Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Братцева Ирина Александровна

Семинар – практикум с педагогами

«Стили семейного воспитание и их влияние на развитие личности ребенка»

Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта.

 Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать.

 В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни.

 Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.

В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей.

 

 Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.

 В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен.

Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.

. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.

 Дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания

 

 

«Каков ваш стиль воспитания?»

 

Стиль воспитания – Общая система воспитания, характеризующаяся определенным уровнем контроля и поддержки.

Контроль Направление, надзор, коррекция. Аспект воспитания, в котором родители стараются корректировать поведение ребенка. При этом они готовы и способны идти на конфронтацию с непослушным ребенком.

Поддержка– Аспект воспитания, в котором упор делается на самостоятельность, самоконтроль и индивидуальность ребенка. Родители видят нужды и требования ребенка, поддерживают его, заботятся об его эмоциональном здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                10                           20                                         30                         40                          50

На нижней горизонтальной линии графика (ось Х) поставьте букву «М» в соответствии с суммой баллов в нечетных пунктах.

На левой вертикальной линии (ось Y) поставьте букву «М» в соответствии с суммой баллов  в четных пунктах.

Проведите линии от этих двух точек и поставьте букву «М» в месте их пересечения. Сектор, где они пересекаются, представляет стиль воспитания ваших родителей.

 

 

Тест на определение стиля воспитания

Как вы воспитываете своего ребёнка

Оцените каждое высказывание по шкале от 1 до 5 (1-абсолютно не согласен, 2-не согласен, 3-не уверен, 4-согласен, 5-абсолютно согласен). (ОСВ-2)

1. Я считаю, что детей должно быть видно, но не слышно. 1 2 3 4 5                                                                                                                   

2. Когда ребёнку плохо, я поддерживаю и успокаиваю его.1 2 3 4 5                                                                                                                      

3. Когда ребёнок плохо себя ведёт, я применяю телесные наказания. 1 2 3 4 5

4. Я редко делаю ребёнку замечания и позволяю ему учиться на своих ошибках.  1 2 3 4 5

5. Я всячески воспитываю в ребёнке волю к победе.                    1 2 3 4 5

6. Ребёнок может спокойно мне все рассказывать, не боясь наказания.   1 2 3 4 5                                                                                               

7. Я учу ребёнка уважать родителей и подчиняться авторитетам.        1 2 3 4 5

8. Я спокойно отношусь к проблемам с поведением, за исключением крайних случаев.

1 2 3 4 5

9. Я учу ребёнка как правильно себя вести практически во всех ситуациях. 12345

10.Я всегда заступаюсь за своего ребёнка перед другими взрослыми.1 2 3 4 5                                                                                                                                

11. Мне важно, чтобы ребёнок слушался меня беспрекословно.  1 2 3 4 5

12. Я не стеснялись выражать свою любовь к ребёнку.                                            1 2 3 4 5

13. Я всегда говорю своему ребёнку, что сначала нужно достичь чего-то важного.12 3 4 5

14.Я не интересуюсь с кем дружит мой ребёнок.                                                  1 2 3 4 5

15. Мне важно, чтобы мой ребёнок делал все на 100%.                                    1 2 3 4 5

16. Я позволяю ребёнку выражать любые эмоции, даже если это ставит меня в неловкое положение.                                                                                                                  1 2 3 4 5

17. Я учу ребёнка самоконтролю.                                                                         1 2 3 4 5

18. Я принимаю гнев ребёнка и позволяю его проявлять.                              1 2 3 4 5

19. Я учу ребёнка ценностям и традициям нашей культуры.                     1 2 3 4 5

20. Я спокойно дам ребёнку возможность самостоятельно выбрать профессию и образ жизни.                                                                                                                                   1 2 3 4 5

 

Сумма баллов в нечетных пунктах - ______________________________________________

Сумма баллов в четных пунктах - ________________________________________________

 

 

 

Характеристики стилей воспитания

 

Потакающий

- мало контроля, много поддержки

- родитель доступен, руководит ребёнок

- двусторонняя коммуникация

- мало четких стандартов и принципов

- мало внимания последствиям

- постоянство в выражении   положительных эмоций

- непостоянство в требовании дисциплины

- разрешающий, сердечный

Влияние на ребёнка

Низкий уровень самоконтроля и высокий уровень самоуважения, отсутствие уважения к окружающим, неуверенность, неспособность соблюдать границы, низкий уровень ответственности, низкая успеваемость в школе, несдержанность, сильный дух.

