Главные вкладки

    рекомендации к организации работы с детьми с синдромом Дауна
    консультация по коррекционной педагогике на тему

    Николаенко Елена Анатольевна

    консультация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rekom._k_organ._raboty_s_detmi_s_sind._dauna.doc76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Общие рекомендации к организации групповой работы с детьми с синдромом Дауна в системе раннего вмешательства

    1. Командный принцип работы.

    Реализуется командный принцип через совместную диагностику, обсуждение,  выработку структуры работы. Обязательным элементом групповой работы являются командные обсуждения специалистов, работающих с группой, на которых планируется работа группы и отслеживается динамика развития  в целом и каждого из ее участников, обсуждаются изменения и трудности.   Рекомендуется, чтобы с группой работали два – три специалиста, которые образуют рабочую команду. В общую команду раннего вмешательства входят такие специалисты:  невролог, психолог, логопед, физический терапевт, педагог. Раз в три месяца проходит общее командное обсуждение, на котором специалисты делятся мнениями и, при необходимости, присоединяются к работе группы.

    2. Психологический подход в работе с детьми.

    Психологический подход обеспечивает более эффективную работу с детьми и их родителями и заключается в применении психологических приемов независимо от того, какой именно специалист работает с группой детей. К таким приемам относятся: отражение и проговаривание действий и чувств, структурирование пространства и времени.

    3. Особое внимание к взаимодействию с родителями.

     Специалисты предоставляют родителям максимум информации о том, что происходит во время проведения занятия и каков смысл упражнений; предлагают  конкретные задания для занятий дома (с учетом возможностей семьи).

    4. Ограниченное количество детей в группе.

    В группах для детей с синдромом Дауна рекомендуется не более четырех детей, так легче учитывать индивидуальные особенности ребенка. В тоже время каждый ребенок получает возможности общения с разными детьми, т.е. разный социальный опыт.

    5. Время занятия.

     Не более 1,5 часа. В системе раннего вмешательства находятся дети с различной степенью задержки, которые не имеют опыта пребывания в кругу сверстников. 1,5 часа - это время, которое дети могут ''выдержать'' вместе и успевают адаптироваться.

    Планирование групповой работы с детьми с синдромом Дауна.

    • Планирование групповой работы основывается на результатах диагностики ребенка и согласовывается с запросом и ожиданиями родителей. Знание родителей об особенностях ребенка, адекватное понимание ситуации в значительной степени влияет на эффективность групповой работы. Поэтому особое внимание уделяется прояснению и формированию запроса родителей - цели, которые могут быть достигнуты в результате сотрудничества специалистов и родителей. Работа с родителями позволяет установить отношения сотрудничества, оказывать эмоциональную и информационную поддержку, повышать уровень родительской компетентности.
    • До начала групповой работы нужно определить цели и задачи данной группы, которые ставят на 3 месяца. Затем команда специалистов  оценивает динамику групповой работы, эффективность упражнений, достижения каждого ребенка и родителя. На основании этой информации и встречи с родителями принимается решение о необходимости изменения содержания упражнений, состава группы, специалистов, частоты и продолжительности занятий. Структуру занятия можно оставить неизменной, если упражнения остались актуальными для детей.
    • Структура занятия формируется до начала групповой работы и  остается неизменной на протяжении всего времени групповых занятий. Содержание отдельных упражнений может меняться, при успешном освоении данного упражнения детьми.
    • Помещение и оборудование должны соответствовать целям группы. Важно учитывать, что оборудования и игрушек не должно быть слишком много, так как дополнительные стимулы отвлекают детей от выполнения задания, создавая трудности для детей и специалистов.  
    • При формировании группы нужно учитывать возраст и особенности развития детей. Важно понимать, что возраст развития может отличаться от биологического возраста ребенка. Упражнения, которые предлагаются для группового занятия, выбираются специалистом с учетом возраста развития детей.
    • Необходимо учитывать, что развитие способностей в отдельных сферах (например, мелкой моторике, развитии речи) может значительно отличаться у детей с близким возрастом развития. Для того, чтобы групповое занятие было эффективно как для каждого ребенка, так и для группы в целом, в одном занятии могут сочетаться ''очень простые'' и ''достаточно сложные'' задания. Такой подход учитывает сильные и слабые стороны каждого ребенка, его зону ближайшего развития, а также способствует повышению самооценки и позитивному отношению детей друг к другу.
    • При организации групповой работы необходимо соотнести запрос родителей с возможностями и особенностями развития детей.  Определить модель групповой работы, которая позволит наиболее эффективно достичь целей, согласованных между специалистами и родителями. На этапе планирования важно определить роль каждого специалиста и родителей, для обеспечения эффективного взаимодействия команды специалистов и специалиста с ребенком во время занятия.

