" Песочная терапия - как средство коррекции эмоциональной сферы младших дошкольников.
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Кравченко Татьяна Сергеевна

Коррекционная педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_razvitiya.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

История развития

Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. К. Д. Ушинский писал:

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаѐтся семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Юнгом.

Первые опыты песочной терапии начали проводить в конце 20-х годов прошлого столетия. Именно в это время знаменитый психолог Карл Юнг опубликовал практические подходы для техники активного воображения, считающиеся базой, на которой возникла песочная терапия.

Впервые идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1930-х годах. 

Ловенфельд работала с двумя подносами, один из которых был наполнен песком, другой - водой. Детям также предлагались обычные формочки для игры  в песочнице и коробки с миниатюрными игрушками. Ребёнку предоставлялась возможность свободно играть с песком, водой и фигурками.

Что такое песочная терапия?

Песок загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. Песочная терапия – прекрасная возможность выразить своѐ отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребѐнка. В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире в области дошкольного образования. Сама структура песка притягивает нас и наших детей вступить с ним во взаимодействие. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать всѐ, что угодно и быть Мастером своего мира. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук, наглядно-образное мышление, восприятие, память, воображение.

Создавая сам или с вашей помощью свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то и на душе у ребенка покой и гармония.

Цели и задачи

Цель :развитие творческого воображения, креативных способностей и мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.

Задачи:

1 Пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

2 Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук;

 3 Развивать творческое воображение, зрительно-пространственную ориентировку, творческие (креативные) способности;

 4 Способствовать развитию объективной самооценки, чувства контроля своего поведения, воспитывать положительные качества личности: усидчивость, терпение

Основные принципы игр на песке

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищённо, проявляя творческую активность.

2. Оживление‖ абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.

3. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр .

Чем полезны игры с песком?

Развивают восприятие, мышление, память, внимания, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое  мышления, воображения и фантазии;

Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

Развивают мелкую моторику, глазомер

Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)

Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

Формы    песочной терапии:

- традиционные : игры с сухим и мокрым песком (игры в песочнице ,на море)

- нетрадиционные

Я использую в работе с детьми  такие нетрадиционные формы  как:

Рисование песком на световых столах

Рисование цветным песком

Постройки из кинетического песка

Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка

память, внимание, повышает работоспособность, 

нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень

 утомляемости.

Нетрадиционные методы направлены на регуляцию эмоционально-волевой сферы ребенка, понимание ребенком своих переживаний, поиск способов их преодоления.


Эффективность нетрадиционных методов определяется:

             необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,

- заинтересованностью детей,

- развитием их творческой самостоятельности,

- созданием благоприятного климата на занятиях,

- ориентировкой детей на коммуникацию.


Одним из методов нетрадиционной песочной терапии является рисования на песке, рисования песком.

Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно играть в песочнице.

Использую такие игры с песком как :

1.«Чувствительные ладошки» Горячее-холодное, мягкое и-твердое, сухое -мокрое.

2. «Отпечатки наших рук» .

Ребёнку очень нравится на песке делать отпечатки, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

3. Игра « Секретик» « Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

4. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

 Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

 Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти.

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ

Данная техника, под названием «Песочная арт-терапия» удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.

Рисование песком доступно для детей и взрослых, оказывает  расслабляющий эффект на нервную систему, избавляет от стрессов и переживаний, а также устраняет страхи и тревожность.

 Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

 Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий . Прикасаясь к песку, можно почувствовать его тепло, его текучесть, его движение. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи.

Рисование песком развивает:

Мелкую моторику

Улучшает память

Пластику движений

Работу мозга

Борьба со стрессом

Особо нуждаются в такой терапии дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, по отношению к взрослому. На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают. В этом  случаи ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира . То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и смысл.

Оборудование «песочницы»:

  • пластиковые прямоугольные подносы;

  •  кинетический песок (разных цветов);

  •  набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах):  лопатки, стеки;

  •  разнообразные пластиковые формочки разной величины: геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

  •  миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт

  • бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы.

Заключение

Опыт работы с детьми с ОВЗ  показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

-дети чувствуют себя более успешными;

-на занятиях весело, нет скуки и монотонности;

-в детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;

-страх и напряжение исчезает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста"

   У большинства детей дошкольного возраста отмечают недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии ...

Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников.

Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников....

«Использование песочной терапии, в процессе коррекции эмоциональной сферы детей с РАС»

Игры и упражнения применяющиеся для коррекции эмоциональной сферы детей с РАС...

«Использование инновационных методик песочной терапии, в процессе коррекции эмоциональной сферы детей с РАС»

laquo;Самая лучшая игрушка для детей — куча песка»К.Д. Ушинский.            Современные дети живут в условиях многочисленных огранич...

"Песочная терапия -как метод коррекции эмоциональной сферы детей"

Песочная терапия - как метод коррекции эмоциональной сферы детей»Цель: Познакомить педагогов с техниками работы с песком и методом песочной терапии.Возможность использовать песочницу не только п...

Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

У большинства детей дошкольного возраста отмечают низкий уровень не сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Не сформированность тонкой моторики рук у...