мальчики и девочки - два разных мира
консультация по коррекционной педагогике на тему

Николаенко Елена Анатольевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malchiki_i_idevochki.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Мальчики и девочки – два разных мира»

Мальчики и девочки –

два разных мира.

        Родители с радостью ожидают появление ребенка. Они ждут не просто ребенка вообще, а пытаются узнать, какого он пола будет.

        И вот ребенок родился. И первый вопрос мамы: «Кто у меня, мальчик или девочка?» А сияющий молодой отец на вопросы отвечает гордо: «Мальчик!» или счастливо: «Девочка!» Наконец страсти утихли, и начинается полная забот кутерьма, связанная с кормлением, пеленанием, мало зависящая от того, какого пола малыш. И важность пола постепенно отходит куда-то далеко на задний план.

        А может действительно у малышей до какого-то возраста нет разницы, и мальчики развиваются так же, как и девочки?

        Мы часто говорим «Ребенок в … года должен уметь…» А какой ребенок – мальчик или девочка? Давайте рассмотрим поподробнее, чем они действительно отличаются.

        Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, на 2-3 месяца раньше начинают ходить, на 4-6 месяцев раньше говорить. В начальной школе мальчики младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет.

        Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. Игры девочек часто опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой все свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и при этом используют все предоставленное им пространство. Если мальчикам мало пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают и вертикальную. Среди мальчиков частота встречаемости мозговых дисфункций в 2,5 раза больше, чем у девочек, что объясняется следующими причинами:

  • центральная нервная система плода мужского пола пре- и перинатальном периоде наиболее восприимчива к патологическим воздействиям;
  • у девочек, по сравнению с мальчиками, меньшая степень функциональной специализации полушарий, что обеспечивает более высокие механизмы компенсации;
  • влияние наследственных факторов.

        Мозг мальчиков более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная, более экономичная функциональная система. У них особенно избирательно активен передний мозг, его лобные ассоциативные структуры. Именно эти отделы мозга отвечают за процессы смыслообразования. Это делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую поисковую активность, способствует самореализации.

        Даже очередность созревания разных психических функций у мальчиков и девочек разные.

        У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст выше. Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики происходит на фоне «оречевления».

        А у мальчиков то же самое происходит еще на наглядно-образном уровне. И это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного.

        Мальчики молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить. Что касается «исполнительской части речи, то эта сторона несомненно, лучше развита у женщин и девочек: у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание. Но эта сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов – лучше представлена у мальчиков и мужчин. Это еще раз доказывает, что сильная сторона мужчин – способность к поиску нового нестандартного решения, к новаторству.

        Восприятие девочек более детализировано. Мальчики ориентированы на информацию, а девочки – на отношение между людьми. Мальчики чаще задают взрослым  вопросы ради получения конкретной информации, а девочки ради установления контакта со взрослыми.

        С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем,  девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных, нетиповых решений.

        Утомление  сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. Девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария).

        А каковы особенности эмоциональной сферы? Мы часто недооцениваем  эмоциональную чувствительность и тревожность у мальчиков. При восприятии одновременно позитива и негатива мозг мальчиков чаще выбирает негатив, что обычно не свойственно детскому восприятию. К тому же рисунки мальчиков (танки, пушки, пистолеты, самолеты) никакой тревоги не вызывают. Но ведь известно, что рисунок ребенка – это портрет личности, он свидетельствует о том, что дети разного пола по-разному видят окружающий мир. Мальчики на данном этапе развития не видят человека. Поэтому взрослым необходимо наполнить мир ребенка позитивными эмоциями, научить понимать, оценивать, осмысливать этот прекрасный мир, мир человеческих отношений. Мальчикам для полноценного психического здоровья больше нужно тепла и ласки, заботы и участия и самых разнообразных форм поощрения.

        А как же быть с наказаниями? Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и  учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика – они то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся от того, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушен к ее словам. Нет, он не равнодушен. Он просто дал уже пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. Чтобы не сломаться, он просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит, он вас не слышит. Ограничьте длину нотаций, но сделайте ее более емкой по смыслу, т.к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональное воздействие. Объясните ему ситуацию коротко и очень конкретно – чем вы недовольны.

        Мальчикам важно, что оценивается в их деятельности. Они избирательно реагируют только на значимые для них оценки. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки. Для них эмоционально значимо, кто их оценивает и  как.  Не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают.

        Итак, мы пришли к важному выводу: мальчик и девочка – это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за поступками, а значит, неправильно реагируем. Мальчик и девочка по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разними по-своему прекрасными, какими их создала природа.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Мальчики и девочки два разных мира"

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...

Консультация для родителей "Мальчики и девочки - два разных мира"

В консультации затронуты вопросы гендерного воспитания, актуальные на современном этапе....

Мальчики и девочки - два разных мира

В статье дана характеристика основных  гендерных особенностей детей дошкольного возраста....

Мальчики и девочки - два разных мира.

Все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игр...

Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"

Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"...

"Растим девочку". "Роль отца в жизни сына". " Мальчики и девочки два разных мира".

Этот материал можно использовать как консультации, рекомендации, а также для информационно-стендового материала  для родителей. Темы посвящены гендерному воспитанию детей....