ДОУ и семьи. Именно в дошкольном детстве, как ни в одном другом периоде детского развития, должно существовать единство семейного и общественного воспитания. При этом это единство не означает, что и дома, и в детском саду необходимо создавать одинаковые условия для развития ребенка. Следует выработать единую стратегию взаимодействия ДОУ и семьи.

Одной из основных трудностей при решении задачи, связанной с работой с родителями детей с задержкой психического развития, является трудность в подборе адекватных методов воспитания семьи. Родительские собрания, праздники, различного рода консультации ведут преимущественно к тому, что родители усваивают на уровне памяти то, что им многократно вещают. Однако это ни в коей мере не меняет их сознания.

По моему мнению, главное правило работы с родителями детей с задержкой психического развития  «педагог – это не тот, кто воспитывает детей, а тот, кто создает условия для развития их родителей». Данный тезис может быть вполне подтвержден психологической теорией, согласно которой психическое и личностное развитие ребенка происходит в особо развивающейся среде.  Вот родители, семья ребенка и создают такую развивающую среду, а учитывая, что дошкольник значительное время проводит в семье, что даже те места, которые он посещает, он во многом воспринимает и оценивает через семью и с помощью семьи, роль семьи и целенаправленной, систематической работы с ней становится очевидной.

Основной целью данной работы является не передача родителям той или иной информации, а превращение их в единомышленников, в сотрудников, совместно с которыми можно обеспечить условия для полноценного психического и личностного развития ребенка. Иными словами, смысл работы с родителями связан с развитием, изменением их сознания. А для этого все раннее перечисленные формы и методы работы с ними являются явно недостаточными. Для изменения родительской позиции необходимо включение семьи в воспитательно-образовательный процесс, ведущийся в ДОУ.

В нашем ДОУ для привлечения семьи в образовательный процесс проводятся традиционные мероприятия такие как:

- Открытые просмотры занятий,

- праздники (Осенины, Ярмарка, Новый год, 8 Марта, Масленица и т.д.),

- совместные спортивные мероприятия (Мама, папа, я – спортивная семья…),

- участие в городских конкурсах («Сомотлорские роднички», «Губернаторские состязания»)

Праздники позволяют родителям самим принимать в них участие, общаться и взаимодействовать со своими детьми и даже просто готовить их к участию в таком празднике. На следующий день после праздника у нас принято отмечать участие и выступления родителей и родственников детей в праздниках через  объявление благодарности.

Родители с детьми один раз в квартал изготавливают стен газеты на разную тематику: «Мы в космосе», «Мой выходной день» и самые лучшие материалы публикуются в детсадовскую газету.

Для обеспечения эффективного взаимодействия ДОУ с родителями мы учли их запросы, которые заключались в нахождении более простой и интересной формы взаимодействия с родителями, не занимающей много времени. Такой формой явилась газета под названием «Большая энциклопедия маленького мира».

Основная цель создания газеты для родителей и детей «БЭММ» – обеспечение единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования.

Задачи, способствующие реализации данной цели:

  • оказание родителям квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей дошкольного возраста (газета консультирует по интересующим родителей вопросам в области педагогики, психологии, логопедии, медицины и всем, что связано с детьми; помогает родителям организовать досуг с детьми, с помощью  предложения занимательных заданий и упражнений);
  • информирование об изменениях в нормативно-правовой базе дошкольного образования;
  • обеспечение своевременной информацией об особенностях работы нашего образовательного учреждения, о событиях, происходящих в детском саду.

Для обеспечения эффективности такой формы работы в нашем учреждении была создана постоянная редакционная коллегия, которая ежегодно разрабатывает план издательской деятельности, осуществляет помощь специалистам в отборе и подготовке материала, статей с учетом их актуальности, соответствия приоритетным задачам и направлениям работы детского сада; литературное и техническое редактирование. Автором может стать любой участник педагогического процесса – администрация, педагоги, родители и даже воспитанники.

Объем издания – 8 страниц. Периодичность выпуска – один раз в месяц.

Содержание газеты «БЭММ» включает следующие рубрики:

  • «Будьте в курсе»
  • «Новости месяца»
  • «Фольклорная мозаика»
  • «Мастер-класс»
  • «Вести из групп»
  • Фотовыставки
  • «Картинная галерея»
  • Статьи от психолога и логопеда
  • «Игротека»

Еще одной интересной находкой в нашем детском саду является Почта редакции газеты «БЭММ», в которую родители присылают интересующие их вопросы, ответы на которые мы раскрываем в ближайших выпусках газеты, пожелания и предложения.