    Цели создания группы:

    1.     Стимулировать развитие познавательной деятельности ребенка с синдромом Дауна.

    2.     Создавать условия для социального развития ребенка, формирования навыков коммуникации с детьми и взрослыми.

    3.     Развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка.

    4.     Развивать личностные качества ребенка.

    5.     Подготовить ребенка к дальнейшей социализации и переходу в другие учреждения.

    6.     Вовлекать родителей в совместную реализацию целей индивидуального плана работы с ребенком.

    Задачи группы:

    1. Формировать навыки поведения в группе.

    2.  Развивать мотивацию, активность, инициативность и самостоятельность.

    3. Формировать навыки предметной деятельности:

    -         учить выполнять орудийные, предметно-игровые и соотносящиеся действия с различными предметами и материалом.

    4. Развивать сенсорное восприятие:

    –       формировать умение ориентироваться в цвете, форме, размере предметов;

    –       развивать пространственные представления;

    –       стимулировать слуховое внимание, ориентирование в неречевых и речевых звуках;

    –       учить различать предметы на вкус, запах, на ощупь.

    5. Формировать у детей конкретные представления об окружающем мире, придерживаясь тематической направленности.

    6. Развивать наглядно-действенное мышление, память, внимание.

    7. Развивать понимание обращенной речи:

    –       учить показывать предметы с определенным признаком, картинки, действующие лица на сюжетных картинках, объекты на фотографиях;

    –       учить выполнять действия по инструкции взрослого, в играх с речевым сопровождением.

    8.  Развивать навыки общения:

    –       учить использовать различные формы общения с близкими взрослыми;

    –       учить работе с коммуникативным альбомом-словарем;

    –       поддерживать эмоциональные контакты с детьми.

    9.  Стимулировать развитие активной речи:

    –       учить произносить звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова;

    –       произносить предложения, состоящие из двух слов в определенных ситуациях;

    –       учить отвечать на простые вопросы.

    10. Учить выполнять элементарные упражнения для развития артикуляционной моторики, мимики, физиологического и речевого дыхания.

    11. Формировать умения и навыки выполнения движений:

    –       учить выполнять упражнения в ходьбе, беге, прыжках; упражнения в кидании и ловле мяча; удары по мячу; упражнения в равновесии;

    –       развивать мелкую моторику пальцев рук.

    1. Обучать навыкам продуктивных видов деятельности:
    • рисовать на листе бумаги, используя краски и кисть;
    • строить из конструктора совместно с взрослым;
    • развивать интерес, любопытство;
    • воспитывать желание рисовать, конструировать.
    1. Информировать родителей об особенностях развития детей с синдромом Дауна. Осуществлять реализацию задач группы совместно с родителями, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

    Запрос родителей

    Запрос высказывается родителями и служит одним из оснований для определения  целей и задач групповой работы.

    В запросе обычно содержатся вопросы и пожелания родителей, направленные на понимание и преодоление трудностей в развитии ребенка с синдромом Дауна:

    –       рассказать об особенностях развития и способах стимулирования ребенка.

    –       научить ребенка понимать речь окружающих и разговаривать, соответственно возрасту;

    –       развить познавательные способности ребенка;

    –       сформировать навыки и умения, соответствующие возрасту;

    –       научить общаться со сверстниками и взрослыми;

    –       подготовить к поступлению в детский сад.