Ключевые моменты

- Повысьте степень контроля

- Удовлетворяйте потребности ребенка в системе и дисциплине

 

 

Направляющий

- много контроля и много поддержки

- родитель доступен, доброжелательный авторитет для ребёнка

- двусторонняя эффективная коммуникация

- четкие стандарты, основанные на правильных ценностях

- логичные и естественные последствия плохого поведения

- постоянство в любви и дисциплине

- любящий, твердый

Влияние на ребенка

Высокий уровень самоуважения, самоконтроля, самостоятельности, здоровые отношения, хорошая успеваемость в школе, правильно сформированная воля и сильный дух

Ключевые моменты

Продолжайте гармонично сочетать поддержку и контроль

 

Отстранённый

- мало контроля и мало поддержки

- родитель недоступен

- минимальная коммуникация

- практически отсутствуют ясные стандарты и ценности

- непредсказуемые последствия

- непостоянство в любви и дисциплине

- далёкий недоступный

Влияние на ребенка

Недостаток самоуважения и мотивации, трудно строить здоровые отношения, часто непослушен, неуверенность, плохая успеваемость в школе, деформированная воля и раненный дух.

Ключевые моменты

- Уделяйте больше времени ребёнку

- Поставьте на первое место потребности ребенка, а не свои собственные.

 

 

 

Доминирующий

- много контроля, мало поддержки

- родитель недоступен, ребенок его боится, а родитель требует беспрекословного повиновения

- односторонняя коммуникация от родителя к ребенку

- негибкие и часто завышенные требования

- жесткие, часто чрезмерно, последствия

- родитель не выражает положительные эмоции и жестко наказывает

- властный, холодный

Влияние на ребенка

Низкая степень самоуважения и самоконтроля, непослушание, депрессия, нездоровые отношения, средние успехи в школе, сломленная воля и сломленный дух.

Ключевые моменты

- Больше слушайте, поддерживайте своего ребёнка и проявляйте заботу

- Ослабьте контроль и предоставьте больше свободы

 

 

 

 

Обзор стилей воспитания:

Выводы экспертов:

1.  Дети и подростки, которым родители постоянно ПОТАКАЮТ, часто плохо учатся и имеют проблемы с поведением, при этом отличаются высокой самооценкой, хорошими социальными навыками и редко страдают депрессией.

2. Дети и подростки, которых воспитывают ОТСТРАНЕННЫЕ родители, испытывают большие трудности во всех сферах.

3. Дети ДОМИНИРУЮЩИХ родителей учатся средне и в начальных классах не отличаются проблемным поведением. Однако у них заниженная самооценка и трудности с социальной адаптацией. Такие дети подвержены депрессивным состояниям и легко попадают под влияние сильной личности.

4.  Дети и подростки, которых воспитывают в НАПРАВЛЯЮЩЕМ стиле, добиваются большего успеха в социуме и лучше выполняют поставленные задачи, чем дети, которых воспитывают другими методами.

Исследования показывают, что НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ воспитания помогает решать проблемы с поведением и мальчиков, и девочек на всех стадиях развития. Преимущества НАПРАВЛЯЮЩЕГО стиля и ущербность всех остальных стилей воспитания становятся очевидными уже в детсадовском возрасте и далее проявляются все более отчетливо на всех стадиях взросления.

Очевидно, что НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ позволяет добиться лучших результатов, чем остальные методы, а самые плачевные последствия – у ОТСТРАНЕННОГО СТИЛЯ воспитания.

Если тест показал, что стиль ваших родителей не был НАПРАВЛЯЮЩИМ, можете ли вы изменить собственный стиль?

Да! Даже если на этом этапе ваш стиль воспитания совпадает с родительским. Это будет нелегко, потому что, воспитывая детей, мы часто поступаем интуитивно, не задумываясь.

Вот несколько рекомендаций для коррекции стиля воспитания в сторону НАПРАВЛЯЮЩЕГО:

[Попросите родителей нарисовать стрелку от их сектора на графике в сторону сектора «НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ». Пусть они напишут, какие изменения им нужно произвести.]

