Родительское собрание по теме: "Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка"
методическая разработка

Сакара Раушания Нуриахметовна

     Стили воспитания.

Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.

Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям  в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении. Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает  известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче.  Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то, за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований, ребенок не может нормально развиваться, живет в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях, составляют группу риска по развитию неврозов. Важно, чтобы родители понимали, какой стиль воспитания преобладает в их отношениях с ребенком, и сделали для себя какие-то выводы. Поэтому мы сейчас расскажем вам о трех основных стилях воспитания. Потом мы немного поиграем с вами и в конце проведем тест,  который поможет вам окончательно определиться, какого стиля воспитания вы придерживаетесь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoritarnyy_stil.docx20.17 КБ
Файл demokraticheskiy_stil.docx19.13 КБ
Файл stili_vospitaniya_rod_sobranie.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

- Я предлагаю вам рассмотреть другой  стиль воспитания детей — это авторитарный стиль воспитания. Что он из себя представляет?

Этот стиль еще называют «диктаторским», «доминирующим»

- При авторитарном стиле воспитания властные родители полностью подчиняют себе ребенка: подавляют его волю, не считаются с его интересами, жестко пресекают инициативу, требуют безоговорочно выполнять их руководства, соблюдать дисциплину.

Авторитарные родители никогда не идут с ребенком на компромисс, не допускают обсуждения их правил и требований и не считают нужным их обосновывать. То есть родитель изначально прав уже только потому, что он родитель. В таких семьях отсутствуют близкие и теплые взаимоотношения между членами семьи, с детьми родители ведут себя прохладно и отстраненно.

Именно родители при авторитарном стиле воспитания сами выбирают чем будет заниматься ребенок: посещать хоровое пение или учиться в художественной школе, кататься на коньках или ходить на бальные танцы, выбирают с кем дружить и какую одежду он должен носить. Мнения сына или дочери авторитарные родители не учитывают, не спрашивают и не слушают.

- Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

- Что представляют из себя воспитанники авторитарных родителей?

  • Послушные, тихие, робкие, безынициативные.
  • Выполняют просьбы по первому требованию родителей и других взрослых.
  • Стараются хорошо учиться.
  • У них заниженная самооценка, нет уверенности в себе и своих силах.

Далее идет постепенное отдаление от родителей. Зачем делиться с ними своими переживаниями и что-то им рассказывать, если тебя все равно никто не слушает. На арену выходят сверстники! Приближается подростковый период…                                                    

И происходит ВЗРЫВ!

- В тартарары летят моральные устои, навязанные родителями. Их авторитет с астрономической скоростью снижает свои позиции. В семье, так приветствовавшей авторитарный стиль воспитания, становятся частыми конфликты, отчуждение ощущается все сильнее, появляется враждебность к родителям и даже ненависть.

Авторитетом у пассивных, не имеющих своего мнения и не самостоятельных подростков становятся сверстники, и нередко из дурных компаний. Они стремятся на свободу, разрывая на себе оковы родительского давления и контроля, и привязываются к любому, кто его в этом поддержит.

- Что же происходит с ними дальше?

  • Те, что послабее, теряют себя как личность.
  • Не имеют собственных желаний, твердой жизненной позиции.
  • У них отсутствует чувство собственного достоинства.
  • Они становятся полностью ведомыми.
  • Не способны самостоятельно принимать решения, отвечать за выбор,
  • Лишены целеустремленности.

Повзрослев, такие дети всеми способами пытаются вырваться из отчего дома. Например, девушки, не имея твердой жизненной позиции, будучи закомплексованными и лишенными самоуверенности, — в буквальном смысле выскакивают замуж за первого встречного. И этот первый встречный зачастую оказывается диктатором. Как говорится, от чего ушла, к тому и пришла. И она живет и терпит. Почему? Да просто она не знает, что бывает по-другому.

Таким людям практически не видится возможным начать свое дело, открыть бизнес, заняться творчеством. Они не уверены в себе и своих силах, не способны принимать решения и быть самостоятельными. Да, они неплохие исполнители, но лишенные амбиций — годами сидят на одном месте.

Мальчики, чаще всего женятся на женщинах с сильным характером, которые делают их «подкаблучниками». Нередко они становятся алкоголиками и, находясь в состоянии алкогольного опьянения, становятся агрессивными. Правда, в основном только по отношению более слабых людей. Подавляя и унижая слабого, они играют роль сильной самоуверенной личности.

- Более сильные личности становятся деспотичными.

  • У них в более яркой форме, чем в первом варианте выражена ненависть к родителям.
  • Спорные вопросы они решают в агрессивной форме, могут применить силу.
  • Эта группа характеризуется цинизмом, открытой агрессией и деспотизмом.

Они враждебны по отношению к другим людям: хамят, часто применяют физическую силу, постоянно создают конфликтные ситуации.