    В ходе работы: дополнительной диагностики, консультаций со специалистами команды, бесед после занятий, дополнительных встреч с родителями запрос может конкретизироваться, дополняться.

    Особенности развития детей с синдромом Дауна

    Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах.

    Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна:

    1.     В раннем возрасте такие дети могут быть пассивными, мало кричать и вокализировать, плохо сосать в младенчестве. В дальнейшем возможны проблемы с жеванием. Они могут позже начать улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очередность. Поэтому необходимо осуществлять массаж для укрепления мышц губ и языка начиная с 3 месяцев.

    2.     Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее, вследствие сниженного мышечного тонуса, чрезмерной эластичности связок, коротких рук и ног, ослабленного чувства равновесия, медицинских проблем со здоровьем. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и ходить позже.

    3.     Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции.

    Процессы восприятия (зрительного, слухового, кинестетического и тактильного) замедленны, часто фрагментарны, недостаточно избирательны.

    Внимание нестойкое, рассеянное: дети легко и часто отвлекаются под влиянием случайных факторов. Для ребенка с синдромом Дауна важно повторение изучаемого материала, помощь в перенесении опыта и навыков из одной учебной ситуации в другую.

    В процессе обучения важно помнить о более медленном, чем у большинства детей, темпе мышления детей с синдромом Дауна.

    4.     Речь может развиваться позже, чем у остальных детей:

    –       В доречевой период наблюдаются более бедные голосовые реакции, снижение интонационно-мелодической выразительности вокализаций, несвоевременное возникновение или отсутствие певучего гуления, лепета.

    –       Особенности строения артикуляционного аппарата: высокое небо, макроглоссия, гипотония мышц должны учитываться при кормлении ребенка, а также при работе с логопедом или специалистом по ранней коммуникации.

    –       Развитие импрессивной речи опережает развитие экспрессивной речи. Дети выполняют простые инструкции, понимают окружающих в знакомой обстановке, хотя первые слова могут появиться в период от 2,5 до 5 лет. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей.

    –       Дети с синдромом Дауна для общения используют в основном существительные, глаголы, указательные местоимения, подкрепляемые жестами, имитациями звуков.

    –       В процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни – от однословных фраз к предложениям, а другие – от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.

    5.     Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как:

    –       Дети могут не проявлять активность в самостоятельном манипулировании предметами, усваивании способов действия с разными игрушками, связанных с их физическими свойствами (вкладывание одного предмета в другой, катание, ударение предметов друг о друга, чтобы услышать звук).

    –       Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-9 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше.

    –       Игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.

    6.     Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст развития ребенка.

    Работа с родителями детей с синдромом Дауна

    Первая встреча

    До начала осуществления групповой работы с детьми ведущий и сопровождающий специалисты организовывают встречу с родителями. Перед ее проведением специалисты изучают результаты предварительной диагностики, записи в карточках, данные о возрасте развития детей, полученные после обработки анкет KID или RCDI. Если с ребенком до групповой работы проводились индивидуальные занятия, то специалисты группы обсуждают особенности его развития с ведущим индивидуальных занятий.

    На первой встрече

    ·        происходит знакомство специалистов и родителей группы;

    ·        проясняется запрос родителей и возможности его реализации на групповых занятиях;

    ·        родителям разъясняется структура, формат группы – развивающие групповые занятия;

    ·        специалисты формулируют цели и задачи, которые будут решаться на ближайших занятиях;

    ·        проговариваются сроки работы группы и то, что группа закрыта – то есть, в течение учебного года новые дети в группе появляться не будут.

    ·        обсуждается регулярность и длительность проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прежний опыт в новые ситуации).

    ·        родители знакомятся со специальными методами, приемами и средствами работы, которые будут использоваться на занятиях и могут встретить непонимание. Например: работа с дополнительными средствами коммуникации – коммуникативными картинками.