Если вы тяготеете к ПОТАКАЮЩЕМУ СТИЛЮ (верхний левый сектор), вам нужно сначала продумывать реакцию на поведение ребенка. Если он что-то просит или плохо себя ведет, скажите, что вам надо подумать над ответом. При этом можно посоветоваться с супругом или другим взрослым, если есть такая возможность. Часто мы говорим «да», только чтобы избежать конфликта или заслужить одобрение ребенка. Вам нужно повышать степень контроля. 

Помните, что вы пример и наставник для ребенка. Ему многое могут дать учителя, но характер и ценности формируются, по большей части, под влиянием вашего примера и под вашим руководством.

Комментарии для ведущего:  Напишите на доске (в верхнем левом секторе):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ПОТАКАЮЩЕГО СТИЛЯ:

 - Повысьте степень контроля

- Удовлетворяйте потребность ребенка в системе и дисциплине.

***

Если для вас характерен ОТСТРАНЕННЫЙ СТИЛЬ воспитания (нижний левый сектор), причиной может быть то, что вы вообще редко бываете рядом с ребенком. Возможно, между вами эмоциональная дистанция. Например, если вам приходится растить ребенка самостоятельно, то часто у вас просто нет сил на то, чтобы вдумываться в его проблемы и просьбы.

Но ситуацию можно изменить, если заранее планировать время с ребенком. Даже если вы можете уделить ребенку безраздельное внимание лишь несколько минут в день, это уже большой шаг. А если выдается возможность провести с ним больше времени, запланируйте какое-то совместное дело, которое доставит ребенку удовольствие. Самое главное – не опускать руки. Ребенок многому научится у разных учителей, но его характер будет формироваться под вашим влиянием – вы для него пример и наставник.

 

Комментарии для ведущего:  Напишите на доске (в нижнем левом секторе):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ОТСТРАНЕННОГО СТИЛЯ:

- Уделяйте время ребенку

- Поставьте на первое место потребности ребенка, а не свои собственные.

***

Если тест показал, что у вас ДОМИНИРУЮЩИЙ СТИЛЬ воспитания (нижний правый сектор), вам нужно скорректировать свой подход. ДОМИНИРУЮЩИЕ родители часто выражают любовь, устанавливая в доме строгие правила, надеясь таким образом восполнить потребности близких. Для того чтобы стать НАПРАВЛЯЮЩИМ родителем, вам надо понять, что идеала добиться невозможно. Все хотят жить в идеальном мире, но, к сожалению, мир вокруг нас далек от совершенства. Позвольте себе, супругу (или супруге), детям быть несовершенными. Меньше требуйте и командуйте, и тогда вы сможете принять несовершенство близких и научитесь любить их такими, они есть. Если вы снизите планку, то члены семьи перестанут бороться с нереалистичными ожиданиями и, наоборот, в какой-то момент превзойдут ваши ожидания. Первым делом выслушайте ребенка, воспринимая его вопросы не как вызов, а как приглашение к диалогу и поиску взаимопонимания.

Комментарии для ведущего:  Напишите на доске (в нижнем правом секторе):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО СТИЛЯ:

- Больше слушайте, поддерживайте и проявляйте заботу

- Ослабьте контроль и предоставьте больше свободы.

***

Если ваш результат оказался в верхнем правом секторе (НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ), посмотрите, какой аспект (ПОДДЕРЖКА или КОНТРОЛЬ) у вас выражен слабее или, как вам кажется, требует дополнительных усилий. Подумайте, как можно далее усовершенствовать свой стиль воспитания.

 

Комментарии для ведущего:  Напишите на доске (верхний правый сектор):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ НАПРАВЛЯЮЩЕГО СТИЛЯ:

- Продолжайте гармонично сочетать поддержку и контроль

 

 

Основные принципы воспитания без наказания

Воспитывать ребенка можно и без применения наказаний. Обычно родители прибегают к такой мере после того, как не смогли выстроить доверительные отношения с малышом. Чтобы избежать наказаний и при этом найти общий язык с ребенком, придерживайтесь следующих основных принципов.

Признайте уникальность ребенка.

Чувства, желания и потребности ребенка уникальны. Прежде чем ругать малыша за плохое поведение, задумайтесь и попробуйте понять, что стало причиной непослушания. Обычно в основе этого лежат внутренние переживания, детские страхи или волнения ребенка. Постарайтесь найти их причину и попробуйте ее устранить.