По отношению к своим детям, они так же используют авторитарный стиль воспитания.

Они не могут долго удержаться на одном месте работы, так как постоянно пытаются доказать всем, что они лучше других. Но доказывают это не целеустремленностью, инициативой и хорошей работой, а «горлопанством», унижениями коллег и т.п.

- Как не допустить авторитарный стиль воспитания на порог своего дома?

  • В первую очередь, нужно открыто показывать свою любовь детям. Обязательно ласкать и обнимать ребенка по нескольку раз в день.
  • Взять за правило ругать ребенка без агрессии, любя. Никогда не говорить малышу, что он «плохой», говорите, что «он плохо поступил». Нельзя ругать при посторонних, а также унижать и оскорблять его.
  • Как можно чаще искренне интересоваться жизнью, проблемами, переживаниями своих детей. Побуждайте их делиться с вами всем, что у них происходит, проявляйте участие, сопереживайте, советуйте, помогайте.
  • Стоит обязательно учитывать его мнение, желания, позицию. Уважать его решения. При разногласиях искать компромисс, вместе обсуждать и принимать решения.
  • Свои правила и запреты стараться объяснять.  Они должны быть понятны детям.
  • Не позволять себе по-медвежьи вторгаться в личное пространство сына или дочери. Входя в его комнату, стучите. Не проверяйте его телефон, личные вещи, не ройтесь на его столе, не подслушивайте телефонные разговоры.
  • Нужно давать подростку право выбора друзей, одежды и т.п. Можно высказать свое мнение, объяснить свою позицию, но запрещать — нельзя.

- Соблюдая эти правила, вы сохраните свой авторитет в глазах ребенка, ваши взаимоотношения будут близкими и доверительными.



Предварительный просмотр:

Демократический стиль воспитания детей в семье.

Для демократического стиля воспитания детей характерно регулярное общение и теплые, дружественные взаимоотношениями между членами семьи. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы, играют с ним на интересные ему темы.

Родители с данным стилем воспитания заботливы, внимательны, последовательны, справедливы и в меру требовательны. При этом они понимают возрастные возможности своего ребенка и не ждут от него невозможного. Они дают ему право выбора и в то же время возлагают на него ответственность. 

Особенности воспитания

Для такого воспитательного стиля характерно то, что взрослые всегда активно интересуются жизнью и учебой ребенка, оказывают ему помощь, а также обсуждают с ним важные вопросы.

При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность.

Каким вырастет ребенок при демократическом стиле воспитания.

Дети из «демократических» семей являются морально устойчивыми, поэтому довольно легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками. У них высокий уровень самооценки и чувства собственного достоинства, хорошо развит самоконтроль и ответственность. Такие дети психически уравновешены, не агрессивны и, как правило, многого добиваются в жизни.


-дети активны, любознательны, самостоятельны,

-они становятся полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей,

 -хорошо учатся в школе,

-они менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

-малыши вырастают ответственными, независимыми, компетентными, уверенными в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.

-дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь.


Последствия воспитания


При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

- Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
- Инициативность и целеустремленность.
- Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
- Способность договариваться, находить компромиссные решения.
- Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Рекомендации

Демократический стиль предполагает уважение установок ребенка и его самого. Поэтому поддерживайте дружеские отношения с малышом, но не увлекайтесь, поддерживайте свой авторитет, чтобы в будущем ребенок смог положиться на вас и довериться вам.


Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Либеральный стиль воспитания детей в семье.

Либеральный стиль воспитания ещё называют попустительским, и, видимо, не зря. Ведь родители в таких семьях практически не занимаются детьми. При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений и запретов. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

 Это не очень хорошо, потому что ребенок может попасть под негативное влияние в будущем и даже поднять руку на родителей. Да и ценностей у таких детей практически нет.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно", что "неправильно". Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Каким вырастит ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием.  Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.  

Последствия
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:
- самостоятельность 
- неспособность к близости и привязанности;
- безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
- мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
- хамство и вседозволенность;
- воровство, враньё, распущенность;
- безответственность, не умение «держать слова».

Рекомендации
- Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
- Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. 
- Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
- Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
- Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. 
- Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка. Посеешь поступок – пожнешь привычку, Посеешь привычку – пожнешь характер, Посеешь характер – пожнешь судьбу! У. Теккерен

Слайд 3

Демократич ны й стиль воспитания Основные характеристики этого стиля: - взаимоприятие ; - взаимоориентация .

Слайд 4

Особенности воспитания - глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения; - интерес жизнью ребенка; - активная роль ребенка в семье; - положительное отношение к ребенку; - адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач; - умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Слайд 5

Каким вырастит ребёнок при демократичном стиле семейного воспитания -дети активны, любознательны, самостоятельны, -они становятся полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей, -хорошо учатся в школе, -они менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми. -малыши вырастают ответственными, независимыми, компетентными, уверенными в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни. -дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь.