    Беседы после занятии

    Родители всегда имеют возможность наблюдать за занятием в отдельной комнате. Эта комната отделяется от игровой специальным двусторонним зеркалом. После каждого занятия специалисты группы беседуют с родителями. Отмечаются успехи детей, их познавательная и речевая активность, проявления инициативы, самостоятельности, знания и умения, которые приобретены на занятии, настроение, интерес к происходящему. Рекомендуются приемы, с помощью которых можно преодолеть возникшие трудности. Специалисты отвечают на вопросы родителей, проговаривают, на что необходимо обратить внимание дома, как можно провести предложенные игры и упражнения в домашней обстановке.

    Текущие встречи

    Один раз в 3 месяца проводятся встречи с родителями без детей. Перед этим повторно заполняется анкета КІD или RCDI. Анализ результатов первой и последующих анкет позволяет выявить динамику развития ребенка и отобразить ее на графике. В ряде случаев ребенок с синдромом Дауна может прогрессировать по одной или нескольким сферам (например: по крупной моторике, самообслуживанию, пониманию языка), а в других сферах (например: тонкая моторика, развитие речи, социальная) развиваться медленнее. Специалист должен быть готов объяснить родителям такое расхождение в показателях развития ребенка, проанализировать свою работу и  в случае необходимости подкорректировать план  развития ребенка. Обсуждаются достижения и трудности детей, их видение со стороны специалистов и родителей. Выделяются сильные и слабые стороны каждого ребенка.

    На текущих встречах  у родителей могут возникнуть вопросы типа: «Что делать если у ребенка не закрывается рот и выпадает язык?». В таких случаях специалист рекомендует  делать активизирующий массаж для мимических мышц лица, губ и языка;  получить  лечение по основному заболеванию.

    Таким образом, специалисты и родители проводят совместный анализ групповой работы, сравнивают свои впечатления. Рассматриваются задачи, которые будут решаться на следующем этапе. Обсуждается важность участия родителей в удовлетворении и выполнении индивидуальных рекомендаций специалистов.

    Последняя встреча

    Последняя встреча с родителями организовывается перед окончанием цикла занятий развивающей группы.

    Встреча необходима

    ·        для подведения итогов работы: очередного анализа результатов анкет; обсуждения родителями и специалистами знаний, умений и навыков, приобретенных детьми; выделения трудностей, которые предстоит преодолеть;

    ·        для проговаривания собственных впечатлений, эмоций;

    ·        чтобы родители подготовили детей к окончанию занятий, проговорили с ними предстоящий момент расставания;

    ·        для оказания поддержки родителям на пороге нового этапа в жизни семьи;

    ·        для разработки и обсуждения программы на летний период (игр, упражнений, методов и приемов, которые будут использоваться дома);

    ·        для обсуждения путей выхода из программы группы.

    На этой встрече специалисты предлагают  и обсуждают с родителями возможные варианты выхода из программы:

    1.     Переход в индивидуальный режим занятий с необходимым специалистом, например, с логопедом.

    2.     Поступление в специализированный или массовый детский сад.

    3.     Посещение другого реабилитационного центра.

    4.     Продолжение занятий в развивающей (логопедической, интегративной) группе Центра раннего вмешательства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Направления работы коррекционно – воспитательной работы с детьми с синдромом Дауна.

    1.Социально-эмоциональное развитие. — основная цель - вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, иными словами, при групповой форме рабо...

    Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.

    Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующи...

    Выступление на Педагогических чтениях "Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна"

    laquo;Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна»Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь ху...

    Из опыта работы с детьми с синдромом Дауна

    Материал подготовил педагог-психолог Бадалян Д.Я....

    МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

    Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклон...

    Беседа-консультация на тему: «Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста»

    Методическая разработка для воспитателей по теме " Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна"...

    «Комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности в ДОУ »

    В коррекционной работе  используются элементы различных методик:    Ю.А Разенковой.,  О.Б. Закревской, О.В. Боровика, Е.Ф. Архиповой, Е.А. Стребелевой, Т.Н. Новиковой-Иванцово...