Уважайте ценности ребенка.

Необходимо признать личность ребенка, наличие у него ценностей, которые могут не пересекаться с Вашими собственными. Интересуйтесь тем, что любит Ваш малыш, с вниманием относитесь к тому, чем он увлекается, даже если это будут самые незначительные вещи. Важно помнить, что ребенок имеет право на собственное мнение, и, если оно является ошибочным, старайтесь спокойно объяснить ему, в чем он неправ. Благодаря такому подходу у ребенка начнет формироваться собственная система ценностей, он научится анализировать свои мысли и действия.

Осознайте собственные ошибки

Чтобы воспитание ребенка было эффективным, родителям необходимо признавать свои ошибки и понимать, что идеальных людей не существует, и они не являются исключением. Возможно, Вам придется пересмотреть систему претензий, предъявляемых к малышу, отказаться от каких-либо методов. Постарайтесь понять, не слишком ли высоки Ваши требования по отношению к ребенку.

Подавайте хороший пример

С момента рождения малыша родители являются для него своеобразным авторитетом. Постарайтесь передать ребенку свои знания и показать, как правильно общаться и вести себя с другими людьми. Например, Вы с трудом сможете привить малышу любовь к чтению, если он никогда не видел Вас с книгой, и не заставите убраться в комнате, если сами не следите за чистотой в доме. Чтобы научить его уважать взрослых, следите за своим общением с окружающими и за тем, как Вы ведете себя в обществе. Естественное желание ребенка – это подражание своим родителям.

Установите в семье правила

Придумайте список правил, которые будут обязательными для выполнения всеми членами семьи, и постарайтесь объяснить их значение ребенку. Следите, чтобы они не противоречили Вашим собственным действиям или словам. Например, если ребенок должен мыть руки перед едой, значит, это должны делать все. В ином случае противоречия могут дезориентировать малыша и усложнить формирование самоконтроля. Установленные правила необходимо соблюдать не только дома, но и в гостях.

Любите своего ребёнка!

Практическая часть.

1.    Упражнение « Нарисуй свою семью в образах цветов»

 

image

 

  2. Упражнение «Одно из трех»

Для проведения игры нужно отметить три условных места, на каждое место собирается первая, вторая или третья подгруппа. В ходе игры участникам каждый раз придется решать для себя вопрос, к какой из трёх групп они относятся.

Ведущий даёт инструкцию:

«Я предложу вам серию вопросов, которые метафорически описывают ваши особенности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой из предложенных вариантов вам ближе всего, и, в соответствии со своим выбором, займите, пожалуйста, свои места.

Итак, кто вы:

- марш Мендельсона, «Мурка», Венский вальс?

Кто вы:

- Ребёнок, Зрелый человек, Пенсионер. (Речь не идёт о реальном возрасте игрока)

- Первое свидание, помолвка, золотая свадьба?

- Спальня, кухня, рабочий кабинет?

- Палатка, крепость, вилла?

- Обвиняемый, адвокат, прокурор?

Табличка с надписью«Посторонним вход воспрещён»,

 «Скоро вернусь…»«Добро пожаловать».

 

«С радостью!»«Надо подумать…»«Через мой труп»

Кто ВЫ:

- Прошедшее, настоящее, будущее?

Рефлексия:

Ответ на какой вопрос был наиболее трудным, на какой вопрос было легче всего ответить.

 

  3. А сейчас для вас упражнение «Ассоциации»

.Вам надо будет назвать первые возникшие у вас ассоциативные образы.

1. если семья – это постройка, то она….(крепость, шалаш на двоих, квартира)

2. если семья – это цвет, то она…

3. если семья – это музыка, то это…

4. если семья – это геометрическая фигура, то она…

5. если семья – это название фильма, то…

6. если семья – это настроение, то…

 4. Релаксация.

Музыкальная релаксация. Просмотр видеоролика «Счастливая семья».

А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть, расслабиться и подумать о своей семье.

5. Рефлексия.

 Считаете ли  Вы услышанную информацию полезной.  Объясните.

Ваши пожелания.

Семинар-практикум подошел к завершению, благодарю за внимание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_semya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум с педагогами

«Стили семейного воспитание и их влияние на развитие личности ребенка»

Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта.

 Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать.

 В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни.

 Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.

В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей.

 Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.