Такая форма работы, безусловно, способствует налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и педагогическим коллективом детского сада. Родители стали чаще обращаться за помощью к сотрудникам учреждения и администрации. Отмечается значительное повышение уровня активности родительской общественности (увеличился процент семей, посещающих общесадовские мероприятия).

Наша газета еще молода, но спрос на нее есть. Родители ее читают с интересом.

Еще одной нетрадиционной формой работы с родителями и детьми является  детсадовское радио (радиостанция «Югорская зорька»).

На сегодняшний день детсадовское радио – оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни детского сада и города.

Необычная форма подачи информации не отнимает у родителей много времени, а наоборот происходит во время нахождения их в саду (во время приема с 7.15 до 7.40 – передачи детей с 17.30 до 18.00).

Радио используется и в процессе проведения занятий (подача необходимой учебной звуковой информации). Кроме того, воспитанники получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, диктора.

Подготовка радиопрограмм – дело коллективное. Коллегиальное решение вопросов, связанных с работой радиостанции, общение со слушателями способствует развитию коммуникативных качеств воспитанников. К тому же в процессе работы над выпуском радиопередачи дети имеют возможность общаться с интересными людьми.

Большая роль в подготовке радиовыпуска принадлежит репортерам, корреспондентам. Для них организован кружок журналистов, первостепенная задача, которого – знакомство с начальными основами журналистики. В качестве дополнительных корреспондентов могут привлекаться сотрудники ДОУ, корреспонденты от групп, родители и гости детского сада.

Темы и рубрики радиопередач разнообразны. Для выбора актуальных тем проводится опрос радиослушателей (как устный опрос родителей воспитателями, так и через почтовый ящик редакции газеты  «БЭММ»). По предложенным темам дети разучивают стихотворения, берут интервью, составляют перечень событий, произошедших в детском саду, родители пишут мини-сочинения.

Рубрики радиопередач для родителей следующие: «Хорошо у нас в саду!», «Спортивные новости», «Вести из группы…»,

Например: "Вести с занятий"  - эта рубрика знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители могут соучаствовать в обучении ребенка, оказывать ему посильную помощь.

 «Здоровей-ка», «Путешествие в страну Вообразилию», «Вечер русского фольклора», «Скоро в школу», «Новости о жизни сада», «Музыкальная шкатулка».

Для каждой темы передачи подбирается интересная форма (диалоги, репортажи, интервью), чтобы можно было говорить о серьезном просто и ненавязчиво.

Мы считаем, что созданная нами информационная радиостанция «Югорская зорька» - интересная форма просвещения дошкольников и родителей, направленная на воспитание информационной культуры слушателей.

Семья вносит большой вклад в самоощущение ребенка как воспитанника, при правильном подходе (поддержке, понимании, сопереживании в трудностях и т.д.) создает возможность проявить творческий потенциал, попробовать себя в различных сферах и добиться успеха, в семье раскрываются его индивидуальные способности, создаются предпосылки для их развития.

Вера родителей в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Сотрудничество педагогов и родителей в доброжелательном стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении учебного материала лежит в основе всей коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы взаимодействия учителя - дефектолога с семьями воспитанников

Нетрадиционные формы взаимодействия учителя - дефектолога  с семьями воспитанников...

Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями воспитанников с нарушением зрения

В материале описаны формы взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников, имеющих нарушение зрения...

«Нетрадиционные формы взаимодействия учителя – дефектолога с семьями воспитанников по коррекции познавательного развития дошкольников с ЗПР»

Нетрадиционные формы взаимодействия учителя – дефектолога с семьями воспитанников по коррекции познавательного развития дошкольников с ЗПР.  «… Дети должны стать людьми с ...

Формы взаимодействия учителя - дефектолога с семьями воспитанников с ОВЗ (ЗПР)

Взаимодействие детского сада с семьей уделяется большое внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующ...

Нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников в коррекционно-образовательном процессе

Для достижения положительной динамики развития ребёнка с нарушением речи необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребёнка в процессе коррекции речи. Причём это не...

Формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями воспитанников

Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ•Умышленное ограничение в общении•Гиперопека•Неприятие родителями своих детей•Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для восп...

«Нетрадиционные формы взаимодействия учителя – дефектолога с семьями воспитанников по коррекции познавательного развития дошкольников с ЗПР»

Отчет по работе с родителями на тему «Нетрадиционные формы взаимодействия учителя – дефектолога с семьями воспитанников по коррекции познавательного развития дошкольников с ЗПР»...