Слайд 6

Последствия демократичного стиля воспитания При демократичном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны: - Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. - Инициативность и целеустремленность. - Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими. - Способность договариваться, находить компромиссные решения. - Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Слайд 7

Рекомендации для родителей Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими! Спасибо за внимание!

Слайд 8

«Авторитарный стиль воспитания» Prezentacii.com Девиз воспитания : «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

Слайд 9

Особенности воспитания полное подчинение; подавление воли ребенка; не признание его прав; жесткий контроль; безоговорочное выполнение требований; вторжение в личное пространство ребенка, решение за ребенка, что ему лучше, отсутствие интереса к мнению ребенка; наказание за неудачи.

Слайд 10

Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

Слайд 11

Что представляют из себя воспитанники авторитарных родителей? - Послушные, тихие, робкие, безынициативные. - Выполняют просьбы по первому требованию родителей и других взрослых. - Стараются хорошо учиться. - У них заниженная самооценка, нет уверенности в себе и своих силах. - Далее идет постепенное отдаление от родителей. Зачем делиться с ними своими переживаниями и что-то им рассказывать, если тебя все равно никто не слушает. На арену выходят сверстники! Приближается подростковый период… И происходит ВЗРЫВ!

Слайд 12

Последствия воспитания В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми».

Слайд 13

I вариант развитие слабой жизненной позиции, потеря себя, как личности; потеря чувства собственного достоинства; потеря способности принимать решения, отвечать за выбор; потеря собственных желаний («Чего же Я хочу?»); лишение целеустремленности

Слайд 14

II вариант развитие деспотической личности: ненависть к родителям; решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав); грубое, циничное и хамское поведение и отношение к окружающим; повышенная агрессивность и конфликтность.

Слайд 15

Рекомендации - Нужно открыто показывать свою любовь к детям; - Учитывать позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место! - Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа. - Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном. - Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком). - Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям.

Слайд 16

- Возьмите за правило ругать ребенка без агрессии, любя. - Никогда не говорить малышу, что он «плохой», говорите, что «он поступил плохо». - Нельзя ругать при посторонних, а также унижать и оскорблять его. - Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было. - Необходимо оставлять за ребенком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д. - Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. - Станьте терпимее к недостаткам ребенка. - Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре

Слайд 17

Соблюдая эти правила, вы сохраните свой авторитет в глазах ребенка, ваши взаимоотношения будут близкими и доверительными. Спасибо за внимание!

Слайд 18

Ребенок предоставлен самому себе. Либеральный стиль воспитания.

Слайд 19

Особенности воспитания при этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений, родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Слайд 20

Каким вырастит ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания - дети эгоистичны, конфликтны, постоянно недовольным окружающими людьми, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоциональные прочные связи. -в школе частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам. - ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. - не умение контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. - неспособность противостоять жизненным проблемам, - не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства.

Слайд 21

Последствия либерального стиля воспитания При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности: 1 вариант -личность «без тормозов» и «без запретов»: - хамство и вседозволенность; - воровство, враньё, распущенность; - безответственность, не умение «держать слова».

Слайд 22

2 вариант – свободный, но безучастный: - самостоятельность - неспособность к близости и привязанности; - безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно») - отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать; - мало «душевного тепла».

Слайд 23

Рекомендации для родителей - Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение. - Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. - Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания. - Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи. - Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. - Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

Слайд 24

КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ? Многое зависит от стиля общения и воспитания, который выбирают родители. Можете проверить, какой стиль характерен для вас.

Слайд 25

1. Считаете ли вы, что ребенок должен: А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что происходит с ним и вокруг него; Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться; В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

Слайд 26

2 . Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие и без разрешения, то вы: А ) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и извиниться. Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять правильное решение; В) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;

Слайд 27

3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его просили А ) примете как должное и скажете: «Всегда бы так». Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось; В) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о том, какой он у вас молодец;

Слайд 28

4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы поступите? А) заставите ребенка исправить свою ошибку; Б) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь историю о том, как невежливость мешает нам жить. В) не обратите на это внимания;

Слайд 29

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете делать? А ) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание; Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь; В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

Слайд 30

6.Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком: А ) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его; Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка; В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять процессом его развития практически невозможно, так что главная забота родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

Слайд 31

7. C каким из утверждений вы полностью согласны: А ) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно обучать и воспитывать; Б) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно бережно и предельно тактично. В) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций;

Слайд 32

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка: А) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с родителями. Б) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности; В) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и воспитания;

Слайд 33

9 . Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия: А) заставили бы выполнить работу; Б) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы было интересно решать. В) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо;

Слайд 34

10. C каким из утверждений вы полностью согласны: А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем; Б) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие. В) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь пожалеет об этом;