 В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен.

Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.

. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.

 Дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания.

«Каков ваш стиль воспитания?»

Стиль воспитания – Общая система воспитания, характеризующаяся определенным уровнем контроля и поддержки.

Контроль Направление, надзор, коррекция. Аспект воспитания, в котором родители стараются корректировать поведение ребенка. При этом они готовы и способны идти на конфронтацию с непослушным ребенком.

Поддержка– Аспект воспитания, в котором упор делается на самостоятельность, самоконтроль и индивидуальность ребенка. Родители видят нужды и требования ребенка, поддерживают его, заботятся об его эмоциональном здоровье.



         10                           20                       30                         40                          50

На нижней горизонтальной линии графика (ось Х) поставьте букву «М» в соответствии с суммой баллов в нечетных пунктах.

На левой вертикальной линии (ось Y) поставьте букву «М» в соответствии с суммой баллов  в четных пунктах.

Проведите линии от этих двух точек и поставьте букву «М» в месте их пересечения. Сектор, где они пересекаются, представляет стиль воспитания ваших родителей.

Тест на определение стиля воспитания

Как вы воспитываете своего ребёнка

Оцените каждое высказывание по шкале от 1 до 5 (1-абсолютно не согласен, 2-не согласен, 3-не уверен, 4-согласен, 5-абсолютно согласен). (ОСВ-2)

1. Я считаю, что детей должно быть видно, но не слышно. 1 2 3 4 5                                                                                                                  

2. Когда ребёнку плохо, я поддерживаю и успокаиваю его.1 2 3 4 5                                                                                                                      

3. Когда ребёнок плохо себя ведёт, я применяю телесные наказания. 1 2 3 4 5

4. Я редко делаю ребёнку замечания и позволяю ему учиться на своих ошибках.  1 2 3 4 5

5. Я всячески воспитываю в ребёнке волю к победе.                    1 2 3 4 5

6. Ребёнок может спокойно мне все рассказывать, не боясь наказания.   1 2 3 4 5                                                                                                

7. Я учу ребёнка уважать родителей и подчиняться авторитетам.        1 2 3 4 5

8. Я спокойно отношусь к проблемам с поведением, за исключением крайних случаев.

1 2 3 4 5

9. Я учу ребёнка как правильно себя вести практически во всех ситуациях. 12345

10.Я всегда заступаюсь за своего ребёнка перед другими взрослыми.1 2 3 4 5                                                                                                                                

11. Мне важно, чтобы ребёнок слушался меня беспрекословно.  1 2 3 4 5

12. Я не стеснялись выражать свою любовь к ребёнку.                                            1 2 3 4 5

13. Я всегда говорю своему ребёнку, что сначала нужно достичь чего-то важного.12 3 4 5

14.Я не интересуюсь с кем дружит мой ребёнок.                                                  1 2 3 4 5

15. Мне важно, чтобы мой ребёнок делал все на 100%.                                    1 2 3 4 5

16. Я позволяю ребёнку выражать любые эмоции, даже если это ставит меня в неловкое положение.                                                                                                                  1 2 3 4 5

17. Я учу ребёнка самоконтролю.                                                                         1 2 3 4 5

18. Я принимаю гнев ребёнка и позволяю его проявлять.                              1 2 3 4 5

19. Я учу ребёнка ценностям и традициям нашей культуры.                     1 2 3 4 5

20. Я спокойно дам ребёнку возможность самостоятельно выбрать профессию и образ жизни.                                                                                                                                   1 2 3 4 5

Сумма баллов в нечетных пунктах - ______________________________________________

Сумма баллов в четных пунктах - ________________________________________________

Характеристики стилей воспитания

Потакающий

- мало контроля, много поддержки

- родитель доступен, руководит ребёнок

- двусторонняя коммуникация

- мало четких стандартов и принципов

- мало внимания последствиям

- постоянство в выражении   положительных эмоций

- непостоянство в требовании дисциплины

- разрешающий, сердечный

Влияние на ребёнка

Низкий уровень самоконтроля и высокий уровень самоуважения, отсутствие уважения к окружающим, неуверенность, неспособность соблюдать границы, низкий уровень ответственности, низкая успеваемость в школе, несдержанность, сильный дух.

Ключевые моменты

- Повысьте степень контроля

- Удовлетворяйте потребности ребенка в системе и дисциплине

Направляющий

- много контроля и много поддержки

- родитель доступен, доброжелательный авторитет для ребёнка

- двусторонняя эффективная коммуникация

- четкие стандарты, основанные на правильных ценностях

- логичные и естественные последствия плохого поведения

- постоянство в любви и дисциплине

- любящий, твердый

Влияние на ребенка

Высокий уровень самоуважения, самоконтроля, самостоятельности, здоровые отношения, хорошая успеваемость в школе, правильно сформированная воля и сильный дух

Ключевые моменты

Продолжайте гармонично сочетать поддержку и контроль

Отстранённый

- мало контроля и мало поддержки

- родитель недоступен

- минимальная коммуникация

- практически отсутствуют ясные стандарты и ценности

- непредсказуемые последствия

- непостоянство в любви и дисциплине

- далёкий недоступный

Влияние на ребенка

Недостаток самоуважения и мотивации, трудно строить здоровые отношения, часто непослушен, неуверенность, плохая успеваемость в школе, деформированная воля и раненный дух.

Ключевые моменты

- Уделяйте больше времени ребёнку

- Поставьте на первое место потребности ребенка, а не свои собственные.

Доминирующий

- много контроля, мало поддержки

- родитель недоступен, ребенок его боится, а родитель требует беспрекословного повиновения

- односторонняя коммуникация от родителя к ребенку

- негибкие и часто завышенные требования

- жесткие, часто чрезмерно, последствия

- родитель не выражает положительные эмоции и жестко наказывает

- властный, холодный

Влияние на ребенка

Низкая степень самоуважения и самоконтроля, непослушание, депрессия, нездоровые отношения, средние успехи в школе, сломленная воля и сломленный дух.

Ключевые моменты

- Больше слушайте, поддерживайте своего ребёнка и проявляйте заботу

- Ослабьте контроль и предоставьте больше свободы

Обзор стилей воспитания:

Выводы экспертов:

1.  Дети и подростки, которым родители постоянно ПОТАКАЮТ, часто плохо учатся и имеют проблемы с поведением, при этом отличаются высокой самооценкой, хорошими социальными навыками и редко страдают депрессией.

2. Дети и подростки, которых воспитывают ОТСТРАНЕННЫЕ родители, испытывают большие трудности во всех сферах.

3. Дети ДОМИНИРУЮЩИХ родителей учатся средне и в начальных классах не отличаются проблемным поведением. Однако у них заниженная самооценка и трудности с социальной адаптацией. Такие дети подвержены депрессивным состояниям и легко попадают под влияние сильной личности.

4.  Дети и подростки, которых воспитывают в НАПРАВЛЯЮЩЕМ стиле, добиваются большего успеха в социуме и лучше выполняют поставленные задачи, чем дети, которых воспитывают другими методами.

Исследования показывают, что НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ воспитания помогает решать проблемы с поведением и мальчиков, и девочек на всех стадиях развития. Преимущества НАПРАВЛЯЮЩЕГО стиля и ущербность всех остальных стилей воспитания становятся очевидными уже в детсадовском возрасте и далее проявляются все более отчетливо на всех стадиях взросления.

Очевидно, что НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ позволяет добиться лучших результатов, чем остальные методы, а самые плачевные последствия – у ОТСТРАНЕННОГО СТИЛЯ воспитания.

Если тест показал, что стиль ваших родителей не был НАПРАВЛЯЮЩИМ, можете ли вы изменить собственный стиль?

Да! Даже если на этом этапе ваш стиль воспитания совпадает с родительским. Это будет нелегко, потому что, воспитывая детей, мы часто поступаем интуитивно, не задумываясь.

Вот несколько рекомендаций для коррекции стиля воспитания в сторону НАПРАВЛЯЮЩЕГО:

[Попросите родителей нарисовать стрелку от их сектора на графике в сторону сектора «НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ». Пусть они напишут, какие изменения им нужно произвести.]

Если вы тяготеете к ПОТАКАЮЩЕМУ СТИЛЮ (верхний левый сектор), вам нужно сначала продумывать реакцию на поведение ребенка. Если он что-то просит или плохо себя ведет, скажите, что вам надо подумать над ответом. При этом можно посоветоваться с супругом или другим взрослым, если есть такая возможность. Часто мы говорим «да», только чтобы избежать конфликта или заслужить одобрение ребенка. Вам нужно повышать степень контроля.  

Помните, что вы пример и наставник для ребенка. Ему многое могут дать учителя, но характер и ценности формируются, по большей части, под влиянием вашего примера и под вашим руководством.

Комментарии для ведущего:  Напишите на доске (в верхнем левом секторе):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ПОТАКАЮЩЕГО СТИЛЯ:

 - Повысьте степень контроля

- Удовлетворяйте потребность ребенка в системе и дисциплине.

***

Если для вас характерен ОТСТРАНЕННЫЙ СТИЛЬ воспитания (нижний левый сектор), причиной может быть то, что вы вообще редко бываете рядом с ребенком. Возможно, между вами эмоциональная дистанция. Например, если вам приходится растить ребенка самостоятельно, то часто у вас просто нет сил на то, чтобы вдумываться в его проблемы и просьбы.

Но ситуацию можно изменить, если заранее планировать время с ребенком. Даже если вы можете уделить ребенку безраздельное внимание лишь несколько минут в день, это уже большой шаг. А если выдается возможность провести с ним больше времени, запланируйте какое-то совместное дело, которое доставит ребенку удовольствие. Самое главное – не опускать руки. Ребенок многому научится у разных учителей, но его характер будет формироваться под вашим влиянием – вы для него пример и наставник.

Комментарии для ведущего:  Напишите на доске (в нижнем левом секторе):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ОТСТРАНЕННОГО СТИЛЯ:

- Уделяйте время ребенку

- Поставьте на первое место потребности ребенка, а не свои собственные.

***

Если тест показал, что у вас ДОМИНИРУЮЩИЙ СТИЛЬ воспитания (нижний правый сектор), вам нужно скорректировать свой подход. ДОМИНИРУЮЩИЕ родители часто выражают любовь, устанавливая в доме строгие правила, надеясь таким образом восполнить потребности близких. Для того чтобы стать НАПРАВЛЯЮЩИМ родителем, вам надо понять, что идеала добиться невозможно. Все хотят жить в идеальном мире, но, к сожалению, мир вокруг нас далек от совершенства. Позвольте себе, супругу (или супруге), детям быть несовершенными. Меньше требуйте и командуйте, и тогда вы сможете принять несовершенство близких и научитесь любить их такими, они есть. Если вы снизите планку, то члены семьи перестанут бороться с нереалистичными ожиданиями и, наоборот, в какой-то момент превзойдут ваши ожидания. Первым делом выслушайте ребенка, воспринимая его вопросы не как вызов, а как приглашение к диалогу и поиску взаимопонимания.

Комментарии для ведущего:  Напишите на доске (в нижнем правом секторе):

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО СТИЛЯ:

- Больше слушайте, поддерживайте и проявляйте заботу

- Ослабьте контроль и предоставьте больше свободы.

***

Если ваш результат оказался в верхнем правом секторе (НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТИЛЬ), посмотрите, какой аспект (ПОДДЕРЖКА или КОНТРОЛЬ) у вас выражен слабее или, как вам кажется, требует дополнительных усилий. Подумайте, как можно далее усовершенствовать свой стиль воспитания.

Комментарии для ведущего:  Напишите на доске (верхний правый сектор): 

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ НАПРАВЛЯЮЩЕГО СТИЛЯ:

- Продолжайте гармонично сочетать поддержку и контроль

Основные принципы воспитания без наказания

Воспитывать ребенка можно и без применения наказаний. Обычно родители прибегают к такой мере после того, как не смогли выстроить доверительные отношения с малышом. Чтобы избежать наказаний и при этом найти общий язык с ребенком, придерживайтесь следующих основных принципов.

Признайте уникальность ребенка.

Чувства, желания и потребности ребенка уникальны. Прежде чем ругать малыша за плохое поведение, задумайтесь и попробуйте понять, что стало причиной непослушания. Обычно в основе этого лежат внутренние переживания, детские страхи или волнения ребенка. Постарайтесь найти их причину и попробуйте ее устранить.

Уважайте ценности ребенка.

Необходимо признать личность ребенка, наличие у него ценностей, которые могут не пересекаться с Вашими собственными. Интересуйтесь тем, что любит Ваш малыш, с вниманием относитесь к тому, чем он увлекается, даже если это будут самые незначительные вещи. Важно помнить, что ребенок имеет право на собственное мнение, и, если оно является ошибочным, старайтесь спокойно объяснить ему, в чем он неправ. Благодаря такому подходу у ребенка начнет формироваться собственная система ценностей, он научится анализировать свои мысли и действия.

Осознайте собственные ошибки

Чтобы воспитание ребенка было эффективным, родителям необходимо признавать свои ошибки и понимать, что идеальных людей не существует, и они не являются исключением. Возможно, Вам придется пересмотреть систему претензий, предъявляемых к малышу, отказаться от каких-либо методов. Постарайтесь понять, не слишком ли высоки Ваши требования по отношению к ребенку.

Подавайте хороший пример

С момента рождения малыша родители являются для него своеобразным авторитетом. Постарайтесь передать ребенку свои знания и показать, как правильно общаться и вести себя с другими людьми. Например, Вы с трудом сможете привить малышу любовь к чтению, если он никогда не видел Вас с книгой, и не заставите убраться в комнате, если сами не следите за чистотой в доме. Чтобы научить его уважать взрослых, следите за своим общением с окружающими и за тем, как Вы ведете себя в обществе. Естественное желание ребенка – это подражание своим родителям.

Установите в семье правила

Придумайте список правил, которые будут обязательными для выполнения всеми членами семьи, и постарайтесь объяснить их значение ребенку. Следите, чтобы они не противоречили Вашим собственным действиям или словам. Например, если ребенок должен мыть руки перед едой, значит, это должны делать все. В ином случае противоречия могут дезориентировать малыша и усложнить формирование самоконтроля. Установленные правила необходимо соблюдать не только дома, но и в гостях.

Любите своего ребёнка!

Практическая часть.

  1. Упражнение « Нарисуй свою семью в образах цветов»

  2. Упражнение «Одно из трех»

Для проведения игры нужно отметить три условных места, на каждое место собирается первая, вторая или третья подгруппа. В ходе игры участникам каждый раз придется решать для себя вопрос, к какой из трёх групп они относятся.

Ведущий даёт инструкцию:

«Я предложу вам серию вопросов, которые метафорически описывают ваши особенности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой из предложенных вариантов вам ближе всего, и, в соответствии со своим выбором, займите, пожалуйста, свои места.

Итак, кто вы:

- марш Мендельсона, «Мурка», Венский вальс?

Кто вы:

- Ребёнок, Зрелый человек, Пенсионер. (Речь не идёт о реальном возрасте игрока)

- Первое свидание, помолвка, золотая свадьба?

- Спальня, кухня, рабочий кабинет?

- Палатка, крепость, вилла?

- Обвиняемый, адвокат, прокурор?

Табличка с надписью«Посторонним вход воспрещён»,

 «Скоро вернусь…»«Добро пожаловать».

«С радостью!»«Надо подумать…»«Через мой труп»

Кто ВЫ:

- Прошедшее, настоящее, будущее?

Рефлексия:

Ответ на какой вопрос был наиболее трудным, на какой вопрос было легче всего ответить.

  3. А сейчас для вас упражнение «Ассоциации» 

.Вам надо будет назвать первые возникшие у вас ассоциативные образы.

1. если семья – это постройка, то она….(крепость, шалаш на двоих, квартира)

2. если семья – это цвет, то она…

3. если семья – это музыка, то это…

4. если семья – это геометрическая фигура, то она…

5. если семья – это название фильма, то…

6. если семья – это настроение, то…

 4. Релаксация.

Музыкальная релаксация. Просмотр видеоролика «Счастливая семья».

А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть, расслабиться и подумать о своей семье.

5. Рефлексия.

 Считаете ли  Вы услышанную информацию полезной.  Объясните.

Ваши пожелания.

Семинар-практикум подошел к завершению, благодарю за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта....

Родительское собрание по теме: "Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка"

   Стили воспитания.Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка...

Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка.

Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми...

Методические рекомендации для родителей на тему "«Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Методические рекомендации для родителей на тему: «Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка»...

Консультация: «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Развитие личности ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей. Развитие личности ребенка неразрывно связаны также с...

буклет для родителей "Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка"

Семья – твой шедевр, который ты создаешь собственными рукам!Именно от того, какой тип отношений сложился в семье, зависит характер становления личности ребенка и в дальнейшем его судьба....